42. Особенности интеграционных процессов в рамках регионального сотрудничества стран Восточной и Южной Азии: современные тенденции.
Восточная Азия вступила на путь развития интеграционных процессов гораздо позднее других регионов мира (не считая АСЕАН, созданной во второй половине 60-х годов). Данный процесс активизировался с рубежа 1990-2000-х годов. Согласно данным Азиатского банка развития, количество интеграционных объединений возросло с 3 в 2000 г. до 54 в 2007 г., из них 40 объединений реально функционируют, еще 78 соглашений находятся в стадии переговорного процесса. Если подсчитать количество интеграционных объединений в расчете на одно государство, то данный показатель плотности интеграционных объединений составляет 3,4 в Азии и, для сравнения, в Америке - 2,2 [2]. Наиболее активны в создании региональных интеграционных объединений такие государства региона, как Сингапур (18 соглашений), Япония (11) и Китай (10).
Из числа основных факторов, содействующих динамике интеграционных инициатив в Восточной Азии, можно выделить:
— динамичный экономический рост в государствах региона;
— показательный эффект успешности интеграционных процессов в Европе и Северной Америке;
— последствия азиатского финансового кризиса конца 90-х годов;
— сложности торговой либерализации на многостороннем уровне в рамках ВТО. Немаловажную роль в усилении восточноазиатского регионализма сыграл диалоговый механизм АСЕАН+3 в составе стран АСЕАН, Японии, Республики Корея и Китая, который инициировал формирование Восточноазиатского саммита. В 2005 г. состоялся первый Восточноазиатский саммит (East Asia Summit, EAS) в столице Малайзии, г. Куала-Лумпур в составе 16 государств АСЕАН-10, Японии, Китая, Республики Корея, Австралии, Новой Зеландии и Индии. Статус наблюдателя имеет Российская Федерация. На саммите было принято стратегическое решение о формировании Восточноазиатского экономического сообщества - ВАЭС (East Asian Economic Community) к 2020г. Разработаны несколько моделей ВАЭС, в том числе по формулам АСЕАН+6, АСЕАН+3, АСЕАН+1+1+1.
Модель АСЕАН+3 предполагает создание Восточноазиатской зоны свободной торговли (East Asia Free Trade Agreement, EAFTA) в составе 10 государств АСЕАН, Японии, Китая и Республики Корея на основе поэтапного подписания соглашения между АСЕАН и отдельными странами Северо-Восточной Азии (которые уже подписаны и вступили в силу). Предусмотрено также подписание общего соглашения об интеграции. Другой возможный вариант - формирование зоны свободной торговли в Северо-Восточной Азии между Японией, Китаем и Республикой Корея, и в последующем - подписание соглашения между северо-восточноазиатскими и юго-восточноазиатскими государствами об общей зоне свободной торговли. Первый вариант более предпочтителен с учетом больших политических противоречий между Японией и Китаем и сложности достижения консенсуса о северо-восточноазиатской зоне свободной торговли (в обмен Япония требует от Китая подписания двустороннего инвестиционного соглашения). Правда, данный фактор может быть ослаблен за счет двусторонних зон свободной торговли. В таких соглашениях заинтересован Китай ради расширения рынков сбыта и снижения торговых барьеров в отношении динамичного китайского экспорта, а значит, в повышении роли и росте конкурентоспособности КНР в мировой экономике. Зато Япония и Республика Корея проявляют в данном вопросе сдержанность. Что касается их двусторонних соглашений, то в их отношении сохраняются нерешенные проблемы, в частности, связанные с:
— конкурентоспособностью сельского хозяйства и рыболовства Республики Корея для Японии;
— конкурентоспособностью японской промышленности и сферы высоких технологий;
— риском роста дефицита взаимного торгового баланса для Республики Корея;
— повышением зависимости корейской экономики от китайского рынка и др.
В целом, в соглашении предполагается исходить из успешной мировой практики, а не только из торговой либерализации (что характерно для классического определения зоны свободной торговли), и затронуть инвестиционную либерализацию, содействие торговле в рамках сокращения трансакционных издержек, активизации взаимных экономических связей в разных областях. То есть, речь может идти о формировании широкоформатной модели зоны свободной торговли (так называемой модели НАФТА или НАФТА+). По оценкам, формирование Восточноазиатской зоны свободной торговли по модели АСЕАН+3 будет стимулировать прирост совокупного ВВП стран-участниц на 1,2% пункта в среднем ежегодно. При этом большего эффекта достигнут страны АСЕАН - рост составит 3,6%, тогда как для трех стран Северо-Восточной Азии - 0,9% в среднем ежегодно [3].
