6.1. Правовые основы и принципы государственного регулирования вэд в России
В рыночной экономике государство осуществляет регулирование ВЭД в целях обеспечения безопасности страны и защиты общенациональных интересов. Деятельность государственных органов по регулированию ВЭД осуществляется практически во всех странах мира, но ее масштабы, формы и методы, конкретные цели и задачи определяются каждой страной, исходя из ее масштабов, положения в современном мире, внешней и внутренней политики государства.
Система государственного регулирования внешнеэкономической деятельности предприятий в России включает:
законодательно-правовую базу регулирования;
институционально-организационную структуру регулирования;
государственное программирование ВЭД;
квотирование и лицензирование внешнеторговых сделок;
сертификацию импортных товаров;
регистрацию некоторых экспортных контрактов;
обязательную экспортную оценку количества, качества и цены экспортируемых товаров;
таможенное регулирование;
валютное и кредитно-денежное регулирование ВЭД.
Основные цели государственного регулирования ВЭД состоят в следующем:
в содействии повышению производительности труда и качества национальной продукции путем приобретения лицензий и патентов, закупок новых технологий, качественных комплектующих, сырья и материалов, включения российских предприятий в мировую конкуренцию;
создании условий доступа российских предпринимателей на мировые рынки посредством оказания государственного, организационного, финансового, информационного содействия;
защите национальных внешнеэкономических интересов, защите внутреннего рынка;
создании и поддержании благоприятного международного режима во взаимоотношениях с различными государствами и международными организациями.
Государственное регулирование ВЭД в России осуществляется в соответствии со следующими основными принципами:
единства внешнеэкономической политики и национальной (внутренней) экономической. Когда дипломатия не служит войне, она служит торговле. И в этих условиях главной задачей внешней политики РФ является создание благоприятных условий на мировом рынке для российских экспортеров и для активизации эффективных для России внешнеэкономических связей;
единства системы государственного регулирования и контроля за его реализацией;
переноса центра тяжести регулирования ВЭД с административных на экономические методы;
четкого разграничения прав и ответственности федерации и ее субъектов в области управления ВЭД;
обеспечения равенства всех участников ВЭД.
Внешнеэкономические связи, как любая экономическая категория, имеют правовые нормы, которые юридически оформляются различными директивно-законодательными актами.
Регулирование внешнеэкономических связей производится на основании двухсторонних правительственных соглашений и законодательных актов по внешнеторговой деятельности Российской Федерации.
Основы государственного устройства Российской Федерации, системы управления, в том числе и внешнеэкономической деятельностью, заложены Конституцией РФ (ст. 71). Общую правовую базу регулирования ВЭД в России составляют законы РФ, указы президента РФ, постановления правительства РФ, различные нормативные акты соответствующих министерств и ведомств.
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности – это регулирование внешнеторговой, инвестиционной и иной деятельности в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности.
Регулирование внешнеторговой деятельности посредством торговой политики осуществляется государством в целях обеспечения благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, а также защиты его экономических и политических интересов. Торговая политика Российской Федерации является составной частью экономической политики, она направлена на создание благоприятных условий для российских экспортеров, импортеров, производителей и потребителей товаров и услуг. Текущая информация о внешнеэкономической и торговой политике России предоставляется Министерством экономического развития и торговли.
Торговая политика Российской Федерации строится на основе соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права, а также обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации. Она сформулирована в следующих федеральных законах:
Федеральный закон РФ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» № 165-ФЗ от 8 декабря 2003 г. направлен на защиту экономических интересов российских производителей товаров в связи с возросшим импортом, демпинговым импортом или субсидируемым импортом на таможенную территорию РФ. Он устанавливает порядок введения и применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер при импорте товаров. Применяется к правоотношениям, возникающим в связи с расследованиями, которые предшествуют введению специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер при импорте товаров. Закон не регулирует отношения, связанные с оказанием услуг, выполнением работ, передачей исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставлением права на использование объектов интеллектуальной собственности, осуществлением инвестиций и валютного контроля.
Федеральный закон РФ «Таможенный кодекс РФ» № 61-ФЗ от 28 мая 2003 г. составляет основу таможенного законодательства, направленного на регулирование отношений в области таможенного дела, в том числе отношений по установлению порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, отношений, возникающих в процессе таможенного оформления и таможенного контроля, обжалования актов, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц, а также отношений по установлению и применению таможенных режимов, установлению, введению и взиманию таможенных платежей. В 2004 г. вышел закон «О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации» в части таможенных сборов (от 11 ноября 2004 г. № 139-ФЗ).
Федеральный закон РФ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» № 164-ФЗ от 8 декабря 2003 г. определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, полномочия Российской Федерации и субъектов РФ в области внешнеторговой деятельности в целях обеспечения благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, а также защиты экономических и политических интересов России.
