logo search
Мировая экономика

6.2. Внешнеэкономический комплекс современной России

Достигнутый Россией за последние пять лет прогресс в экономике можно считать уже общепризнанным, однако, что касается вопросов, связанных с международной конкуренцией, ситуация остается неудовлетворительной. Недостаточная конкурентоспособность – одна из главных причин, сдерживающих экономических рост России.

Конкурентоспособность российской экономики – это интегральная характеристика конкурентоспособности российских компаний и предприятий всех форм собственности на внутреннем и внешних рынках.

Для этого необходимо рационально использовать и наращивать преимущества отраслей, конкурентоспособных на мировом рынке, с тем, чтобы они не только развивались сами, но и генерировали импульсы роста в смежные отрасли, сектора и сферы.

Одна из реалий современной экономической ситуации такова, что в большинстве критически важных для страны отраслей и секторов неэффективно и бесперспективно ориентироваться только на внутренний рынок. В современной экономике происходит «размывание» разграничения на внутренний и внешний рынок. С одной стороны, внутренний рынок слишком узок, и даже средние российские компании быстро перерастают его границы. С другой стороны, на российский рынок приходят иностранные производители.

Ситуация на глобальных промышленных и энергетических рынках сегодня такова, что реально конкурировать на них могут только очень крупные компании. Фактически эти рынки поделены между небольшим числом ведущих игроков. Для того чтобы Россия могла занять заметное место в этой системе, ей необходим свой крупный бизнес, необходимы российские транснациональные корпорации.

Существенную роль играют различные форматы интеграции на постсоветском пространстве, а также общее экономическое пространство с ЕС, позволяющие увеличить емкость рынков для российского промышленно-энергетического сектора и диверсифицировать риски.

Важнейшей составляющей защиты интересов российских промышленных компаний за рубежом является обеспечение комплексной государственной поддержки, направленной на усиление конкурентных позиций российских поставщиков, продвижение отечественной продукции с высокой добавленной стоимостью на перспективные рынки. Основным содержанием поддержки компаний на внешних рынках служат:

С этой точки зрения оправдано переключение внимания с конкурентоспособности как таковой на деятельность, а именно – на создание и удержание конкурентных преимуществ. Одним из важнейших конкурентных преимуществ здесь служит инновационный характер продукта или услуги, лидирующий по своим характеристикам и потребительским свойствам, а показателем – удельный вес инновационной продукции в экспорте промышленной продукции.

Для обеспечения высокого уровня национальной безопасности необходимо не только восстановить и нарастить научно-технологический и производственный потенциал российской промышленности, но и добиться наиболее эффективного его использования.

Россия относится к числу ведущих экспортеров мира, она занимает 19–20 место в мировой торговле товарами, наблюдаются высокие темпы роста российского экспорта и импорта. Данные об объемах и структуре внешней торговли России регулярно публикуются Министерством экономического развития и торговли, Центральным банком России, Федеральной службой государственной статистики.

В 2007 г., несмотря на сохранившуюся напряженность на мировых финансовых рынках, ситуация во внешней торговле России характеризовалась положительными тенденциями. Однако некоторые неблагоприятные признаки в макропоказателях коснулись и внешнеэкономической сферы, например быстрый рост импорта в основном за счет роста физических объемов.

Объемы экспорта России по-прежнему зависят от мировых цен и прежде всего цен на нефть.

Рис. 4. Внешняя торговля Российской Федерации

(в январе–сентябре 2005–2007 гг., млрд долл.)

Сложившаяся конъюнктура на мировых товарных рынках оказывает влияние на динамику экспорта и импорта важнейших товаров России. Уменьшение стоимостных объемов экспорта наблюдалось по топливно-энергетическим товарам: нефти сырой, доля которой в общем объеме экспорта сократилась на 1,5 % в январе-августе 2007 г. по сравнению с соответствующим периодом 2006 г., нефтепродуктам и газу природному (на 0,8 и 2,4 % соответственно). Напротив, за этот период увеличилась доля черных металлов, никеля, летательных аппаратов и вертолетов, минеральных удобрений и необработанных лесоматериалов.

В товарной структуре российского экспорта преобладает продукция добывающих отраслей, прежде всего минерального топлива (нефть, природный газ), на долю которого приходится около 60 % его стоимости. Однако в условиях открытой экономики на мировых рынках предъявляется спрос на продукцию других секторов российской экономики, например: сельского хозяйства, обрабатывающей промышленности.

Добывающая промышленность является главным поставщиком товаров на мировой рынок, а продукция высоких переделов экспортируется в ограниченных объемах.

Сегодня российский экспорт высоких технологий не достигает 0,5 % мирового рынка, а экспорт машин и оборудования не превышает 0,3 %. Ситуация усугубляется неразвитостью венчурного предпринимательства, закрытостью большинства наукоемких производств. В итоге на сырье, ресурсоемкие и низкотехнологичные изделия приходится свыше 85 % отечественного товарного экспорта.

