logo search
История США / istorija_usa_tom_4

2. Агрессия сша в корее

Вступление 9 августа 1945 г. Советского Союза в войну с Японией привело к разгрому Квантунской армии, освобождению всей территории Кореи советскими войсками и долгожданному избавлению корейского народа от чужеземного гнета. 2 сентября 1945 г. японское правительство подписало акт о безоговорочной капитуляции. Уничтожение японского господства вызвало большой подъем политической активности корейского народа, приведшей к глубоким социально-экономическим переменам. По всей стране создавались народные комитеты как органы подлинно народ- ной власти, представлявшей различные слои корейского народа. Руково- дящей и организующей силой в демократическом строительстве новой Kореи выступали коммунисты46.

43 Congress Investigates: A Documented History, 1792—1974/F.d. by A. M. Schlesinger,

Jr. N. Y.; L., 1975, p. 3441.

44 Факты о положении трудящихся в США (1951—1952 гг.), с. 185. 45 Там же, с. 186.

46 История Кореи: В 2-х т. М., 1974, т. 2, с. 164.

120

I. ПОСЛЕВОЕННАЯ АМЕРИКА

УСИЛЕНИЕ РЕАКЦИИ. МАККАРТИЗМ (1949—1954)

121

В соответствии с договоренностью правительств СССР и США в целях принятия капитуляции японских войск, находившихся на террито- рии Кореи, к северу от 38-й параллели была установлена зона военной ответственности СССР, к югу — зона военной ответственности США47. Эта мера вызывалась также необходимостью подготовки условий для предоставления Корее независимости и обеспечения ее развития как еди- ного демократического государства. Разделение страны должно было носить временный характер и окончиться с провозглашением независимо- го корейского государства48. Однако США воспрепятствовали реше- нию корейского вопроса в духе, отвечающем интересам народа этой страны.

Корея, освобожденная от японского господства, занимала во внешне- политических планах США особое место, прежде всего вследствие ее чрезвычайно выгодного стратегического положения и близости к границам социалистических стран. Монополии США стремились использовать свое военное присутствие в Корее в качестве базы для расширения экономиче- ской экспансии в Азии. Показательно, что американские войска высади- лись в порту Инчхон 8 сентября 1945 г., т. е. уже после капитуляции Японии и окончания войны. И уже первые месяцы их пребывания по- казали стремление правящих кругов США к закреплению расчленения Кореи и установлению своего военного и политического контроля на юге страны.

Положение в Корее было предметом обсуждения на Московском со- вещании министров иностранных дел СССР, США и Великобритании в декабре 1945 г. Государственный секретарь США Бирнс фактически предложил установить над Кореей опеку четырех держав: США, СССР, Англии и гоминьдановского Китая сроком на пять лет с возможным прод- лением ее в дальнейшем на такой же период. Американский проект послевоенного устройства Кореи не предусматривал образования общеко- рейского правительства. Предлагалось создать лишь союзническую адми- нистрацию во главе с двумя командующими, от СССР и США, которая должна была функционировать до установления гражданского админист- ративного управления Кореи 49.

Советский Союз, напротив, исходил из необходимости создания времен- ного демократического правительства как реального органа осуществле- ния корейским народом своих суверенных прав. Советский проект не от- вергал опеку четырех держав, но подчеркивал, что такая опека должна осуществляться посредством временного корейского демократического правительства, призванного обеспечить национальные интересы корей- ского народа. Срок опеки ограничивался пятью годами50.

В результате острой дискуссии было достигнуто соглашение, согласно которому Корея должна была развиваться как единое независимое демо-

кратическое государство51. Для оказания содействия образованию вре- менного корейского демократического правительства и предварительной разработки соответствующих мероприятий решением Московского сове- щания создавалась совместная комиссия из представителей командования американских войск в Южной Корее и командования советских войск в Северной Корее 52.

20 марта 1946 г. в Сеуле совместная Советско-американская комиссия приступила к подготовке рекомендаций относительно состава временного демократического правительства путем консультаций с демократическими организациями Кореи и к разработке мер помощи и содействия политиче- скому, экономическому и социальному прогрессу корейского народа53. Трудности в работе комиссии возникли сразу же, как только встал вопрос о выборе конкретных организаций для консультаций. Позиции СССР и США в этом вопросе были различными. Американская сторона всячески уклонялась от консультаций с демократическими организациями и поли- тическими партиями юга страны, поддерживавшими решения Московско- го совещания54. Она ориентировалась в основном на консервативные группы п партии, отвергавшие совместно выработанные соглашения, что создавало серьезные препятствия в работе комиссии. Одновременно на юге страны все более усиливалось наступление на прогрессивные силы. В течение февраля—апреля 1947 г. было арестовано более 2 тыс. пред- ставителей демократических партий и организаций 55.

Правящие круги США всячески содействовали возвращению в Юж- ную Корею наиболее реакционной части корейской эмиграции, которая стала послушным орудием военной администрации США. В октябре 1945 г. на американском самолете в Южную Корею был доставлен Ли Сын Май, вставший во главе раскольнических сил. Опираясь на эти эле- менты. Соединенные Штаты стремились обойти решение Московского со- вещания и закрепить раскол Кореи. В этих условиях, несмотря на уси- лия СССР, совместная Советско-американская комиссия не смогла прий- ти к соглашению ни по одному вопросу. США блокировали все предло- жения советской стороны и, прервав работу комиссии, вынесли корей- ский вопрос на рассмотрение ООН 56.

Использовав механическое большинство в ООН, находившееся под контролем США, американской дипломатии удалось добиться решения Генеральной Ассамблеи о передаче вопроса о Корее на рассмотрение вновь созданной Временной комиссии ООН по Корее, в состав которой вошли представители Австралии, Индии, Канады, Сальвадора. Сирии, Филиппин, Франции и Китая. Делегация СССР в голосовании не участ- вовала. Под наблюдением этой комиссии не позже 31 марта 1948 г. Должны были состояться выборы в Национальное собрание, которое впо-

47 Переписка Председателя Совета Министров СССР с президентами США п премьер-министрами Великобритании во время Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.: В 2-х т. М., 1976, т. 2, с. 281—282.

48 Международные отношения после второй мировой войны: В 3-х т. М., 1962—1965, т. 1, с. 186.

49 История дипломатии: В 5-ти т. М., 1959—1979, т. 5, кн. 1, с. 140; Foreign Relations of the United States. Diplomatic Papers, 1945: Vol. 1—9. Wash., 1960—1969, vol. 7. p. 642—643. (Далее: FRUS).

50 Советский Союз и корейский вопрос: Документы. М., 1948, с. 5—7, 12.

51 Московское совещание министров иностранных дел Советского Союза, Соединен

ных Штатов Америки и Соединенного Королевства. М., 1946, с. 10.

52 Внешняя политика Советского Союза, 1945 год: Документы и материалы. М., 1949, с. 160—161.

53 Самсонов Г. Е. Борьба за мирное демократическое решение корейского

вопроса. М., 1960, с. 28.

54 Советский Союз и корейский вопрос, с. 18, 19.

55 Международные отношения на Дальнем Востоке в послевоенные годы, 1945— 1957: В 2-х т. М., 1978, т. 1, с. 83.

56 История дипломатии, т. 5, кн. 1, с. 163.

122

I. ПОСЛЕВОЕННАЯ АМЕРИКА

УСИЛЕНИЕ РЕАКЦИИ. МАККАРТИЗМ (1949—1954)

123

следствии сформировало бы единое для всей Кореи правительство57. Временная комиссия ООН прибыла в Сеул в начале 1948 г., но не нашла поддержки демократических сил Кореи. По всей стране развер- нулось широкое движение против иностранного вмешательства. В апре- ле 1948 г. в Пхеньяне состоялось совместное совещание представителей 56 политических партий и общественных организаций Северной и Юж- ной Кореи, объединявших около 10 млн. человек. Совещание обратилось к правительствам США и СССР с требованием об одновременном выводе их войск и предоставления возможности провести всеобщие сво- бодные выборы в целях создания единого демократического государст- ва 58. Положение в стране становилось крайне тревожным. В этих ус- ловиях члены Временной комиссии ООН открыто выражали сомнение относительно возможности проведения свободных выборов, которые смог- ли бы привести к объединению Кореи и созданию подлинно националь- ного правительства 59.

Тем не менее 10 мая 1948 г. в обстановке преследования демократиче- ских сил в Южной Корее были проведены сепаратные выборы в Нацио- нальное собрание, которое провозгласило создание Корейской республи- ки во главе с Ли Сын Маном. Тем самым с санкции США раскол стра- ны был конституционно закреплен. Секретный бюллетень Управления разведки госдепартамента отмечал, что «путем создания прочного и дру- жественного правительства в Корее США обеспечили частичную стаби- лизацию положения на Дальнем Востоке и компенсировали свои дипло- матические неудачи в других частях Азии» 60.

В ответ на эти раскольнические действия 25 августа 1948 г. патрио- тические силы Кореи приняли решение провести выборы в Верховное народное собрание в обеих частях страны. На юге они проходили неле- гально. В Верховное народное собрание были выбраны представители всех основных партий и социальных слоев Северной и Южной Кореи. Из 572 депутатов 360 были избраны в Южной Корее 61. 8 сентября Вер- ховное народное собрание приняло конституцию, политически закрепив- шую создание Корейской Народно-Демократической Республики. Про- возглашая единство страны, свободу и независимость народа своей глав- ной целью, правительство КНДР обратилось к СССР и США с просьбой об одновременном выводе всех войск. Советский Союз положительно от- кликнулся на этот призыв и к концу 1948 г. вывел своп войска из Кореи.

Вашингтон игнорировал рождение нового демократического государ- ства и его требования и лишь «принял к сведению» решение Советского правительства об отводе войск. Под нажимом США Генеральная Ассамб- лея ООН признала правительство Южной Кореи законным, созданным на основе «свободных выборов» 62. Таким образом, в результате расколь- нических, антидемократических действий Соединенных Штатов 38-я па- раллель надолго осталась линией раскола Кореи, по обе стороны которой

57 ООН. Официальный отчет второй сессии Генеральпой Ассамблеи: Резолюции, 1947, 16 сентября — 29 ноября 1947 г. Нью-Йорк, 1947, с. 13, 14.

