2. Международное патентное право
§ 632. Разновидностями "патентных" прав, а точнее так называемых прав промышленной собственности являются патенты, товарные марки (знаки), промышленные образцы*(41), полезные модели*(42), технические чертежи, географические наименования места происхождения, топологии интегральных микросхем, конфиденциальная информация ("ноу-хау") и т.п.
Основными многосторонними соглашениями в области промышленной собственности являются нижеследующие.
§ 633. Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 г., она является правовой базой Парижского союза по охране промышленной собственности. Административные функции Союза выполняет ВОИС. В Союзе участвует около 150 государств. Конвенция многократно пересматривалась (1990, 1911, 1925, 1934, 1958, 1967 гг.) и для разных стран-участниц действует в разных редакциях. Россия, а ранее СССР, участвует с 1965 г. во всех редакциях.
В основу Парижской конвенции положен принцип национального режима. Физические и юридические лица любой страны-члена Парижского союза могут пользоваться в любой другой стране Союза такой же защитой объектов промышленной собственности, охраняемой в рамках Союза (в частности, изобретения, промышленные образцы, торговые марки), которая предоставляется для национальных лиц. Однако Конвенция не предусматривает действия единого международного патента единого международного товарного знака.
§ 634. Главным средством содействия в обеспечении прав изобретателей, пользователей товарными знаками, промышленными образцами - является правило о конвенционном приоритете. Это правило означает признание преимущественного права регистрации изобретений, промышленных образцов, товарных знаков в течение определенного срока от даты заявки на патент (товарный знак, промышленный образец) во всех странах Союза за лицом, которое первым сделало заявку в одной из стран Союза. Для патентов конвенционный приоритет - один год, для товарных знаков и промышленных образцов - полгода. В течение этого срока первичный заявитель пользуется приоритетным правом регистрации своего права во всех странах Союза. Таким образом, обеспечивается за первичным заявителем важнейшее требование при регистрации - требование новизны.
Материально-правовых норм охраны промышленной собственности в Парижской конвенции немного, в том числе: обязательность реального осуществления изобретения; возможность беспрепятственного использования запатентованных изобретений на средствах транспорта.
§ 635. Вашингтонский договор о патентной кооперации (Patent Cooperation Treaty - PCT) 1970 г. с участием около 100 государств (действует для СССР, затем - России с 1977 г.). Административно Договор обслуживается ВОИС. Согласно РСТ в жизнь введена международная заявка на патент. Такая заявка подается в один из международных поисковых органов (один из них - Патентное ведомство России), который осуществляет документальный поиск по определению существующего уровня техники, что важно для определения дальнейшей патентоспособности изобретения. По желанию заявителя может быть проведена международная предварительная экспертиза относительно главных общепризнаваемых критериев изобретения: новизны, изобретательного уровня (неочевидности) и промышленной применимости (полезности). Результаты экспертизы могут быть направлены в патентные ведомства стран, где заявитель желает получить патент, и на основании такой экспертизы национальное ведомство может выдать искомый патент. Таким образом существенно облегчается патентование параллельно в нескольких странах, причем сокращаются затраты.
§ 636. Конвенция (Союз) по охране новых сортов растений (Union for the Protection of New Varieties of Plants - UPOV) имеет целью обеспечение прав селекционеров на новые разновидности растений. Действует принцип национального режима для стран-участниц. При этом в Конвенции содержатся детальные правила и условия предоставления защиты, включая право приоритета.
§ 637. Будапештский договор о международном признании депонирования микроорганизмов для целей патентования. В случаях создания нового микроорганизма ( иного биологического материала) нового использования микроорганизма недостаточно обычно письменного описания для раскрытия изобретения, но требуется депозит образца микроорганизма. Чтобы не представлять образцы в депозит в каждой из стран, где предполагается патентование, Конвенция предусматривает возможность депозита в одном из "международных депозитных органов" стран-участниц. Административно договор обслуживает ВОИС.
***
Системы UPOV и Будапештского договора относятся к так называемым "биотехнологическим изобретениям".
§ 638. Страсбургское соглашение (и Союз) о международной патентной классификации 1971 г. (IPC). Союз ведет постоянно пересматриваемый и дополняемых классификатор из 7 разделов и около 71 тысячи подразделов. Символы IPC (из арабских цифр и латинских букв) должны указываться во всей официальной патентной документации стран-участниц. Классификация используется примерно в 100 странах и в рамках Договора о патентной кооперации (РСТ). Союз административно обслуживается ВОИС.
