logo search
История США / istorija_usa_tom_4

633 Литература и искусство

«Начальная подготовка Пола Хаммеля» (1971) и «Костыли и кости» (1972), пьеса Д. Берригана «Суд над Катонсвиллской девяткой» (1971).

Социального направления придерживался внебродвейский «Пабликтиэтр» Дж. Паппа (р. 1921) 25. Именно Папп поставил пьесы Рейба «Начальная подготовка Пола Хаммеля» и «Костыли и кости». Первая из них показывает, как молодого, наивного и патриотически настроенного солдата превращают в машину для убийств. В «Костылях и костях» (в русском переводе и постановке в СССР «Как брат брату») цент­ральный образ — слепой солдат, вернувшийся с войны во Вьетнаме. Третья пьеса Рейба — завершение трилогии — «Парашют мой, раскрой-ся!» (1976). Время действия пьесы — самое начало войны во Вьетнаме. Через образы действующих лиц в ней показано, как велика цена, кото­рую приходится платить нации, когда она позволяет вовлечь себя в не­справедливую, агрессивную войну.

Явлением, отличающим театр 70-х годов от 50—60-х, стало то, что в нем зазвучала рабочая тема. На Бродвее был поставлен в 1978 г. спек­такль по книге С. Тёркела «Работа» — репортаж о жизни 40 рабочих разных профессий в Чикаго. Основная идея спектакля в том, что быть рабочим — это честь, что американские трудящиеся сохранили верность демократическим традициям, что трудом и единством действий людей труда мир может быть изменен к лучшему. Осенью 1979 г. Папп поста­вил пьесу Т. Бейба «Силуэт Солт-Лейк-Сити» — о Джо Хилле, легендар­ном рабочем певце и профсоюзном организаторе (в связи со 100-летием со дня его рождения). В США и во многих других странах был возоб­новлен спектакль по пьесе Б. Стейвиса о Джо Хилле — «Человек, кото­рый никогда не умирал» (1954).

В театре «вне Бродвея» и на Бродвее в послевоенные годы были по­ставлены пользовавшиеся успехом пьесы ряда негритянских авторов26: Дж. Т. Уорда «В нашей стране» (1947) — о черных вольноотпущенниках после гражданской войны; Л. Петерсона «Сделай гигантский шаг вперед» (1953) — о жизни черных на Севере; Ч. Сибри и Г. Джона «Миссис Паттерсон» (1954) — о мечтах негритянской девочки; У. Бранча «Вели­колепная ошибка» (1954), рисовавшая один из эпизодов жизни Фреде­рика Дугласа. Видным драматургом остросоциального и гуманистическо­го направления стала рано умершая Лоррейн Хенсберри (1930—1965). Ею были написаны пьесы «Изюминка на солнце» (1959) и «Плакат в окне Сиднея Брустейна» (1964). Первая пьеса — о мечтах обитателей черных гетто и о крахе этих мечтаний. Вторая, по сути дела, полеми­зирует с представлением о человеке как всего лишь бессильной игруш­ке обстоятельств. Человек может и должен отстаивать свой идеал, ут­верждать свою волю — таков лейтмотив пьесы. К числу известных негритянских драматургов, чьи пьесы ставились в послевоенные десяти­летия, принадлежат также Осси Дэвис, Алиса Чайлдресс, Лофтен Мит­челл, Гэс Эдварде, Адрианн Кеннеди, Лонн Элдер, Винетт Кэррол и др.

После 1945 г. американский профессиональный театр дал много ин­тересных режиссеров, значительным было и число талантливых театраль-

25 В 50-е годы Папп подвергся преследованиям и был уволен «Коламбиа бродкас-тинг корпорейшн» за отказ сотрудничать с комиссией по расследованию анти­американской деятельности.

26 The Black American Writer, Poetry and Drama/Ed, by С W. E. Bigsby. Baltimore, 1971, vol. 2, p. 122—125.

634

III. НАУКА И КУЛЬТУРА

ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО

635

ных актеров — Ширли Найт, Джеральдина Пейдж, Дрю Снайдер, Морин Стэплтон, Элизабет Эшли, Колин Дьюхэрст, Барбара Бел Геддес, Джек Николсон, Розмари Харрис, Джина Роулендс, Кнм Стэнли. На театраль­ной сцене играли и играют многие актеры кино.

В 60-х годах в атмосфере подъема общедемократических движений развернулось движение любительских студенческих, народных, а также рабочих театров 27. Оно продолжалось в 70-е годы. Темы пьес любитель­ских и народных театров — жизнь и борьба американских трудящихся в прошлом и настоящем. Многие из этих пьес написаны малоизвестными авторами-любителями или являются коллективным творением. В поста­новках этих театров звучали мотивы борьбы против преследований ина­комыслящих при маккартизме, борьбы женщин против фашизма (напри­мер, пьеса «Ткачихи» Нины Серрано и Джудит Биндер, показывающая подлинную историю двух женщин, посвятивших жизнь борьбе с фашиз­мом в гитлеровской Германии и в Чили), против расизма (документаль­ная драма Н. Фентона и Дж. Блэра «Следствие по делу Бико» — о борьбе с режимом апартеида в ЮАР), против войны и агрессивной внешней по­литики империализма США.