logo search
teper_tochno_vse_otvety (1)

23.2 Мировое производство и процесс интернационализации

Качественно новым этапом развития интернационализации производства является международная экономическая интеграция. Охватывая внешнеэкономический обмен и сферу производства, она ведет к тесной взаимосвязи и взаимозависимости национальных хозяйств отдельных стран, к созданию единых региональных хозяйственных комплексов. Экономическая интеграция в настоящее время имеет региональный характер. Примером может служить объединение стран Западной Европы в Европейский союз (ЕС), Северной Америки (НАФТА), Латинской Америки – в Латиноамериканскую ассоциацию свободной торговли (ЛАФТА). Процесс глобализации мирового хозяйства рождает принципиально иной характер организации современного материального производства. Главная черта такого характера обусловлена развитием процесса производства далеко за рамки гос. границ. Любая значительная по размерам компания стремиться к расширению своей деятельности за рамки национальных границ своего пребываниюя. Такое расширение связано с поиском новых, более выгодных рынков сбыта готовой продукции, с использованием сырья, материалов, технологий и рабочей силы, расположенных в зарубежных странах.

Для измерения степени вовлеченности компании в мирохозяйственный процесс используют индекс транснационализации. Он основан на сопоставлении объемов хозяйственной деятельности фирмы в стране происхождения и за рубежом. Данный метод соотносит три величины: соотношение объема активов фирмы за рубежом с объемом активов данной фирмы; соотношение доли продаж за рубежом с общим объемом продаж фирмы; соотношение доли персонала фирмы, занятой в зарубежных филиалах с общим объемом занятых.

Индекс транснационализации у 500 ведущих компаний мира в 2006 г. превышал 55%. То есть их производство носило абсолютно международный характер. Открытость национальных хозяйств нарастает по мере усиления интернационализации производительных сил. Это то, что придает материальному производству международный характер. Интернационализация деятельности компаний обусловливается прежде всего конкурентной борьбой. Фирмы ищут новые, более выгодные рынки сбыта, более качественное и дешевое сырье и материалы, более дешевую рабочую силу. Сначала они завоевывают успех на национальном рынке, затем пробуют свои силы на внешнем. Но может быть и иначе. Данная фирма испытывает серьезную конкуренцию со стороны иностранных фирм на своем внутренне рынке. Таки фирмам необходимо защищаться и это усиливает их позиции как на внутреннем рынке, так и на внешнем.