logo search
Вельямінов

Исключения из общего режима гатт

 

§ 283. ГАТТ можно назвать соглашением, сплошь состоящим из исключений, которых, пожалуй, больше, чем "чистых" правил. Кроме постатейных смысловых исключений, пестрящих по всему тексту, есть многообразные, так сказать, принципиальные исключения, относящиеся, в частности, ко всему режиму ГАТТ, в том числе:

- исключения, связанные с участием в интеграционных объединениях (ст. XXIV);

- особый преференциальный режим развивающихся стран;

- исключения для торговли отдельными товарами (например: торговля золотом и серебром - ст. XX; расщепляющимися и военными материалами - ст. XXI.b; охрана "национальных сокровищ" - ст. XX.f национального культурного достояния; торговля товарами, производимыми трудом заключенных - ст. XX.e);

- исключения для защиты исчерпываемых природных ресурсов (экспорта их) - ст. XX.g;

- самым внушительным исключением из всего режима ГАТТ является практически вся международная торговля сырьевыми и сельскохозяйственными товарами. Хотя, что касается сельскохозяйственных товаров, в результате Уругвайского раунда намечен некоторый сдвиг (см. об этом § 344-347);

- исключения для защиты публичного порядка, являющегося одной из функций любого государства и включающего в себя, в частности: общественную мораль; жизнь и здоровье людей, фауны и флоры; традиционные цивзационные ценности, в том числе права на интеллектуальные ценности и собственность; права человека в качестве потребителя (ст. XX ГАТТ). При этом меры по мотивам защиты публичного порядка не должны быть дискриминационными представлять собой скрытое ограничение международной торговли;

- исключения по соображениям безопасности (ст. XXI) (как и исключения по защите публичного порядка - ст. XX) являлись традиционными еще в прежних двусторонних договорах и могут рассматриваться как своего рода международный обычай. Но с применением таких норм связана и широкая свобода их толкования, по сути определяемая суверенной волей государства, использующего эти принципы. Следует отметить, что исключения по соображениям безопасности практически применяются не по экономическим, но по политическим мотивам. Это обычно бойкот эмбарго и иные нетарифные барьеры в торговле, причем прямо нацеленные именно на ограничение торговли и на дискриминацию подвергающегося санкциям государства. Поэтому логично в ст. XXI в отличие от ст. XX (о публичном порядке) нет оговорок о недискриминации и о неограничении международной торговли. Государство, по сути, вправе использовать любые меры защиты, когда под угрозой оказывается его безопасность (причем как оно само ее понимает!);

- исключения из запрета количественных ограничений.

§ 284. ГАТТ в принципе полностью запрещает использование импортных количественных ограничений в торговле (ст. XI). Однако из этого запрета допускаются специальные исключения, мотивируемые по существу исключительно финансовыми причинами, "угрозой серьезного сокращения" валютных резервов необходимостью добиться "разумного темпа их увеличения" (ст. XII ГАТТ). При этом прямо предусмотрено, что оценивать ситуацию с резервами должен МВФ. Процедура введения количественных ограничений была особо уточнена и закреплена в особой Договоренности 1994 г. (в рамках Марракешского пакета) в отношении положений ГАТТ 1994 г., касающихся платежного баланса. Процедура включает, в частности:

- уведомление Генерального Совета ВТО со стороны члена, желающего ввести количественные ограничения. Члены ВТО могут потребовать рассмотрения вопроса в Комитете по ограничениям, связанным с платежным балансом. Решения его обязательны. На этой стадии к процедуре подключается и МВФ;

- количественные ограничения должны вводиться полностью на недискриминационной основе и не должны быть избирательными, селективными, но импортные контингенты (квоты) должны пропорционально распределяться между всеми странами-экспортерами. Ограничения вводятся в отношении всего импорта данного товара, исключения могут быть лишь для товаров первой необходимости для удовлетворения основных потребностей;

- количественные ограничения носят характер "последнего" средства, они являются необходимыми дополнительными средствами к более "мягким" способам: дополнительные пошлины, импортные депозиты и т.п. методы, основанные на цене;

- ограничения могут быть только временными.

 

***

 

ГАТТ со всеми дополнениями к нему, в новом виде - ГАТТ-1994 остается становым хребтом всей системы ВТО, созданной на основе его норм и принципов.