2.4. Классификация контрагентов как субъектов международных коммерческих операций
В международной торговле контрагентами называются стороны, находящиеся в договорных отношениях по купле-продаже товаров или оказанию различного рода услуг. Контрагентов, выступающих на мировом рынке, классифицируют на следующие категории: фирмы, союзы предпринимателей, государственные органы (министерства и ведомства) и организации, международные экономические организации системы ООН. Подавляющая часть международных коммерческих операций осуществляется фирмами.
Термин «фирма» применяется в мировой практике для условного обозначения контрагента, преследующего коммерческие цели. Под фирмой понимается предприятие, осуществляющее хозяйственную деятельность в области промышленности, торговли, строительства, транспорта, сельского хозяйства с целью извлечения прибыли.
Каждая фирма присваивает себе определенное фирменное наименование, под которым она регистрируется в торговом регистре своей страны. Фирменное наименование может содержать имя и фамилию одного или нескольких владельцев фирмы («Крупп», «Маннесман», «Форд», «Крайслер»), отражать характер деятельности фирмы («Дженерал моторс», «Дженерал электрик», «Айрон майнс», «Империал кемикал индастриз») либо содержать и то и другое («Дау кемикал», «Фарбверке Хёхст»). Наименование фирмы обозначается на бланках писем, счетах, печати, вывеске, в товарном знаке, рекламе. Фирменное наименование обязательно должно содержать указание на правовое положение фирмы. Например, в наименовании фирмы, являющейся акционерным обществом, обязательно должны содержаться слова «акционерное общество».
Выступающие на мировом рынке фирмы различают: по виду хозяйственной деятельности и совершаемым операциям по правовому положению по характеру собственности; по принадлежности капитала и контролю; по сфере деятельности.
Союзы предпринимателей - это объединения отдельных групп бизнесменов. От фирм они отличаются прежде всего тем, что целью их деятельности является не получение прибыли, а представление интересов входящих в них групп бизнесменов в правительственных органах и оказание содействия частным предпринимателям в расширении их экспорта.
Официальная цель союзов состоит в разработке и согласовании определенных общеотраслевых сфер деятельности: вопросов стандартизации продукции, организации консультационных служб, подготовки кадров, ведения отраслевой статистики и др. В ряде стран - Японии, Франции, Швеции - отраслевые союзы предпринимателей при согласовании вопросов с государственными органами выступают как официальные представители всей отрасли.
Союзы предпринимателей создаются в форме ассоциаций, федераций, советов и др. В зависимости от характера объединения различают союзы отраслевые, объединяющие бизнесменов одной отрасли промышленности, и союзы предпринимателей по роду деятельности. Отраслевые союзы объединяют предпринимателей одной отрасли промышленности или предпринимателей, производящих один вид продукции (например, ассоциация производителей целлюлозы, или ассоциация производителей бумаги, или ассоциация, объединяющая все предприятия химической промышленности). Союзы предпринимателей по роду деятельности - это ассоциации промышленных, торговых, туристических и прочих фирм.
Формально союзы предпринимателей не преследуют цели воздействовать на рынок и цены. Однако на деле они выполняют функции картелей, в ряде случаев не только диктуя и разделяя сферы влияния, но и вмешиваясь в вопросы производства путем установления квот для участников союзов. Так, ассоциации и федерации обычно регулируют не только цены, но и количество товара, которое фирма, входящая в них, может предложить в ответ на запрос со стороны иностранных покупателей. Если установленная данной фирме экспортная квота не покрывает всего запрашиваемого количества, то по указанию ассоциации иностранной фирме предлагают других поставщиков. Такими методами компании добиваются ослабления конкуренции между членами ассоциаций. Некоторые ассоциации разрабатывают обязательные для своих членов формы типовых контрактов.
Большая часть союзов предпринимателей не осуществляет непосредственно международные коммерческие операции и, следовательно, не выступает на внешнем рынке в качестве контрагентов. Но в ряде государств, в частности в скандинавских странах, отраслевые союзы предпринимателей не только осуществляют в больших объемах международные коммерческие операции по поручению фирм-участников, но и зачастую выступают единственными поставщиками отдельных видов товаров на внешний рынок, обладая монопольным правом на их экспорт. Например, в Финляндии монопольное право на экспорт продукции лесобумажной промышленности предоставлено четырем союзам предпринимателей: «Союзу финских фабрик, обрабатывающих бумагу и картон» («Конверта»), «Союзу финских картонных фабрик», «Союзу владельцев финских лесопильных заводов», «Союзу владельцев предприятий, вырабатывающих ящичные комплекты». В Швеции и Норвегии экспорт продукции целлюлозно-бумажной промышленности также осуществляется через объединения соответствующих производителей, которым, однако, не предоставлено монопольное право. Так, «Шведское объединение бумажных фабрик», объединяющее всех производителей бумаги и картона в Швеции, занимается коммерческими операциями на рынках многих стран, где члены объединения выступают самостоятельно. Объединение занимается также вопросами обеспечения предприятий-членов сырьем, транспортом и пр. Его деятельность осуществляется за счет членских взносов, уплачиваемых фирмами пропорционально нетто-стоимости продаж.
