Лекция 9 Характеристика качества товара
Общие требования к качеству товара
Покупатель и конечные потребители импортного товара прежде всего заинтересованы в получении товара надлежащего качества. Именно качество товара является краеугольным вопросом всей внешнеторговой операции, нередко отодвигая на второй план уровень контрактной цены. По дешевке покупают некачественный товар лишь безответственные лица, пренебрегающие интересами потребителей и не стремящиеся добиться высокой деловой репутации на внутреннем и внешних рынках. Что же вкладывается в понятие качества товаров, услуг?
По международному стандарту ИСО 8402, «Качество — совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности».
Таким образом, качество товара характеризуется как правило, не единственным показателем, а некой их совокупностью. Их конкретные характеристики определяются спецификой поставляемого товара, оказываемых услуг, выполняемых работ. Каждый товар предназначен для удовлетворения каких-либо личных или производственных потребностей. Эти потребности, определяющие назначение товара, могут быть точно оговорены сторонами контракта либо подразумеваться (предполагаться).
Значительный круг вопросов, касающихся качества товара, регламентирован в ГК РФ и ряде международных документов — Венской конвенции, Инкотермс-2000, двусторонних и многосторонних ОУП.
Согласно ГК РФ (ст. 469) Продавец обязан передать Покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи. При отсутствии в договоре купли-продажи условий о качестве товара продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется. Если продавец при заключении договора был поставлен покупателем в известность о конкретных целях приобретения товара, продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для использования в соответствии с этими целями.
При продаже товара по образцу и (или) по описанию продавец обязан передать покупателю товар, который соответствует образцу и (или) описанию.
Если в установленном законом порядке предусмотрены обязательные требования к качеству продаваемого товара, то продавец обязан передать покупателю товар, соответствующий этим обязательным требованиям.
По соглашению между продавцом и покупателем может быть передан товар, соответствующий повышенным требованиям к качеству по сравнению с обязательными требованиями, установленными в предусмотренном законом порядке.
В Венской конвенции ряд статей посвящен тем или иным вопросам качества товара. Так, ст. 30 гласит: «Продавец обязан поставить товар, передать относящиеся к нему документы и передать право собственности на товар в соответствии с требованиями контракта и настоящей Конвенции».
В статье 35 говорится об обязанности продавца поставить товар, который по количеству, качеству и описанию соответствует требованиям контракта и который затарен или упакован так, как это требуется по контракту.
Товар считается не соответствующим контракту, если он:
не пригоден для тех целей, для которых товар того же описания обычно используется;
не пригоден для любой конкретной цели, о которой продавец прямо или косвенно был поставлен в известность во время заключения контракта, за исключением тех случаев, когда из обстоятельств следует, что покупатель не полагался или что для него было неразумным полагаться на компетентность и суждения продавца;
не обладает качествами товара, представленного продавцом покупателю в качестве образца или модели;
не затарен или не упакован обычным для таких товаров способом, а при отсутствии такового — способом, который является надлежащим для сохранения и защиты данного товара.
Однако продавец не несет ответственность за любое несоответствие товара, если во время заключения контракта покупатель знал или не мог не знать о таком несоответствии.
В статье 36 указано, что продавец несет ответственность за любое несоответствие товара, которое существует в момент перехода риска на покупателя, даже если это несоответствие становится очевидным только позднее, и которое возникает после вышеуказанного момента и является следствием нарушения продавцом любого своего обязательства.
Целесообразно детализировать ряд вопросов качества товара в самостоятельной статье контракта. В этой статье желательно дать достаточно подробную характеристику качества товара, указать при необходимости его назначение, соответствие требованиям безопасности в отношении здоровья, жизни, имущества людей и окружающей среды, установить порядок проверки качества товара и перечислить представляемые продавцом документы, которые подтверждают соответствие качества поставленного товара предусмотренным в контракте условиям.
Способы определения качества товара
Существуют различные способы определения качества товара во внешнеторговых контрактах. Выбор того или иного способа определения качества товара зависит от специфики товара, сложившейся торговой практики и других обстоятельств, в частности, от того, насколько данный товар известен на рынке страны Покупателя, закупался ли он ранее или импортируется впервые. Если этот товар закупается впервые, к определению его характеристики в контракте надо подойти особенно тщательно.
Для российского Продавца целесообразно ориентироваться на действующие в нашей стране стандарты и технические условия. Если они не известны иностранному Покупателю, тот вправе рассчитывать на содействие Продавца в получении соответствующего российского стандарта, технических характеристик, при необходимости в переводе на язык страны Покупателя или иной иностранный язык. Если российский стандарт совпадает с международным, следует ссылаться на международный стандарт. Но при импортных операциях российскому Покупателю нецелесообразно настаивать на включении в контракт ссылок на российский стандарт, поскольку действие национальных стандартов не распространяется на иностранную продукцию.
Во многих случаях Продавцу приходится идти навстречу пожеланиям конкретных Покупателей и обеспечивать изготовление товара повышенного качества по сравнению с отечественными техусловиями (в частности, машинно-технические изделия для разных зарубежных стран поставлялись в экспортном, тропическом, северном исполнении).
При достижении договоренности о применении международного стандарта или национального стандарта страны контрагента российская сторона должна хорошо знать условия этого стандарта и быть убеждена в их соответствии отечественным экспортным возможностям или импортным потребностям. В контракте следует указывать не только название стандарта, но и его номер, дату утверждения и наименование организации, утвердившей (разработавшей) этот стандарт.
