logo
teper_tochno_vse_otvety (1)

16.2 Проблемы формиров новой архитектуры управления мх в усл мир кризиса

До недавнего времени регулирование международных эк. отношений строилось на договорной основе, с учетом деятельности междунар. организаций координационного типа. Этап глобализации требует качественно нового регулирования и качественно новых институтов. Теперь сила нац. гос-ва не может обеспечить реализацию интересов данной страны без нанесения ущерба другим гос-вам. Такое положение характерно не только в контексте противостояния развитых и развивающихся стран, но и в противостоянии 3 крупнейших центров мировой экономики – США, Западная Европа, Япония. Сегодня США серьезно утратили свои ведущие позиции в мире не только по объемным эк. характеристикам. Их место здесь в ближайшие годы займет Китай. Ослабла степень конкурентоспособности экспорта товаров из США, степень развития информационных технологий. По этому показателю до 2005 г. США занимали 1-е место, а в 2007 г. -7-е место.

Усилилась эк. позиция ЕС, совокупный ВВП которого выше чем в США почти на 25%. Это также подтверждается утратой долларом своих непререкаемо прочных позиций. На лидерские позиции в мировом хозяйстве претендуют и страны развивающегося мира. Прежде всего Китай, затем Индия, Бразилия. Серьезную силу представляют развивающиеся гос-ва Юго-Восточной Азии.

В совр. усл. нужны иные принципы регулирования мирохозяйственных отношений, которые базировались бы на выработке наднациональных форм регулирования. Поэтому в последние 5-8 лет активно обсуждается вопрос о создании «новой архитектуры» мирового хоз-ва. Здесь под архитектурой понимаются соответствующ. принципы, формы и институты, кот. отвечали бы задачам глобализирующейся мир. эк.

Критика: МВФ и система Мирового банка - их инструменты и подходы не снимают острых валютно-финансовых потрясений и противоречий, не способствуют решению проблемы мир. долгового кризиса; они были созданы в интересах США и развитых стран, а миру необходимы глобальные финансовые учреждения, кот. будут сосредоточены на согласовании действий, контроле и техн. помощи, а не на устаревших кредитных механизмах.

Подобные требования выдвигаются в адрес других междунар. эк. организаций. Необходимы более сильные средства принятия общих, согласованных решений – наднациональные формы.

В деят-ти многих междунар. эк. организаций закреплены элементы наднац. характера, с самого начала их функционирования. Но эта черта долгое время оставалась невостребованной, поскольку до настоящего времени регулирование междунар. эк. отношений осуществлялось на основе удовлетворения нац. интересов. Необходимость усиления наднационального начала обусловлено растущей взаимозависимостью стран, решающих общепланетарные задачи оптимального мироустройства.

Создание новой архитектуры управления мирохозяйственными процессами пойдет по двум взаимосвязанными направлениями. Первое – это перестройка принципов функционирования существующих междунар. организаций, усиливающая использование наднац. средств регулирования. Весьма отчетливо средства наднационального регулирования представлены в деятельности ВТО. Второе направление связано с созданием новых междунар.организаций, в деятельности которых наднац. формы регулирования будут преобладать. Полагаем, что примерами таких организаций могут служить механизмы европейской интеграции, в частности, механизмы функционирования валютной политики на основе действия единой европейской валюты.