Модель АСЕАН+6 предполагает подписание соглашения о сближении экономического сотрудничества в Восточной Азии (Closer Economic Partnership in East Asia, CEPEA) в целях создания зоны свободной торговли среди 16 государств-участниц Восточноазиатского саммита. Модель основана на подписании отдельных соглашений между АСЕАН, которая признается центром региональной интеграции, и шестью другими странами ВАС. На данный момент подписаны соглашения между АСЕАН, с одной стороны, и отдельными странами-участницами ВАС - Китаем, Японией, Республикой Корея, Индией, Австралией и Новой Зеландией. По оценкам, АСЕАН+6 сформирует интеграционное объединение, на долю которого придется 26% мирового ВВП и 49,6% населения мира (3 млрд.человек). Торговая либерализация в 16 странах будет содействовать ежегодному приросту их совокупного ВВП на 1,3%, а в странах АСЕАН - на 3,83%.
Рассмотренные модели АСЕАН+3 и АСЕАН+6 взаимосвязаны и предполагают на первом этапе формирование Восточноазиатской зоны свободной торговли в составе 13 (АСЕАН+3) государств, на втором этапе - подписание соглашения о сближении экономического партнерства между 16 государствами (АСЕАН+6) ВАС в целях создания Восточноазиатского экономического сообщества. По оценке ВАС (о чем было заявлено на втором саммите в Себу в 2007 г.), ведущей концепцией считается модель АСЕАН+3. Но и она, как и другие модели формирования Восточноазиатской зоны свободной торговли, не имеет в качестве основы политику объединения региона Восточной Азии, что было характерно для Европы в первые послевоенные годы, когда была настоятельная необходимость подъема европейских экономик, пострадавших от фашистской агрессии. По мнению известных экономистов А. Танака и А. Фукушима, между финансовыми (в рамках Чиангмайской инициативы) и торговыми инициативами отсутствует координация, поэтому в Восточной Азии наблюдается регионализация без политики регионализма [4].
В 2009 г. на встрече министров экономики АСЕАН была подтверждена решимость создать крупнейшую в мире зону свободной торговли на поэтапной основе:
— на первом этапе: подписать соглашения и создать зоны свободной торговли между АСЕАН и отдельными странами Восточной Азии, а также Австралией, Новой Зеландией и Индией, и завершить формирование АСЕАНовских сообществ к 2015г.;
— на втором этапе: образовать Восточноазиатскую зону свободной торговли в рамках АСЕАН+3;
— на третьем этапе: сформировать Восточноазиатское сообщество в рамках АСЕАН+6 на основе соглашения о сближении экономического партнерства.
Показателем, определяющим уровень экономической взаимной зависимости региона, является доля внутрирегиональной торговли в совокупном товарообороте, а также темпы роста внутрирегионального товарооборота. Именно доля последней в совокупном товарообороте наиболее четко показывает достигнутый уровень взаимозависимости, ее соотношение с внерегиональной торговлей. В последние десятилетия данный показатель быстро растет по сравнению с показателями других регионов. Уже в 2006 г. Азия обогнала Европу как основной регион по динамике интеграционных процессов. Это характерно для действующей АСЕАН и для моделей АСЕАН+3, АСЕАН+6, что связано с моделью «стаи диких гусей», созданием региональной производственной цепочки и расширением экспорта.
За последние четыре десятилетия Восточная Азия отличается динамичным ростом торговли и на внутрирегиональном уровне, и на внерегиональном уровне, в том числе с ЕС, НАФТА и МЕРКОСУР. За 1967-2007 гг. товарооборот Восточной Азии и Евросоюза возрос с 2% до 8% восточноазиатского ВВП, торговля ВА и НАФТА - с 4% до 9% и торговля с другими азиатскими государствами - с 3,5% до 11% соответственно. Что касается инвестиционной взаимозависимости, то она находится на высоком уровне и составляет 64%, незначительно отстает от показателя Европейского союза (75%) и при этом быстро растет. В целом, рост региональной взаимозависимости в Восточной Азии происходит одновременно с углублением интеграции региона в глобальную экономику.