В качестве контрагентов на мировом рынке выступают и другие отраслевые союзы Финляндии, Франции, Канады и других стран.
Государственные органы (министерства и ведомства) и организации относятся к третьей категории контрагентов, выступающих на мировом рынке. В отличие от государственных фирм они обычно не преследуют коммерческих целей. В коммерческих операциях на мировом рынке принимают участие лишь те министерства и ведомства, которым выдано на это специальное разрешение правительства данной страны. Например, в США правом выхода на внешние рынки пользуется Управление государственным имуществом, которое производит закупки и распродажи стратегических материалов, а также осуществляет на внешнем рынке продажу серебра из запасов правительства США; в Англии этим правом пользуется Министерство торговли и промышленности, в Индии - Министерство обороны, Министерство сельского хозяйства, через которое осуществляется 90% импорта сельскохозяйственной продукции.
Наибольшее число государственных организаций, пользующихся правом выхода на внешние рынки, имеется в развивающихся странах, вставших на путь независимого развития. Например, в Аргентине экспорт зерна осуществляется через Национальный комитет по зерну, экспорт мяса - через Национальный комитет по мясу (оба монопольного права не имеют).
Министерство социального обеспечения и общественного здравоохранения Аргентины осуществляет 80% ввоза в страну медикаментов, медицинских инструментов и оборудования. Главное управление государственного снабжения Аргентины выступает на внешнем рынке покупателем товаров для нужд государственных учреждений; Управление государственных электростанций является крупнейшим импортером электросилового и электротехнического оборудования; Национальное управление шоссейных дорог Аргентины выступает импортером дорожно-строительного и другого оборудования. Право самостоятельной закупки за границей товаров, согласно аргентинскому, законодательству предоставлено также организациям и ведомствам, находящимся в подчинении правительств отдельных провинций, и муниципалитетам крупнейших аргентинских городов. Они закупают за границей для своих нужд оборудование для жилищного и дорожного строительства, для бурения водных скважин, ирригации и мелиорации, для различных нужд городского хозяйства.
Значительное число государственных органов имеет право выхода на внешние рынки также в АРЕ, Алжире, Шри-Ланке и в других развивающихся странах.
Государственные организации и ведомства выступают в качестве контрагентов и в других коммерческих операциях: научно-техническом обмене, арендных операциях и др.
Международные организации системы ООН стали выступать в качестве довольно крупных покупателей товаров и услуг на мировом рынке.
К числу организаций, осуществляющих строительство инвестиционных объектов, относятся ПРООН и ЮНИДО.
ПРООН (функционирует с 1966 г.) имеет специальные фонды финансирования оперативной деятельности по оказанию многосторонней экономической и технической помощи. Фонды финансирования ПРООН образуются из целевых добровольных взносов государств - участников системы технического сотрудничества в рамках ООН. ПРООН является главным органом этой системы, регулирующим объем и направление средств на техническую помощь. В зачет суммы взносов государства - участники программы технической помощи могут производить поставки оборудования и материалов. Денежные фонды ПРООН распределяются между странами - получателями технической помощи. В пределах выделенных сумм правительства соответствующих стран определяют первоочередные потребности в области экономического и социального развития, а также разрабатывают список технических проектов, которые необходимо выполнить на предоставленные средства.
ПРООН осуществляет техническую помощь в основном в области выполнения предынвестиционных работ, а строительство ведется за счет правительств стран, принимающих помощь. Однако в последние годы ПРООН сама стала проводить финансирование и организацию строительства крупных промышленных объектов в ряде развивающихся стран (на суммы свыше 10 млн долл.).
В этих случаях ПРООН берет на себя выполнение «проектов техпомощи» на условиях контракта субподряда, заключаемого с государственными организациями или частными фирмами развивающихся стран.
В большинстве случаев непосредственными исполнителями проектов выступают другие специализированные организации системы ООН: ЮНИДО, ЮНКТАД, ЮНЭП (Программа ООН по охране окружающей среды), ЮНЕСКО, ФАО, МОТ (Международная организация труда). Эти организации выполняют проекты на основе субподрядов, т.е. коммерческих контрактов, заключаемых со специализированными инжиниринговыми фирмами на весь комплекс услуг, предоставляемых при строительстве объектов «под ключ». Построенный за счет средств ПРООН объект передается правительству страны - получателя технической помощи на заранее согласованных условиях.
- Введение Мировой рынок и международная торговля
- Сущность и виды международной торговой политики
- Глава 1.
