4.2 Особенности регулирования использования природно-ресурсного потенциала в мировой экономике
В условиях возрастающей взаимосвязи и взаимозависимости государств мировой общественный прогресс все больше зависит от решения глобальных проблем — общечеловеческих проблем, затрагивающих интересы и судьбы всех стран и народов, имеющих значение для прогресса человеческой цивилизации в целом. В начавшемся веке именно успешное решение основных глобальных проблем заложит фундамент и будет предопределять возможность перехода мирового сообщества к устойчивому развитию. К одной из основных глобальных проблем относится сырьевая.
Сторонники пессимистического подхода считают, что уже в 20—30-е гг. начавшегося века станет невозможным обеспечивать развивающееся мировое хозяйство необходимыми сырьевыми и прежде всего энергетическими ресурсами, что впоследствии может привести к катастрофе человеческой цивилизации. "Оптимисты" считают саму проблему обеспечения мирового хозяйства минеральным сырьем надуманной. По их мнению, человечество никогда не исчерпает природных ресурсов, а в случае выработки одного минерала всегда найдется какой-нибудь заменитель.
Сторонники первого подхода, безусловно, правы, когда высказывают неподдельную обеспокоенность о возможном исчерпании природных ресурсов и заботу об их более рациональном использовании. Но они допускают ошибку, не принимая во внимание прогресс науки и техники, который противодействует истощению полезных ископаемых, позволяя осваивать новые месторождения, добывать минеральное сырье со дна морей и океанов, использовать новые источники энергии, содействует повышению эффективности использования энергоресурсов. Так, за последние тридцать лет экономическая эффективность использования энергетических ресурсов, по нашим оценкам, выросла более чем в 1,4 раза (табл. 2). Но и сегодня резервы для ее повышения отнюдь не исчерпаны. Общая эффективность использования энергоносителей (включая все стадии от добычи до конечного потребления) в конце XX в. составляла в промышленно развитых странах 40%, в развивающихся — 25—30%. Это означает, что в процессе добычи, переработки, транспортировки, распределения и конечного потребления все еще теряется не менее 60% экономически рентабельных энергоресурсов.
Переход мирового хозяйства к новому типу развития, в котором центральное место занимает информация и знания, разумеется, не означает, что задача рационального использования энергетического сырья теряет свою актуальность. Наоборот, в последнее время, когда угрожающую остроту приобрел глобальный экологический кризис, когда мировое сообщество решает задачу перехода к устойчивому развитию, повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов становится еще более актуальным и должно занимать приоритетное направление в экономической политике каждого современного государства. Более того, в условиях перехода к устойчивому развитию изменения показателя энергоемкости в масштабах мирового хозяйства могло бы стать одним из важных индикаторов эффективности энергетической составляющей, обеспечивающей этот переход. О значении этого показателя красноречиво говорит тот факт, что снижение энергоемкости производства мирового ВВП только на 1% позволило бы сегодня сэкономить 225—235 млрд дол., что примерно соответствует затратам на природоохранные мероприятия всех стран Европы и Азии вместе взятых.
Снижение энергоемкости экономического развития мирового хозяйства требует сегодня действий по следующим основным направлениям. Первое направление — повышение эффективности использования энергии. Эта задача может быть решена путем экономии энергоресурсов, более широкого применения энергосберегающих технологий и вторичных ресурсов. В настоящее время большая часть используемых материалов выбрасывается после одноразового применения6: это примерно 60% всего алюминия, 75% стали и бумаги и еще большая часть пластмасс. Производство же бумаги из макулатуры требует на 25—60% -меньше энергии, чем ее изготовление из древесной массы. При этом количество загрязняющих веществ, попадающих в воздух, уменьшается на 74%, выплавка стали из лома (по сравнению с выплавкой ее из чугуна) уменьшает загрязнение воздуха на 85%.
