logo search
Вельямінов

Основные достижения и задачи совершенствования системы мвф

 

§ 475. Из достижений Бреттон-Вудской системы можно отметить прежде всего - главное: институализацию механизмов международного валютного сотрудничества, дающую странам-членам МВФ и МБРР возможности получения помощи в случаях экономических и финансовых затруднений, а также введение некоего подобия международной валюты - так называемых специальных прав заимствования (Special drawing rights - SDR).

Международный контроль МВФ служит гарантией конвертируемости валют, поскольку в силу ст. VIII Устава Фонда государство-член не может без согласия Фонда ограничить конвертируемость валюты в отношении текущих платежей. Созданный специфический механизм содействия стабзации валютных курсов и обеспечения конвертабельности рассмотрен выше. К успехам МВФ относят и проведение концептуальной политики кодекса добросовестного валютного поведения.

С другой стороны, несомненным является и тот факт, что система МВФ еще далека от совершенства.

§ 476. Фактически Бреттон-Вудская валютная система, исправно функционировавшая на базе золотовалютного стандарта до 1971 г., с этого времени существенно видоизменилась и испытывает глубинные трудности в осуществлении своих основных изначальных целей - достижения стабильности валютных курсов и полной конвертируемости валют в интересах обеспечения платежей по торговым сделкам. В этой связи реформирование системы МВФ рассматривается как актуальная задача. Среди пробелов системы можно отметить следующие.

§ 477. Фонд создавался в годы, когда самого понятия и, тем более, особого статуса так называемых развивающихся стран еще не существовало. В дальнейшем этим странам в Фонде, как и в других международных организациях, последовательно предоставлялись особые преференциального характера льготы, и таким образом, хотя и неформально, сложился преференциальный принцип "двойных стандартов": Фонд, как и МБРР, во многом превратился в организацию по оказанию финансовой помощи развивающимся странам, что, однако, в принципе не было изначально целью Фонда.

§ 478. Более того, и в целом упало значение финансовой помощи МВФ. Государства-члены Фонда стали прибегать к получению займов, в том числе и в связи с трудностями с платежными балансами, в гораздо большей мере у частных коммерческих банков, нежели у Фонда. Однако частные банки обычно, прежде чем предоставлять кредит тому иному государству, требуют, чтобы это государство предварительно заключило с МВФ соглашение со стабзационной программой, подпадающей под контроль МВФ. Иначе говоря, Фонд выступает в виде своего рода неформального испытательного "зонда". Свидетельством высокой финансовой надежности бывшего СССР может служить то обстоятельство, что СССР получал крупные кредиты иностранных банков, вообще не будучи членом МВФ. Кроме того, существенна роль Фонда и при решении проблем реструктуризации долгов неисправных государств-дебиторов, хотя значение самого Фонда как кредитора сильно сократилось.

§ 479. Другой проблемой, связанной с функциями Фонда в качестве кредитодателя, стала своего рода "конкуренция" в этих функциях с МБРР и с Европейским банком реконструкции и развития. Случаются ситуации, когда государства получают кредиты от названных институций по достаточно аналогичным основаниям. Это наводит на мысль о необходимости регулирования такого рода функциональной конкуренции и целесообразности сосредоточения соответствующих кредитных функций в одном международном центре.

§ 480. Статья I.ii Устава Фонда прямо нацеливает его на создание "благоприятных условий для гармоничного расширения и развития международной торговли", однако Фонду одновременно не были предоставлены для этого конкретные правовые рычаги и средства. Международная торговля и валюта неотделимы. Многосторонность условий торговли (обеспечиваемая в ГАТТ/ВТО) должна бы дополняться многосторонностью системы платежей, а либерализация международной торговли невозможна без стабзации международной валютной системы. Такая стабзация в свою очередь наиболее надежна на основе золотых паритетов валют, что давно оказалось невозможным. С другой стороны, валютные меры такого рода, как конкурирующая девальвация введение множественных обменных курсов, могут столь же негативно влиять на свободу торговли, как дополнительные импортные таможенные пошлины пошлины на экспорт. Короче, валютное и внешнеторговое регулирование должны корреспондировать друг другу, что еще далеко не достигнуто.

§ 481. Согласно Уставу МВФ текущие платежи по сделкам не должны ограничиваться. В то же время регулирование платежей в сфере движения капитала остается полностью в компетенции государств, которые могут контролировать, ограничивать и запрещать такие денежные, валютные трансферы. На практике ведущие промышленно развитые страны осуществляют, однако, высокую степень конвертабельности своих валют, в том числе и для долгосрочных трансферов капитала, что чревато и серьезными негативными последствиями: широкомасштабные иностранные инвестиции создают угрозу экономической независимости страны - импорта капитала, а массированный приток "горячих денег" вызывает инфляцию, мешает проведению национальной валютной политики, провоцирует финансовые дефолты, такие крупномасштабные, к примеру, как в Мексике в 1995 г. и Юго-Восточной Азии в 1997 г. Неспособность Фонда предотвращать такого рода явления вызывает в последние годы жесткую критику. Не регулируются Фондом и колебания ссудного процента и связанные с этим спекулятивные трансферы "горячих денег".

§ 482. В рамках МВФ юридически регулируются лишь некоторые аспекты внешней экономической политики, но внутренняя бюджетная, валютная и кредитная политика остаются вполне в ведении самих государств. Естественно, невозможны стабильность национальной валюты и стабильный валютный курс страны в условиях дисбаланса внутренней финансовой системы.

Устав Фонда никак не обуславливает возможностей влияния на состав национальных валютных резервов государств-членов, что создает возможности обращения в странах одновременно нескольких валют и не способствует их стабзации.

§ 483. Нельзя признать нормальной и таящую в себе потенциальную опасность глобальной валютной дестабзации, сохраняющуюся фактически (отчасти по инерции от первоначального "золотого века" МВФ), а более, очевидно, в результате целенаправленной американской валютной политики, фактическую роль доллара в качестве некоего субститута мировой валюты. Огромное количество долларов, обращающихся вне США, продолжающих исключительно выгодную для себя неконтролируемую извне массированную эмиссию долларов, по существу не обеспечиваемых золотом иными такого рода резервами, представляет собой своего рода бомбу замедленного действия. Взрыв этой бомбы эффективно может быть предотвращен утверждением панамериканской гегемонии. Сохранение валютной исключительности доллара, очевидно, можно рассматривать в качестве одного из факторов стремления к такой гегемонии. Впрочем, учитывая контролирующую роль США в МВФ, эта проблематика вряд ли вообще может быть допущена даже в качестве предмета рассмотрения в рамках Фонда.

 

***

 

Суммируя сказанное, можно утверждать, что международная валютная интеграция и валютная стабзация далеко отстают от торгово-деловой и коммуникационной либерализации, широко прокламируемой в качестве некой "глобализации".