Банковские гарантии
Целью банковских гарантий является дополнительное обеспечение финансовых интересов сторон, участвующих во внешнеторговых сделках. На первый взгляд может показаться, что сам внешнеторговый контракт, подробно определяющий обязанности сторон, применение различных санкций за их невыполнение, порядок рассмотрения претензий и споров, в полной мере обеспечивает выполнение контрагентами своих обязательств. Однако на практике даже при самой тщательной проработке условий договора некоторые особенности поставок товаров, оказания услуг или совершения платежей, влияющие на реализацию сделки, проявляются только в процессе исполнения контракта и, как правило, не могут быть учтены заранее.
Кроме того, процесс рассмотрения претензий в арбитраже или суде занимает много времени (до нескольких месяцев и даже лет) и достаточно дорого стоит. Причем при рассмотрении дела в арбитраже (суде) третьей, «нейтральной», страны судебные издержки обычно выше, чем когда дело рассматривается в арбитраже страны одного из участников сделки. Наконец, даже выигранное дело в арбитраже или суде еще не означает, что вопрос урегулирован. Кредитору необходимо произвести взыскание с должника, что не всегда возможно (например, если последний оказался банкротом).
С учетом сказанного как экспортеры (подрядчики, кредиторы), так и импортеры (заказчики, заемщики) стремятся к дополнительному обеспечению своих интересов. При этом стороны по контрактам стараются добиваться, чтобы подобное обеспечение либо вообще исключало возможность нанесения им каких-либо убытков, либо позволяло быстро удовлетворить их требования к контрагенту, не выполняющему свои обязательства. Дополнительное обеспечение такого рода представляется банками в виде письменных односторонних обязательств, которые обычно называются банковскими гарантиями. Они могут называться также гарантийными письмами, так как часто выступают в виде писем, адресованных непосредственно лицам, в пользу которых выставлены (бенефициарам).
Таким образом, гарантию можно определить как поручительство банка-гаранта, принимаемое по отношению к какому-либо лицу (бенефициару) по поручению другого лица (принципала), в обеспечение выполнения последним своих обязательств перед бенефициаром. Содержанием обязательства по гарантии всегда является выполнение другого договора-контракта, к которому отсылает гарантия.
В силу договорной свободы гарантия принципиально может быть отнесена к любой цели обеспечения. В области экспорта инвестиционных товаров и продуктов крупного машиностроения со временем сформировались определенные типы гарантий.
Гарантия предложения (bid bond, tender bond) применяется в связи с международными торгами. От участников торгов требуют вместе с предложением предоставить гарантию банка (обычно от 2 до 5% суммы контракта). Это предпринимается с целью убедить покупателя в серьезности предложения и намерения этой стороны подписать контракт, если выдвинутое предложение будет принято. Кроме того, гарантия в этом случае показывает покупателю финансовую компетентность продавца и уверение покупателя в том, что по подписании контракта будут даны гарантии выполнения/поставки и (или) авансовых платежей.
Гарантия предложения должна покрыть расходы, возникающие для объявителя торгов, если фирма, которая получила заказ, отказывается от его выполнения, что приводит к необходимости повторить международные торги в целом.
Гарантия авансовых платежей используется в тех случаях, когда по условиям контракта для мобилизации продавца или покрытия других начальных расходов предполагается выплата аванса. Она является обеспечением интересов покупателя, который внес аванс: гарантирующий банк вернет ему внесенный аванс при невыполнении договора продавцом. Размер аванса обычно составляет от 10 до 20% суммы контракта, и желательно, чтобы гарантии данного типа были сформулированы в такой форме, по которой они вводились бы в действие только после получения продавцом согласованного аванса. Часто эти гарантии содержат статью о снижении обязательств, по условиям которой обязательства по гарантии снижаются по мере поставки товара, подтвержденной документами о поставке, или по мере окончания работ на объекте, также подтвержденного специальным сертификатом об окончании работ. Особенно важна точность в формулировке тех условий гарантии, которые определяют, как будет происходить снижение обязательств.
Гарантия выполнения договора (perfomance bond) обеспечивает требования импортера к экспортеру в том случае, если экспортер полностью или частично не выполнит согласованные поставки или обязательства по предоставлению услуг в соответствии с договором. Гарантия выполнения договора обычно содержит обязательство выплатить определенную сумму (обычно от 5 до 10% от суммы контракта), если покупатель заявляет, что действия продавца не соответствовали условиям контракта. Обычно гарантии выполнения договора заменяют любые гарантии твердого предложения, которые были представлены по контракту, но часто они даются дополнительно к гарантии авансовых платежей.
Гарантия поставки является обеспечением интересов покупателя в том случае, если продавец не произведет поставку товаров или не предоставит услуги в согласованный срок.
Гарантия качества (warranty bond) обеспечивает бенефициару гарантии при возникающих в течение определенного периода времени недостатках товаров, если контрагент эти недостатки не устранит.
Гарантия платежа составляется банком импортера в пользу экспортера и обеспечивает согласованное проведение платежа по торговой сделке, которая лежит в основе гарантии.