58 Советский Союз и корейский вопрос, с. 89.

59 Международные отношения после второй мировой войны, т. 1, с. 192.

60 Documents and Materials Exposing the Instigators of the Civil War in Korea. Docu-

ments from the archives of the Lhee Sungman government. Pyongyang, 1950, p. 210.

61 История Кореи, т. 2, с. 203.

62 Rees D. Korea: The Limited War. Baltimore, 1964, p. 13.

были созданы и развивались разные по своим политическим и социально- экономическим основам государства.

Летом 1949 г. Единый демократический национальный фронт Кореи обратился к генеральному секретарю ООН Трюгве Ли с требованием вывода американских войск из Южной Кореи и предоставления корей- скому народу права самостоятельно решать судьбу своей страны. Под давлением общественного мнения США вынуждены были в июне 1949 г. вывести войска. Сразу же после отвода американских войск положение лисынмановского режима, никогда не пользовавшегося поддержкой на- рода, стало критическим. Население все настойчивее требовало проведе- ния демократических преобразований. Активизировалось партизанское движение в горах. По мнению Ли Сын Мана, в создавшейся ситуации только начало военных действий против Севера и возвращение амери- канских войск могли спасти от гибели антинародный режим Южной

Кореи.

Положение в Корее неоднократно являлось предметом обсуждения на заседаниях Совета национальной безопасности США. Еще весной 1948 г. СНБ представил на рассмотрение президента ряд предложений о поли- тике США в отношении Кореи. Президенту было рекомендовано всемер- но поддерживать южнокорейский режим, обучая и оснащая его нацио- нальные военные силы и предоставляя экономическую помощь 63.

Рассматривая в течение 1949—1950 гг. проблемы, связанпые с поли- тикой США в странах Азии, СНБ и Объединенный комитет начальников штабов во всех докладах и меморандумах президенту, министру оборо- ны и государственному секретарю прежде всего отмечали, что «Азия стратегически важна для Соединенных Штатов» 64. В связи с этим ука- зывалось, что, «помогая» решению политических, экономических, со- циальных и культурных проблем в этих странах, США «должны учиты- вать собственные интересы» и «оказывать помощь в таких вопросах, ко- торые способствуют усилению влияния и престижа США в этом регио- не» 65. Для достижения указанных целей правительству рекомендовалось опираться на антикоммунистические силы и реакционных политических деятелей этих стран. Политика Великобритании и Франции в Азии объ- являлась ошибочной, вследствие чего США надлежало, как заявлялось, «взять на себя руководство западными партнерами в их политике в Азии, координируя планы и военные усилия» 66.

Особое значение в этом отношении имела директива СНБ-68, офи- циально объявлявшая намерение США единолично решать судьбы на- родов и бесцеремонно вмешиваться во внутренние дела государств под предлогом защиты «свободного мира» 67. Меморандум СНБ 48/2 пред- лагал президенту продолжать оказывать всемерную политическую, эко- номическую, техническую, военную и иную помощь режиму Ли Сын Мана68.

63 Подробнее см.: Агафонова Г. А. Совет национальной безопасности США, 1947—

1960. М., 1973, с. 63.

64 US —Vietnam Relations, 1945—1967. Study Prepared by the Department of Defen-

se, Book 8. Wash., 1971, p. 218, 226, 265, 282, 328, 341, 399.

65 Ibid., NSC 48/1, p. 269.

66 Ibid. JCS Memorandum, p. 315—317.

67 FRUS, Diplomatic Papers, 1950: Vol. 1—7. Wash., 1976—1980, vol. 1, p. 237—292.

68 US —Vietnam Relations, Book 8. Memorandum, NSC 48/2, p. 269.

124

I. ПОСЛЕВОЕННАЯ АМЕРИКА

УСИЛЕНИЕ РЕАКЦИЯ. МАККАРТИЗМ (1949—1954)

125

Следуя этим рекомендациям, правительство Соединенных Штатов заключило с Южной Кореей ряд соглашений. Важнейшим среди них было соглашение 1950 г. «О взаимной помощи и обороне», ставшее свое- образной охранной грамотой режима Ли Сын Мана и подогревавшее его стремление начать «поход на Север» 69.

Опираясь на положения этого документа, американская военная мис- сия в Южной Корее во главе с генералом У. Робертсом занялась уси- ленной подготовкой лисынмановской армии. Обучение и идеологическая обработка личного состава проводились под руководством американских советников и инструкторов, численность которых достигала 500 чело- век 70. После вывода войск нз Кореи США передали Ли Сын Ману ору- жия на сумму 190 млн. долл.71 Срочно строились аэродромы в Йонджу и Вонджу. Военно-морские порты Инчхон, Пусан, Йосу, Мокпхо и воен- но-морская база в Чинхэ предоставлялись в распоряжение американско- го командования72. Восстанавливались старые и строились новые ук- репления, стратегические дороги, фортификационные сооружения. Осо- бенно интенсивное строительство велось вдоль 38-й параллели. К началу 1949 г. здесь было сосредоточено пять южиокорейских дивизий, воору- женных и обученных американцами, две полицейские дивизии и нере- гулярные воинские формирования. Американский посол в Сеуле Дж. Муччо в беседе с министрами лисынмановского правительства го- ворил: «За вашей спиной стоят США. Надеюсь, вы будете добросовестно выполнять все наши советы и указания, доверяя нам во всем... Не со- мневаюсь, что вы уделите все внимание делу подготовки, чтобы прибли- зить время всеобщего наступления на территорию севернее 38-й парал- лели, учитывая конкретную обстановку и наши намерения» 73.

Заручившись поддержкой Соединенных Штатов, Ли Сын Ман про- возгласил «поход на Север» первейшей задачей 7\ По мнению южноко- рейского командования, армия была готова к началу военных действий. Однако американское правительство не решалось предоставить марионе- точным войскам самостоятельность в действиях. В октябре 1949 г. гене- рал Роберте подчеркивал, что вторжение южнокорейской армии за 38-ю параллель будет осуществляться только по приказу военной миссии США 75.

Развертывая военные приготовления, лисынмановские войска прово- цировали многочисленные вооруженные инциденты в пограничном райо- не. С января 1949 по апрель 1950 г. было совершено 1407 вторжений на территорию Северной Кореи с суши, воздуха и моря76. Генерал Ро- берте считал такие действия «прекрасной попыткой разжечь внутри стра- ны междоусобную войну, живой проверкой сил в непосредственном столк-

69 American Foreign Policy, 1950—1955. Basic Documents: Vol. 1, 2. Wash., 1957, vol. 2,

p. 2529—2530.

70 Вооруженная борьба народов Азии за свободу и независимость. М., 1984, с. 129.

71 Documents and Materials Exposing the Instigators of the Civil War in Korea, p. 217.

Подробнее см.: Кравцов Н. Агрессия американского империализма в Корее (1945—

1951). М., 1951, с. 296—301.

72 Ibid., p. 33, 111.

73 Ibid., p. 111.

74 Pritt D. N. New Light on Korea. L., 1951, p. 6; Пак М. Н. Как подготовлялась аме-

риканская агрессия в Корее. М., 1951, с. 19.

75 Pritt D. N. Op. cit., p. 9.

76 История дипломатии, т. 5, кн. 1, с. 276.

новении с врагом» 77. По существу, это был призыв к ведению необъ- явленной войны южнокорейских регулярных войск против КНДР. Было проведено несколько операций. Наиболее крупной явилась кэсонская опе- рация 25 июля 1949 г., планируя которую лисынмановское командование намеревалось захватить часть территории Северной Корен. Однако опе- рация окончилась полным провалом, после чего по настоянию американ- цев началось спешное переформирование армии Южной Кореи и попол- нение ее путем насильственной мобилизации. Усилился приток военного снаряжения и военной техники из США 78.

В мае 1950 г. переподготовка лисынмановской армии была завершена. Руководитель американского управления экономической помощи Южной Корее Джонсон, выступая в комиссии палаты представителей, заявил, что стотысячная южнокорейская армия, оснащенная американским сна- ряжением и обученная американскими советниками, готова в любой мо- мент начать войну79. Ход событий показал, что это заявление не было случайным. Оно отражало состояние политического и экономического хаоса в Южной Корее, начавшегося с весны 1950 г.

Кэсонская операция с новой силой всколыхнула антилисынмановские выступления народных масс в тылу, активизировалось партизанское движение, особенно в горных районах. Все это побуждало правительство Ли Сын Мана и его покровителей форсировать нападение на КНДР. Войну рассматривали как выход из создавшегося положения. Именно в это критическое время в Японию прибыли военный министр США Л. Джонсон, начальник генерального штаба вооруженных сил США ге- нерал О. Брэдли и советник госдепартамента Дж. Ф. Даллес, которые провели секретное совещание с генералом Д. Макартуром, командующим американскими вооруженными силами на Дальнем Востоке. Посетив за- тем Южную Корею, Даллес выступил 19 июня 1950 г. на заседании На- ционального собрания, заверив корейское правительство в том, что Соединенные Штаты окажут лисынмановцам необходимую моральную и материальную поддержку в их борьбе против коммунизма80. В ответ- ной речи Ли Сын Ман обещал защищать «демократию», «если не в хо- лодной, то в горячей войне» 81.

В сопровождении представителей командного состава южнокорейской армии Даллес предпринял инспекционную поездку в район 38-й парал- лели, где обратился к войскам с речью. «Еще в Америке,— говорил он.— я слышал о мужестве и боевой мощи вашей армии. Я увидел гораздо больше, чем слышал ранее. Вам не может противостоять даже самый сильный противник. Не долго ждать того момента, когда вы сможете проявить свою силу» 82. В интервью представителям агентства Ассошиэй- тед Пресс 21 июня Даллес заявил, что вскоре следует ожидать «пози- тивных действий»83. Спустя три дня, 25 июня, на корейской земле

77 Documents and Materials Exposing the Instigators of the Civil War in Korea, p. 11.

78 Ibid., p. 118.

79 Истинная история того, как США развязали агрессивную воину в Корее. Пхеньян, 1967, с. 4.

