logo search
Вельямінов

Публично-правовые международные кредитные отношения

 

§ 494. Кредитные отношения публично-правового характера, т.е. отношения между субъектами международного (экономического) права, практически неизменно - условные, целевые. Такие кредиты преследуют обычно следующие цели:

- поддержание и развитие экспорта страны-заимодавца и соответственно повышение занятости в этой стране; закрепление на иностранном рынке и завоевание его для своих экспортеров; часто такие кредиты даются для постройки крупных промышленных объектов силами страны-заимодавца. Такого рода кредиты обычно обусловливаются обязанностями закупок товаров и услуг в стране кредитора;

- сохранение политического, экономического, культурного присутствия страны-заимодавца в стране-заемщике. Это обычно свойственно для стран, бывших колониями стран-заимодавцев;

- политическая и стратегическая привязка страны-заемщика к стране-кредитору. Часто в счет таких кредитов (иногда сознательно практически безвозвратных) поставляется вооружение в страну-заемщик. Нередко средства предназначаются и для укрепления в странах-заемщиках политических режимов, желательных для стран-заимодавцев. Особенно актуально было предоставление таких кредитов в годы "холодной войны" как со стороны Советского Союза, так и США и их союзников;

- предоставление кредитов как государствами, так и международными организациями по гуманитарным причинам в случаях стихийных бедствий, голода, военных действий и т.п. Если такие "кредиты" предоставляются на безвозмездных условиях, они юридически должны рассматриваться как дарения и выходят за рамки международного экономического права;

- особое место занимают кредиты для поощрения экономического прогресса развивающихся стран со стороны и промышленно развитых государств, и в рамках программ помощи международных экономических и финансовых учреждений. По своей сути это кредиты смешанного политического, экономического, социального и гуманитарного назначения. Разумеется, прежде всего эти кредиты обычно выгодны и нужны развивающимся странам. Но по большому счету кредиты эти несомненно могут быть не менее важны и даже стратегически жизненно необходимы и для "богатых", развитых стран-заимодавцев. Последние в индивидуальном и коллективном плане заинтересованы в обеспечении политико-социального мира на планете в рамках рыночной экономики и в развитии в таком климате своей торгово-экономической экспансии на расширенном мировом рынке для продукции своей промышленности; наконец, в насаждении в развивающихся странах демократических устоев по западным образцам в интересах предотвращения вспышек экстремизма, терроризма и т.п. нежелательных явлений.

§ 495. Что касается кредитов, предоставляемых государствами друг другу, юридически они подпадают под регулирование, во-первых, общепризнанными принципами международного права, в том числе закрепленными в Уставе ООН и иными универсального характера правовыми актами. Во-вторых и в главных, правовой базой этих кредитов являются соответствующие двусторонние, реже - многосторонние межгосударственные кредитные соглашения соответствующие условия, содержащиеся в международных договорах более широкого диапазона (договоры о дружбе, сотрудничестве и экономической взаимопомощи; долгосрочные соглашения о торговом, экономическом сотрудничестве и т.п.). Рекомендательно-факультативного значения могут быть и некоторые условия резолюций ООН, например, Хартия экономических прав и обязанностей государств 1974 г., а также такие документы, как Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе и др.

К сожалению, нельзя привести каких-либо специальных облигаторных норм общего международного публичного права, которые бы особо регулировали международные кредитные отношения между государствами как таковыми, кроме, разве, принципа "pacta sunt servanda".

§ 496. Кредиты, предоставляемые в рамках специализированных финансовых учреждений, таких как МВФ, Всемирный банк (включая его фалы), Европейский банк реконструкции и развития и т.п., в отличие от упомянутых выше межгосударственных подпадают практически под специального характера системное правовое регулирование в рамках соответствующих учреждений.

Регулирование финансовой помощи, по сути посредством кредитования в рамках МВФ (кредиты по линии Фонда лишь его вспомогательная функция, призванная обеспечивать главные цели Фонда - стабзацию и конвертируемость валют) рассмотрено было выше.

§ 497. Родственное МВФ учреждение - Всемирный банк - МБРР, напротив, изначально было образовано именно для оказания целевой финансовой, кредитной помощи странам-членам в осуществлении ими конкретных проектов и программ своего промышленного, аграрного, инфраструктурного развития. Выше уже говорилось об институционных основах МБРР, а также о том, что уже вскоре после его создания определился крен в сторону направления его деятельности на финансовую поддержку экономического благосостояния развивающихся стран. При этом требовалось не только предоставление кредитов развивающимся государствам как таковым (что входило в уставные функции МБРР), но и непосредственно их частному сектору. В этой связи возникла необходимость создания специальной организации, которая напрямую занималась бы финансированием частных предприятий в производственном секторе развивающихся стран, включая участие в капитале этих предприятий и т.д.

Такая организация возникла в 1956 г. в виде Международной финансовой корпорации (МФК). Она является юридически и финансово - самостоятельным фалом МБРР со статусом специализированного учреждения ООН. МФК работает на коммерческой основе. Источниками финансирования МФК являются взносы стран-членов в уставный капитал, кредиты, получаемые от Всемирного банка и на международных финансовых рынках, отчисления от прибылей и т.п. Россия входит в состав членов МФК.

§ 498. В 1960 г. создано было еще одно дочернее предприятие МБРР - Международная ассоциация развития (МАР). Задача МАР - оказание помощи наиболее бедным развивающимся государствам посредством предоставления как самим государствам, так и частному сектору беспроцентных кредитов для подъема их экономики и уровня жизни, со сроками погашения до 35-50 лет. Источники финансирования МАР - отчисления прибылей МБРР, взносы государств-членов, взносы наиболее богатых государств.