Вообще российским участникам ВТД полезно шире изучать стандарты, применяемые в зарубежных странах производителями и продавцами на те виды продукции, которые интересуют российскую сторону. Следует учитывать, что количество иностранных стандартов быстро возрастает. Уже утверждено около 20 тыс. международных стандартов и гораздо больше национальных (только в США действует около 100 тыс. стандартов на федеральном уровне). Особое внимание следует уделить международным стандартам ИСО9, на чем остановимся ниже в связи с сертификацией продукции и выпускающих ее предприятий.
Продавцу достаточно выгодно определять качество товара по его предварительному осмотру Покупателем, например на складе Продавца, на выставке, перед продажей на аукционе. Покупатель также заинтересован осмотреть предлагаемую партию товара, обстоятельно изучить его свойства, провести необходимые анализы, после чего он может принять условие качества «по предварительному осмотру» в обозначенном месте.
Недорогие виды сырья, включая вторсырье (металлолом, бумажная макулатура, бой стеклотары), могут быть проданы на условии «тель-кель» (такой, какой есть), что подразумевает поставку товара без конкретизации его качественных характеристик, лишь бы он был пригоден для использования по назначению.
При импорте отечественный Покупатель вправе подходить к характеристике качества товара более придирчиво. Получив от иностранного Продавца каталоги, качественные и технические характеристики, образцы предложенного им товара, Покупатель тщательно изучает их, проверяет их соответствие российским нормативным требованиям и запросам отечественных потребителей. Необходимые консультации и апробацию можно получить в организациях, подведомственных Госстандарту или уполномоченных этим ведомством. Целесообразно также по возможности выяснить приемлемость качества данного товара для других покупателей, работающих на этом рынке.
Покупателю не надо торопиться с безоговорочным принятием тех условий качества, которые первоначально предложены Продавцом. Уторговывание условий качества, как и других условий сделки, в ходе коммерческих переговоров соответствует нормальной торговой практике. Покупатель вправе добиваться улучшения тех или иных показателей качества, вносить свои коррективы. Как правило, Продавец заинтересован по возможности учитывать разумные требования Покупателя.
Покупатель, хорошо знающий качественные характеристики импортного товара, может инициативно выдвигать свои требования по качеству, направлять иностранному Продавцу свои технические характеристики, спецификации, описание интересующего товара. Это относится к широкому ассортименту товаров, услуг, работ и особенно важно при закупках оборудования, изготавливаемого по специальному заказу российского Покупателя. При закупках машинно-технической продукции Покупатель заботится о включении в контракт требований по экономичности (расход топлива, энергии), металлоемкости, технике безопасности и экологичности.
Во многих внешнеторговых контрактах качество товара определяется конкретными показателями. Покупатель обычно заинтересован в расширительном перечне таких показателей, чтобы повысить ответственность Продавца. Что же касается Продавца, он, напротив, стремится сузить круг обязательных качественных показателей (некоторые показатели приводятся как индикативные, т.е. для сведения, а не обязательного соблюдения), воздерживаясь от включения в контракт второстепенных показателей, чтобы не давать Покупателю лишнего повода для предъявления претензий после поставки товара.
Широкая гамма товаров предлагается к продаже по образцам (моделям). Это весьма распространено в торговле потребительскими товарами, включая продовольственные, парфюмерно-косметические, фармацевтические товары, различные виды одежды, обуви, постельные принадлежности, ковровые изделия, бытовую технику — домашние холодильники, кухонные принадлежности, видео- и аудиоаппаратуру, а также личные транспортные средства.
Обычно Продавец по своей инициативе представляет Покупателю образцы предлагаемого товара либо сам Покупатель запрашивает образцы интересующих его видов, сортов товара у Продавца. После одобрения Покупателем полученного образца по договоренности обеих сторон во внешнеторговом контракте оговаривается, что качество поставляемого товара должно соответствовать определенному образцу (модели) или быть не ниже, чем указанный образец. В этом случае в контракте целесообразно уточнить, что принято за эталон одобренного Покупателем образца, количество действующих эталонов, порядок и срок их хранения. И еще важно оговорить порядок сличения поставленной партии товара с эталоном.
В торговле пищевыми продуктами, парфюмерными изделиями, лекарственными средствами необходимо руководствоваться требованиями ФАО и ВОЗ, предусматривающими отсутствие в такого рода продукции вредных добавок, примесей и ее экологическую чистоту.
Дополнительные требования в отношении ввозимых и вывозимых пищевых продуктов установлены Федеральным законом от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов».
Особое внимание следует обращать на продукты с индексом «Е», содержащие различные пищевые добавки: красители, консерванты, подсластители, антиокислители, стабилизаторы, эмульгаторы и др., которые добавляются к различным консервированным и другим переработанным продуктам, колбасным изделиям, рыбопродуктам, молочным продуктам, сырам, животным и растительным маслам, маргарину, майонезу, соусам, кремам, бульонным кубикам и другим супам, мучным и кондитерским изделиям, сиропам, повидлу, джемам и конфитюрам, мороженому, картофельным хлопьям, воздушной кукурузе, спиртным и безалкогольным напиткам, сокам и нектарам, жевательной резинке и т.д.
