6.3. Государственные органы регулирования вэд в России
На современном этапе государственный уровень управления внешнеэкономической деятельностью представлен тремя властными структурами: законодательной, исполнительной и судебной. Законодательная власть в лице Федерального сбрания принимает законы. Исполнительная власть в лице Федеральных министерств и ведомств на основе законов, а также указов Президента, постановлений Правительства принимает нормативные акты в форме инструкций, правил, положений и т. д.
Среди государственных органов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность, можно выделить организации, обладающие общей компетенцией в этой области, и организации, обладающие специальной компетенцией в определенных вопросах.
К государственным органам общей компетенции относятся Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, а также Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации. Они реализуют права Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности.
Определенной компетенцией в области внешнеэкономической деятельности обладают субъекты Российской Федерации. В компетенцию субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством входит право на осуществление внешнеэкономических связей в торгово-экономической, научно-технической и прочих областях. В этих целях они могут заключать различные соглашения с иностранными партнерами. Однако эти соглашения не являются международными договорами.
Рассмотрим деятельность данных органов подробнее.
Высшими органами, осуществляющими государственное регулирование ВЭД, являются Совет Федерации и Государственная Дума, которые вправе принимать, изменять, отменять законы, регулирующие внешнюю торговлю, совместное предпринимательство и другие формы внешнеэкономического сотрудничества и взаимодействия.
Общее руководство внешнеэкономической деятельностью осуществляет Правительство на основе принятия нормативных актов управления по вопросам ВЭД, координации деятельности министерств и ведомств в сфере ВЭД, проведения переговоров и заключения межправительственных договоров.
Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации в соответствии со ст. 13 закона № 164-ФЗ распределены следующим образом.
Основные направления торговой политики Российской Федерации, определение порядка ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации драгоценных металлов и драгоценных камней, установление запретов и ограничений внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью определяются Президентом Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации на основании п. 2 ст. 13 закона № 164-ФЗ, в соответствии со своими полномочиями, в частности:
обеспечивает проведение в Российской Федерации единой торговой политики и осуществляет меры по ее реализации, принимает соответствующие решения и обеспечивает их выполнение;
применяет защитные, антидемпинговые и компенсационные меры при осуществлении внешней торговли товарами, а также иные меры по защите экономических интересов Российской Федерации;
устанавливает ставки таможенного тарифа в пределах, определяемых федеральным законом;
вводит количественные ограничения экспорта и импорта товаров и определяет порядок их применения;
устанавливает разрешительный порядок экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, а также определяет перечень отдельных видов товаров, в отношении которых применяется такой порядок;
определяет порядок лицензирования в сфере внешней торговли товарами и порядок формирования и ведения федерального банка выданных лицензий;
по представлению федерального органа исполнительной власти, наделенного правом государственного регулирования внешнеторговой деятельности, определяет перечень отдельных видов товаров, за экспортом и (или) импортом которых устанавливается наблюдение;
определяет порядок наблюдения за экспортом и (или) импортом отдельных видов товаров;
утверждает товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности;
осуществляет полномочия в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности и государственного контроля в этой области.
В непосредственном ведении Правительства РФ находятся следующие государственные органы, обладающие специальной компетенцией:
Федеральная таможенная служба, осуществляющая непосредственное руководство таможенным делом;
Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю, которая обеспечивает организацию контроля за проведением валютных операций, осуществляет контроль за предоставлением разрешений на экспорт стратегически важных сырьевых материалов, а также осуществляет иные функции в пределах своей компетенции;
Комиссия по вопросам международной гуманитарной и технической помощи.
Основные функции в области текущего регулирования ВЭД возложены на Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации (МЭРТ). В его состав входят следующие департаменты и службы, связанные с осуществлением ВЭД:
Департамент государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
Департамент внешнеэкономических отношений;
Департамент экономического сотрудничества со странами СНГ;
Департамент торговых переговоров;
Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами (ОЭЗ) осуществляет мониторинг реализации соглашений о создании ОЭЗ, регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в качестве резидентов ОЭЗ, контроль за исполнением резидентом ОЭЗ соглашения о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности, организационно-техническое обеспечение деятельности наблюдательного совета ОЭЗ и другие полномочия.
На Министерство возложены такие регулирующие функции, как:
выработка стратегии внешнеэкономической политики и обеспечение ее проведения всеми субъектами ВЭД на основе координации их действий в соответствии с международными договорами;
разработка единой валютной, кредитной, ценовой политики;
осуществление контроля за соблюдением всеми субъектами ВЭД законов и условий международных договоров;
сотрудничество с различными международными и межправительственными комиссиями по вопросам развития и регулирования ВЭД;
подготовка и заключение внешнеторговых договоров и соглашений с разными странами;
координация и согласование внешнеэкономической деятельности с министерствами и ведомствами;
осуществление мер нетарифного регулирования ВЭД.
