logo search
Вельямінов

§ 350. Товарные соглашения подразделяются на три основных вида.

Стабзационные соглашения заключались по натуральному каучуку, какао, кофе, олову. В них предусматривались, в частности, меры и процедуры:

- по установлению лимитов колебания рыночных цен и механизма их стабзации;

- по определению экспортных квот и обязательств по закупкам;

- создание стабзационных (буферных) запасов;

- меры по регулированию объемов производства, и т.д.

Административные соглашения (по зерну, по сахару, кофе, хлопку и др.). Они не предусматривали мер по регулированию рынков. Соглашения эти направлены были на координацию политики стран-производителей и стран-потребителей с целью сбалансирования производства и потребления; на изучение конъюнктуры рынка; составление экономических обзоров и регулярную информацию о рынке, а также на проведение регулярных консультаций по проблемам торговли соответствующими товарами.

Соглашения по мерам развития направлены были именно на разработку мер по развитию производства, включая переработку и сбыт, по укреплению экспортного потенциала стран - производителей сырья (оливковое масло, топическая древесина, джут и изделия из джута).

§ 351. Соответствующие многосторонние соглашения и создаваемые на их основе организации включают в свой состав страны - производители сырья (прежде всего развивающиеся страны), а также и страны-потребители, в основном промышленно развитые государства. Страны-производители, естественно, заинтересованы в развитии производства, в переработке и экспорте сырья по ценам, обеспечивающим стабильную экономику. Интересы стран-импортеров иные, они особо заботятся о поддержании стабильных цен на сырье и о недопущении образования картелей стран-производителей. Многие развитые страны - бывшие колониальные державы участвуют в товарных соглашениях и организациях и по политическим мотивам, в целях сохранения всесторонних традиционных связей, налаженного импорта сырья из своих бывших колоний. В то же время большинство стран-импортеров выступает против установления систем экспортных квот и буферных запасов сырьевых товаров, рассматривая это в качестве антирыночных мер. В этой связи из заключаемых новых многосторонних межправительственных товарных соглашений в последние годы исключаются так называемые "экономические меры", которые обуславливали бы любое вмешательство, интервенции на рынках со стороны создаваемых товарных организаций.

§ 352. В принципе многосторонние межправительственные организации (они могут называться "советами"), создаваемые на основе соответствующих соглашений, организационно однотипны, они обладают международной правосубъектностью и имеют аналогичную, по сути, организационную структуру: высший орган пленарного состава (международный совет) и его председатель; исполнительный комитет; исполнительный директор (секретарь), секретариат. Советы собираются на регулярные и внеочередные сессии, при этом используется и взвешенное голосование: государства-экспортеры и государства-импортеры, независимо от числа тех и других, могут получать на паритетных началах равное количество голосов.

Исполком и создаваемые другие вспомогательные комитеты совета (финансовый, статистический, административный и т.п.), а также подкомитеты работают обычно на более постоянной основе, чаще собираясь на свои заседания. Председатель совета выполняет в основном представительские и организационно-административные функции. Текущую работу по месту постоянного нахождения организации осуществляет секретариат во главе с исполнительным директором (секретарем).

§ 353. В качестве примера международной товарно-сырьевой организации, пожалуй, с наиболее развитыми функциональными правомочиями, включая "экономические", можно привести Международную организацию по каучуку в том ее статусе, который основывался на Соглашении по натуральному каучуку 1979 г., созданному на основе упомянутой Интеграционной программы ЮНКТАД, причем с участием СССР (с 1982 г.), а затем России.

Функциями Организации по натуральному каучуку в соответствии с Соглашением, в частности, признавались:

- достижение сбалансированного роста предложения и спроса;

- достижение стабильных условий торговли посредством избежания чрезмерных колебаний цен и стабзация этих цен;

- содействие стабзации поступлений от экспорта по выгодным ценам в интересах обеспечения экономического развития стран-экспортеров;

- обеспечение удовлетворения потребностей стран-импортеров;

- расширение международной торговли натуральным каучуком и повышение его конкурентоспособности;

- расширение международного сотрудничества по проблемам, связанным с каучуком, и соответственно организация консультаций, разработка координационных программ, оказание помощи и т.п.

Единственным инструментом вмешательства Организации для стабзации цен на рынке является создание и оперирование международным стабзационным запасом (buffer stock) натурального каучука, в определенных физических объемах для "обычного" запаса и для "чрезвычайного". Закупки в стабзационный запас производятся по решению Исполнительного директора, если цены на рынке падают ниже определенного согласованного уровня, а продажи - когда цены превышают согласованный уровень (также по решению Исполнительного директора).

Административный бюджет составляется из взносов стран-членов Организации, взносы определяются с учетом долей стран в торговле натуральным каучуком. От величины взносов зависит и число голосов, которыми располагают страны в Совете. Финансирование же создания стабзационного запаса распределяется поровну между странами-экспортерами, с одной стороны, и странами-импортерами - с другой. Штаб-квартира Организации - г. Куала-Лумпур, Малайзия.

§ 354. Межправительственные стабзационные товарные соглашения и организации такого рода, как, к примеру, Соглашение по натуральному каучуку, представляют собой, с очевидностью, наиболее внушительную, если и не всегда эффективную, форму регулирования рынков сырьевых товаров на многосторонней основе и с попыткой согласования интересов как стран-производителей - экспортеров, так и стран-потребителей - импортеров.