Одни добавки могут быть, полезными или хотя бы безвредными для здоровья, но некоторые, не прошедшие весь комплекс испытаний, относятся к «группе риска», другие считаются токсичными, опасными для здоровья, вызывающими недомогания и тяжелые заболевания (злокачественные опухоли, болезни желудочно-кишечного тракта, печени и почек).
Российские экологические службы предоставляют подробную информацию относительно продуктов с определенными индексами, которые не разрешены или запрещены в России, а также об опасных добавках.
Во внешнеторговых контрактах в интересах Покупателя возможно определение качества товара не одним, а двумя или более способами, Например, оговаривается, что товар по качеству должен соответствовать определенному действующему стандарту, и приводится подробное описание качественной характеристики товара, а также дается ссылка на одобренный образец (эталон) конкретной товарной партии.
Помимо давно утвердившейся практики согласования требований к качеству товара между сторонами контракта в конце XX в. в законодательстве и торговой практике зарубежных стран ужесточились требования по безопасности товаров для потребителей и окружающей среды. Подобные требования узаконены в России, закреплены в ряде международных соглашений.
Сертификация товаров и услуг
Укажем на Законы РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» и от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании».
В Законе «О защите прав потребителей» (ст. 7.4) говорится: «Товар (работа, услуга), на который законами или стандартами установлены требования, обеспечивающие безопасность жизни, здоровья потребителя и охрану окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителей, а также средства, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья потребителя, подлежат обязательной сертификации в установленном порядке. Перечни товаров (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Не допускается продажа товара (выполнение работы, оказание услуги), в том числе импортного товара, без информации о проведении обязательной сертификации и не маркированного в установленном порядке знаком соответствия требованиям...».
Закон «О техническом регулировании», разработанный с учетом зарубежного опыта, вступил в силу в середине 2003 г. и одновременно утратил силу прежний Закон «О сертификации продукции и услуг» 1993 г., в котором были изложены особые условия ввоза импортируемой продукции.
Согласно новому Закону техническое регулирование понимается как правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и в области оценки соответствия. Определенные требования являются обязательными, другие же применяются на добровольной основе.
В отдельных главах Закона излагаются положения о технических регламентах (гл. 2), стандартизации (гл. 3), подтверждения соответствия, включая вопросы сертификации (гл. 4), органах по сертификации испытательных лабораториях/центрах (гл. 5), государственном контроле (надзоре) за соблюдением требований технических регламентов (гл. 6) и др.
Предусмотренные законом технические регламенты принимаются в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей (ст. 6). Технические регламенты применяются одинаковым образом к отечественной, экспортируемой и импортируемой продукции независимо от страны происхождения, видов или особенностей сделок.
Правительство РФ приняло ряд постановлений, которые утверждали перечень товаров, работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации. В настоящее время номенклатура продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации в России, достаточно обширна и периодически пополняется новыми позициями. Она включает практически все потребительские товары (как продовольственные, так и непродовольственные), а также некоторые виды оборудования10.
Госстандарт периодически публикует нормативные требования в отношении порядка ввоза товаров, подлежащих обязательной сертификации. В соответствии с установками Госстандарта российский импортер должен предусматривать проведение сертификации ввозимых, как правило, до их поставки из-за границы, чтобы обеспечить безопасность, экологическую чистоту и функциональные свойства импортных товаров и исключить завоз некачественных товаров. Необходимую информацию по вопросам сертификации импортных и экспортных товаров можно получить в НИИ сертификации Госстандарта.
Таким образом, при импортных операциях российский Покупатель обязан соблюдать нормативные требования по безопасности, действующие в России, а также предусмотренные в международных соглашениях, и учитывать подобные требования, существующие в стране контрагента.
Сертификация экспортируемой продукции должна соответствовать требованиям, существующим в стране иностранного Покупателя (потребителя). Покупатель знакомит российского Продавца с этими требованиями. Их выполнение позволяет существенно, а иногда многократно повысить цену экспортного товара.
Порядок проверки качества товара
Во внешнеторговом контракте целесообразно предусмотреть порядок проверки качества товара, конкретизировать, кем (какой организацией), где (в каком пункте) и когда (в какие сроки) осуществляется такая проверка. При этом следует учитывать ранее упоминавшиеся положения Венской конвенции, Инкотермс-2000 и других международных документов.
Для Продавца предпочтительно, чтобы проверка товара проводилась на предприятии-изготовителе (в цехе на завершающих стадиях производственного цикла, на складе готовой продукции) или на определенном складе в месте поставки либо в пункте отправки товара в адрес Покупателя (на складах железнодорожной станции отправления, выходного морского порта или иной транспортной организации).
Покупателю в целях максимальной защиты собственных интересов и интересов потребителей импортного товара выгоднее, чтобы проверка осуществлялась после прибытия товара в пункт назначения — на складе конечного получателя либо во входном погранпункте.
В целях соблюдения взаимных интересов сторон контракта желательно предусмотреть возможность участия представителя Покупателя при проверке товара в стране Продавца, равно как и участие представителя Продавца при проверке товара в стране Покупателя.
Следует иметь в виду определенные различия между проверкой качества товара (инспектированием) и его окончательной приемкой по качеству. В необходимых случаях условия инспектирования, испытаний и сдачи-приемки товара по качеству и количеству излагаются в отдельных статьях контракта.