Гарантия коносамента применяется в тех случаях, когда платеж обеспечивается аккредитивом, товар уже находится в порту назначения, но коносаменты, необходимые для получения товара, еще не пришли. Банк импортера может дать гарантию коносамента владельцу пароходства или экспедитору, т.е. обещание взять на себя все возникающие расходы, если выявится, что приемщик товара не был правомерным получателем.
Гарантия удержания денег, представленная по контракту, который обусловливает удержание процентов с каждого платежа до полного завершения проекта и принятия его заказчиком, позволяет продавцу получать полную сумму каждого платежа, гарантируя в то же время покупателю, что эти средства можно будет вернуть при невыполнении условий контракта.
Гарантии обслуживания используются при заключении контрактов на строительство. Их цель — гарантировать, что после окончания работ строитель выполнит свои обязательства в период обслуживания объекта. Такие гарантии могут заменить удержание денег в течение периода обслуживания.
Банковские гарантии требований включают гарантии, которые обеспечивают выплату платежей по первому требованию («гарантии простого требования») или по первому требованию, подкрепленному документами, определенными в гарантии, такими как заявление, подписанное покупателем и/или продавцом, или заверенная копия арбитражного решения («гарантия условного требования»).
Гарантии первого требования налагают на банк непростые, юридически связывающие его обязательства, компенсацию за которые банк должен быть способен получить от продавца. Они могут оговаривать выплату по «первому или простому требованию» или «по первому или простому требованию, подкрепленному документом/документами, оговоренными гарантией». Это означает, что если банк получит требование, отвечающее оговоренным гарантией условиям, то он обязан заплатить без всякого обязательства со стороны клиента. Такой тип гарантии наиболее выгоден бенефициару, поскольку максимально обеспечивает его интересы. Реализация гарантии происходит в результате одностороннего принятия решения бенефициаром, т.е. исключается возможность возникновения каких-либо споров. Требование бенефициара должно быть заявлено в пределах суммы и срока действия гарантии. При выставлении безусловных гарантий банки обычно используют следующие формулировки: «Безусловно гарантируем...»; «Гарантируем безусловный платеж по первому требованию бенефициара...»; «Гарантируем безусловный платеж по первому простому требованию бенефициара независимо от возможных возражений со стороны принципала» и т.п. Безусловные гарантии выставляются банками, как правило, по поручению крупных постоянных клиентов; по таким гарантиям требуется внесение обеспечения.
Гарантии, требующие независимо выпущенных документов (например, сертификат арбитражного решения), могут рассматриваться как «условные гарантии», но они редко принимаются покупателями.
Реализация условной гарантии может зависеть от выполнения определенных условий, более или менее выгодных для бенефициара:
бенефициар должен указать причину заявления своего требования по гарантии, например, приложив сертификат о том, что он выполнию свои обязательства, обусловленные контрактом, а его контрагент не совершил в установленные сроки платеж;
к требованию бенефициара на платеж в счет гарантии должны быть приложены документы, подтверждающие выполнение им своих обязательств по контракту (например, счета транспортные, страховые и другие документы). Гарантии, предусматривающие представление комплекта отгрузочных документов, называются документарными;
требование бенефициара в счет гарантии должно быть подтверждено специальным документом — свидетельством полномочного третьего лица (например, торговой или торгово-промышленной палаты, арбитража и т.д.) о том, что контрагент (приказодатель по гарантии) не выполнил свои обязательства. Такое условие менее выгодно бенефициару, поскольку получение подобных свидетельств может потребовать значительного времени.
Наименее выгодны для бенефициаров условные гарантии, ставящие совершение платежа в прямую, зависимость от согласия на это принципала.
Нередко гарантии обязывают покупателей прилагать к любому требованию или включать в него свое заявление о нарушении продавцом условий контракта.
Банки требуют от продавцов, чтобы они удостоверились в ясности и недвусмысленности условий гарантии, так как в функции банков не входит судить или решать, насколько справедливы и правомочны претензии сторон.
Банковские гарантии первого требования должны быть законченным документом и не предполагать ссылок на третью инстанцию, или на соответствующий коммерческий контракт, или на любой другой документ, кроме тех, которые указаны в гарантии. Обязанности банка носят исключительно финансовый характер — выплатить определенную сумму денег, если условия гарантии были соблюдены. Банки не выполняют контракты и не исправляют последствия их невыполнения.
Сегодня необходимая независимость банковской гарантии от соответствующей финансовой операции особо подчеркнута использованием во всем мире статьи «выплатить по первому требованию». Эта статья подразумевает и отказ от всех возражений и протестов в связи с данной операцией.
Неуместные претензии к гаранту, например в случае контракта на закупки, могут быть предотвращены своевременными соглашениями, в соответствии с которыми при предъявлении претензий к гаранту необходимо представить документальное свидетельство нарушения: сертификаты уполномоченных лиц, мнения независимых экспертов, декларации, подписанные покупателем и продавцом, решения арбитража и другие документы подобного рода. Важно, чтобы один из этих документов был описан так же подробно, как для документарного аккредитива.
Абстрактный характер гарантии не ставится под угрозу простым условием, что бенефициар, предъявляя претензии, должен предоставить документы, адекватно и недвусмысленно определенные в гарантии. Платеж затем производится по первому требованию, только если соблюдены все условия, оговоренные в гарантии.
