2.2 Мобильность труда и международная миграция рабочей силы
Трудовые ресурсы – основа развития экономики любой страны и мира в целом.
Рабочая сила (способность человека к труду, свидетельствующая о его физических, духовных возможностях, используемых в трудовой деятельности; запас физической и умственной энергии человека; возможность и способность осуществлять трудовую деятельность) – предмет купли-продажи на рынке труда. Качество рабочей силы зависит от ряда факторов:
физических и психологических качеств человека;
здоровья работника и его семьи (инфекции, голода);
уровня общего и специального образования, способности осваивать новое, находить решение в непредсказуемой ситуации (один год дополнительного образования увеличивает ВВП на 3 %);
накопленного производственного опыта;
уровня развития культуры.
Занятость и безработица. Безработные – лица, не имеющие работы, активно ищущие ее и готовые начать работать в течение определенного периода.
Международная миграция рабочей силы – перемещение трудовых ресурсов из одной страны в другую с целью трудоустройства на более выгодных условиях, чем в стране происхождения.
Мотивы миграции:
экономические: различные уровни экономического развития стран (национальные различия в заработной плате, состояние национального рынка труда; в развивающихся странах – хроническая безработица; функционирование ТНК и вывоз капитала; структурная перестройка экономики; НТП; рост потребности в квалифицированной рабочей силе);
политические;
этнические (воссоединение с исторической родиной);
религиозные;
экологические;
образовательно-культурные;
психологические;
семейные и т. д.
Существует множество теорий, объясняющих миграцию: классики (Е. Равенштайн, А. Люис, Г. Ранис) и неоклассики (Дж. Харрис, М. Тодаро) утверждают, что чаще всего из сельских районов мигрируют в урбанизированные (с большей долей безработицы), исходя из индивидуальных представлений о благополучии, а не из фактического положения вещей. Исторические и структурные концепции объясняют миграцию политическим и экономическим неравенством субъектов, когда более сильные государства определяют направленность миграции в выгодном им направлении; важностью этнических и семейных связей между мигрантами; госрегулированием. Миграция оказывает многостороннее воздействие на страны-доноры и на принимающие страны.
К миграции относят:
эмиграцию – выезд из страны на постоянное место жительства;
иммиграцию – въезд в страну на постоянное место жительства;
репатриацию – возвращение в страну происхождения ранее выехавших из нее граждан;
миграционное сальдо – разность иммиграции и эмиграции;
утечку мозгов – международную миграцию высококвалифицированных кадров.
Виды миграции:
безвозвратная (как правило, межконтинентальная);
временно-постоянная (1–6 лет) – внутриконтинентальная;
сезонная (ежегодные поездки на заработки);
маятниковая (ежедневный, еженедельный переезд для работы в соседнюю страну).
Основные категории международных мигрантов:
иммигранты, легально допущенные в страну (пик – 80–90-е гг.);
работники – мигранты по контракту (25 млн человек к концу 90-х гг.), обычно они получают меньше, чем местные, но больше, чем в собственной стране. Страны Ближнего Востока и Европы активно привлекают контрактников из Азии;
нелегальные иммигранты (30 млн). Проникают в промышленно развитые страны нелегально либо с просроченными визами – «синие воротнички»;
лица, просящие убежища (1 млн);
беженцы (22 млн, по данным ООН), лишь 1 % расселяется в развитых странах, часто живут в спецлагерях.
К количественным показателям миграции рабочей силы относят:
трудовой доход, выплаты занятым (частным лицам – нерезидентам, работающим менее года за границей);
перемещения мигрантов – оценочный денежный эквивалент стоимости имущества, которое мигранты перевозят с собой;
переводы работников – пересылка денег и товаров родственникам, оставшимся на родине.
Последствия миграции
Для страны эмиграции:
Положительные:
уменьшение безработицы в случае избыточного рынка труда страны;
сокращение нагрузки на госфинансы вследствие прекращения выплат по безработице и соцобеспечению;
последующий перевод трансфертных платежей на родину;
возможная репатриация на родину с приобретенными знаниями, накопленным капиталом, который будет инвестирован в национальную экономику (умная политика Китая).