По ряду товаров возникает необходимость согласования методики проверки качества товара, проведения испытаний, поскольку они могут оказаться неодинаковыми в странах Продавца и Покупателя. А российские участники ВТД не всегда знакомы с методами проверки качества того или иного товара в стране контрагента11. Наиболее сложные методы проверки товара, проведения испытаний встречаются в торговле сложным оборудованием.
Немаловажное значение имеет заблаговременная договоренность между сторонами контракта, будет проводиться выборочная или сплошная проверка качества товара, какой применять порядок отбора проб из однородной партии товара.
Например, при импорте фруктов во избежание излишнего нарушения сохранности тары во многих случаях российская сторона договаривалась с иностранными Продавцами о том, чтобы пробы отбирались наугад из разных мест партии в пределах 5% от общего количества. С Продавцами, традиционно поставляющими высококачественный товар, процент отбора проб снижался до 2% мест.
Документы о качестве товара
Особое внимание следует уделять указанию в контракте документов, которые должен представить Продавец Покупателю в подтверждение качества поставленного товара. Здесь целесообразно указать весь перечень представляемых документов, кем и где они выдаются, каким путем передаются Покупателю. Содержание таких документов определяется спецификой товара и особенностью поставки, а также существующими международными требованиями и рекомендациями.
В интересах Продавца — свести до минимума количество документов на экспортируемый товар, чтобы не обременять себя излишним оформлением. Как минимум Продавец представляет Покупателю сертификат качества, выданный изготовителем товара, или единый товаросопроводительный документ12, принятый в отечественной внешнеторговой практике, а также в ряде зарубежных стран.
По требованию Покупателя в целях более объективной проверки качества товара в стране Продавца последний обеспечивает получение сертафиката качества независимой стороны. Такой сертификат может выдаваться компетентной государственной организацией, торговой палатой, контрольной (сюрвеерской) фирмой, испытательной лабораторией в стране Продавца. При этом Продавец вправе предложить Покупателю оплатить расходы по оформлению дополнительного документа о качестве. В России традиционно осуществляют проверку качества импортных и экспортных товаров и выдают необходимые сертификаты (по желанию заказчика на иностранном языке) такие организации, как Мосэкспертиза, Росэкспертиза и др. Кроме того, они уполномочены выдавать сертификаты соответствия по заявкам российских участников ВТД.
Если при экспортной операции иностранный Покупатель настаивает на представлении дополнительных документов о качестве (включая сертификат соответствия, протокол испытаний на машинно-техническую продукцию и др.), российскому Продавцу желательно добиваться согласия Покупателя на оформление всех документов в нашей стране и признание их юридической силы.
На импортные товары, подлежащие обязательной сертификации, целесообразно добиваться от иностранного Продавца получения надлежащего сертификата соответствия (сертификата безопасности, протокола испытаний), выданного в стране Продавца испытательной лабораторией или иным органом по сертификации, аккредитованным в международной системе сертификации, по правилам и процедурам, принятым в странах — членах Межгосударственного соглашения по стандартизации, метрологии и сертификации.
Наряду с сертификацией качества товара (конечного изделия того или иного предприятия) все большее значение приобретает сертификация самих предприятий, фирм, производящих определенные товары и услуги, включая сертификацию их систем менеджмента, управления качеством, производственно-технологических процессов.
Международные стандарты ИСО
Международная организация по стандартизации (ИСО, англ. ISO), существующая с 1947 г., приступила в конце 70-х гг. XX в. к разработке единых международных стандартов качества, получивших название серии ИСО 9000 (внедрение систем качества на всех стадиях производства). В работе ИСО активно участвует Россия в качестве полноправного члена. В 2000 г. была принята новая версия стандартов ИСО серии 9000 : 2000, существенно изменившая и усовершенствовавшая предыдущую модель 1994 г.
Первый из стандартов серии ИСО 9000 : 2000 значительно модернизирован и теперь называется «Системы управления (менеджмента) качеством. Основы и словарь» (англ. Quality management systems — Fundamentals and vocabulary). Следующий стандарт из этой серии — ИСО 9001: 2000 «Системы управления качеством — Требования» (англ. Qualily management systems — Requirements) — вобрал в себя, по существу, три прежних стандарта ИСО 9001 — ИСО 9003 и включил ряд дополнительных требований. Наконец, ИСО 9004 : 2000 «Система управления качеством — Руководство по осуществлению улучшений» (англ. Quality management systems — Guidelines for performance improvements) тоже существенно обновлен.
В серии международных стандартов ИСО 9000 установлены единые требования к системе управления качеством в любой производственной или сервисной компании, определены общие методы, которые используются при построении системы качества, чтобы гарантировать по возможности максимальное удовлетворение потребностей покупателей. Эти стандарты применяются именно к системе управления качеством в той или иной компании, а не к конечному продукту или услуге. Такая система реализуется в Зависимости от задач, продукции, процессов и индивидуальных особенностей конкретной организации.
Система качества, построенная на основе стандарта ИСО, не является чем-то застывшим. Основной принцип эффективной работы системы управления качеством в компании — непрерывное улучшение, совершенствование с учетом предполагаемого роста потребностей клиентов. Персоналу компании необходимо постоянно анализировать текущие производственные и коммерческие процессы, фиксировать недостатки, своевременно корректировать действующие процедуры и политику компании в области качества, для чего требуется эффективно действующая система обучения и переподготовки кадров.