Все гарантии, используемые в международных операциях, можно разделить на следующие категории:
прямые;
непрямые (опосредованные);
подтвержденные.
Банк экспортера дает свою гарантию непосредственно иностранному бенефициару. Этот тип гарантии подчиняется законам страны, в которой находится банк экспортера, и имеет, как правило, срок действия.
В основу составления прямых гарантий в общем случае положена следующая схема.
Адресат/получатель гарантии.
Преамбула (введение):
договор, предложение, номер, дата;
название проекта, тендерная документация, референции;
предмет поставки, условия платежа;
предмет гарантии или договорное соглашение о составлении гарантии.
3. Основной текст (заявление об обязательстве):
гарант;
заказчик гарантии;
получатель гарантии;
обязательство по платежу:
по первому письменному требованию;
или (и) сообщением, т.е. утверждением того, что наступил гарантийный случай;
или (и) дополнительным предъявлением документов;
максимальная сумма;
процедура воспользования гарантией, возможная скидка.
Срок действия/возвращение гарантийного документа.
Правовая допустимость составления гарантии.
Установление действующего права.
Подпись гаранта.
Банк экспортера дает указание зарубежному банку-корреспонденту представить соответствующую гарантию в пользу бенефициара. Непрямая гарантия (опосредованная) в этом случае выдается этому иностранному банку.
Составление прямых гарантий часто оказывается невозможным в связи с тем, что по предписаниям многих стран только находящиеся на территории соответствующей страны банки вправе составить гарантию в пользу резидентов-бенефициаров. Таким образом, заказ на составление гарантии надо передать банку по местонахождению бенефициара.
Очевидно, что непрямые гарантии более проблематичны, чем прямые, так как в цепь инстанций, дающих гарантию, включен зарубежный банк. Поскольку эта гарантия подчиняется законам соответствующей импортирующей страны, надежность кредитного учреждения, дающего инструкцию об оформлении гарантии, не должна вызывать сомнений. Кроме того, увеличиваются расходы для заказчика по гарантии.
В случае подтвержденной гарантии вторичный 6aнк, дополнительно к первичному банку, берет на себя самостоятельное обязательство в пользу получателя гарантии. Первичный банк при этом составляет непосредственную гарантию, которая подтверждается вторичным банком авалированием (присоединением к ответственности). Если выбирается форма подтвержденной гарантии, то оба участвующих банка несут ответственность по отношению к получателю гарантии в качестве солидарных должников. Подтвержденных гарантий следует избегать из-за сомнительной правовой ситуации. Часто считают, что на подтвержденные гарантии распространяется право страны, где эта гарантия используется, т.е. право местонахождения первичного или вторичного банка.
В соответствии с национальными законами некоторых стран банковские гарантии требований, выпускаемые в пользу жителей данной страны, должны быть выданы местным банком. Однако даже там, где официально такого закона нет, зарубежные покупатели будут настаивать на том, чтобы гарантии в их пользу были выданы местным банком. Если в этой ситуации банк экспортера получает инструкцию организовать выдачу банковской гарантии требований от лица клиента, он должен проинструктировать соответствующий зарубежный банк-корреспондент о выдаче гарантии, а ему самому нужно обеспечить обоюдную гарантию компенсации от лица клиента. Обязательства банка от имени клиента могут подчиняться местному законодательству и требованиям, выдвинутым банком-корреспондентом.
В некоторых странах условия местного законодательства берут верх над указанным в банковской гарантии сроком ее действия, и бенефициар в этих случаях может предъявить претензию гораздо позднее.
В других странах местные правила требуют физической сдачи банковской гарантии бенефициаром прежде, чем она может считаться аннулированной.
Вовлечение зарубежных банков-корреспондентов приводит к взысканию местных комиссионных сборов в дополнение к тому, что обычно требует банк, выдающий гарантию.
С 1 января 1994 г. Международная торговая палата ввела новые Унифицированные правила в отношении требований, предъявляемых к банковским гарантиям29. Новые правила направлены на унификацию банковской практики при работе с гарантиями.
В данной работе показаны основные функции банков при проведении расчетов по внешнеторговым контрактам их клиентов.
Российские банки, стремящиеся предоставлять услуги своим кли-еитам на уровне мировых стандартов, в достаточно сильной степени зависят от иностранных банков-корреспондентов. Чем шире корреспондентская сеть, тем эффективнее проведение расчетов. Надежная корреспондентская сеть необходима также при подтверждении аккредитивов и выпуске гарантий, так как обычное требование контрагентов— подтверждение первоклассного .западного банка.
Выбор конкретной формы, в которой будут осуществляться расчеты по внешнеторговому контракту, определяется по соглашению сторон и фиксируется в разделе «Условия платежа», где устанавливаются:
срок исполнения;
место исполнения;
обеспечение платежа для экспортера;
обеспечение поставки товаров для импортера.
В международных расчетах российских предприятий и организаций применяются все рассмотренные в работе формы расчетов. Относительно редко отечественные организации прибегают к таким формам, как расчеты по открытому счету, с помощью чеков и т.п.