80 Stone I. F. The Hidden History of the Korean War. N. Y.; L., 1952, p. 17.

81 Цит. по: Внешняя политика Советского Союза, 1950 год: Документы и материалы. М., 1953, с. 195.

82 Цит. по: Пак М. Н. Указ. соч., с. 24.

83 Stone I. F. Op. cit., p. 27.

126

I. ПОСЛЕВОЕННАЯ АМЕРИКА

УСИЛЕНИЕ РЕАКЦИИ. МАККАРТИЗМ (1949—1954)

127

вспыхнуло пламя войны. Лисынмановская армия начала вероломное наступление на территорию Северной Кореи по всей линии 38-й парал- лели.

Командование корейской Народной армии (КНА) и правительство КНДР, имевшие достаточную информацию о подготовке вторжения на Север, не дали застать себя врасплох и отбили наступление84. Тем не менее сразу после начала военных действий правительство Корей- ской Народно-Демократической Республики обратилось к Ли Сын Ману с требованием прекратить агрессию 85. Однако вторжение с юга продол- жалось, что вынудило Народную армию КНДР перейти в контрнаступ- ление. 26 июля, выступая по радио, председатель кабинета министров КНДР Ким Ир Сен призвал народ защитить свою Родину86. В течение двух месяцев Народная армия при широкой поддержке населения побе- доносно продвигалась на юг и вышла к излучине р. Нактонган. В оже- сточенных боях за Сеул, Тэджон, Мокпхо лисынмановцы понесли боль- шие потери. Южнокорейская армия была деморализована и, по опреде- лению генерала Макартура, «не проявила способности к сопротивлению или желания вести борьбу» 87. Население Южной Кореи оказало Народ- ной армии содействие.

Лисынмановский режим начал быстро разваливаться. На помощь ему Соединенные Штаты спешно перебросили из Японии четыре армейские дивизии, пять бронетанковых батальонов и другие части и подразделе- ния 88. Военно-воздушные силы США, базировавшиеся в Японии, нано- сили бомбовые удары по частям корейской Народной армии. Однако это не могло сдержать наступления. К концу августа была освобождена почти вся Южная Корея, за исключением Пусанского плацдарма.

Спровоцировав и поддержав вооруженное нападение сеульского режи- ма на КНДР, американские правящие круги не предполагали, что воен- ные действия примут столь катастрофический оборот. Паническое бегст- во южнокорейских войск поставило под удар казавшиеся такими проч- ными позиции США в Корее. Потеря Корейского полуострова грозила серьезно поколебать позиции Вашингтона и на Тайване, и в Японии, являвшихся основными звеньями военно-политической стратегии США на Дальнем Востоке. Стремясь спасти положение и получив 25 июня сообщение американского посла в Сеуле Дж. Муччо о «вторжении севе- рокорейских войск на территорию Южной Кореи» 89, США в тот же день настояли на созыве заседания Совета Безопасности ООН. Под нажи- мом Вашингтона Совет Безопасности в отсутствие советского делегата принял резолюцию, объявлявшую Северную Корею агрессором и требо- вавшую прекращения огня и отвода войск за 38-ю параллель под наблю- дением Комиссии ООН 90.

84 Локальные войны: История и современность. М., 1981, с. 109—НО.

85 Заявление министра внутренних дел КНДР от 25 июня 1950 г.— Правда, 1950,

2Б июня.

88 Ким Ир Сен. Справедливая отечественная освободительная война корейского на-

рода за свободу и независимость. Пхеньян, 1955, с. 13.

87 Цит. по: Truman H. S. Memoirs: Vol. I, 2. Garden City (N. Y.), 1955-1956, vol. 2,

p. 337.

88 Мазуров В. М. Южная Корея и США. М., 1971, с. 13, 14.

89 American Foreign Policy, 1950—1955, vol. 2, p. 2536—2538.

90 Доклад Совета Безопасности Генеральной Ассамблеи за период времени с 16 июля

1949 г. по 15 июля 1950 г. Нью-Йорк, 1950, с. 24.

27 июня 1950 г. американские вооруженные силы на Дальнем Во- стоке получили приказ президента Трумэна обеспечить прикрытие и поддержку войскам Южной Кореи, т. е. начать открытую вооруженную интервенцию. Одновременно США увеличили вооруженные силы на Филиппинах, ускорили оказание военной помощи Франции в Индокитае. Американскому военно-морскому флоту предписывалось «предотвратить нападение на Формозу» 91. Таким образом, правительство США перешло к прямым актам агрессии не только в Корее, но и в ряде стран Азии. Открытое вооруженное вмешательство США во внутренний конфликт в Корее изменило характер войны. Если вначале столкновение Севера и Юга можно было рассматривать как гражданскую войну, то с вмешатель- ством США она переросла в борьбу за освобождение страны от иност- ранных интервентов и их пособников на Юге Кореи.

Совет Безопасности, собравшийся на заседание 27 июня во второй по- ловине дня, был поставлен перед свершившимся фактом военного вмеша- тельства США в корейский конфликт. Не проведя никакого рассле- дования, не заслушав мнения Северной Кореи. Совет Безопасности под нажимом США одобрил военное вмешательство США в Корее и реко- мендовал членам ООН предоставить Южной Корее военную помощь92.

Действия Совета Безопасности шли вразрез с Уставом ООН, согласно которому решения по важным вопросам принимаются не менее чем се- мью голосами, включая голоса всех пяти постоянных членов Совета Без- опасности (СССР, США, Китай, Великобритания, Франция). За приня- тую резолюцию проголосовали только шесть делегатов в отсутствие представителя СССР. Таким образом, резолюция ООН, в сущности одо- бряющая военную интервенцию США в Корее, не имела законной силы. Советский Союз возражал против принятия подобной резолюции, ука- зав на ее незаконность в ноте генеральному секретарю ООН Трюгве Ли от 29 июня и в заявлении заместителя министра иностранных дел СССР А. А. Громыко от 4 июля 1950 г.93

30 июня Трумэн, не дожидаясь присоединения союзников к навязан- ным им «коллективным санкциям», отдал приказ о начале бомбардиров- ки отдельных военных объектов в Северной Корее и установлении мор- ской блокады всего корейского побережья, введя в действие американские морские и наземные силы, что лишало Народную армию КНДР возмож- ности использовать морские коммуникации для переброски войск и сна- ряжения 94.

Применяя тактику «свершившегося факта», Соединенные Штаты про- тащили в Совете Безопасности 7 июля резолюцию о создании «объеди- ненного командования войсками ООН», которая предписывала всем чле- нам ООН, выделявшим вооруженные силы или оказывавшим иную по- мощь Южной Корее, предоставлять ее в распоряжение «объединенного командования», возглавляемого Соединенными Штатами95. Главнокоман- дующим «войсками ООН» был назначен генерал Д. Макартур. 2/з войск,

91 US - Vietnam Relations, 1945-1967, Book 8, p. 336.

Документ S/1511. Резолюция от 27 июня 1950 г.— В кн.: ООН. Резолюция и решения Совета Безопасности за 1950 г.: Официальные отчеты. Нью-Йорк, 1965, с. 3.

93 Внешняя политика Советского Союза, 1950 год, с. 190, 203.

94 FRUS, Diplomatic Papers, 1950, vol. 7, p. 158, 159. '

Документ S/1588. Резолюция от 7 июля 1950 г.—В кн.: ООН. Резолюции и реше

ния Совета Безопасности за 1950 г., с. 4.

128

I. ПОСЛЕВОЕННАЯ АМЕРИКА

УСИЛЕНИЕ РЕАКЦИИ. МАККАРТИЗМ (1949—1954)

129

участвовавших в войне против корейского народа, составляли американ- ские части 96. Лишь позже под нажимом США в агрессивной войне при- няли участие незначительные контингенты еще 15 государств. Из общей численности войск на долю союзников США пришлось около 10% сухо- путных, 7% военно-морских и 1% военно-воздушных сил. В состав «войск ООН» вошла вся армия Южной Кореи 97. Р. Мэрфи, получивший в 1952 г. пост посла США в Японии, впоследствии писал: «Хотя неко- торые члены ООН послали войска в Корею и некоторые правительства предоставили невоенную помощь, корейская война была главным обра- зом американо-корейским предприятием» 98.

Став главнокомандующим «войсками ООН», генерал Макартур полу- чил полную свободу действий. Ярый сторонник вооруженного подавле- ния национально-освободительного движения в Азии, Макартур постоян- но стремился расширить корейский конфликт, открыто выступая за внешнеполитический курс, который мог привести только к третьей ми- ровой войне.

15—16 сентября 1950 г. 50-тысячный десант «войск ООН» с танками и артиллерией высадился в Инчхоне под прикрытием 500 самолетов и 300 военных кораблей и оказался в тылу главных сил КНДР99. Аме- риканское командование придавало этой операции исключительно важное значение. Захват Инчхона и находившегося в 24 км от него Сеула давал возможность Макартуру перерезать растянувшиеся линии коммуникации корейской Народной армии, парализовав тем самым ее действия на юге.

Операция вторжения непрерывно поддерживалась свежими воинскими контингентами, боеприпасами, снаряжением и всеми необходимыми ма- териалами, доставлявшимися из Японии, ставшей основной военной базой США и их союзников в корейской войне. Для подготовки и про- ведения интервенции правительство США в полной мере использовало не только разветвленную сеть своих баз на территории Японии, но и ее военный и промышленный потенциал. Власть Ли Сын Мана в Южной Корее была восстановлена штыками армии Макартура. 38-я параллель вновь разделила Корею на две части.

Вопрос о том, перейдут войска Макартура 38-ю параллель или начнут- ся переговоры с правительством Северной Кореи, был политическим, а не военным. Следовало ожидать, что решение его будет принято с уче- том необходимости урегулирования дипломатическим путем возникшей чрезвычайно опасной для дела всеобщего мира ситуации. Однако собы- тия показали, что подобный подход к решению вопроса не соответство- вал стратегическим замыслам США. 1 октября 1950 г. Макартур передал по радио обращение к командующему КНА с ультимативным требова- нием безоговорочной капитуляции 100.