Второе направление — переход от ископаемых видов топлива, обеспечивающих сегодня производство 85% используемой энергии, к таким экологически чистым источникам, как ветер, геотермальные воды, солнечная энергия. В настоящее время эти альтернативные источники энергии используются недостаточно. В целом в мировом сообществе они дают менее 1% первичной энергии. Хотя опыт как самых развитых стран (США, Германии, Швеции, Нидерландов, Дании), так и развивающихся (Индии, Китая и др.) показывает, что использование альтернативных источников не только экологически безопасно, но и экономически выгодно. Так, за последние почти двадцать лет стоимость электроэнергии, вырабатываемой ветроэлектростанциями, снизилась более чем в 6 раз и составляла в конце 90-х гг. менее 5 центов за 1 кВт/ч, что ниже стоимости электроэнергии, производимой во многих странах на станциях, работающих на угле.
Дальнейшее развитие подотраслей энергетики, работающих на экологически чистых энергоносителях, будет зависеть от той финансовой поддержки, которая им будет оказана. Рациональными мерами поддержки могли бы стать предлагаемые французскими специалистами "зеленые сертификаты" или другие аналогичные методы, позволяющие добавлять премию к стоимости электроэнергии, производимой на основе экологически чистых источников. Актуальность реструктуризации энергопроизводства и энергопотребления усиливается в связи с необходимостью противостоять глобальному потеплению на планете. Известно, что около половины глобального потепления обеспечивают выбросы в атмосферу двуокиси углерода. За последние 150 лет содержание в атмосфере этого основного парникового газа увеличилось на 30%, а главная причина — именно в том, что подавляющая доля энергии в мире производится за счет сжигания ископаемого топлива — нефти, угля, газа. По прогнозам экспертов, сохранение современной тенденции использования ископаемого топлива в наступившем столетии приведет к повышению температуры земной поверхности на 2—4 градуса, что вызовет повышение уровня Мирового океана на 30—60 см. Поэтому перестройка структуры глобального производства и потребления энергии выступает как необходимое условие перехода мирового сообщества к устойчивому развитию.
Реализация мероприятий в рамках этих основных направлений требует немалых финансовых, трудовых, организационных затрат и возможна лишь при усилении государственного вмешательства в экономическую жизнь. Необходимость усиления роли государства в экономической жизни подтверждает мировой опыт, Если в начале XX в. удельный вес государственных расходов в ВВП в промышленно развитых странах составлял 10—12%, то в конце минувшего столетия он увеличился до 45,8%. В настоящее время при помощи бюджета государство перераспределяет от 30% ВВП в США, половины — в Германии, Франции до двух третей ВВП в Швеции, В большинстве развитых стран государство заметно укрепило свои позиции не только в социальной сфере, но и в экономической жизни. Активно используя бюджетные, кредитно-финансовые, налоговые, таможенные и иные рычаги, оно получило возможность эффективно воздействовать на процессы производства и потребления ресурсов. Примеры рациональной политики государственного вмешательства в обеспечение устойчивого развития экономики путем совершенствования ее энергетической составляющей можно сегодня наблюдать как в промышленно развитых, так и в развивающихся странах. Так, правительство Дании запретило строить электростанции, работающие на угле; правительство Германии провело налоговую реформу, снизив ставки подоходного налога и повысив налог на энергию; подобную "экологизацию" налоговых систем провели в 90-е гг. правительства Скандинавских стран и Нидерландов, отменив субсидии "экологически грязным" отраслям; правительство Коста-Рики планирует к 2010 г. производить всю электроэнергию, используя возобновляемые источники.
Необходимость укрепления роли государства в экономике становится все более очевидной, в частности по мере расширения спектра глобальных проблем и перехода к устойчивому развитию. Человечество, чтобы не погибнуть, просто вынуждено вести контроль над производством и потреблением. Нельзя не признать правомерность утверждений многих известных западных ученых о том, что, функционируя в основном в соответствии с краткосроч ными интересами, рынок плохо приспособлен к действиям, имеющим перспективную направленность, затрагивающим интересы будущих поколений, и что в условиях постиндустриального общества возрастает роль правительства в регулировании воспроизводства в масштабах всего социального организма, а также роль процессов планирования.
