3.1 Государство
Целенаправленная хозяйственная деятельность в мировом хозяйстве осуществляется субъектами, которые определяют состояние и развитие факторов производства, а также способы их соединения. Субъектами мирового хозяйства являются хозяйствующие единицы, обладающие необходимым капиталом, способными организовать производственную деятельность на международном хозяйственном пространстве и обладающие определенными международными правами и обязанностями. В число таких основных хозяйствующих субъектов входят национальные государства, ТНК, региональные интеграционные хозяйственные объединения, международные экономические организации.
Государство — основной субъект мирового хозяйства. Государство представляет собой форму политической и экономической организации общества, отражающую интересы господствующего класса, группы населения. Господствующий класс, группы превращают собственные интересы в цели государства. На этой основе происходит взаимодействие государственной и хозяйственной деятельности. Это предполагает приведение экономических субъектов к определенному политическому единству. Являясь аппаратом власти, государство не только становится над обществом, но и представляет его интересы, что придает ему определенную самостоятельность.
Развитие государства тесно связано с национальным хозяйством. Национальная экономика обычно представляет собой разветвленный, сбалансированный комплекс, поэтому государство должно защищать пропорциональность хозяйства, сохранять или вновь создавать структурообразующие производства, обеспечивать их защиту от разрушающего внешнего воздействия, способствовать улучшению структуры экономики и повышению ее эффективности.
Роль государства в экономике проявляется прежде всего в создании гарантированных рынков для компаний внутри страны и за рубежом, его участии в накоплении капитала, регулировании внутренних и внешних экономических связей в общенациональных интересах, непосредственно в производстве ВВП. Это достигается в основном перераспределением национального дохода через государственные финансы.
В течение длительного времени происходит увеличение финансовых средств, мобилизуемых государством. Данные по 14 развитым странам показывают, что только правительственные расходы у них возросли с 8,35 в 1870 г. до 47% в 1996 г. Норма текущих поступлений в развитых странах за 80— 90-е годы XX в. поднялась с 34 до 37,5% ВВП, в развивающихся странах — до 25%. За последние десятилетия за исключением восточноевропейских стран практически нигде не происходило сокращение перераспределительной роли государства.
Мобилизуемые государством финансовые средства позволяли обеспечивать подготовку рабочей силы, которой в основном занимается государство. Расходы на образование только за 80— 90-е годы увеличилась с 3,9 до 4,8% ВМП, расходы на здравоохранение составили 2,5% ВМП, в том числе в промышленно развитых странах — 6% их совокупного ВВП.
Государство во многих странах несет ответственность за социальное обеспечение населения. В целом на социальные услуги населению государства выделяют до 20% их ВВП (в развивающихся странах — около 5%).
Государство является активным участником хозяйственной деятельности. Приобретая товары и услуги, оно создает спрос, осуществляет капиталовложения, предоставляет субсидии. В течение прошлого века происходило снижение доли частного потребления и повышение государственного. В 1820 г. частное потребление в ныне развитых странах, очевидно, составляло 85% ВВП, в конце XX в. — порядка 60% (табл. 1.1). Наибольшая доля государственного потребления отмечается в странах с высоким уровнем дохода и самых бедных странах.
В общегосударственное потребление входят также расходы местных органов власти, соответственно его показатели будут значительно выше. Государственное потребление создает для компаний достаточно гарантированный и емкий рынок сбыта. Он оказывает на положение национальных хозяйствующих субъектов не только прямое, но и косвенное воздействие. Государственные заказы образуют цепную реакцию в хозяйстве, обеспечивая возможность реализации товаров и услуг не только фирм-контракторов, но и фирм-субподрядчиков.
Государство прямо и косвенно влияет на размеры и структуру капиталовложений. Роль государственных капиталовложений в конце века сократилась, но она остается значительной, колеблясь в пределах 0,7 — 14% ВВП.
Государственное кредитование и субсидирование — важный инструмент воздействия на инвестиционный процесс и потребление частного сектора. По оценкам, субсидии, предоставляемые предпринимательскому сектору, в среднем составляют 2,5% ВМП. Развитие целого ряда отраслей напрямую зависит от государственных капиталовложений и субсидий. Ярким примером этого является сельское хозяйство и научно-исследовательская сфера в развитых странах.
Государство выступает крупным работодателем, обеспечивая до 20% занятых.
Государство непосредственно занимается предпринимательской деятельностью. Поскольку прямое огосударствление производства ограничивает частную собственность, правящие круги используют его, когда с помощью других мер не удается справиться с противоречиями в воспроизводственном процессе, с возникшими трудностями. Обычно усиление предпринимательской функции государства и расширение государственной собственности характерны для решения социально-политических задач, для мобилизационного типа развития (во время войн, кризисов, послевоенного восстановления) и для догоняющего типа развития. В промышленно развитых странах Запада в 70-е годы государственные предприятия обеспечивали до 20 % ВВП. В настоящее время экономическая роль государства в большей мере сводится к воздействию на производственные процессы через перераспределение национального дохода, регулирование воспроизводства.