Отрицательные:
потеря средств, затраченных на образование рабочей силы;
утечка умов;
возрастание налоговой нагрузки на оставшихся работников для финансирования производства общественных благ.
Так как отрицательных факторов больше, чем положительных, то предлагается взимать налог с эмигрантов для покрытия потерь на образование.
Для страны иммиграции:
Положительные:
приобретение бесплатного образования и дешевой рабочей силы, что позволяет сокращать издержки предпринимателей и создает дополнительный ресурс конкурентоспособности;
обновление и наращивание человеческого капитала (привозимые идеи положительно влияют на динамику развития страны), омоложение нации;
приток финансовых ресурсов иммигрантов;
снижение налоговой нагрузки на госбюджет, так как иммигранты чаще всего находятся в трудоспособном возрасте и не только не требуют социальных пособий, но и платят налоги.
Отрицательные:
возможность оттока иммигрантов на родину с приобретенными знаниями и опытом, капиталом;
перенаселенность и угроза безработицы;
возможные социальные трения с коренным населением.
Страна иммиграции больше приобретает, чем теряет. Регулирование международной миграции имеет две противоположных тенденции: свобода перемещения и протекционизм, которые отражаются в национальном законодательстве и международных правовых актах. Страны разрабатывают национальную миграционную политику.
Общая характеристика мирового рынка рабочей силы
Рынок все еще является подвижным, хотя темпы миграции с годами снижаются, так как, во-первых, растет уровень жизни в развивающихся странах, а, во-вторых, ТНК предпочитают подготавливать местных работников с помощью государства и не брать на себя затрат по обеспечению иностранных работников жильем. НИС перетягивают студентов и специалистов, а развитые страны сокращают приток иностранцев. Ежегодное миграционное сальдо составляет около 40 млн человек в год (+ 3 иждивенца), а объемы ежегодных денежных потоков, связанных с миграцией, измеряются сотнями миллиардов долларов.
В результате миграции Россия несет большие потери от «утечки мозгов» и недополучает выгоды от неосуществляемой иммиграции русских и русскоязычных граждан СНГ.
Государственная миграционная политика
Различают эмиграционную и иммиграционную государственную политики.
Эмиграционная политика направлена на создание благоприятного эмиграционного климата, а также на регулирование структуры и объемов эмиграционных потоков. Для ее осуществления используют прямые и косвенные методы.
Прямые методы:
требования к субъектам трудовой миграции (фирмам-посредникам, трудящимся-мигрантам);
экспансионная политика, направленная на завоевание рабочих мест на рынках зарубежных стран (поощрение выезда тех специалистов, работа которых потребует экспорта отечественной продукции);
структурная политика (лимитирование выдачи загранпаспортов, запрет на выезд отдельных категорий работников и введение эмиграционных квот), установление сроков обязательной работы в стране после получения государственного образования.
Косвенные методы:
валютная и банковская политика поощрения валютных переводов из-за рубежа; предоставление льгот по валютным вкладам; продажа мигранту ценных бумаг, необлагаемых налогом;
таможенные льготы для возвращающихся трудящихся – эмигрантов (в Бангладеш разрешено ввозить более 40 изделий по льготным тарифам);
специальные эмиграционные программы возвращения и трудоустройства работников (Югославия 1976 г.).
2. Иммиграционная политика призвана защитить национальный рынок от неконтролируемого притока иммигрантов и обеспечить рациональное использование их труда. По целям различают:
семейную политику (обязательное наличие родственника, который может дать поручение);
экономическую (по приглашению работодателя, например частнопредпринимательская, научная, эмиграция спортсменов, артистов и т. д.);
гуманитарную (признание статуса беженца).
Существуют качественные требования к иностранной рабочей силе (сертификат об образовании, стаж работы):
возрастной ценз (обычно 40 лет);
состояние здоровья;
ограничения личностного характера (партийность, судимость);
прямое квотирование импорта рабочей силы (на предприятиях Греции 1/10);
финансовые ограничения (плата за трудоустройство, пошлины);
разрешения на временную работу на определенный срок);
запреты на отдельные виды профессий в явной или косвенной форме (приоритетные профессии);
национально-географические приоритеты (США выдают больше квот специалистам из Европы);
система санкций в отношении нелегальных мигрантов, работодателей, посредников (лишение свободы или штраф);
программы репатриации, стимулирующие отток мигрантов (экономическая помощь региона массовой эмиграции, программы профессиональной подготовки для отъезжающих, материальные компенсации за преждевременное прекращение деятельности).
