logo
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ М ДОГ ОТНОШЕНИЯ для студентов

2.3. Содержание понятия «международная торговая сделка»

Осуществление международных операций требует применения определенных правовых форм и использования конкретных методов их проведения.

Правовой формой, опосредующей международные коммерческие операции, является международная торговая сделка, обязательное условие которой - заключение ее с иностранным контрагентом.

Под международной торговой сделкой понимается договор (соглашение) между двумя или несколькими сторонами, находящимися в разных странах, по поставке установленных количества и качества товарных единиц и (или) оказание услуг в соответствии с согласованными сторонами условиями.

Международный характер договора вытекает из того, что его субъектами (сторонами) являются коммерческие предприятия (фирмы), находящиеся в разных странах.

Договор не будет считаться международным, если он заключен между сторонами разной государственной (национальной) принадлежности, коммерческие предприятия (фирмы) которых находятся на территории одного государства (например, между филиалами и дочерними компаниями фирм разных стран, находящихся на территории одной страны). В то же время договор признается международным, если он заключен между сторонами одной государственной (национальной) принадлежности, если их коммерческие предприятия находятся на территории разных государств.

Такое толкование договора содержится в Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Венская конвенция 1980 г.) и в Новой Гаагской конвенции о праве, применяемом к договорам международной купли-продажи (1985 г.).

Под торговой сделкой понимаются все сделки, связанные с обменом товарами в материальной форме и предоставлением услуг как основных, так и обеспечивающих международный товарооборот.

Признание за сделкой торгового характера подчиняет ее не только общим нормам гражданского права, но и специальным нормам торгового права, определяющим правила их заключения и исполнения.

Стороны в торговой сделке относятся к особой категории предпринимателей, именуемых коммерсантами, деятельность которых подчиняется во многом также специальному правовому режиму. Следует отметить, что этот режим ослабляет формализм заключения сделок, в частности, коммерсанты освобождаются от ряда сложностей в доказательстве принятия договора. Это позволяет рассматривать сделку, представленную не только в письменной форме, но и устно (по телефону, телетайпу).

Под товарными единицами понимаются отдельные количества товаров одного вида, которые признаются в течение определенного периода предметом фактической или возможной торговой сделки. Партия состоит из одной или более товарных единиц, предназначенных для совместной перевозки из оговоренного пункта отправления в установленное покупателем место поставки. Перевозка партии может осуществляться последовательно в несколько этапов.

В международной коммерческой практике взаимное волеизъявление может облекаться в форму договора купли-продажи, лицензионного, арендного договора, договора страхования, перевозки, хранения и др. Взаимосогласованное волеизъявление, предусматривающее поставку товаров в материальной форме, сопровождаемую перечисленными выше обеспечивающими услугами, а также сопутствующими услугами (инжиниринговыми, лицензионными и др.), может облекаться в форму договора купли-продажи, заказа, тендера.

Особенности международных торговых сделок в современных условиях отражают связи, складывающиеся в материальном производстве и научно-техническом международном сотрудничестве.

Они характеризуются следующими важнейшими чертами:

Важной чертой международных торговых сделок применительно к продукции производственного назначения является их целенаправленный характер. Целенаправленность деятельности означает ориентацию на конкретного потребителя - как национального, так и иностранного. Это вызывает необходимость установления непосредственных (прямых) связей с потребителем, осуществляемых на основе предварительно получаемых заказов или заранее согласованных поставок (по сложным видам оборудования, комплектному оборудованию). В результате экономия производителя на посреднических услугах составляет обычно до 30% стоимости поставок.

Ориентация на определенного потребителя требует установления непосредственных и долговременных связей производителя с поставщиками сырья, материалов, компонентов, чтобы заранее обеспечить производство нужными ресурсами. Это предполагает необходимость заблаговременно распределять капиталовложения по отраслям и видам производства.

В объем поставки на комплектное оборудование, как правило, входит проектирование этого оборудования (подготовка технической документации), поставка самого оборудования и предоставление технических услуг в связи с монтажом, наладкой и пуском оборудования в эксплуатацию. Поставка комплектного и другого сложного оборудования предполагает установление длительных отношений между продавцом и покупателем на основе заключаемого между ними договора, носящего характер разового соглашения с длительным сроком поставки. Такой способ предусматривает оплату покупателем определенной части стоимости заказа до начала изготовления продукта, т.е. внесение определенного авансового платежа. Этот авансовый платеж, с одной стороны, выступает как форма кредитования экспортера, а с другой - служит средством обеспечения обязательств, принятых на себя покупателем по размещаемому заказу.