В тот же день, действуя в соответствии) с санкцией Объединенного комитета начальников штабов и президента Трумэна, армия Макартура перешла 38-ю параллель и вступила на территорию Корейской Народ- но-Демократической Республики, нарушив тем самым решение Совета

98 Вооруженная борьба народов Азии за свободу и независимость, с. 134.

97 Goodrich L. M. Korea. A Study of US Policy in the United Nation. N. Y., 1956, p. 117.

98 Murphy R. Diplomat Among Warriors. N. Y., 1964, p. 349.

99 Монтросс Л., Кэнзона Н. Иньчхонь-сеульская операция. М., 1959, с. 10.

100 Spanier J. W. The Truman—MacArthur Controversy and the Korean War. N. Y., 1965,

p. 91.

Безопасности, ограничивающее военные действия «войск ООН» только территорией Южной Кореи 101. 7 октября, опять задним числом, Соеди- ненные Штаты провели в ООН резолюцию, разрешавшую ради «объеди- нения Кореи» применение силы севернее 38-й параллели. V сессия Ге- неральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций санкциониро- вала оккупацию Северной Кореи «войсками ООН» для установления «устойчивого положения» 102.

В условиях военной оккупации вновь созданной Комиссии ООН над- лежало наблюдать за проведением общекорейских выборов на основе южнокорейской конституции. Была учреждена также Комиссия ООН по объединению и восстановлению Кореи, которая должна была взять на себя «всю ответственность за управление и гражданскую администра- цию Северной Кореи» 103. Данная резолюция была принята в нарушение Устава ООН и также не имела законной силы, поскольку Генеральная Ассамблея не имеет права принимать решения о начале военных дей- ствий. Прикрываясь этим незаконным решением, войска Макартура форсировали наступление, захватив Пхеньян, Анджу, Хыннам, и в райо- нах рек Ялуцзян и Тумыньцзян вышли непосредственно к корейско- китайской границе. Американские военно-воздушные силы начали совер- шать налеты на северо-восточные провинции КНР. За два с половиной осенних месяца 1950 г. самолеты США 90 раз нарушили границы Ки- тая 104.

Переход войсками Макартура 38-й параллели и их продвижение к гра- ницам Китая и Советского Союза коренным образом меняли стратегиче- скую обстановку в этом важном райопе. Защищая свою безопасность, обе страны могли быть втянуты в военные действия. Вашингтон пытался вы- яснить позиции и намерения СССР и Китая105. Учитывая возможность вступления КНР в военные действия, американское правительство кате- горически предупредило Китайскую Народную Республику «избегать вме- шательства в вооруженный конфликт в Корее» 1О6. В случае вступления Китая в военные действия Объединенный комитет начальников штабов США планировал быстрый и полный разгром китайских войск, направ- ленных в Корею, поскольку их численность, по данным штаба Макартура, не могла превысить 50—60 тыс. человек107. Исходя из этого, главно- командующий «войсками ООН» заверял президента, что китайское пра- вительство не решится начать военные действия.

Встреча президента Трумэна с Макартуром на о-ве Уэйк 15 октября показала, что Вашингтон одобряет план ведения войны, рекомендуя главнокомандующему «войсками ООН» лишь ограничить военные дейст- вия территорией Кореи108. Между тем приказы Макартура по войскам

101 Ridgeway M. В. The Korean War. N. Y., 1967, p. 45.

102Military Situation in the Far East, Hearing before the Committee on Armed Servi-

ces and the Committee on Foreign Relations. US Senate, 82nd Congress, 1st Session,

pt 3. Wash., 1951, p. 2258.

103 American Foreign Policy, 1950—1955, vol. 2, p. 2576—2578.

104 Капица М. С. КНР: три десятилетия — три политики. М., 1979, с. 53.

Acheson D. Present at the Creation. My Years in the State Department. N. Y., 1969,

106 FRUS, Diplomatic Papers, 1950, vol. 7, p. 733.

107 American Foreign Policy, 1950—1955, vol. 2, p. 2619.

108 Политика США в странах Дальнего Востока. М., 1964, с. 122.

130

I. ПОСЛЕВОЕННАЯ АМЕРИКА

УСИЛЕНИЕ РЕАКЦИИ. МАККАРТИЗМ (1949—1954)

131

ни у кого не вызывали сомнений, что любая граница для него не пре- града «в священной борьбе за свободу» 109.

Во избежание международного конфликта по решению Организации Объединенных Наций вдоль северной границы КНДР была создана «буферная зона» шириной в 40 км. «Войска ООН» не должны были втор- гаться в ее пределы. На пресс-конференции в Вашингтоне 26 октября Трумэн подтвердил, что на заключительном этапе наступления район, прилегающий к северной границе Кореи, займут только южнокорейские войска 110. Однако штаб Макартура пренебрег и решением ООН, и заяв- лением президента. «Войска ООН» вошли в «буферную зону», сосредо- точив главный удар в районах гидростанций на р. Ялуцзян, снабжавших электроэнергией как КНДР, так и пограничные районы Китайской На- родной Республики. На северо-востоке интервенты захватили г. Чхонд- жин, расположенный недалеко от советской границы. Американские са- молеты появились в 40 км от Владивостока. Выход «войск ООН» на этот рубеж создал угрозу для безопасности СССР и КНР.

Правительство Китайской Народной Республики через посла Индии в Пекине К. Паниккара неоднократно предупреждало Вашингтон, что не останется равнодушным к судьбе корейского народа111. 25 октября первые отряды китайских добровольцев вступили на территорию Кореи в целях оказания помощи освободительной борьбе корейского народа. Со- ветский Союз, верный своему интернациональному долгу, оказывал помощь борющейся Корее оружием, боеприпасами, транспортными сред- ствами, горючим, продовольствием, медикаментами. По просьбе китай- ского правительства в северо-восточных районах Китая было дислоциро- вано несколько советских авиационных дивизий. В боевых операциях участвовали опытные советские летчики, прикрывая северо-восточные районы Китая от воздушных нападений американской авиации112. Со- ветское правительство было готово отправить на помощь Корее пять ди- визий в случае ухудшения обстановки113. Одновременно СССР оказы- вал всемерную моральную и политическую помощь КНДР и КНР на международной арене.

С вступлением в военные действия китайских добровольцев ситуация на фронте изменилась. Даже Макартур вынужден был признать, что Со- единенные Штаты стоят перед лицом совершенно новой войны 114. В 20-х числах октября 1950 г. корейская Народная армия совместно с китай- скими добровольцами задержали наступление интервентов на северо-за- падном направлении в районе Анджу, а также севернее Хамхына и Сонд- жина. В результате 15-дневных ожесточенных боев «войска ООН» были отброшены на юг, потеряв при этом более 19 тыс. солдат и офицеров.

Американское командование спешно подтянуло все резервы и пред- приняло новое, «решающее» наступление сразу на нескольких направле- ниях. В этих боях участвовали американские, британские, австралийские, турецкие, французские, голландские и лисынмановские войска, общей чис-

109 Stone I. F. Op. cit., p. 154, 155.

110 Международные отношения на Дальнем Востоке в послевоенные годы, т. 1, с. 146.

111 Whitting A. S. China Crosses the Yalu. The Decision to Enter the Korean War. N. Y.,

1960, p. 108.

112 Капица М. С. Указ. соч., с. 53.

113 История внешней политики СССР, 1917—1980: В 2-х т. М., 1981, т. 2, с. 161; Меж-

дународные отношения на Дальнем Востоке в послевоенные годы, т. 1, с. 146.

114 FRUS, Diplomatic Papers, 1950, vol. 7, p. 1255, 1257.

ленностью 100 тыс. человек. Макартур был уверен в победе. В беседе с американскими корреспондентами он хвастливо заявлял: «Скажите ре- бятам, если они достигнут реки Ялуцзян, то будут сидеть дома за рож- дественским столом» 115.

Однако и это наступление провалилось. Под стремительным нати- ском освободительной армии «войска ООН» поспешно отступали, остав- ляя тяжелое вооружение, автомашины, склады боеприпасов и горючего. Обозреватель газеты «Крисчен сайенс монитор» сообщал с места собы- тий: «Американские войска отступают к Сеулу с такой быстротой, какую только позволяют развить транспортные средства» 116. К концу декабря вся территория КНДР была вновь освобождена. Народно-освободительная армия, преследуя врага, перешла 38-ю параллель и 4 января 1951 г. освободила Сеул.

На заседании Объединенного комитета начальников штабов Макартур заявил, что создавшееся положение угрожает полным уничтожением войскам, находящимся под его командованием117. Армию интервентов охватила паника. В США было объявлено чрезвычайное положение. Еще 30 ноября президент Трумэн заявил, что США готовы использовать все военные средства, которыми располагают, включая атомную бомбу, чтобы «освободить Корею» 118. Макартур предлагал сбросить 30— 50 атомных бомб на военно-воздушные базы Китая и Кореи и создать зараженную радиоактивным кобальтом зону от Японского до Желтого моря 119. Он был готов даже пойти на риск «всеобщей войны» 12°.

Генерал был не одинок в своих стремлениях. Его поддерживали мно- гие члены правительства, министерства обороны, сторонники так назы- ваемой азиатской ориентации во внешней политике в конгрессе, считав- шие, что судьба капитализма решается в Азии. Однако президент Тру- мэн и стоявшая за ним часть демократической партии, придерживавшие- ся европейской ориентации, главную задачу внешнеполитического курса США видели в сохранении капитализма в Западной Европе и упрочении связей между союзниками по НАТО. В связи с этим развязывание боль- шой войны на Дальнем Востоке могло бы отвлечь силы США из Евро- пы и тем самым ослабить там их позиции 121.

Конфликт в правящих кругах вылился в острую борьбу по внешне- политическим вопросам, получившую название «великие дебаты». Гене- рал О. Брэдли, бывший в то время председателем Объединенного коми- тета начальников штабов, оценивая создавшееся положение, говорил, что Распространение войны на весь Азиатский материк вовлекло бы США «не в ту войну, не в том месте, не в тот момент и не с тем противником» т.