Методы и средства обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Экологизация экономики. Экологизация экономики – процесс внедрения и реализации принципов рационального природопользования и минимизации негативного воздействия на экологические объекты при осуществлении антропогенной деятельности. Экологизация должна охватывать все сферы общественного развития: науку, промышленность, сельское хозяйство, социальную сферу, правовую сферу, управление. Основу экологизации экономики составляют природоохранные мероприятия.
Направления экологизации:
технологии по очистке выходных компонентов от вредных примесей (экстенсивный подход);
экологически чистые технологии (интенсивный подход);
Первое направление экологизации – технологии «конца трубы». При их использовании наряду с производством основного продукта осуществляется нейтрализация вредных побочных продуктов. Природоохранные мероприятия являются дополнительными, обособленными от основного производственного процесса, а издержки – экстернальными (внешними) для предприятия, нежелательными для него с экономической точки зрения.
Второе направление экологизации – интенсивный метод охраны природы – заключается в предупреждении негативного воздействия путем устранения не следствий ( вредный выброс), а причины.
Основные принципы интенсивного метода:
замкнутость технологии;
безотходность технологии;
экономия сырья и энергии;
использование альтернативных источников энергии;
создание продукции с длительным сроком службы.
Замкнутость производства может быть представлена:
применительно к индивидуальному производственному процессу в рамках отдельного предприятия;
в рамках группы предприятий с открытыми технологиями (образующиеся отходы одних предприятий становятся вторичным сырьём для других).
Безотходные технологии - технологии в основе которых рациональное использование сырья и энергии, предотвращение вредного воздействия.
Экологическая экспертиза. В соответствии с ФЗ «Об экологической экспертизе» № 174 – ФЗ экологическая экспертиза – установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.
Объектами экологической экспертизы являются:
все виды предплановой и предпроектной документации по размещению производственных мощностей;
проекты строительства, реконструкции, расширения и ликвидации хозяйствующих субъектов;
документация по созданию новой техники, технологий, материалов и веществ;
проекты документации, регламентирующей природопользование при ведении хозяйственной деятельности.
В Российской Федерации осуществляется государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза. Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды.
Стадии экспертизы:
предоставление материалов в Министерство природоохранных ресурсов России или его территориальные органы;
регистрация, проверка полноты и достаточности предоставляемых материалов;
формирование государственной экспертизы комиссии;
подготовка индивидуальных, групповых заключений и свободного заключения государственной экологической экспертизы;
подписание и утверждение заключения.
Результат государственной экологической экспертизы – документ с выводами о допустимости реализации объекта намеченной деятельности. Общественная экологическая экспертиза проводится по инициативе граждан, органов местного самоуправления и общественных объединений. Исполнители – организации, имеющие лицензию на проведение экологической экспертизы.
Экологическая стандартизация. К методам обеспечения природоохранной деятельности относятся процедуры экологической стандартизации и оценки влияния хозяйствующего субъекта на природную среду для выявления уровня негативного воздействия.
Цель экологической стандартизации – установление предельно допустимых норм воздействия на окружающую природную среду.
Виды экологических стандартов:
нормативы качества окружающей природной среды;
нормативы предельно допустимого вредного воздействия;
нормативы использования (изъятия) природных ресурсов;
экологические стандарты.
Нормативы качества окружающей природной среды определяют предельный уровень загрязнения элементов природной среды, при котором негативное воздействие не сказывается на здоровье человека и стабильности экосистем.
Нормативы воздействия на окружающую природную среду – величина предельно допустимого вредного воздействия, при котором значение концентрации вредного вещества на границе санитарно защитной зоны не превышает норматива качества природной среды ( предельно допустимый выброс – ПДВ, предельно допустимый сброс – ПДС).
ПДВ и ПДС рассчитываются для каждого предприятия по каждому загрязняющему веществу либо собственными силами , либо с привлечением сторонних организаций. При экономической нецелесообразности закрытия предприятия в случае невозможности соблюдения им требований по вредным выбросам (сбросам) в пределах ПДВ (ПДС) устанавливаются лимиты по загрязнению или временно согласованные выбросы (сбросы) при условии постепенного сокращения загрязнения до нормативов ПДС (ПДВ).
