Транспортировка товара из-за границы и ввоза в Россию
В зависимости от базисных условий поставки, предусмотренных в контракте, отгрузка и (или) доставка товара до пункта назначения обеспечивается продавцом либо покупателем.
Если товар отправляется из-за границы продавцом, покупатель обязан своевременно сообщить продавцу необходимые отгрузочные инструкции, включая точное наименование пункта назначения и реквизиты грузополучателя. Эти данные могут быть известны покупателю уже в момент заключения сделки. Тогда целесообразно сразу же передать их продавцу, причем необходимые сведения можно указать и в контракте. Во всех случаях покупателю надлежит позаботиться, чтобы продавец получил отгрузочные инструкции до начала срока отгрузки товара.
Когда товар отправляется из-за границы непосредственно в адрес отечественного грузополучателя, покупатель обязан своевременно сообщить продавцу подробные адресные и транспортные реквизиты получателя товара. При железнодорожных перевозках указывается станция и дорога назначения, при необходимости еще ветка или склад получателя. При наличии нескольких грузополучателей поставляемой партии товара покупатель направляет продавцу или своему экспедитору во входном погранпункте импортную разнарядку, в которой указываются полные реквизиты всех получателей и количество товара, подлежащего отгрузке каждому из них. Разнарядка должна поступить инопоставщику до отгрузки товара, а экспедитору в погранпункте — до прибытия товара в этот пункт. Если товар прибывает морем и заранее неизвестен конкретный порт выгрузки в пределах данного бассейна (например, один из Балтийских или Черноморских портов), целесообразно для подстраховки направить разнарядку в несколько портов соответствующего бассейна.
При массовых отгрузках в течение календарного года практикуется передача в пункты отгрузки или перевалки (порты) постоянной разнарядки, действующей на весь год. По мере прибытия очередных партий товара покупатель сообщает экспедитору только количество товара, подлежащего отгрузке из данной партии каждому конкретному получателю в счет постоянной разнарядки.
Когда подача транспортного средства является обязанностью российского покупателя, последний, исходя из информации продавца о сроках готовности товара к отгрузке, должен заблаговременно заказать соответствующий транспорт и обеспечить его подачу в определенный пункт отгрузки товара за границей к установленному сроку.
Соблюдая установленный транспортными организациями порядок, покупатель выдает заявку на железнодорожные вагоны, авто- или авиатранспорт (при базисе поставки «FCA в пункте отправки за границей») или ордер на фрахтование тоннажа (при базисе «FOB иностранный порт»). Далее покупатель контролирует закрепление транспортного средства, тесно контактируя с соответствующей транспортной или экспедиторской организацией. Получив ее подтверждение о предоставлении транспортного средства, покупатель незамедлительно извещает продавца о произведенном фрахтовании тоннажа или закреплении иного транспортного средства с указанием ожидаемой даты его прибытия под погрузку. При морской перевозке сообщается название судна и его позиция (дата или десятидневный временной интервал ожидаемого прибытия в порт погрузки).
После завершения погрузки и оформления транспортного документа продавец должен незамедлительно известить покупателя о произведенной отгрузке, чтобы покупатель дал необходимые инструкции в порт прибытия или сухопутный пункт назначения и обеспечил надлежащую приемку груза, а при необходимости его переотправку конечному грузополучателю.
Если продавец не обязан страховать товар в пути следования, покупатель сам заботится о надлежащем транспортном страховании груза. Для этого он направляет в страховую компанию (наиболее авторитетной российской организацией по страхованию внешнеторговых грузов является АО «Ингосстрах») заявление на страхование данной партии импортного товара.
При поставке товара на условиях CIF или CIP (поименованный пункт назначения) покупатель заинтересован заранее согласовать с продавцом все условия страхования и проконтролировать выполнение этих условий продавцом. Следует четко представлять, в какой момент переходят с продавца на покупателя все риски случайного повреждения и частичной или полной утраты груза по условиям CIF и CIP. Нередко участники ВТД ошибочно полагают, что таким моментом является выгрузка товара в порту назначения или сухопутном пункте прибытия. Подобные ошибки, к сожалению, встречаются даже в некоторых учебниках и учебных пособиях. На самом деле моментом перехода вышеуказанных рисков является погрузка товара на борт судна (при водных перевозках) или на иное транспортное средство (при сухопутных и воздушных перевозках).