Угроза применения в корейской войне атомного оружия напугала со- юзников США. Заручившись поддержкой французского правительства и Установив «тождественность стремлений двух правительств в данной

115 Цит. по: Phillips С. The Truman Presidency. The History of a Triumphant Succes- sion. N. Y., 1966, p. 326. 116 Цит. по: Труд, 1950, 15 дек.

117Truman H. S. Op. cit., vol. 2, p. 427. 118 Spanier J. W. Op. cit., p. 166.

119 История внешней политики СССР, т. 2, с. 162. 120 ТrитапH. S. Op. cit, vol. 2, p. 416. 121 Мазуров В. М. Указ. соч., с. 40.

122 Military Situation in the Far East, pt 2, p. 732.

132

I. ПОСЛЕВОЕННАЯ АМЕРИКА

УСИЛЕНИЕ РЕАКЦИИ. МАККАРТИЗМ (1949—1954)

133

ситуации»123, в начале декабря 1950 г. в Вашингтон прибыл премьер- министр Великобритании К. Эттли. В переговорах с президентом Трумэ- ном он категорически возражал против расширения военных действий в Корее, которые могли бы повлечь за собой официальное вступление в войну Китая и СССР 124. От имени союзников Эттли выразил неудовлет- ворение руководством «войсками ООН» и предложил отстранить Макар- тура от командования, заменив его объединенным военным комитетом. Трумэн отказался это сделать, согласившись лишь на консультации с союзниками по вопросам, касавшимся атомного оружия.

Встреча на высшем уровне проходила в напряженной для США обстановке. Постоянные неудачи американских войск в Корее усиливали противоречия между странами, воевавшими под флагом ООН. Союзники все решительнее уклонялись от отправки в Корею дополнительных воин- ских контингентов. Политика расширения конфликта натолкнулась на явное противодействие военных партнеров США, что ставило под угро- зу саму идею «коллективных действий» — главного козыря в обосновании вооруженного американского вмешательства в корейскую войну. Перед Вашингтоном вырисовывалась перспектива внешнеполитической изоля- ции, если война не будет прекращена или в ближайшее время выиграна. Трумэну во время встречи с Эттли потребовался максимум усилий, что- бы найти компромиссное решение и не довести Североатлантический со- юз до раскола. В коммюнике, опубликованном после встречи, американ- ская сторона вынуждена была одобрить идею урегулирования корейско- го конфликта путем переговоров и выразить надежду, что международная обстановка никогда не потребует применения атомной бомбы 125.

Официально заявляя о стремлении к переговорам с КНДР, США вме- сте с тем не прекращали военные действия, и генерал Макартур — сто- ронник «решительных действий» и «расширения конфликта» — предпри- нял очередное наступление. Используя все доступные средства пропаган- ды, главнокомандующий «войсками ООН» распространял заведомо лож- ные сведения о «несметных полчищах китайцев, наводнивших Корею», их численности и военной активности, разжигая у американцев военный психоз и страх перед «коммунистическим нашествием». В начале апре- ля 1951 г. «войска ООН» вновь перешли 38-ю параллель, сея смерть и разрушения 126.

Однако расчеты США на успех в новом наступлении не оправдались. Народная армия и отряды китайских добровольцев остановили интервен- тов по всему фронту. Это подействовало отрезвляющим образом на пра- вящие круги США. Все настойчивее стали раздаваться голоса против рас- ширения войны на Дальнем Востоке, которая могла перерасти во всеоб- щую войну с Советским Союзом и Китаем, к чему США не были готовы.

Учитывая создавшуюся ситуацию и стремясь произвести впечатление заинтересованности в окончании военных действий, правительство реко- мендовало Макартуру предпринять определенные шаги к мирному урегу- лированию конфликта. 24 марта Макартур опубликовал заявление,' в ко-

123 Spanier /. W. Op. cit., p. 166.

124 Attlee С. R. As it Happened. Melbourne, 1954, p. 201; Truman H. S. Op. cit vol 2, p. 395, 402, 411.

125 US —Vietnam Relations, Book 8, p. 398; FRUS, Diplomatic Papers, 1950, vol 7, p. 1431.

126 факты говорят. Пхеньян, 1960, с. 219—260.

тором выразил готовность встретиться с главнокомандующим вооружен- ными силами Народной армии Кореи, чтобы обсудить вопрос о перемирии. В том случае, если КНДР откажется от переговоров, гене- рал пригрозил перенести военные операции на береговые районы и внут- ренние базы Китая, что, по его мнению, приведет Китай к неминуемому военному краху. Заявление Макартура создавало впечатление, что вопрос о распространении военных действий на территорию Китайской Народ- ной Республики зависит исключительно от решения американского воен- ного командования. Это вызвало протест ряда стран — членов ООН. Д. Ачесон вынужден был официально заявить, что Макартур затронул политические вопросы, не входящие в его компетенцию.

Не получив поддержки Белого дома, Макартур обратился к конгрес- су, направив письмо лидеру республиканцев в палате представителей Дж. Мартину, в котором критически отозвался о внешнеполитическом курсе правительства, обвиняя его в непоследовательности. Он заявил, что сейчас именно в Азии решается вопрос о завоевании мира, и «если мы проиграем войну с коммунизмом в Азии, падение Европы станет неиз- бежным» 127. Письмо Макартура лидеру оппозиции вызвало явное не- удовольствие Трумэна. Принимая во внимание неоднократно высказан- ное союзниками США неудовлетворение создавшимся военным поло- жением в Корее 128 и возложив ответственность за военные неудачи на генерала Макартура, 11 апреля Трумэн отстранил его от должности вер- ховного главнокомандующего американскими войсками на Дальнем Во- стоке и «войсками ООН» 12Э.

Занявший его пост генерал М. Риджуэй предпринял ряд новых на- ступлений, но ни одно из них не было успешным. Командование Народ- ной армии Кореи после нескольких удачных операций отвело свои войска к 38-й параллели и перешло к активным оборонительным дейст- виям.

Международная демократическая общественность все решительнее выступала в поддержку освободительной войны корейского народа. Ог- ромную работу по мобилизации масс на борьбу с американской агрес- сией провела Всемирная федерация профсоюзов. Второй Всемирный кон- гресс сторонников мира, состоявшийся в Варшаве в ноябре 1950 г., гневно осудил агрессивную политику США в Корее. Манифест к наро- дам мира, выпущенный конгрессом, призывал: «Мира не ждут— мир за- воевывают. Объединим наши усилия и потребуем прекращения войны, которая сегодня опустошает Корею, а завтра будет угрожать пожаром всему миру!» 130. Призывы конгресса нашли горячий отклик в сердцах всех народов, борющихся за мир, демократию, социализм.

Корейская война становилась все более непопулярной в Соединенных Штатах. В стране развернулось широкое движение под лозунгом «Руки прочь от Кореи!». 29 июня 1950 г. секретариат Национального ко- митета Компартии США опубликовал воззвание к американскому народу, в котором характеризовал приказ Трумэна о посылке бомбардировщиков и военных кораблей для участия в операциях против корейского народа «авантюристическим, жестоким, агрессивным империалистическим пла-

127MacArthur D. Reminiscences. N. Y. etc., 1964, p. 27.

128 Miller A. Plain Speaking. An Oral Biography of Harry Truman. N. Y., 1974, p. 287. 129 Military Situation in the Far East, pt 5, p. 3179. 130 Цит. по: Правда, 1950, 23 нояб.

134

I. ПОСЛЕВОЕННАЯ АМЕРИКА

УСИЛЕНИЕ РЕАКЦИИ. МАККАРТИЗМ (1949—1954)

135

ном Уолл-стрит», рассчитанным на установление американского господ- ства над всей Азией и Тихим океаном131. Компартия США называла политику Трумэна «губительной, приносящей бесчисленные бедствия для американского народа, народа Кореи и других стран Азии, создающей угрозу для всего мира» 132.

Под руководством Компартии прошли митинги во многих городах страны. С призывами: «Прекратить необъявленную войну», «Дать воз- можность корейскому народу решать свою судьбу», «Немедленно вывес- ти американские войска из Кореи» — выступили многие политические, профсоюзные и общественные деятели страны. Лозунг «Руки прочь от Кореи!» стал знаменем борьбы прогрессивной Америки против интер- венции.

Корейский вопрос стал предметом ожесточенных дебатов в конгрес- се США. Его реакционное крыло считало решение президента об от- правке войск в Южную Корею необходимым не только с точки зрения интересов нации, но и в «интересах международного мира» i33. Это ре- шение рассматривалось как «начало сильной политики на Дальнем Во- стоке», которую следует поддерживать всеми возможными средствами, не допуская, однако, вовлечения США в большую войну 134.

Противники восточной ориентации, в частности члены комиссии по ассигнованиям палаты представителей, обсуждая предложенный прези- дентом в августе 1950 г. законопроект о «чрезвычайных ассигнованиях», резко критиковали правительство. Председатель комиссии заявил: «Со- бытия последних недель с полной ясностью показали, что основные воен- ные концепции и военные планы не являются такими определенными, как это можно было бы пожелать» 135. В феврале 1951 г. член палаты представителей Л. Смит от имени 118 республиканцев огласил заявление, в котором говорилось, что народ потерял доверие к президенту и кон- грессу и требует принятия необходимых мер для спасения американцев от катастрофы 136. 17 мая 1951 г. в конгресс была внесена резолюция о прекращении военных действий в Корее 137.

Основываясь на опросе общественного мнения, Дж. Гэллап в начале 1951 г. приходил к следующему выводу: «Если американские военные и дипломатические лидеры убеждены, что мы должны остаться в Корее, им предстоит трудная кампания, чтобы „продать" этот план американ- ской общественности. Сила мнений в настоящее время решительно за то, чтобы уйти из Кореи как можно скорее» 138. Для американцев станови- лось все более ясно, что назревал кризис «дипломатии силы» в корей- ском вопросе.

