logo search
Вельямінов

Трансграничные финансовые правонарушения

 

§ 572. Под эту рубрику, в частности, подпадают отмывание "грязных" денег; разнообразные незаконные финансовые трансграничные трансферы, в том числе для финансирования международного терроризма; противоправные переводы прибылей за рубеж в целях уклонения от налогов снижения их и т.п.

Финансовые злоупотребления и политика вообще - взаимосвязаны. Как свидетельствует конгрессмен из США К.Уэлдон: "Мы знали, что значительные суммы из займов МВФ и Всемирного банка в России расхищались и разворовывались, но молчали по труднообъяснимым политическим соображениям" (курсив мой. - Г.В.).

§ 573. Как и в отношении обуздания международной коррупции, пальму первенства в части международно-правовых мер по борьбе с трансграничными финансовыми преступлениями следует отдать ОЭСР, в рамках которой еще в 1989 г. была создана специальная рабочая группа с широкой компетенцией в области разработки мер по оздоровлению международных финансовых операций, с труднопереводимым на русский язык названием: Financial Action Task Force (примерно: "Силовая группа по целевым финансовым акциям". Не случайно употреблено слово "Force". Ср.: "Air Force" - "Военно-воздушные силы" и т.п.). Группа более известна по своей аббревиатуре - FATF (ФАТФ). ФАТФ особо активизировала свою работу под воздействием "Большой восьмерки" после азиатского финансового кризиса 1998 г., когда стало ясно, что механизмы МВФ неэффективны для коррекции мирового рынка капитала в кризисных ситуациях и для их предотвращения. Дальнейшим толчком для активизации деятельности ФАТФ послуж задачи по борьбе с терроризмом после теракта в Нью-Йорке в сентябре 2001 г.

Группа ведет работы по пресечению отмывания "грязных" денег и иных финансовых трансграничных преступлений, по перекрытию каналов финансовой подпитки терроризма и т.п. Среди мер, применяемых Группой, в частности, отмечается выработка Перечня правонарушений, относящихся к отмыванию грязных денег. В Перечень включаются и контрабанда, и незаконное перемещение через границу людей, и т.п. Кроме того, составляется периодически пересматриваемый "черный" список стран, которые не ведут активной работы по обузданию финансовых трансграничных преступлений. В отношении таких стран, особенно "оффшоров", могут рекомендоваться ограничительные меры в части размещения инвестиций, ведения деловых контактов и до применения более жестких санкций вплоть до бойкота и т.д. До октября 2002 г. в "черном" списке фигурировала и Россия, но была исключена из списка после активизации работы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма. В этих целях в России при Минфине РФ создан специальный Комитет по финансовому мониторингу (КМФ). Россия является членом ФАТФ.

§ 574. К финансовой недобросовестной практике следует относить и широко практикуемые международные операции не только по прямому отмыванию "грязных" денег, но и по уклонению от налогов. В этих целях активно используются так называемые оффшоры (целые государства особо выделяемые особые юрисдикционные территориальные районы). Их в мире несколько десятков (см. § 755-759). Оффшоры характеризуются, во-первых, супервыгодной налоговой системой и, во-вторых, закрытостью информации о реальных владельцах компаний, регистрируемых для налогообложения в оффшорах, что само по себе создает явный крименогенный климат и для отмывания денег. Использование названных свойств оффшоров, однако, само по себе не преступно. Но увод средств в оффшоры во многих случаях противозаконен (см. § 759). В этой связи государства осуществляют особый, на поверку малоэффективный контроль за движением денежных средств в оффшоры. Национальными банками государств составляются так называемые черные списки оффшоров (в том числе и Центробанком России), ведется такой список и в ФАТФ.

Контрабанда, международный наркобизнес, торговля "живым" товаром (люди, охраняемая законом живая флора и фауна) и т.п. преступления

 

 

§ 575. Хотя указанные и подобного рода операции с коммерческой точки зрения тоже "торговые", юридически они и в национальных системах права, и в международном праве представляют собой не закономерную торговлю, но преступную деятельность и подпадают под уголовную (в лучшем случае под административную) юрисдикцию, а не под конкретное регулирование международным экономическим правом национальными системами торгового гражданского права.