Приведем поучительный пример из внешнеторговой практики. Из западно-африканского порта было отгружено 5 тыс. т какао-бобов, закупленных на условиях «CIF Ленинград/Рига». Товар был упакован в джутовые мешки весом по 60 кг нетто. Продавец зафрахтовал под трамповую перевозку иностранное судно и застраховал груз в солидной английской страховой компании. Оплата товара была произведена с аккредитива против представленных в банк отгрузочных документов.
В пути следования судно заходило в порт Гамбург, что допустимо при базисе поставки CIF . После выхода судна из указанного порта разразился сильный шторм, вследствие чего судно село на мель. В целях восстановления плавучести судна для его спасения как более дорогого имущества по сравнению с грузом капитан распорядился выбросить за борт часть перевозимой партии какао-бобов. Вскоре значительное количество мешков с какао-бобами было выловлено местными рыбаками и просушено на берегу. Однако в результате подмочки какао-бобов морской водой их внешняя оболочка покрылась плесенью. Такой продукт, по авторитетному заключению экспертов, не является полностью испорченным и пригоден к использованию после специальной обработки на кондитерских предприятиях заказчика, причем дополнительные затраты на такую обработку компенсируются разумной уценкой.
Основная часть партии какао-бобов, оставшаяся на судне, была не повреждена и доставлена в порт назначения. Одновременно в порту Гамбург были добросовестно оформлены документы, необходимые для получения от страховщика возмещения убытков в связи с наступлением страхового случая. Поскольку продавец выполнил свои обязанности, предусмотренные контрактом, забота о возмещении возникших убытков из-за частичной утраты и повреждения товара легла на отечественного покупателя (внешнеторговое объединение).
Для принятия решения о надлежащих действиях по такому неординарному событию покупатель провел серию обстоятельных консультаций с договорно-правовыми и страховыми организациями в нашей стране и за рубежом. В результате покупатель подготовил и направил страховщику все документы, подтверждающие право на получение страхового возмещения. Учитывая, что возмещению подлежала довольно крупная сумма, страховая компания переводила эту сумму по частям в течение нескольких месяцев. Примечательно, что убытки были оплачены из расчета рыночной цены товара на момент наступления страхового случая, которая оказалась выше контрактной стоимости. Но и закупку некоторого количества какао-бобов взамен утраченного и уцененного товара пришлось производить по новой цене.
По прибытии импортного товара в пункт назначения и при выгрузке с транспортного средства проверяется в первую очередь соответствие количества грузовых мест и их состояния данным транспортного документа. В случае расхождений, выявленных в пункте выгрузки (недостача или излишек мест, а также их повреждение), покупатель (грузополучатель) требует от перевозчика составить коммерческий акт при железнодорожных и авиаперевозках либо акт-извещение при морских перевозках. Указанные документы необходимы для заявления претензии перевозчику или страховой компании на возмещение недостачи, повреждение товара. Акт-извещение, составленный в порту выгрузки, служит необходимым основанием для последующего оформления аварийного сертификата страховой компании, дающего грузовладельцу право получить возмещение понесенных убытков.
Для отгрузки импортного товара из входного порта в адрес грузополучателя по поручению покупателя (или его экспедитора) порт организует перевалку груза по возможности прямым вариантом «борт судна — вагон». При отсутствии железнодорожных вагонов в порту в момент разгрузки судна товар временно размещается на складе порта и затем отправляется по назначению в возможно короткий срок. За сохранность товара несет ответственность порт, а в дальнейшем — железная дорога. Грузополучатель может организовать самовывоз товара из порта автотранспортом.
Если после отгрузки товара из порта в конечном пункте назначения обнаружится частичная или полная утрата или повреждение груза, конечный перевозчик обязан удовлетворить обоснованную претензию грузополучателя.
Успешное завершение транспортной операции — своевременная и сохранная доставка импортного товара — во многом зависит от эффективных действий российского покупателя на всех этапах продвижения товара от иностранного продавца до отечественного грузополучателя.
- Введение Мировой рынок и международная торговля
- Сущность и виды международной торговой политики
- Глава 1.