Министерство промышленности и энергетики наряду с общими целями, как, например, повышение темпов роста и развитие конкурентоспособности предприятий промышленно-энергетического сектора экономики на внутреннем и внешнем рынках, реализует задачу развития экспортного потенциала отечественной промышленности, в том числе оборонно-промышленного комплекса (ОПК). Мероприятия по развитию экспортного потенциала имеют важное значение в условиях, когда размер внутреннего рынка для предприятий ОПК уменьшился до критического минимума. Одним из перспективных направлений стимулирования экспорта вооружений является совершенствование системы военно-технического сотрудничества, которая на данном этапе ограничивает эффективность российского экспорта вооружений, а также привлекательность российской военной техники для потенциальных покупателей из-за трудностей по ее обслуживанию и ремонту. Для этого необходимо совершенствование нормативно-правовой базы внешнеторговой деятельности в отношении вооружений и военной техники, в частности – для обеспечения благоприятных условий деятельности на внешнем рынке интегрированных структур ОПК. Это совместная задача для Минобороны и Минпромэнерго России. Непосредственным результатом ее решения должно стать создание новой нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы военно-технического сотрудничества.
Важнейшей составляющей защиты интересов российских промышленных компаний за рубежом является обеспечение комплексной государственной поддержки, направленной на усиление конкурентных позиций российских поставщиков, продвижение отечественной продукции с высокой добавленной стоимостью на перспективные рынки. Основным содержанием поддержки компаний на внешних рынках служат:
меры финансовой поддержки роста экспорта (кредитование, страхование рисков и т. д.);
отстаивание интересов российских компаний на многосторонних и двухсторонних переговорах с иностранными государствами по условиям взаимной торговли и осуществлению инвестиций;
помощь при решении конфликтов, связанных с дискриминацией российских компаний за рубежом, применением необоснованных санкций и т. п.;
экспозиционно-демонстрационная деятельность.
Министерство финансов РФ обеспечивает эффективное администрирование бюджетного финансирования, стабильность на финансовых рынках и в банковской сфере, а также институциональные условия для развития производства и экспорта промышленной продукции. В состав министерства входит департамент налоговой и таможенно-тарифной политики, курирующий вопросы регулирования ставок таможенных пошлин, применения льгот при исчислении и уплате пошлин и расчёта других таможенных платежей и сборов.
Министерство обороны РФ в целях повышения уровня национальной безопасности и конкурентоспособности обеспечивает безопасность экономической деятельности России за рубежом и внутри страны.
Важная роль в регулировании ВЭД принадлежит Центральному банку, который заключает межбанковские соглашения, представляет интересы государства в отношениях с национальными или центральными банками других государств, международными банками и другими финансово-кредитными учреждениями. К основным функциям Центробанка относятся: проведение всех видов валютных операций, разработка сферы и системы обращения в стране иностранной валюты и ценных бумаг, издание нормативных актов, регулирование курса, выдача лицензий банкам на осуществление валютных операций.
Следует отметить, что указом Президента РФ от 11.05.2006 г. № 473 Федеральная таможенная служба передана из ведения Министерства экономического развития и торговли РФ в подчинение Правительству РФ. Ей переданы функции Министерства экономического развития и торговли РФ по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела.
Федеральная таможенная служба реализует функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями. В частности, осуществляет следующие полномочия по контролю и надзору в установленной сфере деятельности:
взимает таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролирует правильность их исчисления и своевременность уплаты;
обеспечивает соблюдение установленных запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации;
производит таможенное оформление и таможенный контроль;
принимает решения о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД РФ;
обеспечивает в пределах своей компетенции защиту прав интеллектуальной собственности;
ведет реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела;
выдает лицензии на учреждение свободного склада;
осуществляет в пределах своей компетенции контроль за валютными операциями резидентов и нерезидентов, связанными с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу;
информирует и консультирует на безвозмездной основе по вопросам таможенного дела участников ВЭД;
взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности, включая представление, по поручению Правительства РФ, интересов Российской Федерации во Всемирной таможенной организации (Совете таможенного сотрудничества) и других международных организациях.
Территориально-структурное деление таможенных органов Российской Федерации представлено таможенными управлениями (7), таможнями (135) и таможенными постами (табл. 4). Основная часть таможен находится в ведении территориальных таможенных управлений (128), 7 таможен – в центральном подчинении:
Внуковская;
Домодедовская;
Центральная акцизная таможня;
Центральная базовая таможня;
Центральная энергетическая;
Центральная таможня (кинологический центр ФТС России);
Шереметьевская.
Таблица 4
Таможенные управления РФ и их структура
Таможенные управления | Количество таможен в подчинении | Количество входящих субъектов федерации | |
всего | в т. ч. оперативных | ||
Центральное | 26 | 1 | 18 |
Северо-Западное | 22 | 2 | 11 |
Южное | 19 | 1 | 13 |
Сибирское | 18 | 2 | 16 |
Приволжское | 17 | 1 | 14 |
Дальневосточное | 16 | 1 | 10 |
Уральское | 10 | 1 | 6 |
Всего | 128 | 9 | 88 |
Особое значение сегодня имеет четкое разграничение компетенции федерации и ее субъектов в сфере ВЭД.
