logo
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ М ДОГ ОТНОШЕНИЯ для студентов

2.2. Виды международных коммерческих операций

Международные коммерческие операции подразделяются на основные, осуществляемые на возмездной основе между непосредственными участниками этих операций (контрагентами разных стран), и обеспечивающие, связанные с продвижением товара от продавца к покупателю.

К основным коммерческим относятся операции:

Обеспечивающими международный товарооборот являются операции:

Эти операции получили название операций товародвижения.

Особо следует выделить область производственного и научно-технического сотрудничества как специфическую сферу международного коммерческого дела. Это сотрудничество - результат определенной организационно-управленческой деятельности, целью которой является заключение соглашений:

Эти соглашения реализуются на основе заключения международных торговых сделок. Поэтому область производственного и научно-технического сотрудничества входит в сферу международной торговли. С учетом этого положения следует подходить к изучению производственных и научно-технических связей в мировой системе хозяйства.

Следовательно, в понятие «международная торговля» включается не только осуществление коммерческих операций с материальными ценностями, но и другие виды торгово-экономической деятельности, реализуемой через каналы международной торговли.

Организационно-технический аспект управления охватывает различные виды коммерческих операций с точки зрения субъектов и объектов этих операций, а также форм, методов, экономических рычагов и средств их реализации.

Российским предприятиям и внешнеторговым организациям, осуществляющим свою деятельность на мировом рынке, приходится сталкиваться с принципиально различными субъектами управления международными коммерческими операциями и с различными функциями управления, формами и методами торговли.

Эффективное использование экономического механизма международных торгово-экономических отношений требует:

Знание организационных основ международной торговли, применяемых зарубежными контрагентами форм и методов торговли представляется крайне важным и необходимым, поскольку российские предприятия и организации, выступая на мировом рынке, вынуждены использовать те же формы и методы торговли. Особенно важно знать организационную структуру управления и характер деятельности на рынке крупнейших международных фирм, практику ведения ими коммерческих операций. Все эти вопросы требуют тщательного изучения, анализа и учета при подготовке и проведении российскими предприятиями коммерческих операций с фирмами зарубежных стран.

Овладение основами международного коммерческого дела предполагает приобретение не только теоретических знаний, но и практических навыков в области подготовки, заключения и исполнения международных торговых сделок, осуществления торгово-посреднических и других операций. Речь идет по сути об элементах хозяйственного механизма, регулирующего сферу обмена, куплю-продажу товаров и услуг.

Изучение международного коммерческого дела требует последовательного рассмотрения следующих вопросов: