logo search
teper_tochno_vse_otvety (1)

32.1 Россия в международных экономических организациях. Проблемы адаптации российской экономики к требованиям вто

В 1992 вступили в м/н валютный фонд. Это нам было нужно, поскольку эта организации могла помочь нам реально в финансовом отношении.

Что касается того, что надо открыть внутренний рынок для импорта, можно ссылаться на рынок банковских услуг: 15 лет назад была дискуссия: допускать ли на этот рынок иностранные банки? Фактически установилась такая пропорция: 12,5% рынка мы можем отдать нерезидентам.

Россия добивалась вступления в ВТО с 1993 г. базе действовавшего с 1948 г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), которое стало своего рода «несущей опорой» ВТО. Вступление в ВТО облегчило бы доступ российской готовой продукции, в том числе машинотехнической, на рынки зарубежных стран.

При нынешней структуре экспорта РФ не нуждается в скорейшем вступлении в ВТО: в отношении углеводородов как его основной статьи во всем мире и без того практикуется самый либеральный импортный режим. Россия получает лишь шанс, но отнюдь не гарантию для решения стратегической задачи по диверсификации отечественного экспорта. В то же время РФ при вступлении в ВТО сразу же берет на себя обязательства по либерализации в течение переходного периода (2-7 лет по конкретным товарным позициям) своего импорта, что неизбежно создаст более или менее весомые проблемы в развитии многих отраслей – и прежде всего как раз в обрабатывающих отраслях.

Для обеспечения достойного будущего страны вступление РФ в ВТО необходимо, но это не должно произойти поспешно и «любой ценой». Многие (особенно политически мотивированные) требования, выдвигавшиеся и выдвигаемые некоторыми партнерами на переговорах РФ о вступлении в ВТО, не могут быть приняты как «входная плата».

Обязательства вступления и проблемы, возникающие при этом.

Применение режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в рамках принципа недискриминации .П: 1) ограничивает использование мер по контролю импорта; 2) необходим пересмотр законодательной базы; 3) условия конкуренции станут более прозрачными и более жесткими одновременно. Ориентиром для рыночной цены станет цена наиболее конкурентоспособного поставщика; 4) экспортерам готовой продукции придется приложить титанические усилия, чтобы получить так называемое «место под солнцем» на высоко платежеспособных рынках за рубежом.  Применение национального режима в рамках принципа недискриминации - создание равных условий доступа на рынок и ведения предпринимательской деятельности для отечественных и иностранных лиц.П:1) негативный эффект вызовет изменение принципов взимания акцизов и НДС на импорт и экспорт из стран СНГ, так как это отрицательно скажется на интеграционных процессах. 2) может привести к отмене наиболее эффективных мер протекционизма практически без каких-либо компенсирующих мер. 3) под прямой запрет попадают законодательные нормы, требующие обязательного использования какой-либо части товаров национального производства при изготовлении конечной продукции.  Обязательства по импортному тарифу.П:1) уровень тарифной защиты отечественных производителей значительно ниже необходимого2) отечественные импортные пошлины уже не выполняют своей протекционистской роли по целому ряду товарных позиций.  Технические обязательства в рамках Соглашения по техническим барьерам в торговле и Соглашения о санитарных и фитосанитарных мерах .П:1) привычные российские стандарты качества, не затрагивающие вопросов безопасности, переносятся в добровольную сферу. 2) рассмотрение технических регламентов в Государственной Думе осложняется наличием огромного количества технических требований и прочей специфической информации, требующей тщательной проработки и экспертизы; 3) за счет упрощения процедур, связанных с доступом иностранных товаров на рынок, произойдет усиление конкуренции со стороны импортной продукции.  Обязательства согласно Генеральному соглашению по торговле услугами (ГАТС) .П:1) В современной системе мирохозяйственных связей Россия слабо вовлечена в международную кооперацию производства, в торговлю услугами и объектами интеллектуальной собственности, миграцию капитала (в форме прямых инвестиций), в межстрановой научно-технический и информационный обмен; 2) либерализация доступа иностранных фирм на финансовый рынок способна уничтожить большинство отечественных банков, страховых и иных аналогичных институтов; 3) российская банковская система неспособна на адекватном уровне участвовать в решении проблем, стоящих в настоящее время перед российской экономикой. 4) национальная система страхования не выполняет своих основных социально-экономических функций.5) низкий уровень спроса, а также отсутствие в российском обществе традиций использования страховых услуг обуславливает низкую заинтересованность иностранных операторов в прямых инвестициях в российский страховой бизнес; 6) низкий уровень спроса, а также отсутствие в российском обществе традиций использования страховых услуг обуславливает низкую заинтересованность иностранных операторов в прямых инвестициях в российский страховой бизнес; 7) в сфере телекоммуникаций выпуск на рынок даже еще одной, сравнимой по размеру компании может губительно сказаться на бизнесе ОАО «Ростелеком», всех традиционных операторов местной связи, но и будет способствовать значительному росту тарифов на местную связь

Обязательства, вытекающие из Соглашения по торговым аспектам инвестиционных мер (ТРИМС).П: 1) необходим пересмотр национального инвестиционного режима, что негативно может сказаться на готовящихся инвестиционных проектах и проектах, действующих по старым схемам; 2) потери, связанные со снятием обязательств иностранных партнеров закупать для производственно-технических нужд часть товаров и услуг российского производства, скорее всего не удастся компенсировать путем пересмотра условий распределения получаемой продукции; 3) наличие серьезной внутренней угрозы национальной безопасности государства.

Требования в отношении предотгрузочной инспекции .П: 1) исходя из того, что полномочия по проведению инспекций предполагается передать иностранным компаниям, огромные суммы будут уходить за рубеж.  Приведение соглашений о «добровольном» ограничении экспорта по отечественным товарам.П:1) подобные меры препятствуют полному закрытию данных рынков для российской продукции.  Следование нормам ВТО в отношении участия РФ в торговых соглашениях, ЗСТ, таможенных союзах .П:1) могут серьезно усложниться и без того слабые интеграционные процессы на территории СНГ.  Обязательный характер применения законов и нормативных актов ВТО, регулирующих деятельность государственной торговли и иных предприятий, наделенных специальными или эксклюзивными привилегиями – госзаказ, закупки для федеральных государственных нужд и т.д. П:1) установление факта наличия в стране подобных предприятий ставит ее в неблагоприятное положение, представляя возможность проведения любых антидемпинговых расследований; 2) закупки для федеральных нужд, госзаказ, закупки и поставки по межправительственным соглашениям прямо подпадают под действие необязательного Соглашения о правительственных закупках (СПЗ).