logo search
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ М ДОГ ОТНОШЕНИЯ для студентов

Транспортировка товара из-за границы и ввоза в Россию

В зависимости от базисных условий поставки, предусмотренных в конт­ракте, отгрузка и (или) доставка товара до пункта назначения обеспечивается продавцом либо покупателем.

Если товар отправляется из-за границы продавцом, покупатель обя­зан своевременно сообщить продавцу необходимые отгрузочные инструкции, включая точное наименование пункта назначения и реквизиты грузополучателя. Эти данные могут быть известны покупателю уже в момент заключения сделки. Тогда целесообразно сразу же передать их продавцу, причем необходимые сведения можно указать и в контракте. Во всех случаях покупателю надлежит позаботиться, чтобы продавец получил отгрузочные инструкции до начала срока отгрузки товара.

Когда товар отправляется из-за границы непосредственно в адрес отечественного грузополучателя, покупатель обязан своевременно со­общить продавцу подробные адресные и транспортные реквизиты по­лучателя товара. При железнодорожных перевозках указывается стан­ция и дорога назначения, при необходимости еще ветка или склад по­лучателя. При наличии нескольких грузополучателей поставляемой партии товара покупатель направляет продавцу или своему экспедито­ру во входном погранпункте импортную разнарядку, в которой указы­ваются полные реквизиты всех получателей и количество товара, под­лежащего отгрузке каждому из них. Разнарядка должна поступить инопоставщику до отгрузки товара, а экспедитору в погранпункте — до прибытия товара в этот пункт. Если товар прибывает морем и заранее неизвестен конкретный порт выгрузки в пределах данного бассейна (например, один из Балтийских или Черноморских портов), целесооб­разно для подстраховки направить разнарядку в несколько портов со­ответствующего бассейна.

При массовых отгрузках в течение календарного года практикуется передача в пункты отгрузки или перевалки (порты) постоянной разна­рядки, действующей на весь год. По мере прибытия очередных партий товара покупатель сообщает экспедитору только количество товара, подлежащего отгрузке из данной партии каждому конкретному полу­чателю в счет постоянной разнарядки.

Когда подача транспортного средства является обязанностью рос­сийского покупателя, последний, исходя из информации продавца о сроках готовности товара к отгрузке, должен заблаговременно заказать соответствующий транспорт и обеспечить его подачу в определенный пункт отгрузки товара за границей к установленному сроку.

Соблюдая установленный транспортными организациями поря­док, покупатель выдает заявку на железнодорожные вагоны, авто- или авиатранспорт (при базисе поставки «FCA в пункте отправки за гра­ницей») или ордер на фрахтование тоннажа (при базисе «FOB ино­странный порт»). Далее покупатель контролирует закрепление транс­портного средства, тесно контактируя с соответствующей транспорт­ной или экспедиторской организацией. Получив ее подтверждение о предоставлении транспортного средства, покупатель незамедлительно извещает продавца о произведенном фрахтовании тоннажа или закреплении иного транспортного средства с указанием ожидаемой даты его прибытия под погрузку. При морской перевозке сообщается назва­ние судна и его позиция (дата или десятидневный временной интервал ожидаемого прибытия в порт погрузки).

После завершения погрузки и оформления транспортного доку­мента продавец должен незамедлительно известить покупателя о про­изведенной отгрузке, чтобы покупатель дал необходимые инструкции в порт прибытия или сухопутный пункт назначения и обеспечил над­лежащую приемку груза, а при необходимости его переотправку ко­нечному грузополучателю.

Если продавец не обязан страховать товар в пути следования, поку­патель сам заботится о надлежащем транспортном страховании груза. Для этого он направляет в страховую компанию (наиболее авторитет­ной российской организацией по страхованию внешнеторговых грузов является АО «Ингосстрах») заявление на страхование данной партии импортного товара.

При поставке товара на условиях CIF или CIP (поименованный пункт назначения) покупатель заинтересован заранее согласовать с продавцом все условия страхования и проконтролировать выполнение этих условий продавцом. Следует четко представлять, в какой момент переходят с продавца на покупателя все риски случайного поврежде­ния и частичной или полной утраты груза по условиям CIF и CIP. Нередко участники ВТД ошибочно полагают, что таким моментом яв­ляется выгрузка товара в порту назначения или сухопутном пункте прибытия. Подобные ошибки, к сожалению, встречаются даже в неко­торых учебниках и учебных пособиях. На самом деле моментом пере­хода вышеуказанных рисков является погрузка товара на борт судна (при водных перевозках) или на иное транспортное средство (при су­хопутных и воздушных перевозках).

