logo search
Вельямінов

§ 436. Универсальный международно-правовой режим трансграничных переходов людей (в любом их качестве) отсутствует.

Характерно, что ГАТС практически почти полностью обходит стороной один их основных видов международных услуг - трудовые услуги, рынок рабочей силы.

Самое большее, на что смогли пойти в рамках ВТО и ГАТС в направлении робкого приближения к общему рынку труда, - это обусловить (в так называемом Третьем Протоколе к ГАТС 1995 г. о перемещении физических лиц) возможности международного использования услуг лишь для некоторых лиц, в основном так называемых "белых воротничков", по строгому перечню видов услуг, таких как: бухгалтерские, юридические, менеджерские, в зрелищной сфере, в высшем образовании. При этом услуги могут оказываться:

- в разрешительном порядке;

- без обязательств принимающего государства разрешать коммерческую деятельность и заключать трудовые договоры;

- строго в рамках соглашений об услугах;

- не более чем, как правило, на трехлетний срок.

§ 437. По существу принципиальный уход от универсального урегулирования минимальных свобод на международном глобальном рынке труда, т.е. практически исключение человека как личности из разрекламированной концепции торгово-предпринимательской интеграции, "глобализма", - самое наглядное разоблачение этой концепции как исключительно торговой, вполне игнорирующей так называемое "человеческое измерение".

§ 438. Разумеется, слишком велик разрыв уровней жизни между "богатым Севером" и "бедным Югом". Хотя приток с Юга дешевой рабочей силы экономически мог бы даже быть выгоден и для Севера, и для Юга, открыть шлюзы для такой миграции по многим политическим и социальным причинам невозможно. Выравнивание уровней жизни между благополучным индустриальным Севером и "бедным" Югом - дело долгое и сложное, не на одно поколение людей и пока что за полвека не далеко продвинувшееся, несмотря на всю "помощь" развивающимся странам, оказываемую, а более - прокламируемую со стороны промышленно развитых стран.

Что же касается текущей торговой, по сути односторонней "глобализации", она скорее тормозит, нежели помогает ликвидации фатального разрыва между Севером и Югом, ибо в условиях свободы торговли и конкуренции Юг никак не сможет стать настолько конкурентным, чтобы реально догнать Север, а следовательно, последний "обречен" богатеть, а первый, во всяком случае относительно, - беднеть. Социальная же напряженность, включая экстремистские, религиозно окрашенные ее проявления, имеет тенденцию даже обостряться. Диспропорции экономического развития демонстрируются показателями так называемых "terms of trade": цены на промышленную продукцию и на услуги Севера растут быстрее, нежели цены на аграрно-сырьевую продукцию Юга. В результате баланс выгод от торговой глобализации оказывается на стороне "богатого Севера".

 

Контрольные вопросы:

1. Что понимается под торговлей услугами и какова история международно-правового регулирования торговли услугами?

2. В чем основное содержание и международно-правовое значение Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС)?

3. Как регулируются международным экономическим правом услуги морского транспорта?

4. Каковы основные международно-правовые формы регулирования услуг речного транспорта, воздушного, железнодорожного, автодорожного, трубопроводного?

5. Как регулируется международный рынок космических услуг?

6. Как регулируются в ВТО телекоммуникационные услуги дальней связи, финансовые услуги?

7. В чем проявляются международно-правовые возможности регулирования международного рынка трудовых услуг?