Другая особенность поставок комплектного оборудования - предоставление экспортером кредита импортеру, который может погашаться как в денежной, так и в товарной форме, т.е. поставками продукции построенного комплектного предприятия. В контракте на поставку комплектного оборудования может оговариваться доля продукции, производимой на построенном предприятии, которая будет направляться экспортеру оборудования (как правило, в размере 20 - 40%).

Обычно в производстве комплектного оборудования принимают участие не только дочерние компании ТНК, выступающие в качестве генерального подрядчика, но и большое число формально независимых фирм разных стран. При этом генеральный подрядчик организует комплектацию поставки и несет ответственность перед покупателем за ее своевременность и качественность.

С другой стороны, он осуществляет непосредственные контакты с субпоставщиками, размещая у них заказы и контролируя своевременность их выполнения, а также соответствие требованиям спецификаций.

Таким образом, использование непосредственных связей при поставках сложного и комплектного оборудования влечет за собой формирование целой системы связей между фирмами, участвующими в поставке, причем тесные и устойчивые кооперационные связи могут устанавливаться на стадии научно-исследовательских и проектных работ. Получила развитие тенденция, когда метод непосредственных связей при поставках комплектного оборудования распространяется не только на иностранные фирмы, но также и на фирмы, находящиеся в стране импортера. Такая практика обеспечивает еще более тесные контакты между экспортером и импортером в процессе создания объекта, согласованность и координацию их действий по вводу его в эксплуатацию. Она получила широкое распространение в развитых странах, а в последнее время активно применяется при покупке оборудования развивающимися странами, прежде всего такими, как Индия, Бразилия, Аргентина, Мексика и др.

В современном мире широко реализуются различные формы межфирменных связей: совместная научная деятельность; технические консультации потребителей; участие заказчиков в качестве инициаторов процесса нововведений и разработчиков новых видов изделий и их образцов; производственное кооперирование крупных и мелких фирм путем приобретения крупными фирмами лицензий на новую продукцию, разработанную мелкими фирмами-новаторами, новых технологий, прошедших рыночное тестирование.

Наличие прямых межфирменных связей с потребителями позволяет промышленным компаниям налаживать более тесные контакты с рынком, лучше изучать спрос и потребности покупателей и быстрее приспосабливать свои производственные программы к требованиям конкретного потребителя. Это приобрело особо важное значение в современных условиях обострения конкурентной борьбы на мировом рынке.

Мировая торговля в значительной мере регулируется конвенциями о договорах международной купли-продажи товаров. Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров была принята на конференции, созванной в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1978 г. Конференция проходила в Вене, соответственно Конвенция получила название Венской. В конференции участвовали 62 государства, в том числе 22 промышленно развитых, 29 развивающихся, а также восточноеврепейские страны, СССР, Югославия, КНР.

Участниками Конвенции являются 30 стран, среди которых многие являются торговыми партнерами нашей страны.

СССР присоединился к Конвенции в 1990 г. на основе Постановления Верховного Совета СССР. Для Советского Союза юридическое значение присоединения к Венской конвенции заключалось в том, что ее положения заменили соответствующие нормы советского гражданского права, применявшиеся к внешнеторговой поставке товаров. Однако положения Конвенции о заключении договора, противоречащие действующему в нашей стране совершения внешнеторговых сделок, не применяются к договорам российской организации, для которой этот порядок обязателен.

Положения Конвенции, касающиеся содержания прав и обязанностей сторон договора купли-продажи, применяются к взаимоотношениям конкретных заключивших такой договор партнеров в том случае, если они в этом договоре не урегулировали свои взаимоотношения каким-либо иным образом, чем это зафиксировано в Конвенции.

Конвенция, таким образом, предоставляет участникам договора широкие возможности для формулирования условий сделки в соответствии с их взаимными интересами и с учетом особенностей ее содержания, используя сложившиеся международные обычаи, а также обыкновения, свойственные определенной отрасли торговли, к которой можно отнести эту сделку. Если вопрос взаимоотношений партнеров не урегулирован в заключенном между ними контракте, применяются положения Конвенции.

Венская конвенция ООН о договорах международной купли-продажи содержит унифицированные правила, регулирующие международную куплю-продажу товаров, которые могут быть приемлемыми для большинства стран с различными общественными, экономическими и правовыми системами и способствуют устранению правовых барьеров в международной торговле.

