Организация и техника аукционной торговли
Периодичность проведения аукционов аукционной торговли зависит от характера товара, сезонности его поступления для продажи, объема предложения и спроса. Например, на чайном аукционе в Калькутте торги проходят практически ежедневно на протяжении всего года (с небольшими перерывами). Многие другие аукционы проводятся гораздо реже. В частности, аукционы лошадей в Довиле (Франция) и некоторых других европейских городах проводились 1—2 раза в год и не всегда ежегодно.
На аукционах, как и на «классических» биржах, торговля ведется в специальных помещениях, причем помещение аукциона обычно располагается амфитеатром и может иметь еще специальное оборудование. На видном месте находится лицо, проводящее аукцион (аукционист), со своими помощниками (ассистентами), а в креслах зала размещаются потенциальные покупатели или их брокеры.
Аукционная торговля (торги) ведется строго по установленным правилам, которые обычно излагаются в Условиях аукционной продажи.
В целом проведение аукциона состоит из несколько этапов. Первым этапом является подготовка аукциона. Для скоропортящихся товаров он занимает минимальное время (в пределах 1—2 часов). Но для многих других товаров подготовительный период длится достаточно долго — до нескольких месяцев.
На этом этапе организаторы аукциона прежде всего заботятся о своевременном поступлении на аукционные склады от владельцев товара всех партий, намечаемых к продаже. По согласованию с организаторами аукциона предлагать свой товар для продажи на аукционе могут не только отечественные, но и иностранные продавцы за определенное комиссионное вознаграждение.
Поступающие партии товара сортируются, причем по нескольким признакам для ряда товаров. Например, при сортировке шкурок пушных зверей обращают внимание на район добычи (происхождение), цвет меха и его оттенки. Из однородного товара, как правило, представленного одним продавцом, комплектуются лоты. Размеры лотов могут быть разными. Так, на чайных аукционах лот обычно состоит из нескольких десятков ящиков.
На пушных аукционах небольшие лоты формируются из шкурок дорогих соболей — в количестве нескольких штук или немногих десятков, норки — нескольких сот шкурок, а белки — тысячи шкурок. При большом объеме предлагаемой пушнины сходные лоты объединяются в стринги в целях ускорения их последующей реализации на аукционных торгах.
Предлагаемые на аукционах дорогостоящие антикварные предметы обычно не объединяются в лоты, а продаются по отдельности. Аналогичным образом на аукционах по спортивным лошадям каждое животное представляется в качестве самостоятельного лота. Лошади в течение нескольких недель проходят специальную подготовку на прилегающей к аукциону территории: опытные наездники обучают их выездке, чтобы в ходе аукционного торга произвести наиболее благоприятное впечатление на покупателей, причем обращается особое внимание на поддержание хорошего здоровья животных, избежание получения ими травм.
По результатам формирования лотов и определения очередности их предложения для продажи на аукционе составляются каталоги. Эти каталоги, в которых указывается место и время проведения аукциона и перечисляются все лоты с присвоенными им номерами, заблаговременно рассылаются потенциальным покупателям в разных странах, в первую очередь — известным фирмам, традиционным участникам предыдущих аукционов. Параллельно о предстоящем аукционе может даваться реклама в специальной прессе и других СМИ.
До начала аукционного торга его организаторы предоставляют каждому покупателю возможность заблаговременно ознакомиться с предлагаемыми лотами, осмотреть эти лоты или отобранные образцы. При необходимости регулярным покупателям рассылаются образцы для осмотра, опробования (дегустации).
Следует учитывать, что желающие принять участие в аукционе покупатели также активно готовятся к аукционным торгам. Серьезные покупатели заблаговременно проделывают большой объем работы, включающий обстоятельное изучение и анализ всей возможной информации о предстоящем аукционе. В круг объектов изучения входят такие вопросы, как ожидаемое соотношение предложения и спроса по отдельным видам аукционного товарного ассортимента, уровень профессионализма организаторов аукциона, позиция вероятных крупных покупателей на аукционе и возможная конкуренция между ними, деловые и личные качества аукционистов и т.д.