§ 639. Гаагское соглашение 1925 г. (и Союз) с изменениями и дополнениями (Лондон - 1934 г., Гаага - 1960 г., Монако - 1961 г., Стокгольм - 1967 г. и Женева - 1999 г.) о международном депонировании промышленных образцов. Административно обслуживается ВОИС.
По Соглашению может быть осуществлен международный депозит промышленного образца в Международном бюро ВОИС непосредственно через национальные ведомства по охране промышленной собственности стран-участниц. Такой депозит имеет эффект соблюдения формальностей, требующихся национальным законодательством соответствующей страны-участницы. ВОИС публикует в периодических бюллетенях репродукции промышленных образцов. Срок охраны промышленных образцов по Соглашению - 5 лет с правом продления на 10 лет с даты международного депозита.
§ 640. Локарнское соглашение (и Союз) об учреждении международной классификации промышленных образцов 1968 г. устанавливает соответствующие классификационные символы, которые должны указываться в официальной документации стран-участниц. Административно Союз обслуживается ВОИС.
§ 641. Мадридское Соглашение 1891 г. с дополнительным Мадридским протоколом 1989 г. о международной регистрации знаков (торговых и сервисных) с участием около 50 государств (действует для СССР, затем - России, с 1976 г.). Создан Мадридский союз, обслуживаемый Международным бюро ВОИС в Женеве. Подателем заявки о регистрации марки*(43) в Международном бюро может быть гражданин, резидент, лицо, имеющее реальное и действующее промышленное коммерческое предприятие в одном из государств Союза; при этом необходима предварительная регистрация марки в стране происхождения. Заявки подаются на английском и французском языках. После регистрации марки в Международном бюро она защищается во всех странах-участницах Союза. Действие защиты может возобновляться каждые 20 лет.
§ 642. Следует попутно заметить, что от торговых (и сервисных) марок (знаков) следует отличать так называемые торговые наименования, служащие для идентификации не товаров (сервиса), но предприятия. В международно-правовом контексте они защищаются, только если зарегистрированы в качестве торговых марок. В национальном правопорядке торговые наименования могут охраняться посредством регистрации наименований предприятия, а также в силу законодательства о недобросовестной конкуренции.
§ 643. Ниццкое соглашение (Союз) о классификации товаров и услуг для регистрации торговых и сервисных марок в соответствии с принятыми символами и классами, используемыми в официальной документации. Союз административно обслуживается ВОИС.
§ 644. Венское соглашение (Союз) о классификации для марок, представляющих собой включающих в себя фигурные элементы, в соответствии с принятыми символами и классами, используемыми в официальной документации. Союз административно обслуживается ВОИС.
§ 645. Мадридское соглашение 1891 г. относительно пресечения ложных искаженных обозначений происхождения товаров предусматривает, что товары, имеющие фальшивое обманное наименование страны места происхождения, должны конфисковываться при импорте импорт их должен запрещаться, а также иные санкции, связанные с импортом таких товаров. При этом оговариваются условия и способы конфискации. Запрещаются продажа, выставка и предложение к продаже товаров, способных ввести в обман публику, что касается происхождения товара.
§ 646. Лиссабонское соглашение (Союз) об охране наименований мест происхождения и их международной регистрации 1958 г. обеспечивает регистрацию наименований происхождения в Международном бюро ВОИС в Женеве по обращениям органов заинтересованных стран-участниц. Бюро информирует о регистрации другие страны-участницы, и они должны защищать международно зарегистрированные наименования в течение сроков защиты в стране происхождения.
***
Кроме названных выше международных многосторонних соглашений универсальной направленности существуют важного значения региональные соглашения и учреждения по охране промышленной собственности.
§ 647. Евразийская патентная конвенция 1994 г. с участием девяти стран СНГ (Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан) открыта для государств-членов ООН, входящих в Парижский союз и в РСТ. На основе Конвенции созданы Евразийская патентная организация с Административным советом и Евразийским патентным ведомством в Москве. Официальный язык - русский. Ведомство выдает евразийский патент на изобретения, действующий на территории всех стран-участниц. Выдача его обусловлена соответствием материально-правовым нормам, содержащимся в Конвенции, включая требования новизны, изобретательского уровня и промышленной применимости. Срок действия евразийского патента 20 лет с даты подачи заявки. Процедурные нормы Конвенции обусловливают подачу заявок через национальные патентные ведомства стран-участниц непосредственно в Евразийское патентное ведомство.