Применяемые формы расчетов различаются по доле участия коммерческих банков в их проведении.
Банковский перевод — самая простая и наиболее распространенная форма расчетов. Ее популярность объясняется низкой стоимостью операции, так как банк принимает в ней весьма незначительное участие. Российские банки используют различные средства передачи платежных сообщений — от телекса и модемной связи с иностранными банками-корреспондентами до системы СВИФТ.
Инкассовая форма расчетов менее распространена на российском рынке. Причиной этого является достаточно большой риск для экспортера в случае отказа импортера платить по документам. Инкассо применяется при использовании гарантий платежа против документов, при аккредитивной форме расчетов, а также при представлении документов с расхождениями.
Аккредитивы применяются довольно широко, особенно при заключении первого контракта с зарубежным партнером, когда нет уверенности в надежности поставщика. Это наиболее дорогостоящая форма расчетов. У клиентов могут возникнуть некоторые проблемы в связи с составлением контракта, предусматривающего платеж с помощью аккредитива, поскольку для многих фирм это первый опыт работы с аккредитивами. Здесь велика роль квалифицированных банковских работников в качестве консультантов.
Банковские гарантии — относительно новый инструмент на российском рынке. Банковские гарантии первоклассных банков предоставляют такую же степень надежности, как аккредитивы. Расходы по гарантии несколько ниже, чем по аккредитиву, но гарантии регулируются законодательством страны, в которой находится банк, выдающий гарантию, что может вызвать определенные осложнения при возникновении споров. Новые Унифицированные правила, выпущенные Международной торговой палатой 1 января 1994 г., если будут использоваться банками, возможно, помогут решить эту проблему. Гарантии российских банков в большинстве случаев необходимо подтверждать в иностранных банках-корреспондентах, что существенно увеличивает расходы клиентов. В последнее время в связи с ростом авторитета крупных российских банков выпущенные ими гарантии стали приниматься западными банками без покрытия.
Финансовые и коммерческие документы.
Tpamma30, или переводной вексель, согласно определению, данному в Акте «О переводных векселях» от 1982 г.,— это «безусловный письменный приказ одного лица другому, подписанный лицом, выдающим его, и предписывающий лицу, которому он адресован, уплатить по первому требованию или на фиксированную или установленную в будущем дату определенную сумму денег указанному лицу, или его приказу, или предъявителю».
По аккредитиву, который действителен для платежа, тратта, если она требуется, должна быть выписана и подписана трассантом (бенефициаром) и адресована трассату (оплачивающему банку). Она должна содержать дату выписки, сумму (цифрами и прописью) и быть выписана по предъявлению (по первому требованию) на имя ремитента (или его приказу, или на предъявителя).
Ремитентом может быть трассант, или трассат, или третье лицо. Практически всегда по документарным аккредитивам требуется, чтобы тратты выставлялись как оплачиваемые «приказу и с бланковым индоссаментом». Это означает, что они должны быть оплачиваемыми по приказу трассанта («нашему приказу»), который затем индоссирует их бланковой передаточной надписью. Такой индоссамент передает право получения по тратте держателю, или предъявителю, которым в случае аккредитива, действительного посредством платежа по предъявлению, будет оплачивающий банк.
Тратты могут выписываться приказу названного лица (ремитента) или индоссироваться приказу названного лица (индоссанта) и передаваться дальше посредством индоссамента, однако следует заметить, что стоимость тратты может быть затребована только держателем (т.е. ремитентом), индоссантом или предъявителем, лицом, владеющим ею.
По акцептным аккредитивам тратты скорее всего будут выписываться как подлежащие оплате на определенную дату в будущем, а не по предъявлению или по первому требованию. Таким образом, срок тратты может быть точно определен в следующих формулировках: «подлежит оплате спустя 30 дней после предъявления» или «подлежит оплате спустя 180 дней от даты выписки коносамента» — в зависимости от условий аккредитива, и тратта будет акцептована как подлежащая оплате на определенную дату в будущем. Если тратты или иные представленные документы не в полной мере удовлетворяют условиям аккредитива, то они называются несоответствующими (discrepancy).
По негоциируемым аккредитивам тратты могут выписываться по предъявлению или на установленный торговым обычаем срок, и трассатом будет либо банк-эмитент, либо покупатель.
Тратты могут содержать разнообразные оговорки, относящиеся к валютным курсам, расходам и процентам, предусматривать или не предусматривать регресс, но все тратты, выставляемые по документарным аккредитивам, должны содержать отличительную оговорку: «Выставлена по документарному аккредитиву № банка ».
Коммерческий счет-фактура31 (invoice) является документом, предоставляющим подробное описание товаров, включая суммы, цены за единицы товаров, номера заказов, номера лицензий, количество товарных партий, вес, детали упаковки, происхождение, отгрузочные отметки и номера, условия поставки, и общую сумму, подлежащую оплате. Если условия аккредитива включают фрахт и страхование, то иногда требуется, чтобы эти суммы в счете-фактуре указывались отдельно.
