logo search
Semyonov_A

3. Украина в интеграционных процессах восточноевропейских стран

Интеграционные процессы стран Восточной Европы после II Мировой войны развивались преимущественно в рамках СЭВ – Совета Экономической Взаимопомощи – межправительственной организации социалистических стран. СЭВ был создан в 1949 г. (Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, ССРР и Чехословакия). В том же году вступила Албания (вышла в 1961 г.), в 1950 г. – Восточная Германия, в 1962 г. - Монголия, 1972 - Куба, 1978 - Вьетнам. В разные периоды и на разных уровнях с СЭВ сотрудничали Югославия, Китай, Ангола, Лаос, Эфиопия, Финляндия, Ирак, Мексика и др., а также международные экономические организации.

СЭВ представляла собой высокоинтегрированное обьединение, развивавшееся по законам и в пределах МРТ. Общий кризис социалистической системы хозяйствования и геополитические изменения привели к самоликвидации СЭВ в 1991 г. Проявились основные недостатки механизмов социалистической интеграции:

Доминирующим политическим фактором несостоятельности СЭВ стал распад СССР, а экономическим - переход от преимущественно бартерной торговли к расчетам в СКВ.

В 90-е годы развитие интеграционных процессов восточноевропейских стран характеризуется широкой многовариантностью, как например:

Отдельного внимания заслуживает оценка возможностей экономической интеграции на основе Содружества Независимых Государств (СНГ), куди вошли все страны-бывшые республики СССР, кроме стран Балтии, - в 1993 г. страны подписали соглашение о создании Экономического Союза (Украина - ассоциированный член).

Главные цели Союза:

Сотрудничество со странами СНГ является одним из наиболее приоритетных направлений во внешнеторговой деятельности Украины, что обусловлено историческими связями, взаимосвязью экономик, подобием экономических проблем. Перспективным направлением развития внешней торговли со странами СНГ является налаживание прямых связей с отдельными ее регионами. Такие связи уже развиваются с Башкорстаном, Татарстаном, Дагестаном, Бурятией, Якутией, Санкт-Петербургом.

В пределах СНГ существуют условия для дальнейшего развития торговли с Беларусией и Молдовой, а также углубление отношений со странами Центральной Азии, прежде всего с Узбекистаном, Туркменистаном, Казахстаном, которые обладают большими природными ресурсами (топливно-энергетическими и минерально-сырьевыми). Среди других стран СНГ привлекательны связи со странами Закавказья, которые способствуют выходу Украины на рынки Центральной Азии и Ближнего Востока.

Интеграция в рамках СНГ кроме безусловных преимуществ, имеет несколько существенных недостатков:

Серьёзные противоречия экономической интеграции в СНГ привели к тому, что этот процесс практически затормозился. В связи с этим внешнеэкономическая политика Украины по отношению к странам СНГ будет направлена на расширение и углубление двухсторонних связей. С этой целью уже подписаны Межгосударственные программы долгосрочного сотрудничества с РФ, Молдовой, Беларусью, Казахстаном и Грузией, разрабатываются аналогичные программы долгосрочного экономического сотрудничества с Туркменистаном, Азербайджаном, Узбекистаном и Арменией.

В отношениях с государствами СНГ позиция Украины должна исходить из необходимости установления реальных режимов свободной торговли на основе норм и принципов ГАТТ/ВТО без каких-либо ограничений.

Одним из перспективных направлений сотрудничества в рамках экс-СССР следует также отметить обеспечение взаимовыгодных и стабильных торговых связей со странами Балтии, в перспективе в режиме свободной торговли.

Интересы Украины как морского государства требуют придания приоритетного значения активизации ее участия в Черноморском Экономическом Сотрудничестве (ЧЭС), где она является одной из 11 стран-основателей. С целью углубления экономического сотрудничества со странами-участницами ЧЭС Украина принимает конкретные меры по разработке, развитию и выполнению проектов в таких отраслях как транспорт и связь, торговля и промышленное развитие, обмен экономично-коммерческой информацией, с/х, наука и т.д. Среди основных приоритетов - углубления экономических отношений с Турцией - для обеспечения диверсификации источников поставки нефтепродуктов, а также импорта сырья для легкой промышленности, Грецией - развитие судоходства в бассейне Средиземного моря, Болгарией и Румынией - развитие торговли в Придунайском регионе.

Перспективность ЧЭС определяется тем, что: во-первых оно являет собой потенциально емкий внутренний рынок со значительным научно-техническим потенциалом и может стать ключевым местом торговли между Европой, Ближним Востоком и Азией; во-вторых, это первое большое объединение стран постконфронтационного этапа развития мировой экономик, которые недавно имели разные политические и экономические основы; в-третьих, в ЧЭС вошли государства–бывшие республики СССР, пытающиеся интегрироваться без явного доминирования России, в отличие от Экономического Союза на основе СНГ.

К основным направлениям причерноморского сотрудничества следует отнести:

Перспективы развития ЧЭС зависят от разработки и внедрения соответствующих механизмов и инструментов торгово-экономических взаимоотношений.