Федеральный закон РФ «Об экспортном контроле» № 183-ФЗ от 18 июля 1999 г. устанавливает принципы осуществления государственной политики, правовые основы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области экспортного контроля, а также определяет права, обязанности и ответственность участников внешнеэкономической деятельности. Он регулирует отношения органов государственной власти РФ и российских участников внешнеэкономической деятельности при осуществлении экспортного контроля. Его действие распространяется на внешнеэкономическую деятельность в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, в части осуществления экспортного контроля.
Федеральный закон РФ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» № 114-ФЗ от 19 июля 1998 г. устанавливает принципы государственной политики в области военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами. Военно-техническое сотрудничество – это деятельность в области международных отношений, связанная с вывозом и ввозом, в том числе с поставкой или закупкой, продукции военного назначения, а также с разработкой и производством продукции военного назначения. В законе сформулированы правовые и организационные основы деятельности органов государственной власти, государственного регулирования и финансирования работ в области военно-технического сотрудничества, установлен порядок участия в осуществлении военно-технического сотрудничества разработчиков, производителей продукции военного назначения и других субъектов военно-технического сотрудничества и определены их права в этой области.
Федеральный закон РФ «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами» № 63-ФЗ от 14 апреля 1998 г. устанавливает меры по защите экономических интересов России при осуществлении внешней торговли товарами, порядок введения и применения таких мер. Это специальные защитные меры, антидемпинговые меры, компенсационные меры, ограничение импорта товаров в целях выполнения целевых федеральных программ развития, в связи с выпуском новых видов товаров, в целях защиты претерпевающих структурную перестройку отраслей российской экономики и при проведении мероприятий по ограничению производства сельскохозяйственных товаров.
Федеральный закон РФ «О таможенном тарифе Российской Федерации» № 5003-I от 21 мая 1993 г. Он регулирует принципы, порядок и методы определения таможенной стоимости товаров, вывозимых и ввозимых на таможенную территорию России, устанавливает размер ввозных и вывозных пошлин. Существенные изменения были внесены федеральным законом № 144-ФЗ от 8 ноября 2005 г. «О внесении изменений в закон РФ «О таможенном тарифе»».
Федеральный закон РФ «О международном коммерческом арбитраже» (от 7 июля 1993 г. № 5338-I).
Федеральный закон РФ «О международных договорах РФ» (от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ).
Федеральный закон РФ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ» (от 4 января 1999 г. № 4-ФЗ).
Привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику и инвестиционная деятельность регулируются следующими федеральными законами:
Федеральный закон РФ «Об особых экономических зонах» № 116-ФЗ от 22 июля 2005 г. регулирует отношения, связанные с созданием, функционированием и ликвидацией свободных экономических зон на территории РФ, инвестициями и предпринимательской деятельностью в свободных экономических зонах. Свободная экономическая зона представляет собой ограниченный участок территории России, в пределах которого устанавливается особый режим хозяйственной, в том числе внешнеторговой, деятельности для субъектов предпринимательской деятельности. К свободным экономическим зонам на территории России относятся зоны экспортного производства и свободные таможенные зоны производственного и торгового типов.
Федеральный закон РФ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» № 160-ФЗ от 9 июля 1999 г. определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории России. Он направлен на привлечение и эффективное использование в российской экономике иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и технологии, управленческого опыта, обеспечение стабильности условий деятельности иностранных инвесторов и соблюдение соответствия правового режима иностранных инвестиций нормам международного права и международной практике инвестиционного сотрудничества. Закон регулирует отношения, связанные с государственными гарантиями прав иностранных инвесторов при осуществлении ими инвестиций на территории РФ. Он не распространяется на отношения, связанные с вложениями иностранного капитала в банки и иные кредитные организации, в страховые организации, на отношения, связанные с вложением иностранного капитала в некоммерческие организации, которые регулируются соответственно законодательством РФ о банках и банковской деятельности, о страховании и законодательством о некоммерческих организациях.
Федеральный закон РФ «О соглашениях о разделе продукции» № 225-ФЗ от 30 декабря 1995 г. принят в развитие законодательства РФ в области недропользования и инвестиционной деятельности. Он устанавливает правовые основы отношений, возникающих в процессе осуществления российских и иностранных инвестиций в поиски, разведку и добычу минерального сырья на территории России, а также на континентальном шельфе и (или) в пределах исключительной экономической зоны РФ на условиях соглашений о разделе продукции. Некоторые изменения в закон были внесены в июне 2001 г. (федеральный закон № 75-ФЗ от 18 июня 2001 г.).