- 1.1. Роль и место договорных отношений в системе мирохозяйственных связей
- 1.2. Межгосударственное и международное регулирование мирохозяйственных связей
- 1.3. Особенности договорных отношений в области международных коммерческих операций
- Глава 2 Международные коммерческие операции: сущность и содержание
- 2.1. Содержание понятий «международное коммерческое дело» и «международные коммерческие операции»
- 2.2. Виды международных коммерческих операций
- 2.3. Содержание понятия «международная торговая сделка»
- 2.4. Классификация контрагентов как субъектов международных коммерческих операций
- Глава 3. Внешнеторговые сделки купли-продажи
- 3.1. Внешнеторговые сделки купли-продажи
- 3.2. Контракт. Основное содержание и порядок оформления
- 3.3. Базисные условия контракта. «Инкотермс»
- Как применять инкотермс при заключении внешнеторгового контракта
- Глава 4 внешнеторговые операции и сделки: содержание, признаки, виды лекция 4
- 1. Содержание внешнеторговых операций и сделок
- Внешнеторговые операции —основные и обеспечивающие
- Сделки и договоры
- Сущность внешнеторговой сделки
- 2. Виды внешнеторговых сделок и соответствующих операций
- Объекты внешнеторговых сделок
- Направление товарных поставок
- Срок действия и периодичность поставок
- 3. Методы выхода на внешний рынок
- Лекция 5
- Агентские соглашения
- Дистрибьюторский договор
- Договор комиссии
- Договор консигнации
- Договор поручения
- Договор коммерческой концессии (франчайзинг)
- Международные соглашения по договорам коммерческого представительства
- Лекция 6 Сделки, совершаемые на международных товарных биржах.
- Объекты биржевой торговли
- Общая характеристика биржевых операций
- Техника совершения биржевых сделок
- Изменение характера биржевой торговли в конце XX в.
- Товарные биржи в России
- Лекция 7 Торговые операции на международных аукционах
- Объекты аукционной торговли и ее географическое размещение
- Организация и техника аукционной торговли
- Размещение заказов через международные торги
- Глава 4
- Лекция 8
- Лекция 9
- Глава 4
- 1.Общие рекомендации по содержанию и форме контракта
- Определение предмета контракта и количества товара
- Выбор базиса поставки
- 1. Общие рекомендации по содержанию и форме контракта
- 2. Определение предмета контракта и количества товара
- 3. Выбор базиса поставки
- Себестоимость продукции
- Себестоимость продукции
- Лекция 9 Характеристика качества товара
- Лекция 10
- Лекция 11
- Международные банковские операции
- Банк импортера
- Банк экспортера
- Банковские гарантии
- Возможности мошенничества в сделке или документах.
- Основные цели договаривающихся сторон
- Позиции сторон при платеже
- Банковские гарантии
- Лекция 12
- 1.Претензии. Санкции
- 2. Форс-мажор (обстоятельства непреодолимой силы)
- 3. Порядок разрешения споров. Арбитраж.
- 4. Другие условия контрактов
- Контрольные вопросы
- Глава 6 исполнение внешнеторговых сделок
- 1. Работа по исполнению экспортных сделок
- Расчеты с иностранным покупателем за поставленный товар
- Работа с претензиями по экспортной сделке
- 2. Особенности исполнения импортных сделок
- Контроль за качеством и отгрузкой импортного товара
- Транспортировка товара из-за границы и ввоза в Россию
- Таможенное оформление ввозимого товара
- Расчеты за импортный товар
- Претензионная работа по импорту
- Контрольные вопросы
- I. Содержание дисциплины
- Глава 1.
- 1.1. Роль и место договорных отношений в системе мирохозяйственных связей
- 1.2. Межгосударственное и международное регулирование мирохозяйственных связей
- 1.3. Особенности договорных отношений в области международных коммерческих операций
- Глава 2 Международные коммерческие операции: сущность и содержание
- Глава 3. Внешнеторговые сделки купли-продажи
- 3.3.1.Как применять инкотермс при заключении внешнеторгового контракта
- Глава 4 внешнеторговые операции и сделки: содержание, признаки, виды лекция 4
- Лекция 5
- Лекция 6
- Лекция 7
- Глава 5
- Лекция 8
- Лекция 9
- Глава 6
- Международные банковские операции
- Банк импортера
- Банк экспортера
- Банковские гарантии
- 16. Страхование экспорта
- 17. Экспортная перевозка
- 17.1. Морская перевозка грузов.
- Договор морской перевозки.
- 1. Перевозка груза морским транспортом
- 1.1. Основные положения договора морской перевозки груза
- 1.2. Подача судна и погрузка груза
- 1.3. Исполнение договора морской перевозки
- 1.4. Прекращение обязательств по договору морской перевозки груза
- 1.5. Выгрузка и выдача груза
- 1.6. Ответственность перевозчика, отправителя и фрахтователя
- 17.3. Авиаперевозка грузов.
- 17.4. Наземная перевозка грузов.
- 18. Разрешение международных коммерческих споров