logo search
Semyonov_A

2. Показатели оценки международной торговли

Основными формами международной торговли являются экспорт и импорт товаров.

В зависимости от происхождения и назначение товаров экспорт имеет следующие виды:

  1. вывоз товаров, изготовленных (сделанной и переработанных) в данной стране;

  2. вывоз сырья и полуфабрикатов для переработки за границей под таможенным контролем с последующим возвращением;

  3. реэкспорт – вывоз товаров, прежде завезенных через границу, включая товары, которые проданы на международных аукционах, товарных биржах и т.д.;

  4. временный вывоз за границу национальных товаров (на выставки, ярмарки и т.д.) с последующим возвращением или вывоз прежде завезенных иностранных товаров (на аукционы, выставки, ярмарки и т.д.);

  5. вывоз продукции в порядке прямых производственных связей, а также внутрикорпорационное снабжение (в рамках международных, транснациональных корпораций).

Классификация импорта по тому же признаку содержит в себе следующие виды:

  1. ввоз через границу товаров, технологий для реализации на внутреннем рынке импортера, а также обратное получение от иностранного контрагента услуг производственного и потребительского назначения;

  2. реимпорт – обратный вывоз через границу национальных товаров, прежде вывезенных туда;

  3. ввоз сырья, полуфабрикатов, узлов, деталей для переработки в данной стране и следующем вывозе за границу;

  4. временный ввоз товаров на международные выставки, ярмарки, аукционы;

  5. ввоз продукции в порядке прямых производственных связей (в рамках международных, транснациональных корпораций).

Следует отметить, что современная международная торговля в основном осуществляется как оптовая торговля. В связи с этим следует выделить такие организационные формы международной торговли как:

Рассмотрим эти формы более подробно.

Товарная биржа – эти постоянно действующие рынки, на которые купля-продажа осуществляется не непосредственно, а на основе стандартов и образцов и соответствующих форм документов, в которых регламентируются номенклатура, объем, цены, сроки и виды поставки и др.

Фьючерсные, или срочные биржи – это вид товарной биржи, на который осуществляется торговля товарами, которых не существует на время заключения соглашения, то есть торгуют не товаром, а контрактами на снабжение товаров в будущем. Это могут быть закрытые срочные биржи, где непосредственно торгуют лишь профессионалы и открытые срочные биржи, где, кроме профессионалов принимают участие продавцы и покупатели контрактов. Фьючерсная биржевая торговля – один из наиболее динамических секторов капиталистического хозяйства. В современных условиях именно фьючерсная торговля является господствующей формой биржевой торговли.

Фондовая биржа - это учреждение, организованный постоянно действующий рынок, на котором осуществляют куплю-продажу ценных бумаг.

Торговля ценными бумагами ведется на международных денежных рынках, то есть на биржах таких больших финансовых центров, как Нью-Йорк, Лондон, Париж, Франкфурт-на-Майне, Токио, Цюрих. Торговля ценными бумагами происходит в определенные часы на бирже, или так называемое биржевое время. Как продавцы и покупатели на таких биржах могут выступать лишь брокеры (маклеры), которые выполняют заказа своих клиентов, и за это получают определенный процент с оборота.

Биржевой курс акций и других ценных бумаг зависит исключительно от соотношения между спросом и предложением. Индекс котировки (курсов) акций – это показатель курсов важнейших акций на биржах. Он обычно включает курсы акций наибольших предприятий. Индекс котировки акций является своего рода индикатором климата на бирже.

Одним из наилучших путей поиска контакта между производителем и потребителем являются ярмарки. Ярмарки – это периодические или регулярные торги, которые организуются в соответствующем месте; место периодической торговли или сезонную распродажу товаров одного или нескольких видов.

Чаще всего ярмарки являются специализированными, что разрешает потребителю сравнить и выбрать наиболее подходящий ему по потребительским качествам и цене товар, не теряя огромных усилий на поиск информации о производителях необходимых товаров. На тематических ярмарках производители выставляют на выставочных площадях свой товар «лицом», а потребитель имеет возможность выбрать, купить или заказать необходимый нему товар прямо на месте. Ведь ярмарка представляет собой большую выставку, где стенды с товарами и услугами распределенные соответственно тематике, области, назначения и т.п. Поэтому любой желающий, сориентировавшись по темам выставок, может выбрать ту, которая разрешит встретиться с интересующими его производителями. Соответственно и производитель встречает на ярмарке аудиторию, которая интересуется именно его товаром.

Еще одной из основных форм организации международной торговли следует назвать валютные рынки. Валютный рынок – это экономические отношения по поводу купли-продажи иностранных валют и платежных документов (чеков, векселей и т.п.) в иностранной валюте в официально определенных центрах.

Годовой оборот мировой торговли составляет приблизительно 9 трлн. долл., а ежедневный оборот валютных бирж – приблизительно 2 трлн. долл. Это означает что 98 процентов всех валютных операций прямо не связаны с торговыми операциями, а осуществляются международными банками.

Под торговлей иностранной валютой понимают обмен одной валюты на другую или на национальную валюту по курсу, заранее установленному партнерами. Кроме банков и больших предприятий в операциях на рынке принимают участие также маклеры. Маклеры являются посредниками и требуют за свои услуги комиссию (куртаж).

Выделяют 3 группы показателей МТ.

  1. Показатели объема МТ:

Для оценки экспорта используют базу цен ФОБ (FOB – Free on Board) "свободный на борту судна" – входит цена товара и стоимость доставки на борт судна (самолета, поезда).

Для оценки импорта используют базу цен СИФ (CIF – Cost, Insurance and Freight) "стоимость, страховка, фрахт" – кроме цены товара входит сумма страховки и транспортировки товара.

Исходя из этих оценок, стоимость мирового импорта всегда больше стоимости мирового экспорта на сумму страховок и транспортных издержек.

  1. Показатели по критерию структуры МТ:

Темпов роста:

Трэ=(Эог/Эбг)*100%, где Эог- объем экспорта в отчетном году, Эбг- -“- в базисном году.

Три=(Иог/Ибг)*100%, где Иог- объем импорта в отчетном году, Ибг- -“- в базисном году.

Трвто=(ВТОог/ВТОбг)*100%, где ВТОог- объем ВТО в отчетном году, ВТОбг- -“- в баз.году.

Темпов прироста:

Тпрэ=(Трэ.ог/Трэбг)*100% , где Трэог- темп роста экспорта в отчетном году, Трэбг- -“- в б. г.

Тпри=(Иог/Ибг)*100%, где Триог- темп роста импорта в отчетном году, Трибг- -“- в баз. г.

Тпрвто=(ТрВТОогрВТОбг)*100%, где ТрВТОог- темп роста ВТО в отчетном году, ТрВТОбг- -“- в баз. г.

3. Показатели результативности МТ:

  1. Сальдо торгового баланса (Э-И)

  2. Сальдо баланса услуг (разница между стоимостью услуг, которые предоставляет страна, и стоимостью услуг, которые она импортирует)

  3. Сальдо некоммерческих операций (разница между доходами от инвестиций, денежных переводов, взносов, перемещения денежных средств по наследству, при решении семейных проблем)

  4. Сальдо баланса текущих операций – сумма 1,2,3

  5. Экспорт на душу населения

  6. Импорт на душу населения

  7. ВТО на душу населения

  8. Экспортная квота (отношение экспорта к ВВП) *100%

  9. Импортная квота (И/ВВП) *100%

  1. Квота ВТО (ВТО/ВВП)*100%