По многочисленным экспертным оценкам, сложившийся уровень торгово-политического сотрудничества в Восточной Азии соответствует уровню Евросоюза в начале 80-х годов ХХ века, сотрудничество динамично развивается, причем более быстрыми темпами по сравнению с Европой или Северной Америкой. Однако сохраняется очень важное «но» - глубина интеграционных соглашений (охват сфер взаимного сотрудничества) в Восточной Азии, несомненно, ниже, чем в Европе или Северной Америке. Восточная Азия значительно отстает от ЕС по уровню развития межгосударственного сотрудничества и региональных институтов. Если европейские государства отличаются однородностью, то восточноазиатские страны, напротив, разнородностью по историческим, политическим, экономическим и культурологическим факторам и национальным приоритетам. Именно это является основными барьерами на пути формирования новых региональных институтов, консолидации стран региона, интенсификации сотрудничества и интеграционных тенденций в Восточной Азии. Опыт Евросоюза доказал важность политических, социальных и культурологических факторов, их преобладающую роль в наведении мостов между разными государствами региона.
Следует заметить, что по мере развития различия в показателе политической схожести постепенно выравниваются, что особенно характерно для АСЕАН. Данный показатель для Восточной Азии в конце 2000-х годов был выше по сравнению с показателем в странах ЕС в 1980-е годы.
- 1. Основные тенденции в развитии современной мировой экономики в условиях глобализации и геополитических рисков.
- 2. Тенденции транснационализации мировой экономики в условиях глобализации.
- 3.Особые (свободные) зоны в мировой экономике.
- 4.Особенности мрт в конце XX начале XXI вв. Основные типы и формы.
- 5. Ресурсный потенциал и его роль в развитии российской экономики.
- 6. Эволюция европейской валютной системы.
- 7. Евро и доллар в современной валютной системе.
- 8. Международное движение капитала как определяющий фактор функционирования мировой экономики: его сущность и формы.
- 9. Портфельные инвестиции, их масштабы, распределение в мировой экономике.
- 10. Инвестиционный климат. Проблемы улучшения инвестиционной привлекательности.
- 11. Прямые инвестиции, их масштабы, распределение в мировой экономике.
- 12.Платежный баланс: структура, основные статьи. Использование платежного баланса для целей анализа экономического положения страны.
- 13. Характеристика основных отраслей мирового хозяйства и тенденции их развития.
- 14.Типологии и классификации стран мира. Основные группы и подгруппы государств в мировом хозяйстве.
- 15. Основные макроэкономические показатели, характеризующие экономическое развитие страны.
- 16.Рейтинги международных организаций и агентств, характеризующие положение страны в различных сферах экономической и социальной жизни.
- 17.Россия в системе мирового хозяйства.
- 18. Современная экологическая проблема. Роль международных экономических организаций в решении экологической проблемы.
- 19. Проблемы бедности и нищеты в мире. Деятельность оон в направлении достижения целей тысячелетия.
- 20. Глобальная продовольственная проблема. Основные направления деятельности фао по преодолению продовольственного кризиса.
- 21. Современная проблема сохранения мира и безопасности.
- 22. Международное сотрудничество ведущих стран мира в рамках Группы-8, Группы-20 и других неформальных объединений.
- 23. Роль международных экономических организаций в системе современного мирового хозяйства.
- 24. Энергетические ресурсы и их использование в мировом хозяйстве.
- 25. Глобализация как основная характеристика мэ. Факторы глобализации.
- 26. Роль инновационного развития в становлении современной экономики.
- 27. Организация Объединенных Наций (оон), история создания, структура, роль в регулировании различных проблем современности.
- 28. Роль тнк как важнейших субъектов мэ и мэо. Основные признаки и особенности развития.
- 29. Регулирование тнк на международном уровне.
- 30. Мвф: цели, функции и направления деятельности.
- 31. Международный Банк Реконструкции и Развития (мбрр) и другие структуры Бреттон-Вудской системы.
- 32. Международная валютная система: сущность, задачи и функции, этапы развития международной валютной системы.
- 33. Мировой рынок ценных бумаг как часть валютного рынка.
- 34. Понятие «внешней задолженности». Причины возникновения и способы ее регулирования.
- 35. Международные трудовые миграции: сущность процесса, виды.
- 36. Демографические, социальные, национальные и религиозные последствия трудовых миграций
- 37. Проблемы и перспективы европейской интеграции.
