logo search
История США / istorija_usa_tom_4

5. Выборы 1972 г.

Избирательная кампания 1972 г. была отмечена острой политической борьбой, жаркими дебатами по поводу продолжавшейся агрессии США во Вьетнаме и внутренних социальных проблем, связанных с положением цветного населения, молодежи, женщин и т. д.81

В борьбе за выдвижение кандидатом от демократической партии уча­ствовали сенаторы Дж. Макговерн, Г. Хэмфри, Э. Маски, Ф. Харрис, X. Хьюз, Б. Бай, В. Хартке, Г. Джексон. Успешно выступивший на пер­вичных выборах (праймериз) Макговерн добился выдвижения на съезде демократов своей кандидатуры. Это стало возможным в значительной степени благодаря осуществленным в демократической партии при его участии организационным реформам, предоставившим на съезде больше мест молодежи, женщинам. Более 80% участников впервые были делега­тами съезда. Это породило серьезный конфликт в партии между сторон­никами Макговерна и «старой гвардией». Некоторые видные демократы вошли в комитет «Демократы за переизбрание Никсона», возглавленный бывшим министром финансов Дж. Коннэли. Решительно был настроен против Макговерна председатель АФТ—КПП Дж. Мини. Руководство этой организации заявило о «нейтралитете» в кампании, что фактически было на руку республиканцам. Следует отметить, что ряд профсоюзов АФТ-КПП не одобрил такой позиции. Активно выступил в пользу Макговерна Л. Вудкок — лидер крупнейшего независимого профсоюза рабочих авто­мобильной промышленности.

Кандидат демократической партии в президенты Дж. Макговерн с са­мого начала кампании сделал центральной темой своих выступлений воп­рос о войне во Вьетнаме. Он обещал, что, если станет президентом, не­медленно отдаст приказ американским войскам о прекращении военных

81 History of US Political Parties/Gen, ed.A. M. Schlesinger, Jr. N. Y., 1973, vol. 4, p. 2848—2865.

дeйствий в Индокитае. Макговерн не раз резко критиковал сайгонский pежим как коррумпированную военную диктатуру и заявлял, что вьетнaмцы должны сами достичь между собой политического урегулирования.

Вьетнамская проблема была центральным, но отнюдь не единственным важным пунктом предвыборной программы, принятой съездом демокра­тов состоявшимся 10—13 июля 1972 г. в г. Майами-Бич (штат Флори­да). В ней говорилось о необходимости существенного пересмотра на­циональных приоритетов, что подчеркивалось самой структурой принятой на съезде демократов официальной предвыборной платформы, отражав­шей взгляды Макговерна и его сторонников. Начиналась она с разделов, посвященных внутренним проблемам: экономическим, социальным, поли­тическим, и лишь за этим следовала внешнеполитическая часть.

Макговерн указывал на взаимосвязь между проблемами войны во Вьетнаме, ростом военных расходов и обострением социальных проблем. В ходе кампании он выступил с предложением уменьшить военный бюд­жет за три года на 33 млрд. долл., сократить вооруженные силы на треть. Он обещал также вывести американские войска из Индокитая и Южной Кореи, сократить их количество в Европе, приостановить ряд программ по строительству новых видов военных самолетов, ракет и т. д. Высво­бодившиеся средства кандидат демократов предлагал направить на реше­ние внутренних социально-экономических проблем. Он подчеркивал, что, несмотря на объявленную Никсоном политику «вьетнамизации», амери­канское военное вмешательство продолжается. Хотя высказывания Макговерна по вопросам советско-американских отношений порой носи­ли противоречивый характер, тем не менее он поддержал заключенное в Москве соглашение об ограничении стратегических вооружений и выска­зался за продолжение переговоров по этому поводу. В платформе демо­кратов заявлялось, что следует избежать нового раунда гонки вооружений.

Макговерн обещал добиваться ликвидации безработицы. Важное место в его платформе заняли планы реформы налогообложения, перераспре­деления доходов. Он обещал уничтожить налоговые привилегии как для частных лиц, так и для корпораций, провести широкую реформу налого­обложения, перестроить существующую систему социального вспомоще­ствования, установив гарантированный минимальный уровень дохода. Платформа Макговерна включала также предложения о защите граждан­ских свобод, о правах членов профсоюзов, женщин, детей, молодежи, ме-рах по вопросам образования, здравоохранения, борьбе с преступностью, охране окружающей среды.

В ходе кампании предметом острых дебатов стала проблема «басин-га» — перевозок школьников на автобусах в целях установления расово­го баланса. Никсон и другие выступили против таких перевозок. Макго­верн же расценивал их как один из необходимых инструментов в борьбе c сегрегацией. Он высказывался также в пользу амнистии после оконча­ния агрессии во Вьетнаме для тех, кто отказался участвовать в ней по своим антивоенным убеждениям.