Регулирование внешнеэкономической деятельности российских и иностранных лиц на территории РФ устанавливается и в других законодательных актах, например:
Федеральный закон РФ «Налоговый кодекс Российской Федерации» № 146-ФЗ от 1 июля 1998 г. устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в России, в том числе: виды налогов и сборов, основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов; права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах; формы и методы налогового контроля; ответственность за совершение налоговых правонарушений; порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) и их должностных лиц. В вопросах внешнеэкономической деятельности Налоговый кодекс регулирует устранение двойного налогообложения по отношению к физическим лицам (ст. 232) и организациям (ст. 311), налоговые ставки (ст. 284), особенности налогообложения иностранных организаций (ст. 306–309).
Федеральный закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» № 173-ФЗ от 10 декабря 2003 г. определяет принципы осуществления валютных операций в РФ, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственность за нарушение валютного законодательства.
Федеральный закон РФ «О техническом регулировании» (от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ) определяет цели и инструменты технического регулирования. Техническое регулирование – весомая часть нетарифного регулирования, неотъемлемая часть промышленной политики страны.
Пакет законов по охране прав интеллектуальной собственности, а также ряд специальных законов.
В условиях глобализации экономики все большее распространение получает многосторонне регулирование внешнеторговой деятельности, осуществляемое международными экономическими организациями. Наиболее ярким примером является Всемирная торговая организация, начавшая свою деятельность в 1995 г. на основе ГАТТ. В настоящее время она насчитывает 148 стран–участниц, еще 32 страны заявили о своем желании присоединиться к системе многостороннего регулирования международной торговли. Россия начала подготовку к вступлению в ВТО в 1994 г.
- Издательство тпу
- Введение
- Мировая экономика
- Глава 1. Сущность, становление и основные тенденции развития мирового хозяйства.
- 1.1 Мировая экономика: понятия, специфические черты, и современные тенденции развития.
- 1.2 Периодизация мировой экономики.
- 1.3 Глобальные проблемы мировой экономики
- Глава 2. Структура мировой экономики.
- 2.1 Критерии структурирования мировой экономики и их характеристика.
- 2.2 Характер экономического роста.
- 2.3 Отраслевая структура мировой экономики.
- 2.4 Классификация стран в мировой экономике.
- Глава 3. Основные субъекты мировой экономики
- 3.1 Государство
- 3.2 Транснациональные компании
- 3.3 Международные экономические организации
- 3.4 Региональные экономические интеграционные группировки
- Глава 4. Природно-ресурсный потенциал мирового хозяйства
- 4.1 Экологический потенциал современной мировой экономики
- 4.2 Особенности регулирования использования природно-ресурсного потенциала в мировой экономике
- 4.3 Мировой продовольственный кризис и проблемы его преодоления
- 4.4 Типы эколого-экономического развития.
- 4.5 Составляющие концепции устойчивого развития
- Глава 5. Человеческие ресурсы мирового хозяйства.
- 5.1 Мировая демографическая проблема.
- 5.2 Разновидности миграции и их влияние на мировую экономику.
- Современные тенденции международной миграции:
- 5.3 Показатели, характеризующие демографическую проблему современности.
- 5.4 Индекса человеческого развития (ичр)
- Международные экономические отношения
- Глава 1. Теоретические основы международной торговли
- Классические теории мировой торговли
- Теория относительных преимуществ
- 1.2 Альтернативные теории мировой торговли
- Международное регулирование мировой торговли
- Теоретические проблемы процесса вступления России во Всемирную торговую организацию
- Глава 2. Международное движение факторов производства
- 2.1. Международное движение капитала
- Формы международного движения капитала
- 2.2 Мобильность труда и международная миграция рабочей силы
- 2.3. Международное перемещение технологий
- Глава 3. Международные валютно-финансовые отношения
- 3.1. Валютная система и ее элементы
- Валютный курс и факторы, его определяющие
- Отсюда следует, что ни один из способов определения валютного курса не является универсальным. В разных условиях может использоваться тот или иной способ. Факторы, определяющие валютный курс:
- Виды валютного курса:
- 3.3 Валютная политика государства
- 3.4. Эволюция мировой валютной системы
- Группа Всемирного банка
- Региональные банки развития
- 3.6. Платежный баланс: основные статьи и их характеристика
- 3.7. Валютная система и валютная политика Российской Федерации
- Глава 4. Основы внешнеэкономической деятельности
- 4.1. Сущность внешнеэкономической деятельности и
- 4.2. Формы и методы внешней торговли
- Глава 5. Регулирование вэд на национальном и межправительственном уровне
- 5.1. Внешнеэкономическая политика государства: протекционизм и свободная торговля
- 5.2. Тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности
- 5.3. Нетарифные инструменты государственного регулирования вэд
- Глава 6. Государственное регулирование вэд в российской федерации
- 6.1. Правовые основы и принципы государственного регулирования вэд в России
- 6.2. Внешнеэкономический комплекс современной России
- 6.3. Государственные органы регулирования вэд в России
- 6.4. Негосударственные организации, содействующие развитию внешнеэкономических связей в Российской Федерации
- 6.5. Основные направления внешнеэкономической политики России
- Список литературы
- Содержание