Коммерческие счета обычно оформляются на фирменном бланке продавца, адресованном покупателю, датируются и подписываются продавцом. Счета-фактуры обычно выписываются в нескольких экземплярах, поскольку они могут потребоваться для таможни, банка, страховой компании и других целей.
В инвойсах должна приводиться общая стоимость, которая не превышает сумму аккредитива. Если стоимость превышает сумму аккредитива, то банк может либо отказать в приеме документов, либо принять их при определенном условии, в соответствии с которым уплате подлежит только сумма аккредитива и принятие документов не означает, что превышение суммы будет оплачено.
Относительно инвойсов в «Унифицированных правилах» сказано: «Если иное не оговорено в аккредитиве, то инвойсы должны быть выписаны бенефициаром по аккредитиву (кроме случаев, оговоренных в статье 48 Унифицированных правил), и выписаны на имя при-казодателя аккредитива, и могут быть не подписаны».
Описание товаров в коммерческих счетах-фактурах должно соответствовать описанию в аккредитиве. Во всех других документах товары могут быть описаны в общих выражениях, не противоречащих описанию товаров в аккредитиве.
Сертификат происхождения32 представляет собой декларацию, указывающую страну происхождения товара. Этот документ требуется для подтверждения и определения применяемых импортных пошлин.
Сертификат происхождения должен быть выписан и подписан Торговой палатой и/или заверен консульством страны-импортера. Он может быть вполне достаточным, если бенефициар выписал его на своем фирменном бланке. В этом случае, если в коммерческом счете-фактуре указывается происхождение товаров, следует приложить еще один экземпляр счета-фактуры, озаглавленного «Сертификат происхождения».
В сертификате происхождения указываются названия и адреса покупателя (приказодателя или грузополучателя) и бенефициара (экспортера или грузоотправителя), удостоверяется происхождение товара и дается его описание. В нем должны быть также приведена стоимость товара, если это требуется по аккредитиву. В сертификат происхождения вносят отгрузочные отметки, номера и/или другие опознавательные знаки, для того чтобы можно было установить, что сертификат не противоречит каким-либо другим требующимся документам33.
Если бенефициар должен выписать весовой лист, то он может его объединить с упаковочным листом. При этом должны быть представлены копии каждого документа, количество которых соответствует требованиям аккредитива. Необходимая информация относительно весового и упаковочного листов может включаться в коммерческие счета-фактуры. В этом случае будут приниматься их копии с заголовком «Весовой лист» и «Упаковочный лист» соответственно.
Иногда весовые листы могут оформляться третьей стороной. Когда товары отправляются по железной дороге или автотранспортом, часто требуется квитанция о мостовом взвешивании.
Весовой лист показывает вес товаров (брутто, нетто и вес тары), который должен соответствовать весу, указанному во всех других документах, где он приводится (например, в счетах-фактурах или в транспортных документах).
В упаковочном листе, который обычно представляется бенефициаром, приводится подробное описание товаров и их упаковки, проставляются отметки и номера, указывается количество отдельных коробок или упаковок, количество и вид товара, содержащегося в каждой коробке или упаковке. Все эти сведения должны совпадать со сведениями об упаковке, отраженными в других документах (например, в счете-фактуре или транспортном документе).
Транспортные документы подтверждают погрузку на борт, или отправку, или принятие к загрузке товаров. В Унифицированных правилах транспортные документы рассматриваются в статьях 23—33. Для уточнения, что следует понимать под «приемлемыми» транспортными документами, эти статьи в редакции 1983 г. были расширены включением изменений в документации, вызванных контейнерной и смешанной транспортировкой товаров.
Традиционный морской коносамент34 (bill of lading) судоходной компании является распиской, предоставленной грузоотправителю (бенефициару или его агенту) за товары. Он служит доказательством договора о перевозке и передает право на владение товаром.
Коносаменты выписываются в комплектах, чаще всего по два или по три оригинала, один из которых может быть использован для вступления во владение товаром. Как правило, по аккредитивам требуется «полный комплект» коносаментов с указанием их количества, содержащегося в комплекте (например, 2/2 или 3/3).
Аккредитивы обычно предусматривают представление «погрузочных» коносаментов, подтверждающих, что товары были помещены на борт судна и готовы для отгрузки.
Альтернативой коносаменту, свидетельствующему о погрузке товаров, является коносамент, который указывает, что товары были получены для отгрузки, т.е. они были получены судоходной компанией или ее агентом и ожидают погрузки на борт.
Если аккредитив оговаривает, что требуется коносамент, свидетельствующий о погрузке товаров, то коносамент «получено для отгрузки» не будет принят, если он не преобразован в коносамент, свидетельствующий о погрузке, посредством внесения в него записи «отгружаемые после» или «на борт», соответствующим образом заверенной и датированной перевозчиком или его агентом.
Обратная сторона коносамента содержит множество оговорок, относящихся к срокам и условиям договора о перевозке. Слово «чистый», употребляемое в связи с «чистыми коносаментами», означает, что на лицевой стороне коносамента отсутствуют оговорки или пометки перевозчика, указывающие о дефектах в состоянии товаров и/или о повреждении упаковки.