Макговерн рассчитывал, что его программа найдет отклик прежде всего у молодежи, национальных меньшинств, членов профсоюзов, участ­ниц женского движения и т. д. Ряд требований, а также само словесное оформление программы демократов, выступлений Макговерна были приз­ваны продемонстрировать, что демократическая партия откликается на веяния времени, выступает за перемены, углубление реформ.

418

II. УГЛУБЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОТИВОРЕЧИЙ

НА ПОРОГЕ 70-Х ГОДОВ: ПОЛЯРИЗАЦИЯ СИЛ

419

В то же время следует подчеркнуть, что предвыборная программа Макговерна отнюдь не выходила за рамки буржуазно-либерального ре-формизма. Тем не менее его политические противники приложили немало усилий, чтобы представить взгляды Макговерна как слишком радикаль­ные. Его обвиняли в пропаганде изоляционизма, в том, что он-де стре­мится ослабить военную мощь страны, заявляли, что его позиция пo вьетнамскому вопросу равноценна капитуляции, что он слишком терпим в отношении таких проявлений социальной патологии, как наркомания упрекали и за поддержку им «басинга» и т. д. и т. п. В официальной платформе республиканской партии прямо утверждалось, что демократи­ческая партия «захвачена радикальной кликой» и что позиция Макговер­на отражает взгляды «крайней левой».

Президент Никсон избрал главной темой своей кампании внешнеполи­тические проблемы. Он сделал особый упор на том, что его деятель­ность на посту президента уже принесла ощутимые результаты в дости­жении улучшения международного климата. При этом подчеркивались такие моменты, как визиты Никсона в Москву и в Пекин, как политика «вьетнамизации» войны и вывод сухопутных войск США из Вьетнама, как антиинфляционные мероприятия (введение контроля над заработной платой и ценами) и меры по укреплению внешнеэкономических позиций США.

Никсон имел за собой на выборах сплоченную республиканскую пар­тию, и принятая ею на съезде (Майами-Бич, 21—23 августа 1972 г.) платформа полностью соответствовала взглядам и установкам президен­та: превозносились достижения администрации Никсона, подчеркивалось, что ей удалось восстановить в стране «здравый смысл, порядок и на­дежду».

В предвыборной платформе республиканцев провозглашалось стрем­ление искать урегулирования во Вьетнаме на условиях «почетного мира», но подтверждалась позиция поддержки сайгонского режима. Предло­жения Макговерна о сокращении вооруженных сил США, в частности числа авианосцев и т. п., квалифицировались как непатриотичные. Боль­шое место в предвыборной платформе республиканцев было отведено воен­ным проблемам. Особый упор делался на модернизацию вооруженных сил США.

Специальный пункт предвыборной платформы республиканцев был посвящен отношениям с Советским Союзом. В документе съезда респуб­ликанцев говорилось, что администрация Никсона встала на «путь строи­тельства новых отношений, основанных на реалистическом признании глубоких различий в ценностях и системах двух стран». В платформе говорилось о важном значении переговоров об ограничении стратегиче­ских вооружений. Особенно подчеркивался успех встречи на высшем уровне в Москве и важность подписанных соглашений.

В предвыборной платформе республиканцев содержалось обещание покончить с инфляцией, добиться дальнейшего сокращения безработицы, поднять реальные доходы и усилить позиции США в области внешне­экономических отношений. Платформа поддерживала требование прези­дента, с которым он уже обращался к конгрессу, установить твердый максимум бюджетных расходов на каждый финансовый год.

Призывая «новое большинство» сплотиться вокруг его платформы, Никсон старался подчеркнуть реалистичность своих позиций и предста-

вить Макговерна как человека, строящего воздушные замки. Содержа­нию платформы республиканцев, с ее упором на уже достигнутые ре­зультаты, соответствовала тактика лидера этой партии в предвыборной камлании. Никсон избрал себе роль политического деятеля, всецело по­глощенного важными государственными делами и не опускающегося до мелких стычек предвыборной борьбы.

В июне 1972 г. имел место инцидент, положивший начало уотергейт­скому делу,— незаконное проникновение со взломом в помещение нацио­нального комитета демократической партии в комплексе Уотергейт (г. Вашингтон). Хотя сразу же обнаружилось, что некоторые участники налета были связаны с созданным республиканцами Комитетом по пере­избранию президента, Никсон и его помощники категорически отрицали какую-либо причастность к организации этой операции. На той стадии им удалось убедить общественность в своей невиновности, и уотергейтская ситуация не повлияла на исход выборов в ноябре 1972 г. Лишь позднее стали известными подлинные обстоятельства этого дела, что привело к громкому политическому скандалу и резкому обострению внутриполити­ческой борьбы в стране.