Конвенция не затрагивает действия любого другого международного соглашения, которое уже заключено или может быть заключено, и содержит положения по вопросам, являющимся предметом регулирования Конвенции.

Характер Конвенции - нормативный, т.е. содержащиеся в ней положения являются нормами права, которые, однако, носят диспозитивный характер. Это означает, что стороны могут в договоре отступить от любого положения Конвенции или изменить его действие.

Конвенция применяется только к договорам, которые имеют международный характер, и определяет четкий критерий международности таких договоров: договор признается международным, если коммерческие предприятия его сторон находятся в разных государствах.

Цель Венской конвенции - содействовать унификации национальных законодательств, регулирующих международную куплю-продажу товаров. Положения Конвенции могут использоваться в международной практике при формулировании условий договора в той мере, в какой они не противоречат нормам применимого национального законодательства. Эти нормы применяются не только к договорам международной купли-продажи товаров, стороны которых находятся на территории государств - участников Конвенции, но и при определенных в Конвенции условиях к договорам сторон из других государств вне зависимости от того, принимают такие государства участие в Конвенции или нет.

Венская конвенция о международном договоре купли-продажи товаров:

Венская конвенция состоит из 4 частей, включающих 101 статью:

Часть I. Сфера применения и общие положения.

Часть II. Заключение договора.

Часть III. Купля-продажа товара.

Часть IV. Заключительные положения.

Важную роль в унификации порядка заключения и исполнения договора международной купли-продажи призвана также сыграть Конвенция о праве, применимом к договорам международной купли-продажи (именуемая также Гаагской конвенцией).

Новая Гаагская конвенция была представлена и открыта для подписания на чрезвычайной сессии Гаагской конференции международного частного права (ГКМЧП), состоявшейся в октябре 1985 г.

В работе сессии принимали участие 62 государства, в том числе СССР, все восточноевропейские страны, СФРЮ и КНР, практически все экономически развитые страны и 30 развивающихся государств Азии, Африки и Латинской Америки.

Гаагская конвенция 1985 г. имела целью пересмотр уже устаревшей Гаагской конвенции 1955 г. Последняя действовала только в 9 странах, и в ней нашли отражения Конвенции стран англо-саксонской системы права. Кроме того, Гаагская конвенция 1955 г. предусматривала ее применение к любой купле-продаже движимых вещей, «имеющей международный характер», без какого-либо указания на содержание признака «международный характер», квалификация которого, таким образом, была оставлена на усмотрение суда или арбитража.

Новая Гаагская конвенция преследовала в первую очередь цели в дополнение к принятой в 1980 г. Венской конвенции разработать Положение об унификации коллизионных правил, определяющих право, применимое к вопросам, которые не урегулированы либо не полностью урегулированы единообразными материально-правовыми правилами.

Новая Гаагская конвенция носит универсальный характер, т.е. может применяться в государствах-участниках и в тех случаях, когда одна или даже обе стороны в договоре международной купли-продажи принадлежат к государствам-неучастникам. В ней нашли отражение определенные положения, уже существующие в праве многих стран - торговых партнеров России (знание и умелое использование установленных в ней правовых норм может обеспечить защиту интересов отечественных внешнеэкономических организаций), партнеров зарубежных фирм.

Основные положения Гаагской конвенции:

Последнее сформулировано следующим образом: «Договор купли-продажи регулируется правом, выбранным сторонами. Соглашение сторон об этом выборе должно быть прямо выраженным или ясно демонстрируемым условиями договора и поведением сторон, рассматриваемыми в их совокупности». При этом стороны могут подчинить отдельные части договора различным правопорядкам, равно как изменить в последующем свое первоначальное соглашение о применимом праве. В Конвенции установлено общее правило, что если стороны не выбрали применимое право, то договор купли-продажи регулируется правом государства, в котором продавец имеет свое коммерческое предприятие в момент заключения договора. В отношении применения права страны покупателя предусматриваются следующие случаи:

Однако в Конвенции оговорено, что «в порядке исключения, если в свете всех обстоятельств, взятых в целом, например, деловых отношений между сторонами, договор купли-продажи имеет явно более тесную связь с правом иным, чем то, которое было бы применено к договору, договор купли-продажи регулируется этим иным правом».

Право, применимое к договору купли-продажи, регулирует согласно Гаагской конвенции следующие условия: