logo search
GOSy

16.Рейтинги международных организаций и агентств, характеризующие положение страны в различных сферах экономической и социальной жизни.

Рейтинговые агентства как институт представляют собой один из элементов той совокупности, которую принято назы­вать инфраструктурой рынка. Это профессиональные посред­ники, оценивающие качество кредита. С теоретической точки зрения главное назначение рейтинговых агентств — устранение информационной асимметрии между эмитентами и инвестора­ми, что достигается использованием преимуществ специализа­ции. Действительно, даже если признать, что публикуемая ин­формация об эмитентах и ценных бумагах полна и точна, дале­ко не у всех инвесторов есть умение или возможность эту ин­формацию собирать, анализировать и делать на ее основе выво­ды о степени приемлемости тех или иных инвестиций.

Начиная примерно с 20-х гг. нашего века, ведущие информа­ционные конгломераты США стали предоставлять своим подпи­счикам еще одну услугу, присваивая сформированные по опре­деленной системе оценки (рейтинги) ценным бумагам, прежде всего облигациям железнодорожных компаний. Так зарождался бизнес ведущих американских рейтинговых агентств Moody's Investors Services (головная компания Dun Bradstreet) и Standard & Poor's (головная компания McGrow Hill). Поскольку инвесто­ров, нуждающихся в независимом анализе кредитного риска долговых ценных бумаг, уже в то время было много, новая ус­луга пользовалась огромным спросом, который лишь возрос в годы Великой депрессии и после нее. Сегодня только в этих двух рейтинговых агентствах проходят "сертификацию" финансовые инструменты на сумму в десятки триллионов долларов, но осно­ва доходов агентств по-прежнему взносы подписчиков.

До последнего времени на рынке международных рейтин­говых услуг господствовала упомянутая выше американская дуополия — обязательный "джентльменский" набор эмитента включал лишь их оценки. Преимущества доступа к наиболее развитому в мире финансовому рынку США предполагали именно такую диспозицию. Действительно, поскольку получе­ние еще одного рейтинга неизбежно сопряжено с дополни­тельными и не всегда пренебрежимо малыми издержками, постольку положение остальных агентств, претендовавших на международный статус, выглядело практически безнадежным.

Однако происшедшее в 1997 г. объединение агентств Fitch и IBCA следует рассматривать не просто как свидетельство то­го, что волна олигопольных слияний захватила еще одну сфе­ру экономики. Грядущее формирование единого европейского финансового рынка, который можно считать естественной вотчиной IBCA, при одновременном проникновении на Аме­риканский континент (a Fitch — структура американская) да­ет вновь образованной организации хорошие шансы вмешать­ся в конкурентную борьбу на высшем уровне.

Определенный импульс рейтинговому бизнесу был придан в результате введения единой европейской валюты. Летом 1999 г. в Германии намечено создать европейское рейтинговое агентство, которое будет финансироваться в том числе не­мецким федеральным агентством Deutsche Ausgleichsbank. Не­обходимость в формировании данного агентства, по мнению его организаторов, продиктована прежде всего тем, что у ин­весторов не хватает адекватной аналитической информации о мелких и средних компаниях, которые, в свою очередь, все больше зависят от единого европейского рынка капиталов (по оценкам, более 80% европейских компаний не имеют между­народных кредитных рейтингов) и растущего стремления ин­весторов в Европе вкладывать средства за границами своих национальных государств. С самого начала было объявлено, что комиссионные нового агентства будут примерно вдвое ниже стандартов американских лидеров рынка. Агентство планирует начать свою деятельность с предоставления рей­тингов немецким и австрийским компаниям, чтобы на следу­ющей стадии (через полтора-два года) переключиться на за­емщиков по всей Европе.

Кроме международных рейтингов, во многих странах работают нацио­нальные агентства, которые присваивают рейтинги для "внутреннего пользования". В таких рейтингах обычно бывают заинтересованы либо иностранные структуры, стремя­щиеся обеспечить себе комфортный доступ на местный фи­нансовый рынок, либо местные заемщики из числа мелких или средних предприятий, для которых нет необходимости в получении международного рейтинга или эта процедура излишне обременительна и/или дорога.

В свою очередь, для международных рейтинговых агентств всегда было важно соблюсти баланс между непосредственным присутствием на национальных рынках (оперативностью) и отстраненностью от местных реалий (независимостью). При разрешении данной дилеммы каждое агентство выбирает свой путь. Например, Standard & Poor's и Duff& Phelps активно об­разуют совместные предприятия в разных формах с местными агентствами. В России в 1998 г. тоже было образовано первое совместное предприятие зарубежного и отечественного агентств — Standard & Poor's и Института экономики города.

Напротив, Moody's вступает в подобные альянсы довольно редко (два исключения на наиболее активно формирующихся рынках развивающихся стран — это приобретение Moody's па­кетов акций в местных рейтинговых агентствах в Индии и Южной Корее). Это агентство опасается, что рейтинговая по­литика может оказаться подверженной политическому давле­нию на местном уровне. Надо сказать, что такая точка зрения в определенной степени обоснованна — в частности, практи­ка японских агентств, принадлежащих клиентам, которым собственно, и присваивают рейтинг, — яркое тому свидетельство: японские компании почти всегда оцениваются мест­ами агентствами выше, чем международными.

В целом практика местных агентств мало, чем отличается от международной, но большая приближенность к месту событий дает национальным агентствам преимущества в адекватности и скорости реакции на происходящее. Кроме того, в странах, рей­тинг которых по международным стандартам относительно не­высок, использование локальной шкалы рейтингов для местных организаций позволяет добиться гораздо большей дифференци­ации в оценке их кредитоспособности. Иными словами, за ма­ксимально возможный принимается страновой рейтинг.

Существуют также агентства, специализирующиеся на оп­ределенных секторах деятельности, требующих особых анали­тических подходов. В частности, агентство Thomson Bankwatch концентрируется на рейтингах банковских структур; для неко­торых других агентств основной сферой интереса считаются охранные финансовые инструменты и т.д.

Ведущие агентства гордятся своим послужным списком — число обанкротившихся структур, которые принадлежали бы к высшим рейтинговым категориям, на многолетнем промежут­ке времени исчисляется единицами. Так, для Moody's своеоб­разным "рекордсменом" является компания Johns Manville (рейтинг A3), не избежавшая процедуры банкротства в 1982 г. Более того, не вызывает ни малейшего сомнения ретроспе­ктивная зависимость между уровнем рейтинговых оценок и экономической жизнестойкостью.