Покупатель вправе определять, целесообразно ли командировать своих представителей на аукцион и каким брокерам (в том числе местным) поручить проведение закупок. До начала аукциона покупатель или действующий по его поручению брокер знакомится с предложенным ассортиментом, выявляет интересующие его лоты и скрупулезно проверяет их качество. В результате определяется окончательный набор намеченных к покупке лотов и желательные лимиты цен по каждому лоту, что фиксируется в имеющемся у покупателя каталоге (при необходимости условными обозначениями).
При ограниченном числе покупателей возможна договоренность между ними о предельном уровне цен на те или иные лоты, хотя это противоречит принципам добросовестной конкуренции. Однако возможности предотвратить такие явления у организаторов аукциона невелики.
Весьма ответственный этап — проведение самого аукционного торга. Он может проходить довольно быстро (несколько минут или часов) либо продолжаться несколько дней (даже неделю) в зависимости от количества лотов, выставляемых на продажу.
Аукционист поочередно предлагает к продаже партии товара (лоты) или отдельные предметы, перечисленные в каталоге (скоропортящиеся товары предъявляются в натуральном виде без составления каталога), с объявлением начальной цены. Покупатель, желающий приобрести предложенный лот по названной цене, без промедления извещает об этом аукциониста устно (как правило, выкриком при гласном способе ведения аукциона) либо условным знаком (жестом или иным способом — на негласном, немом аукционе). При негласном способе проведения аукциона имя покупателя, известное только организаторам аукциона, не подлежит разглашению.
В большинстве стран аукционные торги ведутся по методу «повышения цены». Первоначально аукционист объявляет некую минимальную цену очередного лота исходя из предложения продавца. Любой участник торгов вправе принять эту цену либо повысить ее на величину, предусмотренную аукционными правилами. При высоком спросе первоначальная цена повышается неоднократно. Покупателем соответствующего лота становится лицо, назвавшее наивысшую цену, не перекрытую никем. Таким образом поочередно предлагаются все лоты.
В некоторых случаях покупка крупного лота может быть поделена между двумя, тремя и даже четырьмя покупателями, которые стремятся избегать искусственного завышения цены (например, лот чая, состоящий из 48 ящиков, может быть разделен на кратное число: две, три или четыре части между разными покупателями). Если первоначальная цена не устраивает никого из присутствующих, аукционист по своему усмотрению может снять соответствующий лот с продажи либо в особых случаях снизить ранее объявленную цену. Аукционист вправе снять с продажи любой лот без объяснения причин.
На ряде аукционов используется метод проведения торгов «с понижением цены», когда первоначально объявляется максимальная цена лота, а затем она постепенно снижается. Номер лота и движение цены обычно обозначается на электронном табло (циферблате) в аукционном зале. Понижение цены продолжается до тех пор, пока кто-либо из покупателей не изъявит желание совершить покупку. Об этом он сигнализирует нажатием кнопки; в этот момент на циферблате фиксируется цена продажи и высвечивается идентифицирующий покупателя номер. По этому методу проводятся многие аукционы по продаже цветов, фруктов, овощей, рыбы и других скоропортящихся товаров в Голландии. Отсюда способ проведения торговли с понижением цены стали называть «голландским».
При проведении торгов на крупных аукционах, когда в каталоги включаются сотни или тысячи лотов, торговля идет достаточно динамично (в течение часа может быть продано несколько сот лотов). Хотя заключение сделок на аукционах осуществляется в устной форме, в конце рабочего дня каждый покупатель подписывает стандартный контракт, в который могут быть включены дополнительные пожелания покупателя в отношении транспортировки товара с аукционного склада, страхования товара и другие условия.
В отдельных случаях продажа особо ценных, дорогостоящих предметов (уникальные произведения искусства, выдающиеся экземпляры спортивных жеребцов) оформляется не обычным аукционным контрактом, а как внеаукционная сделка. При этом реальный покупатель, желающий остаться инкогнито, не, фигурирует в качестве стороны контракта, а поручает назначенному им посреднику оформить сделку, провести расчеты и получить товар на его имя. На некоторых аукционах стало входить в практику проведение закупок по телефону, а в обозримом будущем возможно использование других средств электронной связи.