Право выдачи национальных патентов в странах-участницах Конвенции не ограничивается.
§ 648. Мюнхенская европейская патентная конвенция 1973 г. и созданная на ее основе Европейская патентная организация - ЕРО (ЕПО) предусматривает возможность для любых лиц, независимо от страны, получать патент на изобретения с действием в тех странах-участницах, в которых заявитель пожелает, путем подачи заявки в Европейское патентное ведомство в Мюнхене в его отделение в Гааге. "Европейский патент" по существу представляет собой как бы "букет" национальных патентов. В странах-участницах, в отношении которых европейский патент выдан, предоставляются те же самые права, которые действуют по национальному патенту. Официальные языки - английский, немецкий и французский.
В Евросоюзе проводится работа в рамках специальной Конвенции 1975 г. в направлении создания единого патента Евросоюза в координации с Европейской патентной организацией. Тесные координационные связи установлены также между ЕПО и патентными ведомствами США и Японии.
§ 649. Африканская региональная организация промышленной собственности (AРИПО). По аналогии с Европейской патентной организацией получить патент АРИПО (г. Хараре в Зимбабве) может лицо из любой страны. Патент АРИПО представляет собой "букет" национальных патентов тех стран-участниц АРИПО, где испрошена была защита; то же действует и в отношении промышленных образцов и торговых марок.
§ 650. Африканская организация интеллектуальной собственности - ОАПИ (г. Яунде в Камеруне) предоставляет патенты и охрану полезных моделей, в том числе заявителям из неучаствующих стран.
§ 651. Орган гармонизации внутреннего рынка (Office for Harmonization in the Internal Market - OHIM). В OHIM могут быть зарегистрированы торговые марки и промышленные образцы с действием во всех странах Евросоюза. Эта регистрация альтернативна в отношении национальной регистрации. Заявки могут подавать граждане, лица домицрованные, имеющие реальное и действующее промышленное коммерческое заведение в Евросоюзе, а также лица из стран Парижского союза из стран-членов ВТО.
***
В странах Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды и Люксембург) также созданы единые Центры для регистрации и защиты промышленных образцов и торговых марок.
- Глава I. Генезис и философия международного экономического права
- 1. Предпосылки возникновения и смысл международного экономического права
- § 5. Что же все-таки произошло в XX в.? Случилось, в частности, три важных изменения.
- § 6. Общая торгово-политическая доминанта, базирующаяся на экономическом процессе, потребовала и общего правового ее оформления в виде современного международного экономического права.
- 2. Либерализм против протекционизма
- § 11. Но либерализм либерализму - рознь. В теоретическом аспекте есть все основания для того, чтобы различать прежде всего интровертный либерализм и экстравертный либерализм.
- 3. Становление современных правовых форм международного торгово-экономического регулирования
- 4. Глобализм
- 5. Неоглобализм и панамериканизм
- 6. Пороки неоглобализации
- § 38. Глобализация сама по себе - это не добро и не зло. Это - объективный процесс, но это и политика управления этим процессом.
- 7. Неоглобализация и международное экономическое право
- § 52. В то же время видится определенная связь между отмеченными интересами стран Севера и некоторыми новациями в международном праве, имевшими место как раз в 60-70-е гг.
- Глава II. Понятие международного экономического права и его систематика
- 1. Понятие международного публичного права и международного экономического права. Предмет и определение международного экономического права
- 2. Правовая доктрина международного экономического права
- 3. Соотношение международного экономического права и международного частного права
- 4. Международное экономическое право в системе права
- 5. Система международного экономического права
- § 84. Что же остается в сфере иных "экономических" отношений, кроме торговых?
- § 85. Таким образом, очевидно, в принципе любые экономические отношения, во-первых, торговые в узком смысле слова, прямо, косвенно обслуживающие торговлю. Во-вторых, это отношения имущественные.
- § 87. С учетом сказанного выше научная система мэп в настоящем курсе выглядит суммарно следующим образом.