Среди важнейших товаров импорта в 2007 г. значительно увеличился ввоз легковых автомобилей, черных металлов, грузовых автомобилей, труб, напитков и одежды. За этот период среди важнейших товаров импорта сократился в стоимостном выражении ввоз медикаментов, мяса свежего и мороженного, вычислительных машин и их блоков. Динамичному расширению поставок отдельных товаров из-за рубежа способствовало заметное повышение реальных доходов населения, а также укрепление рубля в реальном эффективном выражении.

В географической структуре внешней торговли России важнейшее место занимает Европейский Союз. На его долю приходится более 50 % российского товарооборота, на страны СНГ – 15 %. За последний год увеличилась доля стран АТЭС с 16 % до 19 %.

Рис. 5. Географическая структура товарооборота России по группам стран

(в %)

Основными внешнеторговыми партнерами России среди стран– членов Евросоюза остаются Германия, Нидерланды и Италия, на долю которых приходится почти половина внешнеторгового оборота России с ЕС или 28 % внешнеторгового оборота России с дальним зарубежьем.

Основными внешнеторговыми партнерами России среди стран АТЭС являются Китай, Япония, США и Республика Корея, составляющие 87 % внешнеторгового оборота с данной группой стран или 19 % внешнеторгового оборота со странами дальнего зарубежья.

Среди стран СНГ основными внешнеторговыми партнерами являются Беларусь, Казахстан и Украина, на долю которых приходится 88 % внешнеторгового оборота со странами СНГ.

Швейцарская бизнес-школа IMD опубликовала результаты ежегодного исследования конкурентоспособности экономик мира. Россия находится в рейтинге на 43 месте из 55. В 2006 г. Россия заняла 54 место из 61. На первом месте по-прежнему находятся США, экономика которых взята за сравнительную основу для всех остальных стран. Российский показатель составляет в 2007 г. 47,315 % от конкурентоспособности США (в 2006 г. – 44,738 %). Второе и третье место досталось Сингапуру и Гонконгу соответственно.

Безусловно, положительные сдвиги в развитии отечественной экономики наблюдаются на протяжении последних лет, и обеспечиваются они не только за счёт благоприятной экономической конъюнктуры на мировых ресурсных рынках.

Сегодня главным направлением работы в области торговой политики является обеспечение с помощью экономических мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности стабильности и предсказуемости режима экспорта и импорта, поддержки конкурентоспособности российских товаров и допуска их на внешние рынки, эффективного уровня защиты внутреннего рынка и отечественных производителей, присоединение России к ВТО и расширение сотрудничества с другими международными организациями.

В части поддержки экспорта товаров и услуг усилия направлены на реализацию системы мер государственной поддержки отечественных экспортеров в целях повышения экспортного потенциала и роста доли высокотехнологичной и наукоемкой продукции в общем объеме российского экспорта.

Одним из действенных механизмов поддержки экспорта является финансовая поддержка, реализуемая в настоящий момент в форме предоставления государственных гарантий и возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам, привлекаемым российскими экспортерами.

Министерством экономического развития и торговли предполагается целесообразным делегировать регионам часть полномочий по распределению средств федерального бюджета на поддержку экспорта – местные власти должны сами решать, какие предприятия, действующие на их территории, государству необходимо поддерживать. Другие предложения министерства связаны с помощью экспортерам – предприятиям малого бизнеса, оказанием технического содействия в строительстве объектов за рубежом и поставках комплектного оборудования, развитием механизмов поддержки экспорта промышленной продукции, услуг и высоких технологий, а также политико-дипломатическим сопровождением выхода отечественных компаний на внешние рынки.1

В области тарифного регулирования в 2007 г. рассматривались вопросы корректировки вывозных и ввозных таможенных пошлин на ряд товаров.

Особое внимание уделялось подготовке решений в области таможенно-тарифного регулирования товарооборота, направленных на защиту внутреннего рынка от увеличивающегося импорта товаров, поддержку отечественных товаропроизводителей, привлечение дополнительных инвестиций в производство товаров в России и повышение конкурентоспособности российских товаров на мировых рынках.

В целях защиты российских товаропроизводителей с использованием механизмов торговой защиты – специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер – в 2007 г. по результатам проведенных ранее расследований применялись следующие меры:

Проводились антидемпинговое расследование в отношении подшипников, поставляемых Китаем, специальное защитное расследование в отношении стеклосеток, ввозимых на таможенную территорию России.

Большое внимание уделялось вопросам обеспечения свободного или, как минимум, недискриминационного доступа товаров и услуг на внешние рынки.

