logo search
Мировая экономика

5.1. Внешнеэкономическая политика государства: протекционизм и свободная торговля

Несмотря на либерализацию современной внешнеэкономичес­кой деятельности, значительную роль в развитии внешней тор­говли и ее регулировании сохраняют за собой государства, ко­торые проводят соответствующую внешнеторговую политику. Внешнеторговая политика – это деятельность государства, направ­ленная на развитие и регулирование торговых отношений с дру­гими странами мира и/или их группировками с целью укрепле­ния позиций страны и ее бизнеса на мировой экономической арене.

Внешнеторговая политика государства складывается из ее стратегии и совокупности конкретных методов и средств ее ре­ализации (тактический аспект внешнеторговой политики).

Стратегия внешнеторговой политики состоит в определении ее целей и в решении концептуальных, главных для развития и регулирования внешней торговли вопросов. Поэтому во многих странах принимаются соответствующие зако­нодательные акты, связанные как с общими вопросами положения страны в мировой экономике и политике, так и с более конк­ретными вопросами внешнеторговой политики.

Главная задача внешнеторговой политики любого государства состоит в обеспечении благоприятных условий для эффективной деятельности отечественного бизнеса в сфере внешней торгов­ли (а тем самым и для эффективного расширенного воспроиз­водства национальной экономики в целом – обеспечения эффек­тивного экономического роста, занятости и т. д.).

Двумя основными разновидностями внешнеторговой политики в настоящее время являются протекционизм и либерализация.

Протекционизм выступает как внешнеторговая (внешнеэкономическая) политика государства, направленная на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции (защитная функция протекционизма), а нередко и на развертывание и под­держку деятельности отечественного бизнеса на внешних рын­ках, как на рынках отдельных стран и регионов, так и конк­ретных товарных сегментах мирового рынка.

Либерализация, напротив, предполагает снятие всевозможных барьеров, препятствующих развитию внешней торговли и внешнеэкономических связей в целом.

Протекционизм и либерализация в чистом виде выступают как определенные крайности внешнеторговой политики, в практи­ке же, как правило, реализуется некий комбинированный, ком­промиссный вариант этой политики, сочетающий в себе элементы протекционизма и либерализации.

Тактический аспект внешнеторговой политики государства связан с выбором и использованием соответствующих методов и средств внешнеторговой политики.

У большинства стран мира в настоящее время имеется обшир­ный арсенал различных инструментов внешнеторговой полити­ки, которые позволяют оказывать активное воздействие как на формирование структуры и направлений развития собственных внешнеэкономических связей, так и на внешнеэкономические связи и внешнеторговую политику других государств и их груп­пировок. В наибольшей степени преуспели в этой области США, стремящиеся как через собственную внешнеторговую политику, так и через деятельность авторитетных международных органи­заций (например, ВТО) путем принятия решений по либерали­зации внешней торговли оказывать активное воздействие на внешнеторговую политику практически всех стран мира.

В мировой практике развития и регулирования внешней тор­говли в течение длительного периода проявлялась и продолжа­ет проявляться своего рода «обратно пропорциональная зависи­мость»: чем ниже уровень экономического развития страны, тем большее число различных инструментов внешнеторгового регулирования применяется в данной стране и тем больше ин­тенсивность и «жесткость» их применения. Во многих современ­ных развитых странах с рыночной экономикой на ранних ста­диях ее формирования использовались весьма жесткие формы регулирования внешней торговли. И только после достижения высокого уровня экономического развития и международной конкурентоспособности эти страны пошли по пути либерализа­ции внешнеторгового регулирования.

Число мер государственного регулирования внешней торговли постоянно растет, поскольку в международный обмен вовлека­ются все новые продукты различных сфер экономической дея­тельности. Это с необходимостью предполагает использование и более широкого круга средств и инструментов, позволяющих эффективно ограждать национальную экономику от негативно­го влияния внешних факторов, содействовать укреплению по­зиций отечественных производителей на мировом рынке.

Инструменты (методы) государственного регулирования внеш­ней торговли подразделяются на экономические и административные, а также на тарифные и нетарифные.