На завершающих этапах производятся расчеты за приобретенный товар и передача товара покупателям. В зависимости от правил аукциона оплата товара происходит единовременно при покупке либо в два этапа: примерно треть суммы оплачивается при подписании контракта, а остальная часть — при получении товара покупателем с аукционного склада (на основании приемо-сдаточного акта) или после отгрузки товара согласованным видом транспорта в указанный покупателем адрес (на основании отгрузочных документов). Следует иметь в виду, что покупатель аукционного товара не вправе заявлять претензии по качеству, кроме случаев обнаружения скрытых дефектов, которые невозможно было выявить при осмотре товара перед аукционом. Последнее покупатель еще должен доказать.
Иностранный покупатель может поручить своему брокеру не только покупку товара на аукционе, но и выполнение за дополнительное вознаграждение других обязанностей. К ним относится проведение расчетов за купленные лоты, получение товара с аукционного склада, подготовка его к отгрузке, оформление необходимых документов и организация отправки товара в адрес покупателя.
Цены, складывающиеся на ведущих международных аукционах, по существу, характеризуют уровень мировых цен на соответствующие товары и служат ориентиром при заключении внеаукционных сделок в промежутках между аукционами.
Проведение международных аукционов в нашей стране и участие в зарубежных аукционах
В нашей стране были организованы два типа постоянно действующих международных аукционов: по продаже пушнины и лошадей. В 1931 г. в Ленинграде начал действовать пушной аукцион. В довоенные годы на продажу выставлялись пушнина, добытая преимущественно промысловыми охотниками в сибирской тайге и тундре и поступавшая из заготовительных хозяйств этого региона, а также среднеазиатский каракуль.
Постепенно на аукционах стала преобладать норка клеточного разведения, поступающая из звероводческих совхозов. Затем в совхозах стали разводить также соболя и песца.
До начала 90-х гг. считалось, что ленинградские аукционы представляют самые разнообразные в мире коллекции мехов (клеточных и промысловых), в том числе: соболя, норки, песца, лисицы, рыси, росомахи, горностая, колонка, волка, ондатры-крысы, белки и др. Торговля в целом шла по сравнительно умеренным ценам. Все это привлекало иностранных покупателей. В периоды повышенного спроса за отдельные виды пушнины выручались довольно высокие цены. Ежегодно реализовывалось свыше 10 млн шкурок только клеточной норки. Традиционно самым крупным являлся январский аукцион, на котором в лучшие годы продавались многие миллионы шкурок.
Лениградские аукционы отличались более выгодными для покупателей условиями продажи по сравнению с зарубежными аукционами. В частности, цена проданных лотов устанавливалась на базисе франко-самолет или ФОБ Ленинград, а не франко-склад аукциона; по желанию покупателей за их счет проводилось страхование товара в пути; покупатель не занимался таможенным оформлением товара на территории нашей страны; по просьбе отдельных покупателей им предоставлялась рассрочка платежа.
Ленинградский аукцион приобрел высокий авторитет на мировом рынке и стал ведущим центром мировой пушной торговли. Товаропроизводители многих европейских и азиатских стран направляли свое пушно-меховое сырье для реализации на ленинградском аукционе.
В последние годы на аукционах в С.-Петербурге резко сократились объемы продаж и подешевели многие виды пушнины. Если в прошлом на аукционы съезжалось по нескольку десятков иностранных купцов, в том числе постоянные крупные покупатели, то на аукционах в декабре 2001 г. и январе 2002 г. участвовали лишь 5-6 активных зарубежных брокеров (из Великобритании, Италии, США, Турции, Китая, Японии).
Международные аукционы по продаже спортивных и племенных лошадей стали проводиться в нашей стране с 60-х гг. В год проходило до 6 аукционов — по одному в Подмосковье (Успенское), Ростове-на-Дону, Пятигорске и некоторых других городах Северного Кавказа, а также в Киеве и Риге. Многие аукционы, особенно в Подмосковье, собирали немало иностранных покупателей и завершались вполне успешно: Среди выставленных животных встречались выдающиеся скакуны, которые продавались по очень высоким ценам.