Интервенция США на Дальнем Востоке создала чрезвычайно напря- женную обстановку во всем мире, и особенно в Азии. В этих условиях ряд государств, в частности Индия, призвали к решению острой меж- дународной проблемы мирным путем в рамках Совета Безопасности с

131 Daily Worker, 1950, 29 June.

132 Ibid.

133 Congressional Record, vol. 96, pt 7, p. 9266.

134 Ibid., p. 9227, 9267, 9541, 9542.

135 Ibid., pt 10, p. 13015, 13352, 13968, 13969.

138 Ibid., vol. 97, pt 2, p. 1457.

137 История дипломатии, т. 5, кн. 1, с. 288.

138 Public Opinion News Service, 1951, Jan. 21.

участием пяти великих держав, включая КНР, или же путем неофициаль- ных контактов между СССР, США и КНР и других государств 13Э. Эти предложения были отклонены США.

В деле мирного урегулирования корейского конфликта большое зна- чение имели миролюбивые усилия Советского Союза. Еще 1 августа 1950 г., возобновив участие в работе ООН, Советское правительство внес- ло предложение о немедленном прекращении военных действий и выво- де из Кореи иностранных войск 140. 2 октября на рассмотрение Генераль- ной Ассамблеи делегациями СССР, УССР, БССР, Польши и Чехослова- кии был внесен проект трех резолюций по корейскому вопросу: о независимости Кореи; о роспуске Комиссии ООН по Корее; о прек- ращении варварских бомбардировок американскими вооруженными сила- ми мирного населения городов и населенных пунктов в Корее. Наряду с первоочередными задачами прекращения военных действий проект пре- дусматривал ряд практических мер, направленных на обеспечение де- мократического развития Кореи: проведения общекорейских свободных выборов в Национальное собрание, создания для наблюдения за выбора- ми комиссии из представителей обеих частей Кореи, разработки планов помощи корейскому народу через ООН для восстановления народного хозяйства и т. д.141

23 июня 1951 г. советский представитель в ООН выступил с пред- ложением о начале переговоров между воюющими сторонами о прекра- щении огня и перемирии с взаимным отводом войск от 38-й параллели. Советский Союз не связывал прекращение огня с выводом иностранных войск из Кореи и урегулированием политических проблем, что содейст- вовало созданию единой позиции всех стран, заинтересованных в мире 142.

Оказавшиеся в тупике и искавшие выхода из создавшегося положе- ния, Соединенные Штаты приняли предложение СССР. В условиях воен- ного поражения, обострения противоречий между союзниками, не желав- шими продолжать войну, самоотверженной борьбы корейского народа и осуждения экспансионистской политики США общественным мнением как внутри страны, так и за рубежом правительство Трумэна было вы- нуждено пойти на переговоры о перемирии в Корее.

10 июля 1951 г. переговоры начались в Кэсоне, а затем были пере- несены в Пханмунджом. Переговоры проходили в трудной, напряженной атмосфере. США стремились навязать КНДР неравноправные условия пе- ремирия, желая под видом «контроля» за выполнением соглашения уза- конить вмешательство во внутренние дела КНДР. При рассмотрении воп- са о демаркационной линии американская делегация настаивала уста- новить ее не по 38-й параллели, как предлагала корейско-китайская сторона, а по линии фронта, отторгая тем самым часть территории КНДР. Нарушая Женевскую конвенцию 1949 г., американская дипломатия ока- зывала большое давление на корейскую делегацию и в вопросе о воен- нопленных 143.

139 Внешняя политика Советского Союза, 1950 год, с. 27.

140 История дипломатии, т. 5, кн. 1, с. 281.

141Внешняя политика Советского Союза, 1950 год, с. 419—420.

142 Правда, 1951, 24 июня.

143 Женевская конвенция о защите жертв войны от 12 августа 1949 г. М., 1954, с. 118: Капица М. С. Указ. соч., с. 56.

136

I. ПОСЛЕВОЕННАЯ АМЕРИКА

УСИЛЕНИЕ РЕАКЦИИ. МАККАРТИЗМ (1949—1954)

137

Начав переговоры о перемирии, США в то же время продолжали военные действия. Большие надежды американское командование возла- гало на массированное использование авиации, подвергавшей планомер- ной бомбардировке районы севернее линии фронта, разрушая электро- станции, ирригационные системы, коммуникации и промышленные центры. Стратеги Вашингтона стремились нанести максимальный ущерб народному хозяйству Кореи и сломить волю ее народа к сопротивлению. По мнению полковника ВВС США Дж. Стюарта, эти наиболее жестокие удары преследовали одну цель — «вынудить северокорейцев принять ус- ловия перемирия» 144. Даже американская буржуазная печать расцени- вала бомбардировку гидроэлектростанций как средство военного давления на корейско-китайскую сторону в переговорах 145. Однако чем больше в самих Соединенных Штатах узнавали о жестокостях, творимых военщи- ной в далекой Корее, тем выше поднимался протест против этих варвар- ских действий.

Вопрос о прекращении войны в Корее был одним из центральных в избирательной кампании 1952 г. Республиканская партия в предвыбор- ной программе провозгласила целью внешней политики «бороться за мир и выиграть его» 146. Используя недовольство американцев военной по- литикой Трумэна, республиканцы обвиняли правительство в отсутствии гибкости и инициативы, подвергали сомнению законность его решения отправить американские войска в Корею без одобрения конгресса147.

Кандидат на пост президента от республиканской партии генерал Д. Эйзенхауэр в предвыборных выступлениях резко критиковал прави- тельство в связи с войной в Корее и заверял избирателей, что, будучи избранным, немедленно отправится в Корею, чтобы добиться быстрого и почетного окончания войны. В ноябре 1952 г. Эйзенхауэр был избран президентом и уже в начале декабря предпринял поездку в Южную Корею, где посетил части «войск ООН». Он имел встречи с Ли Сын Ма- ном, членами южнокорейского правительства, военными и советниками. По возвращении в Нью-Йорк Эйзенхауэр, не упомянув о переговорах о перемирии, которые США неоднократно срывали, заявил, что не имеет простой формулы для достижения быстрого и победоносного окончания корейской войны 148. США требовали все новых уступок со стороны кс- рейско-китайской делегации.

Между тем правители Южной Кореи еще раз попытались сорвать за- ключение соглашения, выступив за продолжение войны «до победного конца» собственными силами, без поддержки союзников. В апреле 1953 г. южнокорейский посол в Вашингтоне вручил американскому правительст- ву послание, в котором выражалось намерение Ли Сын Мана вывести свои войска из-под «командования ООН» в случае заключения соглаше- ния, допускавшего пребывание китайских войск в какой-либо части Кореи149. Американскому правительству пришлось задобрить Сеул обещанием заключить договор о военной и экономической помощи, ко- торый рассматривался Соединенными Штатами как дальнейший шаг в

144Стюарт Дж. Воздушная мощь — решающая сила в Корее. М., 1959 с, 94

145 New York Times, 1952, June 26.

146 Ibid., 12 July.

147 Taft R. A. A Foreign Policy for Americans. N. Y., 1951, p. 109

148 New York Times, 1952, July 15, Nov. 4.

149 United States in World Affairs, 1953. N. Y., 1955, p. 225.

организации широкой системы военных союзов в бассейне Тихого

океана150.

27 июля 1953 г. соглашение о перемирии в Корее было подписано. g преамбуле соглашения отмечалось, что целью перемирия является пол- ное прекращение военных действий в Корее до окончательного мирного урегулирования151. Это означало, что соглашение о перемирии остается в силе независимо от срока урегулирования корейского вопроса. Опре- делялась демаркационная линия в основном по 38-й параллели с деми- литаризованной зоной в 2 км по обе стороны линии. Был установлен по- рядок замены вооружений и воинского персонала в зоне, утверждены функции и состав комиссий по перемирию из представителей нейтраль- ных стран.

Подписание соглашения о перемирии знаменовало собой большую победу миролюбивых сил и серьезное поражение политики США. Оно показало возможность урегулирования острых международных конфлик- тов путем мирных переговоров, к чему всегда стремились Советский Союз и другие социалистические страны.

Перемирие означало окончание войны и начало урегулирования ко- рейского вопроса дипломатическим путем. Однако правящие круги США продолжали добиваться в процессе переговоров того, чего не смогли до- биться оружием. Так, в день заключения перемирия США и их союз- ники подписали декларацию, в которой заявляли, что «в случае возоб- новления вооруженного нападения» «войска ООН» вновь начнут военные действия и уже не ограничатся территорией Кореи 152.

На Женевской конференции, созванной согласно условиям перемирия и проходившей 26 апреля—15 июня 1954 г., представители США на- стаивали на объединении Кореи на основе сеульского режима, надеясь тем самым укрепить свое влияние на территории всей Кореи. Они от- вергли предложение правительства КНДР дать возможность корейскому народу решить свою судьбу без иностранного вмешательства, путем про- ведения всеобщих свободных выборов в Национальное собрание и после- дующего создания общекорейского правительства153. Конструктивные предложения СССР, открывавшие путь к мирному воссоединению Кореи и образованию единого демократического государства, были также откло- нены представителями США и их союзниками, стремившимися навязать свою программу решения корейского вопроса. Женевская конференция прервала работу, не выполнив поставленных перед ней задач. Корея ос- талась разделенной на две части — Северную и Южную.

Потерпев поражение в войне с КНДР, Соединенные Штаты стали ук- реплять Южную Корею как плацдарм для осушествления своих внешне- политических планов в Азии. В полном соответствии с этими намерения- ми администрация Эйзенхауэра предприняла максимум усилий для ско- рейшего наращивания вооруженных сил Южной Кореи154. Этой цели способствовал «Договор о взаимной обороне между Корейской Респуб-

150 Department of State Bulletin, 1953, June 15, p. 835—836.

151 Документ S/3079. ООН. Совет Безопасности. Официальные отчеты. Восьмой год.

Дополнение за июль, август и сентябрь 1953 г. Нью-Йорк, 1967, с. 5, 13.

152 American Foreign Policy, 1950—1955, vol. 2, p. 2662.

153 Материалы по Женевскому совещанию. Пхеньян, 1954. с. 44; Korean Problem at

the Geneva Conference, 26 April — 15 June, 1954. Wash., 1954.