В 2007 г. против российских товаров зафиксировано более 86 ограничительных мер, применяемых иностранными государствами для защиты своего внутреннего рынка, в том числе 45 антидемпинговых мер, 8 специальных защитных мер и 33 меры тарифного и нетарифного регулирования торговли, включая меры административного регулирования. Кроме того, проводятся 9 антидемпинговых и 1 специальное защитное расследование, а также 13 пересмотров действующих антидемпинговых мер.

Ограничительные меры в отношении российских товаров применяют 19 стран: Австралия, Азербайджан, Аргентина, Белоруссия, Бразилия, Венесуэла, Индия, Казахстан, Канада, Китай, Мексика, Перу, Туркменистан, Узбекистан, США, Таиланд, Турция, Украина, ЮАР, а также страны–члены ЕС – 27 стран, представляющих единый таможенный союз.

Максимальное количество ограничительных мер действует в ЕС, США, Украине и Белоруссии.

Наиболее активно антидемпинговые меры используются в отношении российских черных металлов и изделий из них (порядка 65 % от всех введенных антидемпинговых мер). Второе место занимают минеральные удобрения.

В результате проведенной работы по обеспечению недискриминационного доступа российских товаров на внешние рынки за отчетный период удалось предотвратить введение 12 ограничительных мер. По предварительным экспертным оценкам, сумма предотвращенного ущерба составила порядка 350 млн долл.

По-прежнему актуальной остается проблема признания безусловного рыночного статуса российской экономики торговыми партнерами (это касается Аргентины, Мексики и Австралии), что мешает активному продвижению российской продукции на рынки этих стран.1

Итак, сложившаяся модель участия России в международном разделении труда, основанная на экспорте энергоносителей, не может стать основой для расширения позиций России на мировых рынках. Даже при выходе на устойчивый рост внешнеторговых поставок энергоносителей и сырья в 2–4 % в год общее расширение российского экспорта будет существенно уступать ожидаемой динамике мировой торговли (6–8 % в год). Соответственно, доля России в мировом торговом обороте будет постепенно снижаться. Без прорыва на новые рынки товаров и услуг с высокой долей добавленной стоимости Россия обречена на отставание от развития мировой торговли и вытеснение из участия в мировом разделении труда.

Реализация сценариев как инерционного, так и энерго-сырьевого развития сохраняет за Россией свойства сырьевой периферии в глобальной экономике. Это связано с сохранением традиционной роли поставщика первичных энергоресурсов и сырья низкой степени переработки, что не позволяет поднять темпы роста экспорта выше, чем до 4–6 % в год (в стоимостном выражении). Доля машин и оборудования в структуре экспорта в ценах 2006 г. не превысит 10 %, тогда как топливно-энергетических товаров не опустится ниже 50 %.

Сценарий инновационного развития предполагает альтернативный тип участия в международном разделении труда, основанный на диверсификации. Прорыв на новые рынки высокотехнологичных товаров и услуг – авиатехники, судостроения, космических услуг, информационных услуг, программного обеспечения и другой продукции – позволит стабилизировать, а затем и увеличить долю России в мировой торговле. К 2020 г. доля экспорта машин и оборудования в общем экспорте может повыситься до 20 % (в ценах 2006 г.) с 5,8 % в 2006 г.

Россия превратится в крупного международного игрока на ряде сельскохозяйственных рынков – зерна, растительного масла, льна и других товаров. Значительно возрастет экспорт транспортных услуг. Помимо этого, Россия останется одним из ведущих игроков на рынках углеводородов, а также станет крупнейшим экспортером товаров и услуг, связанных с добычей, транспортировкой и переработкой энергетических и сырьевых ресурсов.

Рост импорта будет ориентирован прежде всего на приобретение высокотехнологичной продукции, необходимой для развития производств и повышения стандартов потребления. Доля инвестиционных товаров в структуре импорта вырастет с 20 % в 2006 г. до 35 % в 2020 г.

Сценарий инновационного развития также предполагает формирование относительно самостоятельного национального рынка капитала и конкурентоспособного национального финансового сектора. Он может стать весьма притягательным для капиталов стран СНГ и развитых экономик, что в сочетании с привлечением иностранных инвестиций в инфраструктурные отрасли, сферу услуг и обработки создаст благоприятные условия для накопления капитала и экономического роста. Россия займет одну из лидирующих позиций по инвестиционной привлекательности. Уровень прямых иностранных инвестиций повысится до 3,5–4 % ВВП. Россия может стать одним из мировых финансовых центров, включающим в себя фондовый, долговой, товарный форвардный и спотовый рынки.

В итоге реализация инновационного сценария и эффективной внешнеэкономической стратегии приведут к повышению доли России в мировой экономике с 2,6 % мирового ВВП (по паритету покупательной способности) до 3 % в 2015 г. и 3,4 % в 2020 г. Сдвиг экономической активности в Азию будет способствовать формированию новых форм экономических альянсов и торговых противоречий.1