logo search
Semyonov_A

Тема 4. Международная торговля.

  1. Основные теоретические модели международной торговли.

  2. Показатели оценки международной торговли.

  3. Тарифное и нетарифное регулирование международной торговли.

1. Основные теоретические модели МТ

Основой внешнеторговой политики государств всегда были концепции международной торговли как попытки теоретического осмысления и объяснение причин международного товарного обмена, его динамики, структуры, эффективности и перспектив развития. Сегодня в мировой литературе выделяют пять групп концепций развития международной торговли:

Первой попыткой теоретического обоснования причин, направлений, эффективности МТ и разработки рекомендаций относительно внешнеторговой политики была концепция меркантилизма (от итал. mегсаntеторговля).

Меркантилисты, представляющие интересы торговой буржуазии в период разложения феодализма и становления капитализма (XV-XVIII вв.), высоко оценивали роль внешней торговли в деле достижения богатства нации. В то же время импорт товаров, т.е. отдача денег, согласно меркантилистам, был равносилен уменьшению богатства. В результате рекомендации меркантилистов сводились к тому, чтобы стимулировать экспорт и путем государственного вмешательства ограничивать импорт. Меркантилисты придерживались мнения, что мир располагает ограниченным количеством богатства. Поэтому богатство одной страны могло увеличиться только за счет уменьшения другой. Поскольку рост богатства возможен только за счет перераспределения, каждой нации помимо крепкой экономики необходимо сильная государственная машина (в т.ч. армия, военный флот), которая могла бы обеспечить превосходство над другими странами.

Ранний меркантилизм, идеологами которого были У. Стаффорд (Англия), Г. Скаруффи (Италия), возник в конце XV ст. и основывался на доктрине «денежного баланса» — накоплении денег вследствие вывоза товаров при запрете или ограничении вывоза денег. Приверженцы этой концепции придерживались взглядов, в соответствии с которыми государству следует продавать на внешнем рынке как можно больше любых товаров, а покупать — по возможности меньше. При этом в стране должно накапливаться золото, которое в те времена отождествлялось с богатством нации.

Теория позднего меркантилизма (Т. Ман (Англия), А. Серра (Италия)) развивалась со второй половины XVI ст. до середины XVIII ст. Основным содержанием этого направления является доктрина «активного торгового баланса», который можно было обеспечить путем активизации внешней торговли при превышении доходов от экспорта над затратами от импорта, а также в результате развития посреднической торговли (перепродажа иностранных товаров, предоставление транспортных услуг, кредитов с целью получения дополнительных поступлений от операций на внешних рынках). С этой целью государство должно была ограничивать ввоз иностранных товаров путем повышения ставок таможенной пошлины, а также сформулировать правила вывоза отечественных товаров, используя преимущественно финансовые методы поощрения экспорта.

Меркантилисты сделали существенный вклад в теорию международной торговли хотя бы уже потому, что:

Ограниченность теории меркантилистов заключается в том, что они не смогли понять, что:

Развитие международной торговли в эпоху после Больших географических открытий и перехода ведущих стран к крупному машинному производству обусловил появление теории абсолютных преимуществ. Ее автором в середине XVIII века стал английский ученый-экономист Адам Смит. Смит четко сформулировал, что благосостояние наций зависит не столько от количества накопленного ими золота, сколько от их способности производить конечные товары и услуги. Поэтому основная задача состоит не в приобретении золота, а в развитии производства за счет разделения труда и его кооперации. На этой основе Смит сформулировал теорию абсолютных преимуществ – страны экспортируют те товары, которые они производят с меньшими издержками (т.е. в производстве которых они имеют абсолютное преимущество), и импортируют те товары, которые производятся другими странами с меньшими издержками (т.е. в производстве которых преимущество принадлежит их торговым партнерам).

В соответствие с теорией А. Смита:

  1. правительствам следует не вмешиваться во внешнюю торговлю, поддерживать режим открытых рынков и свободы торговли;

  2. нации, так же как и частные, должны специализироваться на производстве тех товаров, в производстве которых у них есть преимущества, и торговать ими в обмен на товары, преимуществом в производстве которых обладают другие нации;

  3. внешняя торговля стимулирует развитие производительности труда путем расширения рынка за пределы национальных границ;

  4. экспорт является положительным фактором для экономики страны, ибо обеспечивает сбыт излишка продуктов, которые не могут быть проданы на внутреннем рынке;

  5. субсидии на экспорт являются налогом на население и ведут повышению внутренних цен и поэтому должны быть отменены.

Сильная (позитивная) сторона теории абсолютных преимуществ заключается в том, что она основана на трудовой теории стоимости и показывает явные преимущества разделения труда уже не только на национальном, но и на международном уровне.