- Глава IV. Источники международного экономического права
- 1. Сущность и особенности источников международного экономического права
- § 149. При оценке такого подхода, на наш взгляд, надежным представляется отправляться от базисных положений классической теории права, а именно:
- 2. Концепция рекомендательной нормы международного права и понятие "мягкого права"
- 3. Международный договор - основной источник международного экономического права
- Многосторонние международные торгово-экономические договоры
- § 157. В современном мире центр тяжести постепенно смещается в сторону многостороннего экономического сотрудничества. Это относится и к его договорному оформлению.
- Двусторонние международные торгово-экономические договоры
- § 170. Во второй половине XX в. Широкое применение получ двусторонние (редко - многосторонние) Соглашения о поощрении и защите инвестиций (иначе - капиталовложений).
- 4. Решения межправительственных организаций
- § 177. Порядок принятия решений также может быть различным:
- 5. Решения межгосударственных экономических конференций
- 6. Международный обычай
- 7. Общие принципы права и вспомогательные источники международного экономического права
- 8. Национальные нормы экстратерриториального действия
- 9. Принципы международного права
- 10. Специальные принципы международного экономического права
- Принцип (режим) недискриминации (nondiscrimination)
- Принцип (режим) наиболее благоприятствуемой нации (наибольшего благоприятствования) (most favored nation)
- § 191. Исторически в практике международных отношений оговорка (клаузула) о наибольшем благоприятствовании использовалась в двух различных подходах:
- § 194. Практически общепринятыми, но тем не менее почти неукоснительно обычно включаемыми в договоры исключениями из действия оговорки о наибольшем благоприятствовании являются:
- Принцип национального режима (national treatment)
- Принцип (режим) взаимной выгоды
- § 199. Принцип взаимной выгоды сопрягается иногда в доктрине с "международно-правовым принципом взаимности".
- Принцип (режим) преференциальности
- § 202. Нетрудно видеть, что практически оборотная сторона преференциальности (для одних) есть дискриминация (для других).
- Глава V. Организация экономического сотрудничества на универсальном уровне
- 1. Организация международного экономического сотрудничества в рамках системы оон
- Экономическое сотрудничество в оон на универсальном уровне как по субъектам (ratione personae), так и по объектам (ratione materiae)
- Экономическое сотрудничество в оон универсальное по объектам (ratione materiae) и региональное по субъектам (ratione personae)
- § 212. На региональном уровне экономическое сотрудничество проводится в пяти региональных комиссиях оон под эгидой экосос, образованных и руководимых Экономическим и Социальным Советом:
- Экономическое сотрудничество в оон универсальное по субъектам (ratione personae) и отраслевое по объектам (ratione materiae)
- § 218. Среди такого рода специализированных учреждений следует назвать следующие.
- 2. Организация международного экономического сотрудничества вне рамок оон
- Глава VI. Регулирование экономического сотрудничества на региональном уровне
- 1. Экономическое сотрудничество стран-членов Содружества Независимых Государств (снг) Возникновение и правовая база снг
- § 225. Но все же не от сша, во всяком случае юридически, зависело формирование снг и эффективность сотрудничества в нем.
- Эволюция экономического сотрудничества стран снг
- § 243. Новым направлением явилось подписанное в сентябре 2003 г. Соглашение о создании Единого экономического пространства (еэп) России, Белоруссии, Казахстана и Украины.
- 2. Европейский союз
- Правовые формы международных экономических связей Евросоюза
- § 258. С 1975 г. И далее заключаются на пятилетние и более сроки Ломейские конвенции с участием всех стран Евросоюза и 46 развивающихся стран. Принципы и условия сотрудничества включают:
- Россия и Евросоюз
- 3. Иные формы международно-правового регулирования регионального экономического сотрудничества
- 4. Регионализм глобализм?
- § 273. Оба эти явления: регионализм и глобализм - имеют много общего, но и много отличного.
- Глава VII. Понятие международной торговли и формы ее регулирования
- 1. Понятие торговли и международного торгового права
- 2. Международно-правовые формы регулирования торгового сотрудничества между государствами Генеральное соглашение по тарифам и торговле (гатт)
- § 280. Снижение таможенных тарифов происходило в ходе периодически созываемых тарифных конференций, так называемых "раундов", которые происход:
- Исключения из общего режима гатт
- Результаты Уругвайского раунда гатт
- Всемирная торговая организация (вто)
- § 292. Особо скрупулезно регулируются в Соглашении об учреждении вто вопросы присоединения к нему, что наглядно иллюстрирует по сути закрытость этой организации.