Стандарты ИСО 9000 не устанавливают отдельные требования для какого-либо конкретного производства, но обеспечивают создание универсальной базы для разработки и адаптации собственной системы контроля качества в любой компании. Стандарты ИСО способствуют тому, чтобы сделать процесс производства товара или услуги хорошо продуманным и устойчивым.
Сертификация на соответствие требованиям ИСО 9000 является добровольной для любой компании. Но на мировом рынке покупатели предпочитают иметь дело с компаниями, прошедшими сертификацию. Количество компаний, сертифицировавших системы качества на соответствие требованиям этих стандартов, уже превысило 400 тыс. Сертифицированные компании должны соблюдать единую политику в отношении 20 элементов системы качества — от дизайна до транспортировки. Не менее четверти всех товаров, поименованных в ТН ВЭД, производится компаниями, сертифицированными по ИСО 9000.
Сертификат на систему качества подтверждает стабильность и надежность его владельца, оказывает существенное влияние на формирование благоприятного общественного мнения о положении предприятия на рынке, способствует расширению объема заказов, получаемых от иностранных покупателей, может служить основанием для заключения необходимых договоров со страховыми компаниями, а также для юридической защиты интересов предприятия при возникновении каких-либо претензий со стороны покупателя или потребителя.
Вполне понятно, что растет круг российских компаний, стремящихся пройти подобную сертификацию. Постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1998 г. № 113 предусмотрено соблюдение требований стандарта ИСО 9000 в качестве необходимого условия для получения оборонного госзаказа.
Международные сертификационные компании
Стандарты ИСО приняты в качестве национальных более чем в 80 государствах мира. В странах Запада действует целый ряд международно признанных компаний, предлагающих свои услуги по сертификации на соответствие ИСО 9000. Наиболее авторитетные из них аккредитованы во многих странах и действуют через местные представительства. В России работают несколько таких компаний.
Одной из ведущих среди них является «Бюро Веритас Кволити Интернэшнл» (Bureau Veritas Quality International) — дочернее предприятие одноименной группы «Бюро Веритас», образованной в 1828 г. в Великобритании. Теперь группа имеет главный офис в Париже и работает более чем в 140 странах с общим персоналом почти 11 тыс. чел. «Бюро Веритас» получило аккредитацию в 125 государствах на проведение инспекций от имени правительственных органов и выдачу сертификатов в морском, аэрокосмическом, промышленном, строительном секторах, а также на сертификации соответствия международным стандартам и Директивам Европейского сообщества. В последние годы открыло свои представительства в Москве, С.-Петербурге и ряде других городов России.
Высокий международный авторитет в области сертификации систем качества по стандартам ИСО имеет общество «Дет Норске Веритас» («Det Norske Veritas» — D N V), которое было основано в Норвегии в 1864 г., а ныне аккредитовано в 17 национальных комитетах для проведения сертификации систем, менеджмента и имеет около 300 офисов более чем в 100 странах, в том числе в Москве и С.-Петербурге. В обществе работают около 4,5 тыс. сотрудников. DNV является независимым классификационным и сертификационным обществом, его сертификаты признаются во всем мире.
В последние годы сертификацией систем качества стало заниматься английское общество «Lloyd Register Quality Assurance» — дочернее подразделение известной страховой компании «Lloyd». В США считаются наиболее авторитетными те сертификационные организации, которые аккредитованы в «U.S. Registrar Accreditation Board» (RAB).
Гармонизация российских стандартов с международными
В нашей стране ведется большая работа по совершенствованию национальных стандартов и приведению их в соответствие с международными.
Основные требования, предъявляемые современными стандартами к изделиям, — это их безопасность, совместимость или взаимозаменяемость. По многим другим параметрам стандарты носят рекомендательный характер.
К началу 2002 г. в России около 40% стандартов гармонизировано с международными, а в некоторых областях машиностроения, в информационных технологиях — 50%. В некоторых случаях, например в области надежности техники, Госстандарт предлагает свои стандарты в качестве международных. Российские стандарты, являющиеся международными, носят названия «ГОСТ Р ИСО» или «ГОСТ Р МЭК». Отечественная версия стандарта ИСО 9000 носит название «ГОСТ Р ИСО серии 9000».
Дополнительные специальные документы о качестве
В последней четверти XX в. стало актуальным требование покупателей о представлении продавцом специального сертификата о допустимых пределах остаточной радиоактивности.
Для продовольственных и фармацевтических товаров обычно требуются сертификаты, подтверждающие, что содержание нитратов, пестицидов, микотоксинов, тяжелых металлов, других вредных и ядовитых примесей не превышает предельно допустимых показателей.
По сельскохозяйственным товарам растительного и животного происхождения предусматривается представление соответствующего фито-санитарного, ветеринарного, карантинного сертификата, выданного компетентным государственным органом страны экспортера. В России контроль за импортом и экспортом сельскохозяйственных товаров осуществляется специальными службами системы Минсельхозпрода.
На ввозимую и вывозимую продукцию растительного происхождения выдаются фитосанитарные сертификаты Государственной инспекцией карантина растений Минсельхозпрода, на продукцию животного происхождения — ветеринарные сертификаты Департаментом ветеринарного контроля Минсельхозпрода. Кроме того, в необходимых случаях требуются санитарные сертификаты, выдаваемые Департаментом санитарии и эпидемиологического надзора (Госсанэпиднадзор) Министерства здравоохранения.