Ограниченность теории заключается в том, что данная теория не отвечает на вопрос, почему торгуют между собой страны при отсутствии абсолютного преимущества в производстве тех или иных товаров. Кроме того, недостатками теории являются такие как: единственным фактором производства считается труд (а еще земля, капитал, предпринимательская способность); предполагается, что имеет место полная занятость, т.е. все имеющиеся в наличии трудовые ресурсы используются на производство товаров; предполагается, что в международной торговле участвуют только две страны, которые торгуют друг с другом только двумя товарами; предполагается, что издержки производства остаются постоянными, а их снижение увеличивает спрос на товар; цена одного товара выражена в количестве труда, затраченного на производство другого; транспортные расходы по перевозке товаров из одной страны в другую равны нулю; внешняя торговля свободна от ограничений и регламентаций.

Из теории Смита вытекало, что факторы производства обладают абсолютной мобильностью внутри страны, т.е. перемещаются в те районы, где получают наибольшее абсолютное преимущество. Рано или поздно вследствие передвижения факторов производства абсолютное преимущество одних регионов перед другими исчезнет и доходы от факторов выровняются, т.е. торговля прекратится.

Давид Рикардо развил эту теорию и доказал, что торговля выгодна каждой из двух стран, даже если ни одна из них не обладает абсолютным преимуществом в производстве конкретных товаров.

Теория сравнительных преимуществ – если страны специализируются на производстве тех товаров, которые они могут производить с относительно более низкими издержками по сравнению с другими странами, то торговля будет взаимовыгодной для обеих стран, независимо от того, является ли производство в одной из них абсолютно более эффективным, чем в другой.

Специализация, основанная на использовании принципа сравнительных преимуществ обеспечивает более эффективное размещение мировых ресурсов и рост мирового производства соответствующих товаров. Однако следует иметь в виду, что рассматриваемая модель разделения труда основана на ряде упрощений. Она исходит из наличия лишь двух стран и двух товаров, свободной торговли, совершенной мобильности труда (т.е. рабочей силы) внутри каждой страны при отсутствии его перелива между странами); постоянных издержек производства, полной взаимозаменяемости ресурсов при альтернативном использовании; игнорирования различий в уровне заработной платы между странами, а также отсутствия транспортных затрат и технических изменений.

Эти исходные предпосылки были необходимы для выявления основных принципов развития международной торговли. Однако ряд из них нуждается в уточнении. На практике расширение производства во многих отраслях связано с ростом предельных издержек, поэтому выпуск каждой последующей единицы данного товара требовал отказа от все возрастающего количества всех остальных.

Теорию факторов производства обосновал в 30-х годах XIX ст. Жан-Батист Сей, включая к этим факторам работу, капитал и землю, которые в совокупности определяют затраты производства. Шведские экономисты Хекшер и Олин в 20-30-х годах XX ст. применили эту теорию для объяснения причин международной торговли. Основные положения их концепции можно представить следующим образом: важнейшим условием рационального обмена товарами между странами является разность в соотношении факторов производства (наличие больших по размерами и более производительных земельных ресурсов, значительных или более дешевых ресурсов рабочей силы, функционирование сравнительно большего по объему капитала). Страна объективно ориентируется на вывоз тех товаров и услуг, для специализации которых у нее есть сравнительно лучшие факторы производства, и наоборот — в импорте преобладают товары и услуги, которые в данной стране относительно дефицитные.

В 1954 г. американский экономист Василий Леонтьев применил теорию Хекшера-Олина к анализу внешней торговли США, а именно: к расчету полных затрат работы и капитала на экспорт и импорт. В соответствии с рабочей гипотезой, США должны были экспортировать капиталоемкие товары, а импортировать — трудоемкие. Однако результат оказался обратным (экспортировалась более трудоемкая и менее капиталоемкая продукция, чем импортировалась) и получил название «парадокс Леонтьева». Леонтьев выдвинул гипотезу, что в любой комбинации с данным количеством капитала один человеко-год американского труда эквивалентен трем человеко-годам иностранного труда. А это означает, что США и в самом деле трудоизбыточная страна, так что никакого парадокса нет. В. Леонтьев также предположил, что большая производительность американского труда связана с более высокой квалификацией американских рабочих. Он провел статистическую проверку, которая показала, что США экспортируют товары, требующие труда более квалифицированного, чем затрачиваемый на производство «конкурирующего импорта».

То есть США экспортировали те товары, производство которых в других странах было невозможно или неэффективно вследствие низшей квалификации рабочих. Импорт же капиталоемких товаров был связан с более результативным эффектом его применения в странах с излишком других факторов производства — земли или работы.