Типичной формулировкой, излагающей требования документарного аккредитива, будет выражение «Полный комплект из 3/3 чистых бортовых морских коносаментов, выписанных приказу и с бланковым индоссаментом». Оно может быть продолжено словами «с отметкой "Фрахт оплачен"» или «с отметкой "Фрахт подлежит оплате в месте назначения» (в зависимости от того, кто отвечает за оплату фрахта — продавец или покупатель) и «известить компанию ABC» (с указанием полного адреса). Уведомляемой стороной обычно является покупатель (или его агент), который желает, чтобы его известили немедленно по прибытию судна в пункт назначения, для того чтобы он мог вступить во владение товарами.
Коносамент должен также содержать:
название судоходной компании (перевозчика);
название грузоотправителя (бенефициара или его агента);
название транспортного судна;
названия портов погрузки и разгрузки;
краткое описание товаров;
количество контейнеров, ящиков, упаковок или отдельных товаров;
подпись капитана торгового судна, или перевозчика, или его агента;
дату погрузки товаров на борт или получения для отгрузки. Следует различать два вида морских коносаментов: сквозные и перегрузочные,
которые служат для различных целей.
Сквозной коносамент используется перевозчиком, обеспечивающим перевозку морем только на часть маршрута. Далее товары транспортируются вторым перевозчиком (по морю, по суше или по воздуху), при этом используется тот же коносамент, покрывающий все путешествие. Сквозные коносаменты часто применяются вместо смешанных транспортных коносаментов, покрывая перевозки различными видами транспорта.
Перегрузочный коносамент используется только при морских перевозках и указывает, что перегрузка должна производиться с одного судна на другое. В нем наряду с портами первоначальной погрузки и конечной разгрузки указывается порт перегрузки.
Экспедиторские коносаменты, или «домашние» коносаменты, и необращаемые морские накладные35 не являются ни обращаемыми, ни товарораспорядительными документами. Однако в Унифицированных правилах редакции 1983 г. они были «узаконены» как имеющие право быть представленными по аккредитивам.
Экспедиторские коносаменты выписываются экспедиторами для покрытия товаров, перевозимых под их собственным покровительством. Если только это специально не запрещено по аккредитиву, такие коносаменты будут приниматься при условии, что они связаны с договором о перевозке товаров морем и выписаны экспедитором, выступающим в качестве перевозчика или агента указанного перевозчика.
Стандартная форма необращаемой морской накладной была разработана Генеральным советом британских морских перевозок и Комиссией по упрощению торговых процедур (SITRO). Этот документ позволяет грузополучателю получить доступ к товарам при его прибытии в место назначения в случае, когда товар прибыл, а документы — еще нет. Использование в этой ситуации традиционных транспортных документов может привести к задержке и простою. По необращаемым морским накладным товар выдается грузополучателю в месте назначения против документов, удостоверяющих его личность.
Если это не запрещено аккредитивом, необращаемые морские накладные будут приниматься при условии их соответствия статье 24(а) Унифицированных правил.
Коносаменты на смешанные перевозки36 обычно выписываются компаниями, осуществляющими контейнерные перевозки, для обеспечения отправки товаров в контейнерах от места принятия к загрузке до места конечного назначения.
Даже если перегрузки запрещены, иной способ перевозки является приемлемым по аккредитиву при условии, что вся перевозка покрывается одним транспортным документом — обычно накладной на смешанные перевозки.
Если документ на смешанные перевозки выписан экспедитором, то такой документ будет приниматься банками только в тех случаях, когда его представление разрешается аккредитивом, или когда из самого документа следует, что экспедитор исполняет обязанности перевозчика или агента названного перевозчика, или когда документ представляет собой FIATA-коносамент на смешанные перевозки.
FIATA (Federation Internationale des Associations de Transitaires et Assimiles), Международная федерация ассоциаций экспедиторов, основанная в мае 1926 г. в Вене, разработала коносамент на смешанные перевозки, который был одобрен Международной торговой палатой. Всём ассоциациям — членам FIATA разрешено выдавать такие коносаменты, которые принимаются, будучи представленными по документарным аккредитивам. Следует, однако, указать, что другие документы FIATA, такие как сертификаты о получении или транспортные сертификаты, не будут приниматься, если только это специально не оговорено в аккредитиве.
Авианакладные37 выписываются авиакомпаниями в комплектах по 12 экземпляров, из которых только три являются оригиналами. На первом оригинале ставится пометка «Для перевозчика», и он подписывается лицом, отгружающим товар (грузоотправителем) или его агентом. На втором оригинале ставится пометка «Для грузополучателя», и он подписывается грузоотправителем или его агентом; данный оригинал сопровождает товар. Третий оригинал с пометкой «Для грузоотправителя» подписывается перевозчиком и передается грузоотправителю, когда товар принят для доставки. Третий оригинал предъявляется при представлении документов по аккредитиву. Оставшиеся девять копий авиакомпания сохраняет у себя для различных целей.
Авианакладная не является товарораспорядительным документом, а представляет собой расписку за товары. В ней проставляются штамп перевозчика, подпись и дата исполнения, а также указываются:
номер рейса и дата отправки;
названия и адреса перевозчика или его агента, грузоотправителя и грузополучателя;
стоимость товаров и их кpaткое описание;
количество ящиков или упаковок, их вес, номера и другие требующиеся спецификации;
уплаченная или подлежащая оплате общая сумма фрахта.