Помимо Никсона и Макговерна, в предвыборной борьбе участвовали и представители других партий. Энергичную кампанию вела Коммуни­стическая партия США, а наряду с ней и ряд других демократических группировок, представлявших левое крыло политического спектра США. Известный общественный деятель доктор Бенджамин Спок был выдвинут кандидатом в президенты от Народной партии, в которой была представ­лена часть активистов антивоенного, студенческого, негритянского дви­жений. Спок выступал за немедленное прекращение войны в Индокитае, за проведение ряда социальных реформ в США: установление, с одной стороны, гарантированного минимального уровня доходов для нуждаю­щихся семей, а с другой — максимума на доходы для состоятельных аме­риканцев, введение «контроля потребителей и трудящихся над производ­ством на местном уровне», переход к бесплатному медицинскому обслу­живанию. Кандидатура Спока была зарегистрирована в 10 штатах.

Наиболее крупной организацией ультраправых, выдвинувшей своего кандидата, была Американская партия. Она возникла в 1969 г. в резуль­тате слияния нескольких ультраконсервативных групп с Американской независимой партией, кандидатом в президенты от которой на выборах 1968 г. был губернатор Алабамы Дж. Уоллес. В 1972 г. от Американ­ской партии кандидатом в президенты стал член палаты представителей Дж. Шмиц, принадлежащий к ультраконсервативной организации «Об­щество Джона Берча». Шмиц выступал с крайне правых позиций, ра-туя, в частности, за более жесткую линию во вьетнамском вопросе и бурно возражая против расширения торговых связей с социалистически­ми странами. По внутренним проблемам Шмиц выступал против участия государства в решении социальных вопросов, за свертывание социаль­ных программ, против «басинга» и т. д.

На состоявшихся 7 ноября 1972 г. президентских выборах за Никсо­на голосовали 47,1 млн. избирателей (60,7%), за Макговерна — 29,1 млн. (37,5%)82 . Анализ данных по географическим районам и слоям электо­рата дает представление о слагаемых победы Никсона. Ранее и в инду-

82International Herald Tribune, 1972, Nov. 9.

420

II. УГЛУБЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОТИВОРЕЧИЙ

стриальных, наиболее населенных штатах Северо-Востока, и в южных штатах были сильны позиции демократов. Но в 1972 г. и те и другие поддержали Никсона. Что касается такого традиционного оплота демокра­тической коалиции, как профсоюзы, то в 1972 г. более половины их членов, принявших участие в выборах, голосовали за Никсона 83. За Ник­сона подали голоса и многие демократы (лишь 60% демократов поддер­жали Макговерна). На другом фланге Никсону удалось привлечь на свою сторону 75% тех, кто в 1968 г. голосовал за крайне правого кандидата Уоллеса.

В то время как кандидат от республиканской партии в президенты победил с большим перевесом, выборы членов конгресса и губернаторов не принесли подобного успеха республиканцам. В сенате демократам даже удалось получить дополнительно два места. После выборов 1972 г. в сенате было 57 демократов и 43 республиканца. В палате представи­телей демократы потеряли 12 мест, но все еще располагали значитель­ным перевесом: 243 демократа против 192 республиканцев84. Демократы получили еще один губернаторский пост, и теперь из 50 губернаторов 31 был демократ, а 19 — республиканцы 85. Это означает, что многие из­биратели голосовали за кандидата в президенты от одной партии, а в кон­гресс — от другой. В США, таким образом, сохранилась ситуация «раз­деленного правления».

Хотя Никсон на выборах добился значительного успеха, планы созда­ния «нового республиканского большинства» не материализовались. В старой коалиции, традиционно поддерживавшей демократов, обнаружи­лись трещины, но в конгрессе и на других уровнях власти их позиции продолжали оставаться достаточно прочными. Такая ситуация в верхних этажах государственного аппарата косвенно отражала фундаментальный факт — поляризацию общественных сил в стране. Правительству удалось приглушить голоса протеста, сбить волну антивоенного и студенческого движений. Однако страна не обрела политической стабильности. Продол­жали накапливаться внутренние трудности. Всего через несколько меся­цев после выборов 1972 г. США погрузились в пучину острейшего кри­зиса, вызванного уотергейтским скандалом.

83 US News and World Report, 1972, Nov. 20, p. 14-15.

84 White Т. Н. The Making of the President, 1972, p. 342.

85 National Journal, 1972, Nov. 11, p. 1727.

Глава девятая

РАЗРЯДКА

МЕЖДУНАРОДНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ

И США