В компетенции федеральных органов должно и впредь оставаться решение таких важнейших вопросов, как:
определение основных принципов осуществления ВЭД и внешнеэкономической политики России в целом;
разработка соответствующих федеральных программ;
защита экономических интересов страны в сфере ВЭД, ее отдельных субъектов и граждан в частности;
разработка важнейших инструментов регулирования ВЭД;
подготовка и заключение международных договоров и государственных соглашений, контроль за их исполнением;
организация и контроль деятельности торгпредств РФ за рубежом;
определение и реализация валютной политики страны;
формирование и использование золотовалютных резервов РФ;
контроль за порядком купли-продажи отдельных (выделенных) товарных групп (экологически опасных отходов, средств вооружений и т. д.);
разработка платежного баланса РФ и т. д.
Субъекты РФ в условиях формирующейся рыночной экономики правомочны:
осуществлять ВЭД в пределах их территории согласно законодательству;
контролировать и координировать деятельность участников ВЭД в рамках своих регионов, разрабатывать и реализовывать соответствующие региональные программы;
предоставлять участникам ВЭД дополнительные к федеральным льготы и гарантии, не противоречащие законам РФ (по ним Федерация не отвечает);
заключать соглашения по международному сотрудничеству в рамках своей компетенции (т. е. с субъектами зарубежных федеративных государств);
иметь представителей в торговых представительствах РФ за рубежом, которые содержатся за счет субъектов Федерации.
Определенные вопросы находятся в совместном ведении федерации и ее субъектов. В их числе:
координация действий участников ВЭД;
выполнение договоров РФ с зарубежными странами (если их выполнение касается интересов регионов);
разработка и выполнение межрегиональных и региональных программ ВЭД;
регулирование приграничной торговли;
информационное обеспечение ВЭД.
- Издательство тпу
- Введение
- Мировая экономика
- Глава 1. Сущность, становление и основные тенденции развития мирового хозяйства.
- 1.1 Мировая экономика: понятия, специфические черты, и современные тенденции развития.
- 1.2 Периодизация мировой экономики.
- 1.3 Глобальные проблемы мировой экономики
- Глава 2. Структура мировой экономики.
- 2.1 Критерии структурирования мировой экономики и их характеристика.
- 2.2 Характер экономического роста.
- 2.3 Отраслевая структура мировой экономики.
- 2.4 Классификация стран в мировой экономике.
- Глава 3. Основные субъекты мировой экономики
- 3.1 Государство
- 3.2 Транснациональные компании
- 3.3 Международные экономические организации
- 3.4 Региональные экономические интеграционные группировки
- Глава 4. Природно-ресурсный потенциал мирового хозяйства
- 4.1 Экологический потенциал современной мировой экономики
- 4.2 Особенности регулирования использования природно-ресурсного потенциала в мировой экономике
- 4.3 Мировой продовольственный кризис и проблемы его преодоления
- 4.4 Типы эколого-экономического развития.
- 4.5 Составляющие концепции устойчивого развития
- Глава 5. Человеческие ресурсы мирового хозяйства.
- 5.1 Мировая демографическая проблема.
- 5.2 Разновидности миграции и их влияние на мировую экономику.
- Современные тенденции международной миграции:
- 5.3 Показатели, характеризующие демографическую проблему современности.
- 5.4 Индекса человеческого развития (ичр)
- Международные экономические отношения
- Глава 1. Теоретические основы международной торговли
- Классические теории мировой торговли
- Теория относительных преимуществ
- 1.2 Альтернативные теории мировой торговли
- Международное регулирование мировой торговли
- Теоретические проблемы процесса вступления России во Всемирную торговую организацию
- Глава 2. Международное движение факторов производства
- 2.1. Международное движение капитала
- Формы международного движения капитала
- 2.2 Мобильность труда и международная миграция рабочей силы
- 2.3. Международное перемещение технологий
- Глава 3. Международные валютно-финансовые отношения
- 3.1. Валютная система и ее элементы
- Валютный курс и факторы, его определяющие
- Отсюда следует, что ни один из способов определения валютного курса не является универсальным. В разных условиях может использоваться тот или иной способ. Факторы, определяющие валютный курс:
- Виды валютного курса:
- 3.3 Валютная политика государства
- 3.4. Эволюция мировой валютной системы
- Группа Всемирного банка
- Региональные банки развития
- 3.6. Платежный баланс: основные статьи и их характеристика
- 3.7. Валютная система и валютная политика Российской Федерации
- Глава 4. Основы внешнеэкономической деятельности
- 4.1. Сущность внешнеэкономической деятельности и
- 4.2. Формы и методы внешней торговли
- Глава 5. Регулирование вэд на национальном и межправительственном уровне
- 5.1. Внешнеэкономическая политика государства: протекционизм и свободная торговля
- 5.2. Тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности
- 5.3. Нетарифные инструменты государственного регулирования вэд
- Глава 6. Государственное регулирование вэд в российской федерации
- 6.1. Правовые основы и принципы государственного регулирования вэд в России
- 6.2. Внешнеэкономический комплекс современной России
- 6.3. Государственные органы регулирования вэд в России
- 6.4. Негосударственные организации, содействующие развитию внешнеэкономических связей в Российской Федерации
- 6.5. Основные направления внешнеэкономической политики России
- Список литературы
- Содержание