Железнодорожные и автотранспортные накладные38 являются расписками за товары и представляют собой документы о доставке. В них указываются названия и адреса грузополучателя и грузоотправителя, количество отправленных коробок или упаковок, проставляются необходимые отметки и номера, приводится краткое описание товаров. В железнодорожной накладной должен стоять штамп станции, указаны дата отправления и номер товарной партии. В автотранспортной накладной, подписанной перевозчиком, указываются место и дата отправления, а также определенное место для доставки.
Иногда требуются и другие документы, такие как автотранспортные расписки, расписки перевозчика и экспедиторские расписки, но наиболее распространенными являются транспортные документы, которые перечислены выше.
Морское страхование представляет собой сложную и детально разработанную область, в рамках которой банки и брокеры предлагают профессиональные услуги. Экспортеры, нуждающиеся в консультациях в этой области, должны обращаться к специалистам по данным вопросам.
Условиями контракта между покупателем и продавцом оговаривается, кто страхует товары и от каких рисков товары должны быть застрахованы. Если страхование оформляет покупатель, то это указывается в аккредитиве, и страховые документы при этом обычно не требуются39. Если бенефициар является ответственным за страхование, то по аккредитиву требуется представление страхового полиса или сертификата на полную (CIF, CIP или СPT) стоимость товара плюс, как правило, 10%.
Морское страхование основывается на установленных Обществом лондонских андеррайтеров (ILLJ) оговорках L, В и С, включающих оговорки по страхованию грузов от военных рисков, забастовок, а также различные оговорки, касающиеся торговли. В дополнение к этому установлены отдельные оговорки по страхованию грузов, например в случае забастовок при авиаперевозках и отдельные оговорки по страхованию от военных рисков при отправке грузов почтой, по морю или по воздуху.
Если представляется полис, то подробное описание покрываемых рисков содержится в оговорках, приведенных в приложении к полису. Однако чаще всего используются сертификаты, оформляемые на бланках страховых компаний с предварительно отпечатанными видами покрываемых рисков. Эти бланки заполняются страхователем (бенефициаром).
В сертификатах указывается застрахованная стоимость товаров, перечисляются покрываемые риски, описываются товары, упаковка, проставляются отметки и номера, приводится название судна, даются сведения о маршруте (обычно страхованием покрывается доставка товаров от склада грузоотправителя до склада в месте назначения), а также оговаривается, где и кем будут оплачиваться страховые иски.
Обычно страховые сертификаты индоссируются страхователем, для того чтобы передать право на предъявление страховых исков банку-эмитенту или покупателю. Страховые документы должны быть датированы и подписаны страховщиком, иначе они будут недействительными.
Для того чтобы предотвратить мошенничество или оградить покупателя от возможного получения нестандартного или ненужного товара, могут быть затребованы сертификаты обследования40, выдаваемые инспекторами по досмотру, представляющими авторитетную третью сторону, например Societe Generate de Surveillance (SGS). Эти сертификаты свидетельствуют, что товары были осмотрены и признаны соответствующими заказанным. Осмотр товара важен для покупателя, который не знает хорошо своего продавца и понимает, что банк платит против соответствующих документов, не принимая во внимание фактическое состояние товаров.
Сертификат качества, выдаваемый поставщиком или производителем, может быть затребован, для того чтобы определить качество товаров. Однако этот документ в случае оспаривания предоставляет защиту по аккредитиву в меньшей степени, чем те, которые выданы признанными независимыми органами.
Сертификат анализа или ветеринарный сертификат могут быть затребованы, когда отгружаются продовольственные товары или живой скот. Они выдаются органами санитарного контроля для подтверждения качества продуктов или ветеринарной службой, удостоверяющей, что у животных отсутствуют инфекционные, заразные болезни.
Таможенные сертификаты используются в коммерческих операциях между некоторыми странами. В торговле с участием стран — членов ЕС существует множество сертификатов о льготах, перевозке и передвижении, которые могут быть затребованы. Среди них наиболее распространены документы, выданные в соответствии с формой EUR1. Форма EUR1 заполняется для преференциальной (льготной) торговли между странами ЕС и другими зонами свободной торговли и нуждается в удостоверении происхождения товаров, заверяемом таможней. Этот документ не может быть использован для других целей.
В последние годы вследствие военных и политических конфликтов между странами были введены сертификаты черного списка. Согласно этим сертификатам в сделку может вовлекаться любая из сторон, а также могут вводиться ограничения в отношении происхождения товаров, средств транспортировки и маршрута следования товаров.
Сертификаты черного списка служат для подтверждения того, что производитель, поставщик, грузоотправитель, страховщик или любая другая сторона не занесены в черный список страной, импортирующей товары, что сами товары или какие-либо их части не произведены в стране, занесенной в черный список, или что транспортное судно не будет заходить в порты, а самолет не будет совершать посадку в аэропортах стран, занесенных в черный список, а также пересекать их водное или воздушное пространство.