В. Леонтьев, исследуя этот парадокс, создал модель «квалификации рабочей силы», соответственно которой в производстве задействованы не три фактора (работа, земля, капитал), а четыре — квалифицированная работа, неквалифицированная работа, земля и капитал. Практическими выводами данной модели стало то, что относительный излишек профессионального персонала и высококвалифицированной рабочей силы предопределяют экспорт товаров, изготовление которых требует квалифицированной рабочей силы, а излишек неквалифицированной рабочей силы оказывает содействие экспорту товаров, для производства которых не нужна высокая квалификация.

Послевоенное бушующее развитие наукоемких, высокотехнологических областей производства и, соответственно, стремительный рост международного обмена их продукцией обусловили появление ряда теорий неотехнологического направления, характерной особенностью которых является попытка объяснения реалий и перспектив международной торговли динамическими сравнительными преимуществами, которые возникают или создаются, используются и с течением времени исчезают. К теориям и моделей неотехнического направления относят:

Модель наукоемкой специализации обосновывает объективность специализации индустриально развитых стран на производстве и экспорте наукоемких и технологически сложных товаров, а страны, которые развиваются, должны специализироваться на производстве и экспорте преимущественно ресурсоемких товаров.

Теория технологического разрыва объясняет торговлю между странами существованием отличий в уровнях их технологического развития. То есть, прогрессивные технологии, которыми владеет страна, создают уникальные новые товары и услуги, которые и обеспечивают стране первенство или существенные преимущества в предложении товаров на соответствующих товарных и региональных рынках. Реализация на мировом рынке технологических новинок дает возможность инвестирования в новые исследования и разработки для обеспечения непрерывности нововведений, которые, в свою очередь, формирует стабильное технологическое преимущество и соответствующую специализацию стран.

Теория жизненного цикла продукта на мировом рынке, разработанная Раймондом Верноном в 1966г., основывается на теории Жизненного цикла продукта. Сущность этой теории состоит в том, что один и тот же товар в одно и то же время находится в разных странах на разных стадиях своего жизненного цикла. Для упрощения анализа количество стадий жизненного цикла уменьшается до трех: новый товар, зрелый товар, стандартный (распространенный) товар. А страны, в свою очередь, делятся на страны-новаторы, страны-последовательницы и прочие страны, которые последними начинают потребление и производство товара. Модель демонстрирует, как со временем страна-новатор из основного экспортера товара превращается в его импортера, а страна-последовательница — из импортера становится основным экспортером на мировом рынке. Другие страны с течением времени также могут трансформироваться в экспортеров.

В соответствии с моделью экономии на масштабах производства в странах, которые имеют вместительный внутренний рынок, должны размещаться производства, которые обеспечивают возрастание экономического эффекта при увеличении масштаба производства. Основным в этой модели является предположение, что развитые страны наделены факторами производства приблизительно в одинаковых пропорциях, а потому торговля между ними целесообразна в том случае, если они специализируются на производстве товаров разных областей, которая разрешает снижать затраты за счет массового производства.

Теория конкурентных преимуществ разработана и обоснованна американским экономистом Майклом Портером в 1991 г. В этой теории предложен принципиально новый подход к проблемам международной торговли, которая базируется на утверждении, что на международном рынке конкурируют фирмы, а не страны.

На основе изучения практики компаний десяти ведущих индустриальных стран, на долю которых приходится половина мирового экспорта, М. Портер выдвинул концепцию «международной конкурентоспособности». Конкурентоспособность страны в международном обмене по М.Портеру определяется влиянием и взаимосвязью четверых основных компонентов:

М.Портер как последователь классической теории факторов ставит их в качестве главного компонента. Но факторные условия он не ограничивает восходящими, а вводит новые, в том числе те, которые возникают в процессе производства. К ним он относит:

Второй компонент – спрос, который является определяющим для развития фирмы. При этом состояние внутреннего спроса в взаимосвязи с потенциальными возможностями внешнего рынка влияют на фирменную стратегию. Необходимо учитывать и национальные особенности (экономические, культурные, образовательные, этнические и и т.п.). М. Портер подчеркивает, что для фирмы определяющими являются внутренние условия.

Третий компонент - состояние обслуживающих и близких отраслей. Это инфраструктура в широком понимании слова.

Четвертый компонент - стратегия фирмы и конкурентное среда. Важным здесь является:

Теория конкуренции М.Портера получила признания не только в круге экономистов - международников. Она официально признана и подтверждением этого является участие автора в разработке практических рекомендаций по усовершенствованию государственной политики, повышению конкурентоспособности национальной экономики США, Австралии, Новой Зеландии.