- Основные принципы гатт/вто
- 3. Международная торговая палата (мтп)
- Глава VIII. Международная торговля товарами
- 1. Международно-правовое регулирование торговли товарами таможенно-тарифными мерами
- Международное таможенно-тарифное сотрудничество на универсальном уровне вне гатт/вто
- § 309. Правильная оценка товара, являющаяся базой определения ставки адвалерной таможенной пошлины, важный элемент избежания при этом ошибок и злоупотреблений.
- Антидемпинговые меры в гатт
- 2. Международно-правовое регулирование торговли товарами нетарифными мерами Нетарифные торговые ограничения
- Количественные ограничения
- Лицензирование
- "Добровольные" ограничения экспорта
- Защитные меры (пошлины)
- Субсидии и компенсационные меры (пошлины)
- § 328. Субсидии не запрещаются тотально. Но допустимы лишь если не ущемляют интересы других стран. Соответственно Соглашение разделяет субсидии на несколько категорий:
- Технические барьеры в торговле
- § 329. Под техническими барьерами в торговле понимаются нетарифного характера разнообразные условия и требования, распространяющиеся на ввозимые товары. Это могут быть:
- Санитарные и фитосанитарные меры
- Предотгрузочная инспекция экспортируемых товаров
- Определение места происхождения товара
- 3. Международно-правовое регулирование торговли особыми группами товаров Торговля сельскохозяйственными товарами
- Аграрное регулирование в вто
- § 346. Экспортные субсидии в принципе полностью не запрещаются, они подразделяются на два вида:
- Международно-правовые формы многостороннего регулирования мировых рынков сырьевых товаров
- § 349. Соответствующая практическая работа организационно осуществляется в различных межправительственных институционных формах:
- § 350. Товарные соглашения подразделяются на три основных вида.
- Торговля текстильными товарами и готовой одеждой
- Международный контроль трансферов товаров и технологий военного назначения
- § 362. Международное сотрудничество возможно как в целях развития, так, увы, и ограничения торговли.
- Глава IX. Международная торговля услугами
- 1. Понятие услуги и особенности международного рынка услуг
- 2. Генезис правового регулирования международного рынка услуг
- § 369. Для генезиса международно-правового урегулирования рынка услуг характерно:
- 3. Генеральное соглашение по торговле услугами (гатс) Общие основы гатс
- Основные права и обязанности государств по гатс
- § 381. Статья VI гатс содержит принципы применения национальных правовых норм регулирования услуг:
- 4. Международно-правовое регулирование отдельных секторов услуг
- 5. Международно-правовое регулирование экономических отношений в области транспорта Морской транспорт
- § 393. Международная конвенция по унификации некоторых правил, касающихся коносаментов (Гаагские правила). Принята в Брюсселе, 1924 г., с изменениями 1968 г. (Правила Висби).
- Речной транспорт
- § 397. Внутренний речной транспорт, его регулирование, естественно, дело каждого отдельного государства. Международные же проблемы возникают с речным транспортом по так называемым международным рекам.
- § 403. Коммерческие перевозки воздушным транспортом включают перевозки пассажиров, их багажа, грузов и почты. При этом выработано семь так называемых "свобод воздуха" (г.П. Жуков):
- Железнодорожный транспорт
- Автодорожный транспорт
- § 414. С участием Союза и под эгидой еэк оон разработаны были также (иллюстративный перечень):
- Трубопроводный транспорт
- Услуги, не связанные с определенными видами транспорта
- 6. Услуги в области связи и коммуникаций
- Телекоммуникационные услуги (дальней связи) и вто
- 7. Регулирование международной торговли финансовыми услугами в вто
- 8. Регулирование международного рынка трудовых услуг
- § 429. Методологически необходимо прежде всего разделить: во-первых, так называемое международное трудовое право и, во-вторых, правовое регулирование международного рынка трудовых услуг.
- § 436. Универсальный международно-правовой режим трансграничных переходов людей (в любом их качестве) отсутствует.