Приведем поучительный пример из внешнеторговой практики. Из запад­но-африканского порта было отгружено 5 тыс. т какао-бобов, закупленных на условиях «CIF Ленинград/Рига». Товар был упакован в джутовые мешки ве­сом по 60 кг нетто. Продавец зафрахтовал под трамповую перевозку иностран­ное судно и застраховал груз в солидной английской страховой компании. Оплата товара была произведена с аккредитива против представленных в банк отгрузочных документов.

В пути следования судно заходило в порт Гамбург, что допустимо при ба­зисе поставки CIF . После выхода судна из указанного порта разразился силь­ный шторм, вследствие чего судно село на мель. В целях восстановления пла­вучести судна для его спасения как более дорогого имущества по сравнению с грузом капитан распорядился выбросить за борт часть перевозимой партии ка­као-бобов. Вскоре значительное количество мешков с какао-бобами было выловлено местными рыбаками и просушено на берегу. Однако в результате подмочки какао-бобов морской водой их внешняя оболочка покрылась плесенью. Такой продукт, по авторитетному заключению экспертов, не является пол­ностью испорченным и пригоден к использованию после специальной обра­ботки на кондитерских предприятиях заказчика, причем дополнительные за­траты на такую обработку компенсируются разумной уценкой.

Основная часть партии какао-бобов, оставшаяся на судне, была не повреж­дена и доставлена в порт назначения. Одновременно в порту Гамбург были доб­росовестно оформлены документы, необходимые для получения от страховщи­ка возмещения убытков в связи с наступлением страхового случая. Поскольку продавец выполнил свои обязанности, предусмотренные контрактом, забота о возмещении возникших убытков из-за частичной утраты и повреждения товара легла на отечественного покупателя (внешнеторговое объединение).

Для принятия решения о надлежащих действиях по такому неординарно­му событию покупатель провел серию обстоятельных консультаций с договор­но-правовыми и страховыми организациями в нашей стране и за рубежом. В результате покупатель подготовил и направил страховщику все документы, подтверждающие право на получение страхового возмещения. Учитывая, что возмещению подлежала довольно крупная сумма, страховая компания перево­дила эту сумму по частям в течение нескольких месяцев. Примечательно, что убытки были оплачены из расчета рыночной цены товара на момент наступле­ния страхового случая, которая оказалась выше контрактной стоимости. Но и закупку некоторого количества какао-бобов взамен утраченного и уцененного товара пришлось производить по новой цене.

По прибытии импортного товара в пункт назначения и при выгруз­ке с транспортного средства проверяется в первую очередь соответст­вие количества грузовых мест и их состояния данным транспортного документа. В случае расхождений, выявленных в пункте выгрузки (не­достача или излишек мест, а также их повреждение), покупатель (гру­зополучатель) требует от перевозчика составить коммерческий акт при железнодорожных и авиаперевозках либо акт-извещение при морских перевозках. Указанные документы необходимы для заявления претен­зии перевозчику или страховой компании на возмещение недостачи, повреждение товара. Акт-извещение, составленный в порту выгрузки, служит необходимым основанием для последующего оформления ава­рийного сертификата страховой компании, дающего грузовладельцу право получить возмещение понесенных убытков.

Для отгрузки импортного товара из входного порта в адрес грузо­получателя по поручению покупателя (или его экспедитора) порт орга­низует перевалку груза по возможности прямым вариантом «борт суд­на — вагон». При отсутствии железнодорожных вагонов в порту в мо­мент разгрузки судна товар временно размещается на складе порта и затем отправляется по назначению в возможно короткий срок. За сохранность товара несет ответственность порт, а в дальнейшем — желез­ная дорога. Грузополучатель может организовать самовывоз товара из порта автотранспортом.

Если после отгрузки товара из порта в конечном пункте назначе­ния обнаружится частичная или полная утрата или повреждение груза, конечный перевозчик обязан удовлетворить обоснованную претензию грузополучателя.

Успешное завершение транспортной операции — своевременная и сохранная доставка импортного товара — во многом зависит от эффек­тивных действий российского покупателя на всех этапах продвижения товара от иностранного продавца до отечественного грузополучателя.