Согласно требованиям вышеуказанных ведомств во ввозимой из-за границы продукции не должны содержаться подкарантинные объекты и возбудители инфекционных заболеваний. При необходимости перед отгрузкой из-за границы или в процессе морской перевозки импортного растительного сырья проводится его обеззараживание (фумигация), о чем представляется специальный сертификат. До погрузки продовольственного товара на судно в иностранном порту практикуется осмотр трюмов (отсеков танкера) для определения их пригодности к принятию и транспортировке товара, что свидетельствуется в сертификате, подписанном компетентным и признанным инспектором.
В итоге российскому покупателю может понадобиться большой набор документов, характеризующих качество товара, причем он вправе потребовать, чтобы необходимые документы были составлены на языке страны покупателя, т.е. на русском языке.
Помимо указанных выше документов покупатель нередко требует еще гарантийное обязательство продавца о том, что поставленный товар по качеству полностью соответствует условиям контракта.
Сертификат качества и другие документы, предусмотренные контрактом, могут передаваться покупателю несколькими способами:
(1) следовать вместе с грузом (отсюда название «товаросопроводительные» документы, т.е. сопровождающие товар);
(2) направляться для оплаты через банк при счете и отгрузочных документах, подтверждающих поставку товара;
(3) отправляться почтой, авиапочтой, а также электронной почтой.
В контрактные условия качества в широком смысле входит также упаковка, маркировка, гарантии, техническая документация (последняя имеет важное значение в торговле машинами и оборудованием, лицензиями, строительными услугами), но чаще эти условия излагаются в отдельных статьях контракта. Вместе с тем качество товара тесно связано и с другими условиями контракта, включая цену, условия сдачи-приемки товара, платеж, претензии и т.д.
Гарантии качества товара
Гарантии являются неотъемлемым компонентом всего комплекса условий качества, особенно в контрактах на поставку машин и оборудования. Поэтому условия о гарантиях нередко выделяются в отдельную статью внешнеторгового контракта, порой значительную по объему (целая страница и более).
В современной международной торговле продавцы стремятся вызвать интерес к покупке своих товаров не только их высоким качеством, но и предоставлением определенных гарантий в отношении потребительских свойств соответствующих товаров. Гарантии предоставляются в обязательном порядке на все технические изделия и на многие другие товары, включая продовольственные и непродовольственные потребительские товары относительно их пригодности к употреблению, сроков использования, хранения и т.п.
Естественно, покупатель заинтересован получить от продавца гарантии по качеству товара в возможно большем объеме. Поэтому во внешнеторговых контрактах предмет гарантии обычно излагается весьма широко. В частности, оговаривается не только высокое качество самого изделия, отсутствие видимых и скрытых дефектов, но и надежность применяемых для изготовления материалов, надлежащая обработка, конструктивное исполнение, необходимые технологические свойства и т.д.
Покупатель нередко стремится увеличить гарантийный срок, а продавец — по возможности сократить его. Однако если гарантийный срок существенно увеличивается против обычного, это может повлечь удорожание цены товара. К этому следует добавить, что при импорте сложного комплектного оборудования важно соблюдать предусмотренные сроки выполнения строительно-монтажных работ и ввода оборудования в эксплуатацию; иначе не удастся уложиться и в увеличенные гарантийные сроки.
Существенно указать в контракте, с какого момента исчисляется гарантийный срок. Для большинства пищевых продуктов, включая консервированную продукцию, этот срок начинается с даты изготовления. Поэтому до заключения контракта надо проверить, когда была изготовлена закупаемая партия товара. Если окажется, что срок годности (хранения) продукции уже истекает, такую партию закупать не следует.
Если позволяет специфика товара, российскому покупателю выгодно, чтобы отсчет гарантийного срока начинался с даты реализации товара на внутреннем рынке (для потребительских товаров) либо с даты пуска в эксплуатацию (для машинотехнических изделий). Приемлемо для покупателя исчисление гарантийного срока с момента получения товара. Во многих случаях гарантийный срок отсчитывается с даты поставки товара, определяемой базисом поставки. Для транспортных средств срок действия гарантии обычно исчисляется в километраже пробега.
Гарантийный период для оборудования может определяться в контракте двояким путем: указывается гарантированный срок эксплуатации (например, 24 месяца), но не более предельного срока с даты поставки (соответственно 36 месяцев). Такой порядок определения гарантийного периода имеет существенное значение, когда продавец опасается, что покупатель не обеспечит своевременный монтаж, наладку и пуск оборудования в эксплуатацию.
Как объем гарантийных обязательств, так и срок гарантии входят в ряд важных факторов повышения конкурентоспособности товара.
Например, ВО «Автоэкспорт» при реализации отечественных автомобилей через смешанные общества в западноевропейских странах увеличивало гарантийный срок до 30 тыс. км пробега (против обычных 20 тыс. км), обеспечивая высокий уровень бесплатного техобслуживания в течение этого срока и добиваясь при этом удержания цен на уровне конкурентов.
