logo
teper_tochno_vse_otvety (1)

1.2. Современные стратегии деятельности тнк.

Стратегия фирмы – способ реализации цели в меняющихся условиях рынка.

Основные направления современной стратегии деятельности ТНК:

1. Большое значение - научно-исследовательской деятельности – играют ведущую роль на мировых рынках технологий (ТНК – 80% обмена научно-технич знаниями). Заключают соглашения в сфере НИОКР и освоении их результатов. Создание стратегических альянсов (в производстве автомобилей, ЭВМ, авиакосмич, формацевтической и оборонной промышленностях) – для получения доступа к рынкам партнеров, использования новых технологий, сокращение времени для нововведений). Процесс интернационализации НИОКР - ТНК создают не только производственные и сбытовые филиалы, но и сеть исследовательских организаций, т.е. фирмы накапливают главные знания и проводят основные исследования в «своей» стране, чтобы лучше контролировать их распространение. Более 85% крупнейших ТНК – в США, Японии, ЕС – аккумулируют все важнейшие научные разработки в мире.

2. Рост капиталовложений в сферу услуг: развитие телекоммуникаций, сети Интернет – способствуют развитию ТНК через неограниченный обмен информацией.

3. Изменения в организационных формах ТНК. Традиционно – холдинговая система, основанная на контроле головной компании над дочерними. Теперь развиваются др формы:

А. Быстрый перенос штаб-квартиры в другую страну - налоговые и др выгоды (пример, в Китае – размещение «Кэнон», «Хьюллет-Паккард, «Хитачи» и др)

Б. Сетевая система организации – присоединение новых экономических субъектов через механизмы межфирменных транснациональных стратегических альянсов (ТСА) – размываются границы ТНК; включают связанные между собой, но до определенной степени независимые компании.

В. Появление транснациональных пустотелых фирм – передача части функций на договорной основе, т.е. продвижение товара под своей торговой маркой, не занимаясь его производством, сама компания занимается дизайнерской, маркетинговой и исследовательской деят-тью, но не вкладывается в производственный капитал.

3 стратегические линии (подхода ТНК):

  1. Затратоориентируемая – нацена на снижение себестоимости продукции путем использования более дешевых энергии и материалов, рабочей силы, приобретая их за рубежом. Эта деятельность связана с использованием достижений НТП – большие затраты, которые должны окупиться. Крупнейшие ТНК использую оба направления. Фирмы: «Майкрософт», ИБМ, «Сони», «Филипс» и др.

  2. Рыночноищущая – фирмы ищут «незанятые», более емкие рынки сбыта. (напр, западноевроп фирмы ведут борьбу с американскими фирмами за утверждение на перспективном китайском рынке). Не всегда есть возможность снижать себестоимость, проще занять выгодный рыночный сегмент.

  3. Ресурсоищущая – используют добывающие компании. Ведущий фактор – стремление к контролю над новыми месторождениями. Главная задача – расширить объем сырьевой базы. НК развитых стран – Экссон-Мобил, Конок-Филлипс, Тоталь, BP и др. Основные источники нефти и газа – на территории зарубежных стран. Российские НК – «Газпром» и «Лукойл»