Помимо форм государственного регулирования внешней тор­говли во второй половине XX в. и начале XXI в. получили свое развитие и различные формы и методы ее международного ре­гулирования. Это проявляется как в форме деятельности регио­нальных экономических организаций, союзов и группировок, так и в деятельности организаций, по существу, общемирового мас­штаба, охватывающих подавляющую часть современной между­народной торговли.

К числу крупнейших региональных экономических и торго­вых блоков (группировок) стран современного мира можно от­нести ЕС (в состав которого с мая 2004 г. входят 25 государств), Северо-Американское соглашение о свободной торговле (НАФТА), Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ), Органи­зацию Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), Евразийское экономическое сообщество (в составе Бе­лоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана) и др. В целом в мире существует около 100 различных торгово-эко­номических союзов и группировок.

Несмотря на превалирование в международной торговле тен­денций ее либерализации, на уровне не только отдельных госу­дарств, но и торгово-экономических блоков и союзов действу­ют формы протекционистской политики. С одной стороны, эти блоки и союзы способствуют развитию международной торгов­ли (снимая барьеры во взаимной торговле стран–участниц этих союзов), а с другой – они устанавливают определенные барье­ры для «третьих» стран, не входящих в их состав, и для других торгово-экономических союзов.

Таким образом, в ходе процесса либерализации международ­ной торговли и ее развития в направлении формирования единой, глобальной системы международной торговли проявляет­ся очевидное противоречие – этот процесс нередко «преломля­ется» через формирование региональных торгово-экономических союзов, у которых есть реальные проблемы взаимодействия между собой и с не входящими в их состав странами.

Хотя все страны в своей внешнеторговой политике исходят из собственных национальных экономических интересов (а также из групповых интересов торгово-экономических блоков, поми­мо которых имеются еще и корпоративные интересы), они объек­тивно вовлечены в процесс интернационализации экономичес­кой жизни, все больше приобретающей черты глобализации. Поэтому актуальной является необходимость согласованного регулирования международной торговли на многосторонней ос­нове. Это позволяет решить целый ряд реальных проблем:

К настоящему времени сложились и действуют многочислен­ные международные организации, ассоциации, советы; заклю­чены многосторонние международные соглашения, решающие проблемы координации международной торговли в различных сегментах мирового рынка.

Так, с целью регулирования международной торговли неко­торыми сырьевыми товарами заключены многосторонние согла­шения и созданы международные организации с участием госу­дарств-импортеров и экспортеров: по какао (Международная организация по какао – МОКК, International Cocoa Organization), по кофе (Международная организация по кофе – МОК, Inter­national Coffee Organization – ICO), no натуральному каучуку (Международная организация по натуральному каучуку – МОНК, International Natural Rubber Organization – INRO), по сахару (Меж­дународная организация по сахару – МОС, International Sugar Organization – ISO). Страны-экспортеры нефти представлены в деятельности ОПЕК (Организации стран-экспортеров нефти, Organization of the Petroleum Exporting Countries – OPEC). Кроме того, действуют межгосударственные ассоциации или международные советы, а также международные консультативные организации экспортеров меди, бокситов, железной руды, ртути, вольфрама, олова, серебра, фосфатов, древесины тропических пород, кожи, зерна, кокосовых продуктов, джута, хлопка, черного перца, чая, бананов, арахиса, цитрусовых, мяса и маслосемян. Действуют меж­дународные исследовательские группы по сырьевым товарам (на­пример, по каучуку, по свинцу и цинку, по меди).

В рамках ООН международное регулирование мировой тор­говли осуществляется Конференцией ООН по торговле и развитию (United Nations Conference on Trade and Development – UNCTAD, ЮНКТАД) и Комиссией ООН по праву международной торговли (United Nations Commission on International Trade Law – UNCITRAL, ЮНСИТРАЛ). Одновременно с ними действуют ВТО, а также Международный торговый центр ЮНКТАД/ВТО (International Trade Center UNCTAD/WTO), входящие в группу «Автономные организации, связанные с ООН». Наиболее существенную роль при этом играет ВТО.