logo search
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ М ДОГ ОТНОШЕНИЯ для студентов

Объекты аукционной торговли и ее географическое размещение

На аукционах ведется торговля только реальным наличным товаром и никакие фиктивные сделки не заключаются. Покупатели знакомятся с качеством товара по предварительному осмотру до аукционного торга.

Объектами аукционной торговли явля­ется сравнительно ограниченный круг товаров, которые обладают сугубо ин­дивидуальными свойствами и не под­даются стандартизации. К ним отно­сятся чай, фрукты, овощи, рыба, цветы, табак, пушно-меховое сырье (шкурки), шерсть немытая, ряд других видов текстильного сырья, ло­шади спортивные и племенные, скот, кустарно-художественные изде­лия, предметы антиквариата и некоторые другие товары. По таким то­варам, как пушнина, чай, немытая шерсть, цветы, на аукционную тор­говлю приходится основная часть мирового товарооборота.

Среди множества международных аукционов, вероятно, наиболь­шее количество приходится на группу пушно-меховых аукционов (бо­лее ста).

Помимо традиционных эпизодически могут проводиться разовые аукционы для принудительной распродажи имущества неплатежеспо­собных должников; из вырученных средств погашаются (хотя бы час­тично) долги национальных и иностранных кредиторов.

Некоторым исключением из общего правила представляется ведение торговли по отдельным товарам параллельно на аукционах и биржах. В част­ности, типично биржевой товар — кофе зеленый (в зернах) продавался в не­которых производящих странах (в Индии и восточноафриканских странах) на внутренних аукционах. Мытая шерсть, как достаточно однородный товар, продается на биржах, а немытая шерсть как индивидуализированный то­вар — на аукционах.

Аукционы организовывались преимущественно в основных цент­рах потребления, а в некоторых случаях и в районах производства (сбо­ра, добычи) соответствующей продукции. Исторически большинство аукционов оказались сосредоточенными в промышленно развитых странах — городах Западной и Северной Европы (Лондон, Амстердам, Копенгаген, Осло, Стокгольм и др.) и Северной Америки (Нью-Йорк, Монреаль). Города Австралии и Новой Зеландии (Веллингтон, Мель­бурн, Сидней и др.) стали ведущими центрами аукционной торговли немытой шерстью, основная часть которой направляется на экспорт в другие страны.

Во второй половине XX в. в связи с крахом колониальной системы складывается организованная аукционная торговля в ряде развиваю­щихся стран - продуцентов. Например, крупные чайные аукционы в Индии (Калькутта, Кочин), Щри-Ланка (Коломбо) стали ведущими центрами мировой торговли чаем, намного превзойдя по объему сде­лок Лондонский аукцион, который в прошлом играл главную роль в мировой чайной торговле. В странах Восточной Африки также были организованы аукционы, хотя и не столь крупные, по продаже чая пре­имущественно на экспорт. В последние годы стал широко известен чайный аукцион в Сингапуре, где продается продукция некоторых стран Азии и Океании.