Продавец предоставляет покупателю все необходимые инструкции по монтажу, установке, наладке, эксплуатации оборудования, надлежащему использованию и хранению других товаров, обеспечивая перевод соответствующих инструкций на язык страны покупателя, что совершенно обязательно для товаров массового потребления.
Одновременно продавец требует от покупателя неукоснительного соблюдения предоставленных инструкций в течение всего гарантийного периода. В случае несоблюдения покупателем или конечными потребителями (пользователями) инструкций продавца последний вправе отказаться от ответственности за произошедшие повреждения или порчу товара.
Уместно в контракте предусмотреть порядок устранения дефектов, выявленных в течение гарантийного периода, который наиболее устраивал бы российского покупателя и конечных потребителей закупленного товара, а также оплату расходов, связанных с устранением дефектов, и применение штрафных санкций за дефектность (некомплектность) поставленного товара. К дефектам самого товара может приравниваться и дефектность технической документации, а также нарушение патентных прав третьих лиц, допущенных иностранным продавцом.
Конкретное содержание статьи «Гарантии» можно проиллюстрировать примером из контракта на импорт комплектных индукционных тигельных печей, заключенного отечественной внешнеторговой организацией с крупной японской компанией.
Продавец гарантирует:
поставляемое оборудование соответствует наивысшим достижениям мировой науки и техники, которые существуют на данный вид оборудования на момент исполнения контракта;
высокое качество материалов, применяемых для изготовления оборудования, безупречную обработку и высокое качество технического исполнения и монтажа, обеспечивающие обычную для поставляемого вида оборудования долговечность;
поставляемое оборудование изготовлено в полном соответствии с описанием, техническими условиями, спецификацией и условиями контракта; испытано, обеспечивает предусмотренную производительность и качество выпускаемой продукции при условии эксплуатации и обслуживания оборудования в соответствии с инструкциями продавца;
доброкачественность, полноту и комплектность технической документации и чертежей, предусмотренных контрактом;
срок гарантии нормальной и бесперебойной работы оборудования устанавливается в 12 месяцев с даты пуска его в эксплуатацию, но не более 18 месяцев с даты поставки последней части оборудования, без которой оборудование не может быть пущено в эксплуатацию. Эти сроки соответственно продлеваются, если имела место задержка в пуске оборудования в эксплуатацию или эксплуатация была приостановлена не по вине покупателя. Указанный срок гарантии не распространяется на быстроизнашивающиеся части;
датой пуска оборудования в эксплуатацию считается дата подписания «Протокола о проведении окончательных испытаний и сдачи оборудования в эксплуатацию»;
если в период пуска и (или) окончательных испытаний и (или) в течение сроков гарантии выявятся недостатки, неполнота и (или) некомплектность оборудования и (или) технической документации полностью или частично, то независимо от того, могло ли это быть установлено при испытании на заводах продавца или субпоставщиков, продавец обязуется незамедлительно за свой счет устранить все обнаруженные дефекты путем исправления либо замены дефектного оборудования или его частей новым доброкачественным оборудованием.
В этом случае покупатель вправе потребовать от продавца уплаты штрафа как за просрочку в поставке, считая с даты заявления претензии по день устранения дефекта или по дате поставки нового оборудования взамен забракованного;
8) замененная дефектная техническая документация, оборудование и (или) части возвращаются продавцу по его требованию и за его счет в срок, согласованный сторонами. Все транспортные и другие расходы, связанные с возвратом или заменой дефектных предметов, как на территории страны покупателя и страны транзита, так и на территории страны продавца, несет продавец.
Указанный выше срок гарантии в отношении нового оборудования, машин, аппаратов или частей, поставленных взамен дефектных, начинается снова с момента ввода их в эксплуатацию;
9) если продавец по требованию покупателя без промедления не устранит заявленные дефекты, то покупатель вправе устранить их сам за счет продавца без ущерба для своих прав по гарантии, причем продавец обязан оплатить ремонт в сумме фактических расходов, нормальных для данного рода операций. Мелкие недостатки, не терпящие отсрочки и не требующие участия продавца в их устранении, исправляются покупателем с отнесением на продавца фактических расходов;
если обе стороны признают обнаруженные дефекты неустранимыми или на их устранение требуется более четырех месяцев, то покупатель вправе отказаться от контракта. В этом случае продавец возвращает покупателю стоимость поставленного оборудования, уплачивает штраф в размере 8% цены контракта и возмещает покупателю понесенные им в связи с этим убытки;
в случае если покупатель не воспользуется своим правом аннулировать контракт, то продавец обязан без промедления за свой счет устранить все дефекты и уплатить покупателю штраф в размере 8% стоимости оборудования;
продавец обязуется по требованию покупателя направить своих специалистов для осуществления шефмонтажа и пуска в эксплуатацию оборудования, поставленного по контракту;
продавец гарантирует покупателю, что продавец обладает в необходимом объеме правами на все соответствующие патенты и изобретения на поставляемое оборудование и что оборудование, поставленное по контракту, может быть использовано покупателем без каких- либо претензий со стороны третьих лиц и без нарушения каким-либо образом их прав.
В случае если покупателю или его клиентам в стране покупателя будут предъявлены со стороны третьих лиц какие-либо претензии, связанные с нарушением их патентных прав, продавец обязуется в таком случае возместить покупателю все расходы и убытки причиненные ему или его клиентам, связанные с нарушением этих прав.