Международное регулирование миграционных процессов осуществляется:
Международной организацией труда (МОТ);
Международной организацией по миграции (МОМ);
Управлением верховного комиссара по делам беженцев при ООН;
Системой постоянного наблюдения за миграцией при ОЭСР.
- Издательство тпу
- Введение
- Мировая экономика
- Глава 1. Сущность, становление и основные тенденции развития мирового хозяйства.
- 1.1 Мировая экономика: понятия, специфические черты, и современные тенденции развития.
- 1.2 Периодизация мировой экономики.
- 1.3 Глобальные проблемы мировой экономики
- Глава 2. Структура мировой экономики.
- 2.1 Критерии структурирования мировой экономики и их характеристика.
- 2.2 Характер экономического роста.
- 2.3 Отраслевая структура мировой экономики.
- 2.4 Классификация стран в мировой экономике.
- Глава 3. Основные субъекты мировой экономики
- 3.1 Государство
- 3.2 Транснациональные компании
- 3.3 Международные экономические организации
- 3.4 Региональные экономические интеграционные группировки
- Глава 4. Природно-ресурсный потенциал мирового хозяйства
- 4.1 Экологический потенциал современной мировой экономики
- 4.2 Особенности регулирования использования природно-ресурсного потенциала в мировой экономике
- 4.3 Мировой продовольственный кризис и проблемы его преодоления
- 4.4 Типы эколого-экономического развития.
- 4.5 Составляющие концепции устойчивого развития
- Глава 5. Человеческие ресурсы мирового хозяйства.
- 5.1 Мировая демографическая проблема.
- 5.2 Разновидности миграции и их влияние на мировую экономику.
- Современные тенденции международной миграции:
- 5.3 Показатели, характеризующие демографическую проблему современности.
- 5.4 Индекса человеческого развития (ичр)
- Международные экономические отношения
- Глава 1. Теоретические основы международной торговли
- Классические теории мировой торговли
- Теория относительных преимуществ
- 1.2 Альтернативные теории мировой торговли
- Международное регулирование мировой торговли
- Теоретические проблемы процесса вступления России во Всемирную торговую организацию
- Глава 2. Международное движение факторов производства
- 2.1. Международное движение капитала
- Формы международного движения капитала
- 2.2 Мобильность труда и международная миграция рабочей силы
- 2.3. Международное перемещение технологий
- Глава 3. Международные валютно-финансовые отношения
- 3.1. Валютная система и ее элементы
- Валютный курс и факторы, его определяющие
- Отсюда следует, что ни один из способов определения валютного курса не является универсальным. В разных условиях может использоваться тот или иной способ. Факторы, определяющие валютный курс:
- Виды валютного курса:
- 3.3 Валютная политика государства
- 3.4. Эволюция мировой валютной системы
- Группа Всемирного банка
- Региональные банки развития
- 3.6. Платежный баланс: основные статьи и их характеристика
- 3.7. Валютная система и валютная политика Российской Федерации
- Глава 4. Основы внешнеэкономической деятельности
- 4.1. Сущность внешнеэкономической деятельности и
- 4.2. Формы и методы внешней торговли
- Глава 5. Регулирование вэд на национальном и межправительственном уровне
- 5.1. Внешнеэкономическая политика государства: протекционизм и свободная торговля
- 5.2. Тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности
- 5.3. Нетарифные инструменты государственного регулирования вэд
- Глава 6. Государственное регулирование вэд в российской федерации
- 6.1. Правовые основы и принципы государственного регулирования вэд в России
- 6.2. Внешнеэкономический комплекс современной России
- 6.3. Государственные органы регулирования вэд в России
- 6.4. Негосударственные организации, содействующие развитию внешнеэкономических связей в Российской Федерации
- 6.5. Основные направления внешнеэкономической политики России
- Список литературы
- Содержание