Однако средние аукционные цены были достаточно умеренными и не всегда удовлетворяли отечественных поставщиков. В связи с этим многим коневодческим хозяйствам — поставщикам зачастую было выгоднее реализовывать своих питомцев внутри страны, чем выставлять их на аукционы. Необходимо также учитывать, что после продажи животные должны были пройти длительный карантинный период до отправки за границу. Затем при транспортировке по железной дороге лошади нередко получали травмы, переломы конечностей, что служило основанием для отказа иностранных покупателей от получения закупленных животных. В последние годы трудно найти информацию в прессе об аукционной торговле лошадьми в России.
Использование иностранных аукционов осуществлялось двояким образом: (1) в целях стимулирования расширения экспорта некоторые отечественные товары направлялись на зарубежные аукционы для продажи и (2) для эффективного проведения крупных импортных закупок таких товаров, как чай и немытая шерсть.
В прошлом некоторые партии отечественной пушнины время от времени направлялись на зарубежные аукционы. Так, наша пушнина в ограниченном количестве выставлялась на Лондонском аукционе, в основном, с целью достижения более высокого уровня цен и использования этого фактора на очередных отечественных аукционах.
В последние годы некоторые российские производители из-за падения престижа С.-Петербургского аукциона стали поставлять пушнину на иностранные аукционы, в том числе в Хельсинки. В советский период продавались в Великобританию сравнительно небольшие партии грузинского чая, который наши покупатели реализовывали на Лондонском аукционе.
Эпизодически отечественные организации выставляли на зарубежных аукционах «Сотби» и «Кристи» некоторые кустарно-художественные изделия с целью проверки уровня цен и последующей ориентации при заключении обычных внеаукционных экспортных сделок.
Что касается импортных операций, с 50-х гг. советские внешнеторговые организации (сначала «Продинторг», затем «Союзплодоимпорт») стали крупными покупателями чая на аукционах в Индии и Цейлоне (Шри-Ланка). В периоды массовых закупок на эти аукционы командировались отечественные специалисты — титестеры, которые работали под руководством советского торгпредства и представителей внешнеторговой организации. Перед каждым аукционом опробовались образцы предлагаемых лотов чая и по интересующим нас лотам определялись лимиты цен, о чем давались соответствующие поручения местным брокерам.
В последние годы индийский и цейлонский чай ввозится в Россию и поступает в розничную торговлю преимущественно в расфасованном виде (в расфасовке иностранных производителей). По качеству этот чай заметно уступает прежним импортным поступлениям. Вообще импорт расфасованного продукта менее эффективен, так как чайное сырье значительно дешевле готового продукта и успешно расфасовывалось прежде на отечественных предприятиях.
В Новой Зеландии и Австралии на аукционах закупалась еще немытая шерсть для снабжения отечественной текстильной промышленности. Учитывая высокие командировочные расходы, проведение закупок на этих аукционах обычно поручалось местным брокерам.
- Введение Мировой рынок и международная торговля
- Сущность и виды международной торговой политики
- Глава 1.
- 1.1. Роль и место договорных отношений в системе мирохозяйственных связей
- 1.2. Межгосударственное и международное регулирование мирохозяйственных связей
- 1.3. Особенности договорных отношений в области международных коммерческих операций
- Глава 2 Международные коммерческие операции: сущность и содержание
- 2.1. Содержание понятий «международное коммерческое дело» и «международные коммерческие операции»
- 2.2. Виды международных коммерческих операций
- 2.3. Содержание понятия «международная торговая сделка»
- 2.4. Классификация контрагентов как субъектов международных коммерческих операций
- Глава 3. Внешнеторговые сделки купли-продажи
- 3.1. Внешнеторговые сделки купли-продажи
- 3.2. Контракт. Основное содержание и порядок оформления
- 3.3. Базисные условия контракта. «Инкотермс»
- Как применять инкотермс при заключении внешнеторгового контракта
- Глава 4 внешнеторговые операции и сделки: содержание, признаки, виды лекция 4
- 1. Содержание внешнеторговых операций и сделок
- Внешнеторговые операции —основные и обеспечивающие
- Сделки и договоры
- Сущность внешнеторговой сделки
- 2. Виды внешнеторговых сделок и соответствующих операций
- Объекты внешнеторговых сделок
- Направление товарных поставок
- Срок действия и периодичность поставок
- 3. Методы выхода на внешний рынок
- Лекция 5
- Агентские соглашения
- Дистрибьюторский договор
- Договор комиссии
- Договор консигнации
- Договор поручения
- Договор коммерческой концессии (франчайзинг)
- Международные соглашения по договорам коммерческого представительства
- Лекция 6 Сделки, совершаемые на международных товарных биржах.
