logo search
Вельямінов

2. Нарушения ограничения правового режима международных торгово-экономических отношений на государственном уровне

 

§ 576. Такие искажения и/ ограничения могут быть правомерными, псевдоправомерными и неправомерными. Они могут быть вызваны как экономическими, так и политическими причинами и интересами. Методы и средства нарушения государственно-международных торгово-экономических связей многообразны.

Международные запретительные (репрессивно-реторсионные) меры

 

 

§ 577. Это - эмбарго, торговая блокада, бойкот. Следует отметить, что четкого формального терминологического различия между разными формами перерыва экономических отношений (эмбарго, блокада, бойкот) не существует.

Когда речь идет о запрете импорта из какой-либо страны и экспорта в нее, можно говорить о ее бойкоте. Ограничения экспорта, часто выборочно по товарам, а иногда и в целом, именуются обычно термином эмбарго. Блокада - полное пресечение торгово-экономических отношений страны, в том числе с применением и вооруженной силы. Причем все эти меры обычно определяются политическими причинами.

На практике, однако, одни и те же по существу ограничительные меры могут именоваться, в том числе в официальных актах, и эмбарго, и блокадой, и бойкотом. Последние два понятия с очевидностью означают все же более строгую форму перерыва экономических отношений.

§ 578. Наиболее употребителен в наше время стал термин эмбарго, и наиболее обычно это все же избирательный запрет по экспорту импорту конкретных товаров (например, оружия), услуг, видов межгосударственных связей (торговля, транспорт, кредиты и т.п.). Эмбарго может применяться как в мирное, так и в военное время; как индивидуально конкретным государством, так и в порядке коллективных санкций в силу ст. 39 и 41 Устава ООН, согласно которым Совет Безопасности в случаях существования любой угрозы миру, любого нарушения мира акта агрессии может применять меры, не связанные с использованием вооруженных сил, но включающие "полный частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио и иных средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений". Хотя в этой формуле не употреблено понятия "эмбарго", по сути "полный частичный перерыв экономических отношений", применяемый на основе решения Совета Безопасности, может выражаться в форме и эмбарго, и блокады, и бойкота - т.е. более менее полной изоляции государства (государств), в том числе и на уровне связей между физическими и юридическимцами. Применение эмбарго, блокады и бойкота без достаточных к тому оснований следует расценивать как нарушение общепризнанного международного принципа сотрудничества (jus commercii). Поэтому эти меры могут правомерно использовать либо во исполнение решений Совета Безопасности ООН, либо в порядке индивидуальных мер обеспечения национальной безопасности (ст. 51 Устава ООН).