logo search
teper_tochno_vse_otvety (1)

30.2 Оценка роли внешнеэкономического фактора в социально-экономическом развитии рф

Одной из характерных черт российских реформ стало фактическое превращение РФ в открытую экономику уже до формирования основ рыночного хозяйства. Уже осеню 1991 г. указом Президента РФ «О либерализации внешнеэкономической деятельности» от 15 ноября 1991 г. все предприятия-резиденты РФ были «выпущены» на внешние рынки без лицензии. Утверждалась заявительная форма регистрации участников внешнеэкономической деятельности. Все субъекты-участники обязаны были открыть валютные счета в каком-либо российском коммерческом банке. Курс рубля устанавливался на внутреннем валютном рынке в соответствии спроса и предложения. РФ уже в первые постсоветские годы на деле стала странной с открытой экономикой, развитие которой сильнейшим образом зависит от сдвигов в мировом хозяйстве и его конъюнктуры. Не менее 35-40% российского ВВП формировалось и используется в связи с результатами внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов и государства. РФ оказалась под сильнейшим влиянием не поддающихся регулированию с ее стороны мирохозяйственных факторов, особенно мировых цен на энергоносители. Обвальное падение цен на нефть решающим образом обусловило жесточайший финансовый кризис 1998-1999 гг. Лишь в текущем десятилетии стала формироваться материальная, финансовая и организационно-правовая база для противодействия этим дестабилизирующим влияниям извне. Усиление роли внешнего рынка в экономическом развитии России связано не только с переходом к рыночной экономике. Активное использование возможностей внешней реализации помогло России в первые годы реформ преодолеть остроту товарного дефицита. Обращение к импорту позволило смягчить трудности первых лет реформ.

Либерализация внешнеэкономической деятельности обусловило полную свободу действий экономических субъектов на внешнем рынке. Эта свобода была практически абсолютная. Такая ситуация обусловила серьезные негативные последствия для экономики России. Стали вывозить «все на свете», часто в ущерб национальным интересам страны.

Государство практически отказалось от регулирования экспортно-импортной деятельности. Все это больно ударило по национальным интересам страны, поставило ее как целостный субъект в зависимость от рынков развитых стран. В 1992-1994 гг., когда российский внутренний рынок не был наполнен в достаточной мере необходимым количеством и качеством товаров и услуг, многие предприятия и организации стремились разбогатеть на внешнеторговых связях, используя заниженный курс рубля.

Серьезной вехой на пути развития внешнеэкономической деятельности в России стало принятие закона «О государственном регулировании внешнеэкономической деятельности» от 7 июля 1995 г. Ясно была выражена главная цель – защита экономического суверенитета страны и обеспечение необходимых условий для эффективной интеграции экономики РФ в мировое хозяйство.

Важную роль в системе государственного регулирования внешнеэкономической деятельности сыграл Государственный таможенный комитет (ГТК) и действующий с 1994 г. таможенный кодекс, составленный в соответствии с действующими международными принципами и условиями. Большое значение имела деятельность Федеральной службы РФ по валютному и экспортному контролю, созданная в 1993 г. и действовавшая до 2000 г. Эта служба осуществляла контроль за соблюдением законов и правил в сфере валютных и экспортно-импортных операций.

«Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (2003 г.).Этот законодательный акт является ныне основным регулирующим документом, который полностью заменил действие федерального закона от 7 июля 1995 г.

Большое значение имеет система поддержки экспорта. Также велика роль форм экономического стимулирования экспорта для укрепления позиций российских товаров на мировых рынков. Наиболее действенными является экспортное кредитование, осуществляемое коммерческими банками. В системе государственного регулирования внешнеэкономической деятельности немалое место занимают защитительно-запретительные меры. Это наличие отдельных количественных ограничений экспорта и импорта, предоставление исключительного права на экспорт определенных видов товаров и услуг. Кроме того, существуют средства нетарифного регулирования, к которым следует отнести квотирование импорта, технические нормы изготовления, использования и эксплуатации импортной продукции, фармакологические нормы, санитарные, ветеринарные, экологические и прочие требования и стандарты, установленные законодательством РФ.

Определяющей тенденцией в системе управления внешнеэкономическими связями является все же либерализация. Однако либерализация не безоглядная, реализуемая в национальных интересах нашей страны. В этом отношении огромное значение имеет действие новой редакции федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 года.

Многие положения указанного закона отменяют действие ряда регулирующих мер государства. Это прежде всего отказ от системы обязательной продажи экспортерами части валютной выручки на внутреннем валютном рынке государству. Исключение неоправданного вмешательства государства в валютные операции резидентов и нерезидентов. Снятие всех ограничений на валютные операции между резидентами и нерезидентами, а также между нерезидентами. Резиденты отказывают без ограничений счета в иностранной валюте в зарубежных банках.

Реализация требований отмеченного закона стимулирует более активное и беспрепятственное включение России в мирохозяйственные связи на основе широкого использования российского рубля. Который может реально стать свободно конвертируемой валютой.