- 1.1. Роль и место договорных отношений в системе мирохозяйственных связей
- 1.2. Межгосударственное и международное регулирование мирохозяйственных связей
- 1.3. Особенности договорных отношений в области международных коммерческих операций
- Глава 2 Международные коммерческие операции: сущность и содержание
- 2.1. Содержание понятий «международное коммерческое дело» и «международные коммерческие операции»
- 2.2. Виды международных коммерческих операций
- 2.3. Содержание понятия «международная торговая сделка»
- 2.4. Классификация контрагентов как субъектов международных коммерческих операций
- Глава 3. Внешнеторговые сделки купли-продажи
- 3.1. Внешнеторговые сделки купли-продажи
- 3.2. Контракт. Основное содержание и порядок оформления
- 3.3. Базисные условия контракта. «Инкотермс»
- Как применять инкотермс при заключении внешнеторгового контракта
- Глава 4 внешнеторговые операции и сделки: содержание, признаки, виды лекция 4
- 1. Содержание внешнеторговых операций и сделок
- Внешнеторговые операции —основные и обеспечивающие
- Сделки и договоры
- Сущность внешнеторговой сделки
- 2. Виды внешнеторговых сделок и соответствующих операций
- Объекты внешнеторговых сделок
- Направление товарных поставок
- Срок действия и периодичность поставок
- 3. Методы выхода на внешний рынок
- Лекция 5
- Агентские соглашения
- Дистрибьюторский договор
- Договор комиссии
- Договор консигнации
- Договор поручения
- Договор коммерческой концессии (франчайзинг)
- Международные соглашения по договорам коммерческого представительства
- Лекция 6 Сделки, совершаемые на международных товарных биржах.
- Объекты биржевой торговли
- Общая характеристика биржевых операций
- Техника совершения биржевых сделок
- Изменение характера биржевой торговли в конце XX в.
- Товарные биржи в России
- Лекция 7 Торговые операции на международных аукционах
- Объекты аукционной торговли и ее географическое размещение
- Организация и техника аукционной торговли
- Размещение заказов через международные торги
- Глава 4
- Лекция 8
- Лекция 9
- Глава 4
- 1.Общие рекомендации по содержанию и форме контракта
- Определение предмета контракта и количества товара
- Выбор базиса поставки
- 1. Общие рекомендации по содержанию и форме контракта
- 2. Определение предмета контракта и количества товара
- 3. Выбор базиса поставки
- Себестоимость продукции
- Себестоимость продукции
- Лекция 9 Характеристика качества товара
- Лекция 10
- Лекция 11
- Международные банковские операции
- Банк импортера
- Банк экспортера
- Банковские гарантии
- Возможности мошенничества в сделке или документах.
- Основные цели договаривающихся сторон
- Позиции сторон при платеже
- Банковские гарантии
- Лекция 12
- 1.Претензии. Санкции
- 2. Форс-мажор (обстоятельства непреодолимой силы)
- 3. Порядок разрешения споров. Арбитраж.
- 4. Другие условия контрактов
- Контрольные вопросы
- Глава 6 исполнение внешнеторговых сделок
- 1. Работа по исполнению экспортных сделок
- Расчеты с иностранным покупателем за поставленный товар
- Работа с претензиями по экспортной сделке
- 2. Особенности исполнения импортных сделок
- Контроль за качеством и отгрузкой импортного товара
- Транспортировка товара из-за границы и ввоза в Россию
- Таможенное оформление ввозимого товара
- Расчеты за импортный товар
- Претензионная работа по импорту
- Контрольные вопросы
- I. Содержание дисциплины
- Глава 1.
- 1.1. Роль и место договорных отношений в системе мирохозяйственных связей
- 1.2. Межгосударственное и международное регулирование мирохозяйственных связей
- 1.3. Особенности договорных отношений в области международных коммерческих операций
- Глава 2 Международные коммерческие операции: сущность и содержание
- Глава 3. Внешнеторговые сделки купли-продажи
- 3.3.1.Как применять инкотермс при заключении внешнеторгового контракта
- Глава 4 внешнеторговые операции и сделки: содержание, признаки, виды лекция 4
- Лекция 5
- Лекция 6
- Лекция 7
- Глава 5
- Лекция 8
- Лекция 9
- Глава 6
- Международные банковские операции
- Банк импортера
- Банк экспортера
- Банковские гарантии
- 16. Страхование экспорта
- 17. Экспортная перевозка
- 17.1. Морская перевозка грузов.
- Договор морской перевозки.
- 1. Перевозка груза морским транспортом
- 1.1. Основные положения договора морской перевозки груза
- 1.2. Подача судна и погрузка груза
- 1.3. Исполнение договора морской перевозки
- 1.4. Прекращение обязательств по договору морской перевозки груза
- 1.5. Выгрузка и выдача груза
- 1.6. Ответственность перевозчика, отправителя и фрахтователя
- 17.3. Авиаперевозка грузов.
- 17.4. Наземная перевозка грузов.
- 18. Разрешение международных коммерческих споров