- 38. Основные формы и этапы развития экономической интеграции.
- 39. Развитие интеграционных процессов в Североамериканской зоне свободной торговли (нафта).
- 40. Характеристика основных интеграционных группировок в Южной Америке и Карибском бассейне.
- 41. Интеграционные процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
- 42. Особенности интеграционных процессов в рамках регионального сотрудничества стран Восточной и Южной Азии: современные тенденции.
- 43. Интеграция на постсоветском пространстве.
- 44. Мировой рынок: понятие, функции мирового рынка. Основные показатели
- 45. Международная торговля как одна из форм мэо. Тенденции развития на современном этапе
- 46. Основные показатели, характеризующие мировой товарооборот.
- 47. Понятие мировой цены. Факторы влияющие на ценообразования мирового рынка.
- 48. Международная торговля готовыми изделиями. Основные тенденции.
- 49. Внешнеторговая политика государства: цели и средства ее реализации.
- 50. Таможенно-тарифное регулирование внешней торговли. Структура и цели таможенного тарифа.
- 51. Международная торговля результатами интеллектуальной деятельности. Роль трипс.
- 52. Международная торговля услугами: основные тенденции и факторы развития. Особенности регулирования торговли услугами. Роль гатс.
- 53. Товарная и географическая структура внешней торговли России. Современные тенденции.
- 54. Всемирная торговая организация (вто). История создания. Основные соглашения.
- 55. Деятельность вто на современном этапе. Переговоры в рамках Дохийского раунда.
- 56. Роль нетарифных методов в регулировании внешней торговли.
- 58.Парижский и Лондонский клубы и их роль в регулировании финансово-кредитных отношений.
- 61. Организация стран-экспортеров нефти опек и ее роль в регулировании рынка углеводородного сырья
- 61.Организация стран-экспортеров нефти опек и ее роль в регулировании рынка углеводородного сырья
- 62. Мировая торговля сельскохозяйственными товарами и продовольствием.
- 63.Международный бизнес: понятие, виды и мотивация. Среда ведения бизнеса и характеристика ее составляющих. Методы анализа международной бизнес-среды.
- 65. Способы проникновения компаний на зарубежные рынки: виды, понятие, преимущества и недостатки.
- 66. Электронный бизнес в международной деятельности предприятия: понятие, преимущества и недостатки. Характеристика направлений электронной коммерции в международном бизнесе.
- 67. Международный туризм как форма международного бизнеса. Роль России на мировом рынке туристических услуг.
- 69. Посреднические операции в международном бизнесе: виды, характеристика, целесообразность и преимущества использования посредников.
- 71. Офшорный бизнес: выбор территории, создание компании и техника ведения сделок. Специфика внешнеторговой, страховой и банковской деятельности в офшорах.
- 72. Риски в международном бизнесе: виды, характеристика, способы страхования.
- 73. Внешнеэкономическая политика России на современном этапе, ее роль и значение в защите национального предпринимательства и экономической безопасности страны.
- 74. Внешнеторговые меры и технические барьеры в регулировании внешнеэкономической деятельности в России.
- II Товары, в отношении которых государствами-членами тс применяются ограничения в соответствии с обязательствами принятыми при присоединении к вто:
- 6 Списков товаров:
- 78. Таможенно-тарифное регулирование вэд в рф. Роль и значение в защите национального предпринимательства и безопасности страны.
- 6 Методов определения таможенной стоимости ввозимых товаров
- 1.3 Наличие неблагополучных статей в бух. Отчетности:
- 2. Оценка результативности финансово-хозяйственной деятельности
- 2.2 Оценка динамичности развития предприятия :
- 2.3 Оценка эффек-ти использования экономич потенциала:
- 84. Валютно-финансовые условия внешнеторговых контрактов и факторы, влияющие на их выбор.
- 85. Аккредитивная форма международных расчетов: правовое регулирование, виды и порядок проведения. Преимущества и недостатки.
- 86. Международные расчеты по инкассо: правовое регулирование, виды, формы и порядок проведения. Преимущества и недостатки.
- 87. Международные расчеты в форме банковского перевода и платежей по открытому счету.
- 88. Чеки и векселя как международные формы расчетов и средства платежей. Правовое регулирование и порядок использования. Аваль, акцепт и индоссамент векселя.
- 1. Вводная часть (преамбула)
- 7. Качество товара