Покупатель по получении каких-либо претензий со стороны третьих лиц, адресованных ему или его клиентам и основанных на таком нарушении, немедленно извещает об этом продавца, и продавец должен за свой счет и риск принять меры к урегулированию заявленных претензий третьих лиц.
- Введение Мировой рынок и международная торговля
- Сущность и виды международной торговой политики
- Глава 1.
- 1.1. Роль и место договорных отношений в системе мирохозяйственных связей
- 1.2. Межгосударственное и международное регулирование мирохозяйственных связей
- 1.3. Особенности договорных отношений в области международных коммерческих операций
- Глава 2 Международные коммерческие операции: сущность и содержание
- 2.1. Содержание понятий «международное коммерческое дело» и «международные коммерческие операции»
- 2.2. Виды международных коммерческих операций
- 2.3. Содержание понятия «международная торговая сделка»
- 2.4. Классификация контрагентов как субъектов международных коммерческих операций
- Глава 3. Внешнеторговые сделки купли-продажи
- 3.1. Внешнеторговые сделки купли-продажи
- 3.2. Контракт. Основное содержание и порядок оформления
- 3.3. Базисные условия контракта. «Инкотермс»
- Как применять инкотермс при заключении внешнеторгового контракта
- Глава 4 внешнеторговые операции и сделки: содержание, признаки, виды лекция 4
- 1. Содержание внешнеторговых операций и сделок
- Внешнеторговые операции —основные и обеспечивающие
- Сделки и договоры
- Сущность внешнеторговой сделки
- 2. Виды внешнеторговых сделок и соответствующих операций
- Объекты внешнеторговых сделок
- Направление товарных поставок
- Срок действия и периодичность поставок
- 3. Методы выхода на внешний рынок
- Лекция 5
- Агентские соглашения
- Дистрибьюторский договор
- Договор комиссии
- Договор консигнации
- Договор поручения
- Договор коммерческой концессии (франчайзинг)
- Международные соглашения по договорам коммерческого представительства
- Лекция 6 Сделки, совершаемые на международных товарных биржах.
- Объекты биржевой торговли
- Общая характеристика биржевых операций
- Техника совершения биржевых сделок
- Изменение характера биржевой торговли в конце XX в.
- Товарные биржи в России
- Лекция 7 Торговые операции на международных аукционах
- Объекты аукционной торговли и ее географическое размещение
- Организация и техника аукционной торговли
- Размещение заказов через международные торги
- Глава 4
- Лекция 8
- Лекция 9
- Глава 4
- 1.Общие рекомендации по содержанию и форме контракта
- Определение предмета контракта и количества товара
- Выбор базиса поставки
- 1. Общие рекомендации по содержанию и форме контракта
- 2. Определение предмета контракта и количества товара
- 3. Выбор базиса поставки
- Себестоимость продукции
- Себестоимость продукции
- Лекция 9 Характеристика качества товара
- Лекция 10
- Лекция 11
- Международные банковские операции
- Банк импортера
- Банк экспортера
- Банковские гарантии
- Возможности мошенничества в сделке или документах.
- Основные цели договаривающихся сторон
- Позиции сторон при платеже
- Банковские гарантии
- Лекция 12
- 1.Претензии. Санкции
- 2. Форс-мажор (обстоятельства непреодолимой силы)
- 3. Порядок разрешения споров. Арбитраж.
- 4. Другие условия контрактов
- Контрольные вопросы
- Глава 6 исполнение внешнеторговых сделок
- 1. Работа по исполнению экспортных сделок
- Расчеты с иностранным покупателем за поставленный товар
- Работа с претензиями по экспортной сделке
- 2. Особенности исполнения импортных сделок
- Контроль за качеством и отгрузкой импортного товара
- Транспортировка товара из-за границы и ввоза в Россию
- Таможенное оформление ввозимого товара
- Расчеты за импортный товар
- Претензионная работа по импорту
- Контрольные вопросы
- I. Содержание дисциплины
- Глава 1.
- 1.1. Роль и место договорных отношений в системе мирохозяйственных связей
- 1.2. Межгосударственное и международное регулирование мирохозяйственных связей
- 1.3. Особенности договорных отношений в области международных коммерческих операций
- Глава 2 Международные коммерческие операции: сущность и содержание
- Глава 3. Внешнеторговые сделки купли-продажи
- 3.3.1.Как применять инкотермс при заключении внешнеторгового контракта
- Глава 4 внешнеторговые операции и сделки: содержание, признаки, виды лекция 4
- Лекция 5
- Лекция 6
- Лекция 7
- Глава 5
- Лекция 8
- Лекция 9
- Глава 6
- Международные банковские операции
- Банк импортера
- Банк экспортера
- Банковские гарантии
- 16. Страхование экспорта
- 17. Экспортная перевозка
- 17.1. Морская перевозка грузов.
- Договор морской перевозки.
- 1. Перевозка груза морским транспортом
- 1.1. Основные положения договора морской перевозки груза
- 1.2. Подача судна и погрузка груза
- 1.3. Исполнение договора морской перевозки
- 1.4. Прекращение обязательств по договору морской перевозки груза
- 1.5. Выгрузка и выдача груза
- 1.6. Ответственность перевозчика, отправителя и фрахтователя
- 17.3. Авиаперевозка грузов.
- 17.4. Наземная перевозка грузов.
- 18. Разрешение международных коммерческих споров