В меньшей мере той же цели отвечают и упоминавшиеся административные соглашения, а также соглашения по мерам развития, возможно, с созданием и международных организаций (советов) с определенным обусловленным объемом функциональной международной правосубъектности.

§ 355. Менее организационно институализированными представляются так называемые международные консультативные комитеты (хлопок), группы экспертов (вольфрам), международные исследовательские группы (каучук, свинец, цинк, никель, медь), а также межправительственные рабочие группы в рамках Международной продовольственной и сельскохозяйственной организации - ФАО (бананы, цитрусовые, зерновые, рис, чай, мясо, рыба, маслосемена и жиры, жесткие волокна, шкуры и кожи). Такого рода учреждения, которые можно классифицировать в качестве параорганизаций, без статуса международной правосубъектности, имеют смыслом своей деятельности взаимные консультации, обмен информацией, программные, экспертного характера разработки по изучению и организации рынков и т.д.

§ 356. Надо отметить, что перечисленные выше формы международного многостороннего сотрудничества по регулированию и/ изучению рынков сырьевых товаров были выработаны и действовали под эгидой ООН, ЮНКТАД, ФАО и т.д. В связи с распространением в результате Уругвайского раунда сотрудничества в рамках ГАТТ/ВТО на сельскохозяйственные товары и с созданием Комитета по сельскому хозяйству ВТО, естественно, возникла потребность установления на постоянной основе взаимодействия ВТО с международными организациями и советами по сырью, в частности по зерну, с рабочими группами ФАО. Такое взаимодействие на координационной основе осуществляется через участие наблюдателей от ВТО в работе сессий международных организаций по сырью и, наоборот, наблюдателей от этих последних в заседаниях Комитета по сельскому хозяйству ВТО.

§ 357. Кроме международных товарных соглашений с участием государств-экспортеров и импортеров существует около двадцати соглашений стран-экспортеров тех иных товаров, в том числе на региональной основе, такие соглашения (и организации), естественно, ставят перед собой цели прежде всего поддержания на достаточно высоком уровне цен на соответствующие товары.

Организация стран - экспортеров нефти (Organization of Petroleum Exporting Countries - OPEC) была основана в 1960 г. по инициативе Венесуэлы. Состав государств-членов достаточно стабилен. Это - Алжир, Венесуэла, Габон, Индонезия, Ирак, Иран, Катар, Кувейт, Ливия, Нигерия, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Эквадор.

Ведущей страной в области добычи нефти является Саудовская Аравия - участница ОПЕК. Однако в ОПЕК не входят такие крупнейшие нефтедобывающие страны, как США, Россия, Норвегия, Мексика. В этой связи, хотя в разные годы на страны ОПЕК и приходится более чем до половины всей мировой добычи нефти, Организация не может полностью контролировать мировой рынок. Поскольку, однако, страны ОПЕК не столько потребители, сколько в основном - экспортеры нефти, влияние ОПЕК на установление мировых экспортных цен весьма велико.

Изначально главной целью ОПЕК была координация и унификация нефтяной политики стран-участниц посредством изыскания путей и способов обеспечения стабильности цен на нефть на мировых рынках в интересах обеспечения устойчивых доходов от продажи нефти. Основным методом для этого служит установление согласованных минимальных уровней цен на нефть при экспорте из стран-участниц. Поддержание таких цен достигается посредством взаимных договоренностей о квотах на производство и экспорт нефти для каждой из стран-участниц.

Высшим органом ОПЕК является Конференция, созываемая два раза в год. Исполнительный орган - Совет управляющих во главе с председателем собирается также не менее 2 раз в год. Текущими административно-техническими, информационными и т.п. делами ведают Секретариат (г. Вена) и Генеральный секретарь.

Для России, для которой экспорт нефти и газа в настоящее время представляет собой, и к счастью, и к сожалению, определяющее место в национальном торговом балансе, деятельность ОПЕК имеет важнейшее значение. Соответственно, Россия поддерживает с ОПЕК определенную координационную связь.

§ 358. Торговля сырьевыми товарами была практически полностью выведена из-под действия ГАТТ. И это самая крупная в экономическом и политическом смысле брешь во всей международной торговой системе ГАТТ (так же как рынок рабочей силы в ГАТС). На сырьевые товары падает около 20% всей мировой торговли (и это с учетом дисбаланса цен на сырье и промышленные изделия в пользу последних).

Упоминаемые выше попытки многостороннего регулирования рынков отдельных сырьевых товаров на автономной основе (нефть, зерно, сахар, кофе, какао, рис, чай, бананы, джут, оливковое масло, натуральный каучук, тропическая древесина) не дали, однако, ощутимых результатов как в отношении стабзации цен, так и упорядочения производства, спроса и предложения. Не решают, по большому счету, всей проблемы, конечно, и два международных соглашения по молочным продуктам и по говядине, заключенных в результате Уругвайского раунда (но не вошедших в общеобязывающий Марракешский пакет).

По существу сырьевые продукты, вся сфера торговли как восполнимыми, так и невосполнимыми природными ресурсами, так же как и огромная сфера всего рынка труда, оказались вне универсального международно-правового урегулирования.

Можно ли в этих условиях всерьез толковать о некой действительной глобализации, даже лишь экономической, не говоря уже о полной экономически-социально-культурной?