logo
teper_tochno_vse_otvety (1)

34.1. Внешнеэкономические связи стран постсоветского пространства

Объем товарооборота между государствами СНГ пока находится на невысоком уровне, динамика и темпы его роста неравномерны. Сырьевая направленность экспорта некоторых государств Содружества ориентирует их на рынки третьих стран, а импортеры потребительских и капитальных товаров предпочитают их ввозить из стран дальнего зарубежья.

Степень ухода конкретных стран-участниц с рыночного пространства Содружества различна.По экспорту дальше всех ушли с него Россия, Казахстан, Армения, Таджикистан и Азербайджан. Главный их козырь – топливо и иные минеральные ресурсы, а также черные и цветные металлы, пользующиеся спросом в дальнем зарубежье. Страны, практически не имеющие такого преимущества – Молдавия, Грузия, Киргизия, Белоруссия и Украина, ушли с рыночного пространства СНГ в меньшей степени, а Узбекистану это вовсе не удалось.

Во всех случаях, кроме Узбекистана, роль России как торгового партнера снижается. Для Туркмении, Азербайджана и Таджикистана она уже ничтожно мала. Остальные страны СНГ переориентируются на других внешних торговых партнеров, в большинстве случаев – на рынок Евросоюза. Для Казахстана он в 3,3 раза весомее, чем рынок России, для Армении – в 3,8, для Таджикистана – в 5,4 раза, для Азербайджана – в 6,8 раза. Появились и другие перспективные центры притяжения: у Азербайджана, Грузии и Таджикистана – Турция, у Туркмении – Иран, у Армении – Израиль, у Киргизии – Объединенные Арабские Эмираты.

Россия занимает лидирующие позиции в экономической сфере на фоне других государств. Существенное превосходство российского научно-технического, промышленного, энергетического и финансового потенциала по сравнению с большинством других стран Содружества подпитывало их интерес к развитию торговли с нею. Причем их доступ к этому потенциалу еще с советских времен базировался на льготных условиях. На Россию приходится 51,2% общей численности населения, 77,4% суммарного ВВП Содружества и 71,7% его промышленной продукции.

В последние годы руководство России предпринимает попытки сохранить лидирующее положение страны в СНГ, оно взяло курс на укрепление СНГ.

Это вызвано такими факторами, как необходимость межгосударственного взаимодействия с целью борьбы с общими угрозами – международным терроризмом, экстремизмом, сепаратизмом, незаконным оборотом наркотиков и т.д.; военно-политическое сотрудничество в рамках региональных организаций; расширение сферы сотрудничества; в экономической, информационной, научно-технической, экологической и прочих областях.