154 United Stales in World Affairs, 1953, p. 23.

138

I. ПОСЛЕВОЕННАЯ АМЕРИКА

УСИЛЕНИЕ РЕАКЦИИ. МАККАРТИЗМ (1949—1954)

139

ликой и Соединенными Штатами», заключенный 1 октября 1953 г.155 Он предоставлял право США без всяких предварительных условий раз- мещать свои сухопутные, военно-морские и военно-воздушные силы на территории Южной Кореи. Юридически оформляя военный союз США и Южной Кореи, договор отражал стремление Сеула к установлению гос- подства над территорией всей Кореи, причем американское правительст- во обязывалось согласно договору признать юрисдикцию южнокорейских властей над теми территориями, которые в дальнейшем могут оказаться под их администрацией. Одновременно за Вашингтоном сохранялся конт- роль над южнокорейскими вооруженными силами через «командование ООН» 156 .

Размещение американских войск и строительство баз на территории Южной Кореи закрепили ее военно-политическую зависимость от Ва- шингтона и превратили в опорный пункт стратегической системы США в Азии.

3. МИЛИТАРИЗМ И МИЛИТАРИЗАЦИЯ

Агрессивная война в Корее привела к тому, что влияние милитариз- ма и милитаристских настроений на всю линию поведения правящих кругов страны стало преобладающим. Этому сопутствовала и милитари- зация сознания американцев157. Ведущий американский политический обозреватель У. Липпман в 1950 г. отмечал, что государственный депар- тамент находится под контролем Пентагона и что «в стране развился милитаризм, а внешняя политика направляется военными» 158.

И в самом деле, роль военных в процессе принятия политических ре- шений, касавшихся внешнеполитической стратегии, военной политики, многократно увеличилась. Известный американский социолог Р. Миллс в книге «Властвующая элита» писал, что «люди, стоящие на высших ступенях военной иерархии, проникли непосредственно в дипломатические и политические круги» 159. Планы достижения мирового господства вы- рабатывались Вашингтоном из расчета использования в международных кризисах американской военной мощи, включая атомное оружие. В сущ- ности, война негласно признавалась главным средством государственной политики, причем приоритет отдавался оружию массового уничтоже- ния 160.

Во второй половине 40-х и в 50-е годы во внешней и военной полити- ке правящих кругов США важнейшее место занимала так называемая стратегия «обороны передовых рубежей», или «базовая стратегия», пре- следовавшая цель окружить социалистические страны системой военно- политических группировок и блоков капиталистических государств. Эта стратегия проявилась и в организации многочисленных военных (сухо- путных, авиационных и морских) баз в Европе, Азии, Африке и Латин- ской Америке. Задача облегчалась тем, что после второй мировой войны

155 История дипломатии, т. 5, кн. 1, с. 298.

158 Мазуров В. М. Указ. соч., с. 221.

157 Кунина А. Е. Идеологические основы внешней политики США. М., 1973, с. 40—41.

133 Cook F. The Warfare State. L.. 1960. p. 195-196.

159 Миллс Р. Властвующая элита. М., 1959, с. 277.

160 Rosenberg D. A. American Atomic Strategy and the Hydrogen Bomb Decision.—

Journal of American History, 1979, June, p. 62—87.

США продолжали пользоваться 434 военно-морскими базами п 1333 ба- зами ВВС и сухопутных войск 161.

Создание военных баз по всему миру Соединенные Штаты продолжи- ли в рамках лихорадочной деятельности по сколачиванию под их эги- дой военных блоков. В начале 50-х годов в систему военных союзов с США входили 70 стран. В 1952 г., когда численность вооруженных сил США возросла до 3,6 млн. военнослужащих, из которых 1,2 млн. были развернуты за пределами США, в распоряжении их вооруженных сил имелось свыше 400 крупных военных баз и до 3 тыс. более мелких баз и военных объектов162. Соединенные Штаты использовали территории стран, подписавших с ними «оборонительные» договоры, в качестве воен- ных плацдармов. Они также взяли под контроль почти весь военно-эко- номический потенциал этих стран, включая строительство, подготовку и возможное использование их вооруженных сил.

В соответствии с утвержденной 23 сентября 1950 г. президентом Г. Трумэном секретной директивой СНБ-68 США приступили к осуществ- лению плана достижения решающего военного превосходства в мире пу- тем переключения ресурсов страны на удовлетворение военных нужд. В директиве утверждалось, что в случае чрезвычайного положения Соединенные Штаты могут выделить до 50% валового национального продукта на эти цели (как было во время второй мировой войны), и провозглашалось намерение США первыми применить в случае необ- ходимости атомное оружие в стратегических и оперативно-тактических целях 163.

В 1953 г. военные расходы США составили уже 14% валового на- ционального продукта (в 1949 г.—около 4%) 164. Военное производство в несколько раз возросло. В разгар корейской войны, когда военные рас- ходы США достигли своего пика, они составляли 2/з федерального бюд- жета и почти половину всех государственных расходов — федеральных, штатных, местных. С 1950 по 1953 г. военные расходы США увеличи- лись на 38 млрд. долл.165 Всего через войну в Корее прошли сотни тысяч американских военнослужащих, а численность американских су- хопутных войск в Западной Европе увеличилась в 3 раза. В 1952 г. в Азии и зоне Тихого океана США имели более 620 тыс. военнослужа- щих, а в Европе и Северной Атлантике — более 420 тыс.166

Американский империализм решительно встал на путь тотальной пе- рестройки своей экономической стратегии под знаком наращивания воен- ной мощи. Об этом свидетельствуют следующие данные. Соотношение ьоенных и невоенных государственных расходов (федеральных, а также штатов и местных органов управления) в 1953 г. составляло в ценах 1958 г. 58,5 млрд. и 48 млрд. долл., в то время как в 1950 г. соответст- венно - 16,7 и 43,3, а в 1939 г.- 2,7 млрд. и 40,4 млрд. долл.167

161 Милитаризм США: военная машина, блоки, базы и акты агрессии. М., 1985, с. 205.

162Военная стратегия. М., 1968, с. 67; Откуда исходит угроза миру. М., 1982, с. 28;

Зинн Г. США после второй мировой войны. М., 1977, с. 94; Raymond J. Power at

the Pentagon. N. Y.. 1964, p. 108.

163 FRUS, Diplomatic Papers, 1950, vol. 1. p. 237—292.

164 Фарамазян Р. А.. США: милитаризм и экономика. М., 1970, с. 41.

165 Катасонов Ю. В. США: военная политика и бюджет. М., 1984, с. 168.

166US Forces in Europe, Hearings 93rd Congress, 1st' Session, July 25 and 27, 1973.

Wash., 1973, p. 149; US News and World Report, 1974, Dec. 30, p. 24—25.

167 The Economics of Defense Spending, Wash., 1972, p. 30.

140

I. ПОСЛЕВОЕННАЯ АМЕРИКА

УСИЛЕНИЕ РЕАКЦИИ. МАККЛРТИЗМ (1949—1954)

141

Монополии США с восторгом поддержали этот курс, видя в нем выход из кризисного состояния, в котором оказалась экономика страны в 1948—1949 гг. Усилился нажим на правительство со стороны крупного капитала с целью добиться возобновления государственных заказов на вооружения и другое военное снаряжение на уровне военного времени. Приобретение федеральным правительством товаров и услуг до начала американской агрессии в Корее составляло 8% ВНП — в 8 раз больше, чем в 1929 г., но в 5 раз меньше уровня второй мировой войны, когда оно равнялось 40% 168. Именно в послевоенном свертывании правитель- ственных заказов многие представители деловых кругов усматривали причины кризисных явлений. С этим связано и высказывание государст- венного секретаря Д. Ачесона, который в Детройте в июне 1951 г. откро- венно заявил, что причины перевооружения США кроются не только в войне в Корее.

Компартия США дала этим явлениям четкую оценку: «В поисках выхода из углубляющегося кризиса капиталистической экономики США,— говорил в 1951 г. на XV съезде Коммунистической партии США Гэс Холл,— Уолл-стрит начал еще быстрее действовать в направлении созда- ния военной экономики. Стремясь к мировому господству, американский империализм перешел к прямым актам агрессии в Корее и Китае и ускорил подготовку к нападению на Советский Союз. Это привело к тому, что создание военной экономики стало определяющей чертой эко- номического развития США, которая изменила и придала иные черты путям и формам экономического кризиса, начавшегося осенью 1948 г.» 169.

Действительно, с конца 1949 г. под прямым воздействием милитари- зации экономики и в связи с войной в Корее началось расширение про- изводства в США. Достигнутое повышение уровня промышленного про- изводства составило в 1953 г. 11%, а по сравнению с 1949 г. объем про- дукции увеличился на 37%. Это оказалось возможным благодаря значительному увеличению государственных расходов, большая часть которых направлялась на военные цели 170.

В сентябре 1950 г. Трумэн подписал закон о военном производстве, расширивший вторжение федерального правительства в экономику и со- циальные отношения. Он давал президенту право устанавливать очеред- ность решения производственных проблем, распределять ресурсы, строить новые заводы, предоставлять налоговые льготы для капитала в целях поощрения военного производства, вводить контроль над ценами, зара- ботной платой и кредитами. Были увеличены налоги на население.

Во главе управления военным производством США была поставлена служба оборонной мобилизации, а ее руководителем назначен президент корпорации «Дженерал электрик» Ч. Вильсон. В декабре 1950 г. Тру- мэн объявил чрезвычайное положение в стране, и уже в течение перво- го года войны в Корее численность вооруженных сил США увеличилась более чем в 2 раза, производство военных самолетов — в 5 раз, танков, бронетранспортеров и других видов вооружения — в 4,5 раза и т. д.171

168 Business Week, 1954, Sept. 4, p. 78.

169 Цит. по: Вехи боевой истории: 60 лет Коммунистической партии США. М., 1983,

с. 206.

170 Economic Almanac, 1956, p. 455.

171 Фарамазян Р. А. Указ. соч., с. 41.

Число военных кораблей и судов к середине 1954 г. выросло с 2344 до 3200. Началось строительство ударных авианосцев типа «Форрестол» водоизмещением 60 тыс. т. Расходы на производство атомного и разра- ботку термоядерного оружия в 1950—1953 гг. составили 5 млрд. долл., что более чем в 3 раза превышало затраты предыдущих лет. Число гражданских служащих Пентагона увеличилось почти на 1 млн 172.

