logo
teper_tochno_vse_otvety (1)

39.2 Процесс регулирования международной миграции рабочей силы

Как "регулировщик" миграции, государство осуществляет свою политику в отношении иностранных граждан путем выдачи виз, разрешений на проживание, различных запретов и ограничений. Как орган, управляющий законодательной и политической системой общества, государство требует от населения соблюдения существующих норм. Место иностранца в новом обществе, успешность его функционирования здесь определяется возможностью приобретения легального статуса, равного или адекватного положению граждан страны приема. Предоставление этого статуса является прерогативой государства приема.

Достаточно широко распространено в литературе деление миграционной политики на три сегмента – иммиграционную, политику интеграции и натурализации.

Иммиграционная политика касается вопросов предоставления тем или иным лицам права на постоянное место жительства, контроля за нелегальной иммиграцией, социального обеспечения легальных (и нелегальных) иммигрантов;

Политика интеграции охватывает проблемы включения иммигрантов (в первую очередь с иными этническими, расовыми, религиозными «корнями») в жизнь страны своего пребывания.

Политика натурализации связана с условиями и процедурой предоставления гражданства легальным иммигрантам.

В целом можно выделить три уровня миграционной политики: мировой, международный (региональный) и национальный (на уровне отдельного государства).

На мировом уровне проявляется в действиях международных организаций, таких как ООН, МОТ, и в тех документах (Конвенция 1951г. о беженцах) и рекомендациях, которые ими принимаются на различных заседаниях и конференциях. Однако во всех дискуссиях о вопросах миграции просматриваются три основные «нити»: недостаток данных по миграции, отсутствие всесторонней теории, объясняющей миграцию, и весьма слабое понимание комплекса взаимосвязей между миграцией и устойчивым развитием.

Двойственность миграционной политики на мировом уровне заключается в том, что интересы международного сообщества или отдельных международных организаций (например, Мирового банка) могут входить в противоречие с национальными интересами отдельных государств.

Создание различных международных союзов между отдельными государствами, как правило, предусматривает и свободу передвижения граждан этих государств через их государственные границы, создание так называемых «прозрачных границ» (яркий пример – Евросоюз). Двойственный характер миграционной политики на этом уровне выражается в том, что с одной стороны, интересы и задачи союза в целом могут противоречить и не совпадать с интересами его отдельных государств.

В современных составляющей становится иммиграционная политика, характерная для большинства развитых стран, которые следят за характеристиками въезжающих к ним мигрантов – национальность, профессия, квалификация, возраст, семейное положение и т п.

С точки зрения проводимой в отношении иностранцев политики, до конца 90-х годов все западноевропейские страны являлись неиммигрантскими странами. В отличие от США, Канады, Австралии и Новой Зеландии, для которых факт рождения на их территории является основанием для получения гражданства, западноевропейские страны в большинстве своем базировались на этнической модели государства, при которой проживание в стране не являлось основанием для натурализации.

Основным направлением борьбы с нелегальной миграцией является сотрудничество со странами исхода. Оно предусматривает общий контроль границ (распространение информации между странами о миграционной ситуации); связи с агентствами по рекрутменту трудовых мигрантов; меры по интеграции мигрантов.

Канаду, Австралию и Новую Зеландию традиционно называют иммиграционными странами. Они проводят активную политику привлечения квалифицированных иммигрантов из разных стран мира. Во всех этих странах достаточно проста процедура получения вида на жительство для инвесторов и квалифицированных специалистов, при этом список требуемых профессий очень велик. Сразу по приезду в страну иммигранты получают статус постоянного жителя, дающий те же права пользования социальными благами, что имеют граждане. Отличается простотой и процедура получения гражданства, которое предоставляется спустя два-три года постоянного проживания на территории государства. Правительства не препятствуют получению постоянными жителями статуса граждан, скорее наоборот, пропагандируют переход постоянных жителей в граждане, считая, что натурализация будет полезной для национальной экономики.