Нормативы использования (изъятия) природных ресурсов – лимиты на природопользование, предупреждающие истощение природных ресурсов с учетом их самовосстановления. Экологические стандарты – эколого-правовые требования к параметрам новой техники, технологий, материалов для обеспечения соблюдения нормативов предельно допустимого вредного воздействия на природные системы в процессе производства, эксплуатации и утилизации продукции.
- Издательство тпу
- Введение
- Мировая экономика
- Глава 1. Сущность, становление и основные тенденции развития мирового хозяйства.
- 1.1 Мировая экономика: понятия, специфические черты, и современные тенденции развития.
- 1.2 Периодизация мировой экономики.
- 1.3 Глобальные проблемы мировой экономики
- Глава 2. Структура мировой экономики.
- 2.1 Критерии структурирования мировой экономики и их характеристика.
- 2.2 Характер экономического роста.
- 2.3 Отраслевая структура мировой экономики.
- 2.4 Классификация стран в мировой экономике.
- Глава 3. Основные субъекты мировой экономики
- 3.1 Государство
- 3.2 Транснациональные компании
- 3.3 Международные экономические организации
- 3.4 Региональные экономические интеграционные группировки
- Глава 4. Природно-ресурсный потенциал мирового хозяйства
- 4.1 Экологический потенциал современной мировой экономики
- 4.2 Особенности регулирования использования природно-ресурсного потенциала в мировой экономике
- 4.3 Мировой продовольственный кризис и проблемы его преодоления
- 4.4 Типы эколого-экономического развития.
- 4.5 Составляющие концепции устойчивого развития
- Глава 5. Человеческие ресурсы мирового хозяйства.
- 5.1 Мировая демографическая проблема.
- 5.2 Разновидности миграции и их влияние на мировую экономику.
- Современные тенденции международной миграции:
- 5.3 Показатели, характеризующие демографическую проблему современности.
- 5.4 Индекса человеческого развития (ичр)
- Международные экономические отношения
- Глава 1. Теоретические основы международной торговли
- Классические теории мировой торговли
- Теория относительных преимуществ
- 1.2 Альтернативные теории мировой торговли
- Международное регулирование мировой торговли
- Теоретические проблемы процесса вступления России во Всемирную торговую организацию
- Глава 2. Международное движение факторов производства
- 2.1. Международное движение капитала
- Формы международного движения капитала
- 2.2 Мобильность труда и международная миграция рабочей силы
- 2.3. Международное перемещение технологий
- Глава 3. Международные валютно-финансовые отношения
- 3.1. Валютная система и ее элементы
- Валютный курс и факторы, его определяющие
- Отсюда следует, что ни один из способов определения валютного курса не является универсальным. В разных условиях может использоваться тот или иной способ. Факторы, определяющие валютный курс:
- Виды валютного курса:
- 3.3 Валютная политика государства
- 3.4. Эволюция мировой валютной системы
- Группа Всемирного банка
- Региональные банки развития
- 3.6. Платежный баланс: основные статьи и их характеристика
- 3.7. Валютная система и валютная политика Российской Федерации
- Глава 4. Основы внешнеэкономической деятельности
- 4.1. Сущность внешнеэкономической деятельности и
- 4.2. Формы и методы внешней торговли
- Глава 5. Регулирование вэд на национальном и межправительственном уровне
- 5.1. Внешнеэкономическая политика государства: протекционизм и свободная торговля
- 5.2. Тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности
- 5.3. Нетарифные инструменты государственного регулирования вэд
- Глава 6. Государственное регулирование вэд в российской федерации
- 6.1. Правовые основы и принципы государственного регулирования вэд в России
- 6.2. Внешнеэкономический комплекс современной России
- 6.3. Государственные органы регулирования вэд в России
- 6.4. Негосударственные организации, содействующие развитию внешнеэкономических связей в Российской Федерации
- 6.5. Основные направления внешнеэкономической политики России
- Список литературы
- Содержание