- Объекты биржевой торговли
- Общая характеристика биржевых операций
- Техника совершения биржевых сделок
- Изменение характера биржевой торговли в конце XX в.
- Товарные биржи в России
- Лекция 7 Торговые операции на международных аукционах
- Объекты аукционной торговли и ее географическое размещение
- Организация и техника аукционной торговли
- Размещение заказов через международные торги
- Глава 4
- Лекция 8
- Лекция 9
- Глава 4
- 1.Общие рекомендации по содержанию и форме контракта
- Определение предмета контракта и количества товара
- Выбор базиса поставки
- 1. Общие рекомендации по содержанию и форме контракта
- 2. Определение предмета контракта и количества товара
- 3. Выбор базиса поставки
- Себестоимость продукции
- Себестоимость продукции
- Лекция 9 Характеристика качества товара
- Лекция 10
- Лекция 11
- Международные банковские операции
- Банк импортера
- Банк экспортера
- Банковские гарантии
- Возможности мошенничества в сделке или документах.
- Основные цели договаривающихся сторон
- Позиции сторон при платеже
- Банковские гарантии
- Лекция 12
- 1.Претензии. Санкции
- 2. Форс-мажор (обстоятельства непреодолимой силы)
- 3. Порядок разрешения споров. Арбитраж.
- 4. Другие условия контрактов
- Контрольные вопросы
- Глава 6 исполнение внешнеторговых сделок
- 1. Работа по исполнению экспортных сделок
- Расчеты с иностранным покупателем за поставленный товар
- Работа с претензиями по экспортной сделке
- 2. Особенности исполнения импортных сделок
- Контроль за качеством и отгрузкой импортного товара
- Транспортировка товара из-за границы и ввоза в Россию
- Таможенное оформление ввозимого товара
- Расчеты за импортный товар
- Претензионная работа по импорту
- Контрольные вопросы
- I. Содержание дисциплины
- Глава 1.
- 1.1. Роль и место договорных отношений в системе мирохозяйственных связей
- 1.2. Межгосударственное и международное регулирование мирохозяйственных связей
- 1.3. Особенности договорных отношений в области международных коммерческих операций
- Глава 2 Международные коммерческие операции: сущность и содержание
- Глава 3. Внешнеторговые сделки купли-продажи
- 3.3.1.Как применять инкотермс при заключении внешнеторгового контракта
- Глава 4 внешнеторговые операции и сделки: содержание, признаки, виды лекция 4
- Лекция 5
- Лекция 6
- Лекция 7
- Глава 5
- Лекция 8
- Лекция 9
- Глава 6
- Международные банковские операции
- Банк импортера
- Банк экспортера
- Банковские гарантии
- 16. Страхование экспорта
- 17. Экспортная перевозка
- 17.1. Морская перевозка грузов.
- Договор морской перевозки.
- 1. Перевозка груза морским транспортом
- 1.1. Основные положения договора морской перевозки груза
- 1.2. Подача судна и погрузка груза
- 1.3. Исполнение договора морской перевозки
- 1.4. Прекращение обязательств по договору морской перевозки груза
- 1.5. Выгрузка и выдача груза
- 1.6. Ответственность перевозчика, отправителя и фрахтователя
- 17.3. Авиаперевозка грузов.
- 17.4. Наземная перевозка грузов.
- 18. Разрешение международных коммерческих споров