- Глава X. Валютно-финансовое регулирование в международной торговле (международное валютно-финансовое право)
- 1. Деньги как объект и инструмент международной торговли
- § 442. Международно-правовое регулирование валютно-финансовых отношений в части, связанной в основном с обеспечением международных торговых сделок, включает:
- 2. Международное валютное право
- Институционные основы Бреттон-Вудской валютно-финансовой системы
- § 451. Практически основные цели для мвф:
- Режим валютной системы мвф
- Функции мвф по оказанию финансовой помощи государствам-членам
- Формирование финансовых ресурсов мвф
- Правовые формы предоставляемой Фондом странам-членам финансовой помощи
- Специальные права заимствования (Special drawing rights - sdr)
- Основные достижения и задачи совершенствования системы мвф
- 3. Правовое регулирование международных кредитных отношений
- § 485. Виды, формы и способы кредитов многообразны.
- § 487. Новое "дыхание" получ и такие традиционные заемные (и платежные) инструменты, как векселя и чеки.
- Публично-правовые международные кредитные отношения
- § 499. Еще одним дочерним предприятием мбрр (тоже по сути финансовым) является созданное в 1988 г. Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (miga), о котором подробнее см. § 724-728.
- § 507. Существует три основных способа урегулирования неблагополучных долговых обязательств (кроме, разумеется, оплаты их полностью и в срок):
- 4. Правовое регулирование международных платежей и расчетов
- Глава XI. Унификация и гармонизация торгового права
- 1. Понятие международной унификации и гармонизации
- 2. Международные учреждения, призванные разрабатывать унификационные и гармонизационные документы
- 3. Классификация методов унификации и гармонизации а. Правовые методы
- А.1. Двух- и многосторонняя облигаторная унификация
- А.2. Односторонняя факультативная унификация
- А.3. Односторонняя факультативная гармонизация
- § 542. Метод разработки так называемых типовых (модельных) законов был применен впервые юнситрал и получил широкое признание со стороны государств. В юнситрал разработаны были типовые законы:
- Б. Неправовые методы
- § 548. Апологетика контрактуализации абстрагируется от двух исключительно важных обстоятельств:
- Б.1. Разработка на межгосударственном уровне факультативных принципов, правил, общих условий поставки и т.П. Документов для использования в международном частном торговом обороте
- § 556. В мтп (в ее Комиссии по коммерческой деятельности) (§ 301-302), что касается гармонизации частного права международной торговли, были разработаны:
- Глава XII. Нарушения и ограничения международных торгово-экономических отношений
- 1. Недобросовестная и противоправная коммерческая практика (конкуренция)
- Ограничительная деловая практика
- Коррупция во внешнеэкономической деятельности
- Трансграничные финансовые правонарушения
- 2. Нарушения ограничения правового режима международных торгово-экономических отношений на государственном уровне
- § 579. Что касается эмбарго (блокады, бойкота), вводимых на основе решений Совета Безопасности, примеров накопилось немало. В том числе:
- 3. Современные средства перманентной торгово-экономической войны
- Злоупотребления правомерными средствами защиты национальной экономики
- § 587. Лишение "непослушных" государств финансовой и военной помощи - давно испытанный и эффективный инструмент политики сша, пускаемый в ход в качестве самого весомого "аргумента".
- 4. Торгово-экономическая дискриминация России с политической подоплекой
- Глава XIII. Режим межгосударственных имущественных отношений
- 1. Государственная территориальная собственность
- 2. Морские международные имущественные права
- § 614. Наглядной иллюстрацией среди множества других, особенно в том числе Конвенции 1982 г. По морскому праву, могут служить (иллюстративный перечень):
- 3. Международный режим "общего наследия человечества"
- Режим международного района (Район) морского дна
- Антарктика
- Проблемы экологической охраны общего планетарного имущества
- Глава XIV. Международное право интеллектуальной собственности
- 1. Понятие международного права интеллектуальной собственности
- 2. Международное патентное право
- 3. Международное авторское право
- § 656. Отличиями Всемирной конвенции от Бернской, в частности, являются следующие:
- § 657. Другие многосторонние конвенции по авторским правам:
- 4. Международно-правовая комплексная охрана интеллектуальной собственности
- Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности - трипс (Agreement on Trade-Related Aspects of Intellectual Property Rights Including Trade in Counterfeit Goods - trips)
- § 662. Соглашение трипс, подписанное в 1994 г., входит в состав Марракешского пакета Уругвайского раунда и, таким образом, обязательно для всех стран-членов вто.