Влияние военной конъюнктуры на повышение прибылей военно-про- мышленного комплекса побудило заинтересованную часть правящих кру- гов США потребовать еще больших расходов на вооруженные силы и военное производство. В первые месяцы агрессии в Корее милитаристы предлагали довести военные расходы США до 85 млрд. долл. в год, т. е. до уровня, близкого к периоду второй мировой войны. На принятии всеобъемлющей программы вооружения настаивали крайне реакционные политические деятели, доказывавшие, что якобы СССР вот-вот обрушится на США. Однако эта линия была реализована правительством лишь частично из опасения вызвать диспропорцию в экономике, свертывание невоенного производства и уменьшение занятости в этом секторе.

Несмотря на частичную неудачу в попытках добиться согласия пра- вительства на неограниченный рост военных расходов, капитал, связан- ный с военным производством, добился значительного усиления своих позиций. Уже в первый год войны в Корее прибыли монополий до упла- ты налогов составили 40,2 млрд. долл., увеличившись на 45% по срав- нению с 1949 г.173 Прибыли крупнейших монополий превзошли уровни второй мировой войны. Так, прибыли корпорации «Боинг» после уплаты налогов в 1953 г. составляли 20,3 млн. долл. (в 1945 г.— 6,5 млн. долл.) 174.

За время войны в Корее в промышленность США было инвестирова- но до 30 млрд. долл., т. е. больше, чем за всю вторую мировую войну. Право ускоренной амортизации было распространено на новые промыш- ленные предприятия и оборудование стоимостью до 18 млрд. долл. (в годы второй мировой войны — до 7,3 млрд. долл.) 175. Это означало, что в полную собственность монополий через пять лет перешло в 2,5 ра- за больше предприятий, чем в первые послевоенные годы, хотя новые за- воды строились в расчете на смешанное (военное и гражданское) произ- водство в основном на государственные средства. Один из руководителей военного бизнеса США, Г. Фаулер, откровенно заявил в январе 1952 г., что конечная цель перестройки промышленности — обеспечить возмож- ность выпуска в год 50 тыс. самолетов, 35 тыс. танков и необходимого количества другого вооружения, что «достаточно для первого года всеоб- щей войны, в течение которого будет произведена полная мобилизация промышленности» 176.

Война в Корее дала возможность реакции преодолеть сопротивление введению в США всеобщей воинской повинности. 30 июля 1950 г. Г. Трумэн подписал приказ, отменивший ранее установленный предел численности вооруженных сил. Максимальная численность вооруженных

172 Statistical Abstract of the United States, 1956. Wash, 1956, p. 235, 238, 234, 414.

173 Economic Report of the President, 1951. Wash., 1951, p. 24.

174 Business Week, 1955, Febr. 19, p. 41.

175 Lincoln G. Economics of National Security. N. Y., 1954, p. 345.

176 Ibid., p. 337.

142

I. ПОСЛЕВОЕННАЯ АМЕРИКА

УСИЛЕНИЕ РЕАКЦИИ. МАККАРТИЗМ (1949—1954)

143

сил устанавливалась в 5 млн человек. В июне 1951 г. был принят за- кон об обязательной военной службе юношей с 18 лет.

Воспользовавшись шовинистическими настроениями, которые преоб- ладали в американском обществе на первых этапах войны в Корее, милитаристы потребовали увеличения численности американских войск в Европе. В начале 1951 г. конгресс приступил к обсуждению этого вопроса, продолжавшемуся три месяца. В итоге в апреле 1951 г. 69 голосами против 21 была одобрена резолюция об увеличении числен- ности американской армии в Западной Европе с 2 до 6 дивизия. Одно- временно были одобрены поправки о снятии ограничений на вооружен- ные силы Италии и об использовании людских и материальных ресурсов Западной Германии 177. И после подписания соглашения о перемирии в Корее Вашингтон продолжал делать упор на увеличение военного по тенциала США и их союзников по НАТО. Еще в конце февраля 1952 г. в Лиссабоне была принята программа НАТО, предусматривавшая уси- ление гонки вооружений западноевропейских союзников США, а также вооружение Западной Германии и последующее включение ее в НАТО. Администрация Д. Эйзенхауэра начала общую переоценку военной политики и военно-политической стратегии США и их союзников по военным блокам. Основы новой военно-политической стратегии, пришед- шей на смену доктрине «сдерживания коммунизма», были сформулиро- ваны в документе, разработанном комитетом начальников штабов во главе с его председателем адмиралом Рэдфордом. Суть его раскрывалась в следующем положении: «...военное командование может рассчитывать на использование ядерного оружия, тактического и стратегического, ког- да в этом возникнет военная необходимость» 178.

Каждому было понятно, что стратегия «балансирования» на грани термоядерной войны имела провокационный, агрессивный характер в ус- ловиях, когда мощность термоядерного оружия уже в сотни раз превы- шала разрушительный потенциал атомных бомб, сброшенных на Хироси- му и Нагасаки. В США в этот период началось серийное производство новых тяжелых реактивных стратегических бомбардировщиков Б-52, предназначенных для нанесения ядерных ударов по административно- промышленным центрам Советского Союза, и развернута стратегическая система ПВО Североамериканского континента «Норад». Милитаристы США строили безумные планы нанесения первого ядерного удара по СССР в расчете на собственную неуязвимость, особенно с учетом того, что основные базы стратегической авиации США находились на терри- ториях их союзников по военно-политическим блокам. Говоря современ- ным языком, милитаристы США считали, что они приблизились к тому, что именуется способностью к нанесению «уничтожающего первого стра- тегического ядерного удара», а это „означало возникновение крайне опас- ной стратегической нестабильности, особенно в кризисных ситуациях.

Следует отметить, что переход к стратегии «массированного возмез- дия» был начат еще администрацией Г. Трумэна. В октябре 1951 г. Совет национальной безопасности США принял решение об ускорении работ по производству термоядерного оружия, которое было создано в 1954 г., и об увеличении уровней вооруженных сил с упором на страте-

177 Editorial Research Reports, 1952, vol. 1, p. 14.

178 Цит. по: Brown S. The Fases of Power. Constancy and Change in United States Foreign Policy from Truman to Johnson. N. Y.; L., 1969, p. 71—73.

гическую авиацию. К концу 1954 финансового года планировалось иметь 21 армейскую дивизию, 409 крупных кораблей ВМС, 3 дивизии и 3 авиа- крыла 179 морской пехоты и 143 авиакрыла ВВС США. Эти силы пред- ставляли относительно небольшое увеличение в процентном отношении армии, ВМС и морской пехоты, но означали расширение ВВС более чем в 2 раза 180. Правительство Эйзенхауэра перенесло срок реализации этой программы па 1957 г., в связи с чем общие военные расходы и числен- ность вооруженных сил США были несколько снижены (численность уменьшилась до 3,3 млн. в 1955 г. и до 2,9 млн. в 1957 г.). К середи- не 1958 г. ВВС США состояли из 128 авиакрыльев, в их составе было до 600 тяжелых бомбардировщиков В-52. Было начато создание балли- стических ракет среднего и межконтинентального радиуса действия 181.

Несмотря на относительное сокращение военных расходов в валовом национальном продукте после окончания войны в Корее с 14 до 8% и некоторое уменьшение численности вооруженных сил США, степень ми- литаризации военно-политических блоков, созданных США, не понизи- лась, так как союзники США, и в первую очередь Англия, Западная Германия и Япония, начали наращивать свои военные расходы и чис- ленность вооруженных сил. В самих США был взят курс на ядерный шантаж стран социалистической системы и резкое наращивание страте- гической авиации, вооруженной ядерными и термоядерными бомбами.

Многие американские политики понимали пагубность такого курса для самих Соединенных Штатов. Если США начнут войну, предупреж- дал Дж. Кеннан в книге, вышедшей в 1954 г., возникнет серьезная угро- за внутри страны, так как «миллионы американцев в таком случае будут испытывать величайшие сомнения — необходима ли была катастрофа для человечества и разве не существовало путей для ее предотвращения. И это случится, не говоря уже о том, что использование атомного ору- жия нанесет разрушения самой Америке» 182. Д. Ачесон в 1955 г. вы- сказал еще более глубокие сомнения в отношении концепции превентив- ной войны против социалистических стран: «При планировании полити- ки мы должны считаться с вероятностью того, что превентивная война с нашей стороны не предотвратит возмездия, а вызовет его. Что же произойдет тогда? Разве наш народ, выбравшийся из-под развалин сво- их городов, будет вести длительную войну до победного конца? Ответит ли он на это, как ответил на Пёрл-Харбор? Возможно. Но Пёрл-Харбор был предательским нападением на нас, а не возмездием за наше преда- тельское нападение... Разве не может случиться так, что все они — наш народ и другие народы мира — категорически осудят руководителей, раз- вязавших такую войну?» 183

Однако такого рода высказывания не оказывали сколько-нибудь су- щественного влияния на реальный политический курс США в рассмат- риваемый период. В 1958 г. американский историк Р. Миллс в книге «Причины третьей мировой войны» писал, что «внешняя политика Ва-

179 Авиакрыло — основное соединение ВВС США, примерно соответствующее авиационной дивизии.

180 Strauss-Нирё R., Possony S. Т. Air Power and National Security.— The Annals of

the American Academy of Political and Social Science, 1955, May, vol. 299, p. 70.

181 Яковлев Н. Н. Новейшая история США. М., 1961,. с. 569.

182 Кеппап G. F. Realities of American Foreign Policy. Princeton, 1954, p. 79.

183 Acheson D. A Democrat Looks at his Party. N. Y., 1955, p. 73.

144

I. ПОСЛЕВОЕННАЯ АМЕРИКА

УСИЛЕНИЕ РЕАКЦИИ. МАККАРТИЗМ (1949—1954)

145

шингтона всегда исходила из теории военного превосходства Запада и основывалась на „доктрине насилия", которая была и остается главной опорой обанкротившейся политики США» 184.