В целом государство, используя свою властную монополию, определяет национальную стратегию, разрабатывает правовые основы развития общества, регулирует денежно-кредитные отношения, развитие инфраструктуры, социальной сферы, обеспечивает внешнюю безопасность. Объектом его воздействия выступают все пропорции национального производства. Направленность и характер решения этих задач зависят от соотношения между различными группами населения, целенаправленной деятельности правящих групп, ее соответствия интересам всего общества.
Обеспечение общенациональных, общегосударственных интересов исторически означало предпочтение собственной территории. Для собственных хозяйствующих субъектов, населения создавались предпочтительные возможности хозяйственной деятельности. В рамках национальной хозяйственной системы государство обеспечивало определяющее место внутренним экономическим, национальным и культурным связям. Это предопределяло самостоятельную роль национального хозяйства в мировой экономической системе. Государственное воздействие на другие субъекты мирового хозяйства и на систему в целом соизмеряется с хозяйственным потенциалом государства и ролью национальных хозяйствующих субъектов на международных рынках.
- Издательство тпу
- Введение
- Мировая экономика
- Глава 1. Сущность, становление и основные тенденции развития мирового хозяйства.
- 1.1 Мировая экономика: понятия, специфические черты, и современные тенденции развития.
- 1.2 Периодизация мировой экономики.
- 1.3 Глобальные проблемы мировой экономики
- Глава 2. Структура мировой экономики.
- 2.1 Критерии структурирования мировой экономики и их характеристика.
- 2.2 Характер экономического роста.
- 2.3 Отраслевая структура мировой экономики.
- 2.4 Классификация стран в мировой экономике.
- Глава 3. Основные субъекты мировой экономики
- 3.1 Государство
- 3.2 Транснациональные компании
- 3.3 Международные экономические организации
- 3.4 Региональные экономические интеграционные группировки
- Глава 4. Природно-ресурсный потенциал мирового хозяйства
- 4.1 Экологический потенциал современной мировой экономики
- 4.2 Особенности регулирования использования природно-ресурсного потенциала в мировой экономике
- 4.3 Мировой продовольственный кризис и проблемы его преодоления
- 4.4 Типы эколого-экономического развития.
- 4.5 Составляющие концепции устойчивого развития
- Глава 5. Человеческие ресурсы мирового хозяйства.
- 5.1 Мировая демографическая проблема.
- 5.2 Разновидности миграции и их влияние на мировую экономику.
- Современные тенденции международной миграции:
- 5.3 Показатели, характеризующие демографическую проблему современности.
- 5.4 Индекса человеческого развития (ичр)
- Международные экономические отношения
- Глава 1. Теоретические основы международной торговли
- Классические теории мировой торговли
- Теория относительных преимуществ
- 1.2 Альтернативные теории мировой торговли
- Международное регулирование мировой торговли
- Теоретические проблемы процесса вступления России во Всемирную торговую организацию
- Глава 2. Международное движение факторов производства
- 2.1. Международное движение капитала
- Формы международного движения капитала
- 2.2 Мобильность труда и международная миграция рабочей силы
- 2.3. Международное перемещение технологий
- Глава 3. Международные валютно-финансовые отношения
- 3.1. Валютная система и ее элементы
- Валютный курс и факторы, его определяющие
- Отсюда следует, что ни один из способов определения валютного курса не является универсальным. В разных условиях может использоваться тот или иной способ. Факторы, определяющие валютный курс:
- Виды валютного курса:
- 3.3 Валютная политика государства
- 3.4. Эволюция мировой валютной системы
- Группа Всемирного банка
- Региональные банки развития
- 3.6. Платежный баланс: основные статьи и их характеристика
- 3.7. Валютная система и валютная политика Российской Федерации
- Глава 4. Основы внешнеэкономической деятельности
- 4.1. Сущность внешнеэкономической деятельности и
- 4.2. Формы и методы внешней торговли
- Глава 5. Регулирование вэд на национальном и межправительственном уровне
- 5.1. Внешнеэкономическая политика государства: протекционизм и свободная торговля
- 5.2. Тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности
- 5.3. Нетарифные инструменты государственного регулирования вэд
- Глава 6. Государственное регулирование вэд в российской федерации
- 6.1. Правовые основы и принципы государственного регулирования вэд в России
- 6.2. Внешнеэкономический комплекс современной России
- 6.3. Государственные органы регулирования вэд в России
- 6.4. Негосударственные организации, содействующие развитию внешнеэкономических связей в Российской Федерации
- 6.5. Основные направления внешнеэкономической политики России
- Список литературы
- Содержание