- Введение Мировой рынок и международная торговля
- Сущность и виды международной торговой политики
- Глава 1.
- 1.1. Роль и место договорных отношений в системе мирохозяйственных связей
- 1.2. Межгосударственное и международное регулирование мирохозяйственных связей
- 1.3. Особенности договорных отношений в области международных коммерческих операций
- Глава 2 Международные коммерческие операции: сущность и содержание
- 2.1. Содержание понятий «международное коммерческое дело» и «международные коммерческие операции»
- 2.2. Виды международных коммерческих операций
- 2.3. Содержание понятия «международная торговая сделка»
- 2.4. Классификация контрагентов как субъектов международных коммерческих операций
- Глава 3. Внешнеторговые сделки купли-продажи
- 3.1. Внешнеторговые сделки купли-продажи
- 3.2. Контракт. Основное содержание и порядок оформления
- 3.3. Базисные условия контракта. «Инкотермс»
- Как применять инкотермс при заключении внешнеторгового контракта
- Глава 4 внешнеторговые операции и сделки: содержание, признаки, виды лекция 4
- 1. Содержание внешнеторговых операций и сделок
- Внешнеторговые операции —основные и обеспечивающие
- Сделки и договоры
- Сущность внешнеторговой сделки
- 2. Виды внешнеторговых сделок и соответствующих операций
- Объекты внешнеторговых сделок
- Направление товарных поставок
- Срок действия и периодичность поставок
- 3. Методы выхода на внешний рынок
- Лекция 5
- Агентские соглашения
- Дистрибьюторский договор
- Договор комиссии
- Договор консигнации
- Договор поручения
- Договор коммерческой концессии (франчайзинг)
- Международные соглашения по договорам коммерческого представительства
- Лекция 6 Сделки, совершаемые на международных товарных биржах.
- Объекты биржевой торговли
- Общая характеристика биржевых операций
- Техника совершения биржевых сделок
- Изменение характера биржевой торговли в конце XX в.
- Товарные биржи в России
- Лекция 7 Торговые операции на международных аукционах
- Объекты аукционной торговли и ее географическое размещение
- Организация и техника аукционной торговли
- Размещение заказов через международные торги
- Глава 4
- Лекция 8
- Лекция 9
- Глава 4
- 1.Общие рекомендации по содержанию и форме контракта
- Определение предмета контракта и количества товара
- Выбор базиса поставки
- 1. Общие рекомендации по содержанию и форме контракта
- 2. Определение предмета контракта и количества товара
- 3. Выбор базиса поставки
- Себестоимость продукции
- Себестоимость продукции
- Лекция 9 Характеристика качества товара
- Лекция 10
- Лекция 11
- Международные банковские операции
- Банк импортера
- Банк экспортера
- Банковские гарантии
- Возможности мошенничества в сделке или документах.
- Основные цели договаривающихся сторон
- Позиции сторон при платеже
- Банковские гарантии
- Лекция 12
- 1.Претензии. Санкции
- 2. Форс-мажор (обстоятельства непреодолимой силы)
- 3. Порядок разрешения споров. Арбитраж.
- 4. Другие условия контрактов
- Контрольные вопросы
- Глава 6 исполнение внешнеторговых сделок
- 1. Работа по исполнению экспортных сделок
- Расчеты с иностранным покупателем за поставленный товар
- Работа с претензиями по экспортной сделке
- 2. Особенности исполнения импортных сделок
- Контроль за качеством и отгрузкой импортного товара
- Транспортировка товара из-за границы и ввоза в Россию
- Таможенное оформление ввозимого товара
- Расчеты за импортный товар
- Претензионная работа по импорту
- Контрольные вопросы
- I. Содержание дисциплины
- Глава 1.
- 1.1. Роль и место договорных отношений в системе мирохозяйственных связей
- 1.2. Межгосударственное и международное регулирование мирохозяйственных связей
- 1.3. Особенности договорных отношений в области международных коммерческих операций
- Глава 2 Международные коммерческие операции: сущность и содержание
- Глава 3. Внешнеторговые сделки купли-продажи
- 3.3.1.Как применять инкотермс при заключении внешнеторгового контракта
- Глава 4 внешнеторговые операции и сделки: содержание, признаки, виды лекция 4
- Лекция 5
- Лекция 6
- Лекция 7
- Глава 5
- Лекция 8
- Лекция 9
- Глава 6
- Международные банковские операции
- Банк импортера
- Банк экспортера
- Банковские гарантии
- 16. Страхование экспорта
- 17. Экспортная перевозка
- 17.1. Морская перевозка грузов.
- Договор морской перевозки.
- 1. Перевозка груза морским транспортом
- 1.1. Основные положения договора морской перевозки груза
- 1.2. Подача судна и погрузка груза
- 1.3. Исполнение договора морской перевозки
- 1.4. Прекращение обязательств по договору морской перевозки груза
- 1.5. Выгрузка и выдача груза
- 1.6. Ответственность перевозчика, отправителя и фрахтователя
- 17.3. Авиаперевозка грузов.
- 17.4. Наземная перевозка грузов.
- 18. Разрешение международных коммерческих споров