- Глава XV. Международное инвестиционное право
- 1. Понятие международного инвестиционного права
- § 677. По существу инвестиционное право есть воплощение, реализация права собственности в широком смысле этого понятия. Особенности международного инвестиционного права следующие.
- 2. Поиск базовых правовых основ инвестирования за рубежом
- 3. Соглашения о поощрении и защите инвестиций (спзи)
- Модели двусторонних соглашений о поощрении и защите инвестиций
- § 708. Специфическими "стандартами", регулирующими режим инвестиций под крышей спзи, считаются следующие:
- 4. Проблемы "политических" рисков для иностранных инвестиций
- 5. Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (мига)
- § 724. Мига, хотя и входит в систему мбрр, обладает юридической и финансовой независимостью.
- § 726. Непосредственно Агентством при его участии осуществляются гарантии двух видов:
- § 727. Важно, что в Сеульской конвенции приводится перечень некоммерческих рисков, которые подлежат страхованию:
- 6. Соглашение о торговых аспектах инвестиционных мер (тримс) (Agreement on Trade-Related Investment Measures - trims)
- § 730. По своему правовому статусу тримс - Соглашение в рамках Марракешского пакета, следовательно, обязательное для всех стран-членов вто.
- Глава XVI. Проблемы урегулирования международного режима транснациональных корпораций (тнк)
- 1. Понятие и задачи регулирования деятельности тнк
- 2. Тнк и финансово-промышленные группы (фпг) в снг
- 3. Правовой статус тнк
- Глава XVII. Регулирование международных налоговых отношений (международное налоговое право)
- 1. Регулирование проблем двойного налогообложения
- § 753. В большинстве соглашений (в том числе российских) об избежании двойного налогообложения для определения государства, в котором должны уплачиваться налоги, в основу положено два принципа:
- 2. Правовое обеспечение благоприятного режима налогообложения за рубежом для отечественных физических и юридических лиц
- Глава XVIII. Урегулирование публично-правовых экономических споров
- 1. Понятие международного экономического процессуального права
- 2. Общие для международного публичного процессуального права средства урегулирования межгосударственных споров, включая экономические
- § 767. Основным обычно используемым средством разрешения споров являются непосредственные переговоры между самими спорящими сторонами.
- Международные третейские суды, арбитражи
- Международная судебная процедура
- 3. Урегулирование межгосударственных споров отраслевого экономического характера Система урегулирования межгосударственных торговых споров в рамках вто
- § 775. Порядок урегулирования споров состоит из следующих последовательных стадий.
- Международный трибунал по морскому праву
- Урегулирование споров по Конвенции о международной гражданской авиации 1944 г.
- Урегулирование международно-правовых споров в рамках Сеульской конвенции 1985 г. Об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (мига)
- 4. Урегулирование межгосударственных экономических споров на региональном (интеграционном) уровне
- Суд Европейского союза
- § 787. Суд в настоящее время имеет 2 инстанции.
- Экономический суд снг
- Глава XIX. Международно-правовое обеспечение урегулирования частноправовых споров
- 1. Киевское соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности
- 2. Международно-правовое урегулирование "диагональных" экономических споров (между государствами и иностраннымцами)
- Вашингтонская конвенция 1965 г. (и другие соглашения) о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами
- 3. Международно-правовое содействие арбитражному урегулированию частноправовых споров
- § 809. Содействие арбитражному методу урегулирования международных частно-правовых споров содержится и в ряде международно-правовых актов, в том числе с факультативной правовой силой:
- 4. Признание и исполнение иностранных судебных решений и исполнение судебных поручений
- § 813. Признание и исполнение решений иностранных судов регулируется следующими международными соглашениями:
- § 814. Исполнение судебных поручений в международно-правовом порядке может осуществляться согласно сложившейся практике следующими способами:
- § 816. Международно-правовые отношения России с другими странами в части взаимного исполнения судебных поручений зиждутся:
- 5. Удостоверение (легализация) документов для зарубежного применения
- Заключение
- § 823. На наш взгляд, в ходе болезни роста международного экономического права подстерегают две опасности.