Лекция 10
Упаковка и маркировка
В «Рекомендациях» предусмотрено, что во внешнеторговых контрактах указываются наименование тары или упаковки в соответствии с международным классификатором «Коды для видов груза, упаковок и материалов упаковок (с дополнительными кодами для наименований упаковок)», а также описания и требования к маркировке товара.
Можно отметить, что термин «упаковка» вообще имеет двоякое значение: во-первых, это материал, в который помещен товар, и в этом смысле его синонимом можно считать тару (хотя под тарой подразумевают преимущественно внешнюю упаковку); во-вторых, это и процесс затаривания, укладки, укупорки товара, завершающий обычно весь производственный процесс.
Упаковка, тара выполняет несколько функций. Прежде всего она обеспечивает сохранность товара после его изготовления — при складировании, перемещениях, перевозках, погрузочно-разгрузочных работах вплоть до доставки товара покупателю (конечному потребителю). Упаковка должна быть достаточно прочной, чтобы оберегать товар от возможной порчи, повреждений, хищений, неблагоприятного воздействия атмосферных осадков.
Во-вторых, характер упаковки должен создавать необходимые удобства для обращения с товаром при демонстрации его покупателям, хранении, проведении погрузочно-разгрузочных работ, доставке и при необходимости установке (монтаже) у потребителя. С этой целью рекомендуется формировать рациональные упаковочные единицы (грузовые места), оптимальные по весу и объему, снабженные приспособлениями для переноски. Для облегчения перемещения (переноски) груза и снижения транспортных расходов целесообразно, чтобы упаковка была по возможности легкой.
Наконец, упаковка может являться носителем рекламы и другой информации. Рекламно-информационная функция упаковки особо значима для потребительских товаров. Хорошо продуманная упаковка придает определенный имидж товару, облегчает его узнавание, помогает отличить данный товар от конкурирующих. На самой упаковке либо в упаковочных листах, вкладываемых в грузовое место, может содержаться краткая информация о товаре, сведения о его составе, способе употребления, сроках хранения. Все надписи на упаковке делаются на языке страны покупателя. Во многих западных странах они даются на 4—6 языках.
Выбор конкретных упаковочных средств (материалов) зависит от характера товара, согласованного базиса поставки, действующих в странах контрагентов законодательных норм, предписаний государственных органов, рекомендаций международных организаций относительно упаковки тех или иных товаров с учетом современных требований по безопасности упаковочных материалов. Различают два основных вида упаковки: внутреннюю — неотделимую от товара (флакон с духами, тюбик с кремом, бутылка с напитком, банка консервов, пачка сигарет и т.д.) и внешнюю — пакеты, коробки, ящики, пленки, пергамент, брезент. В последние десятилетия в качестве самой внешней упаковки применяются контейнеры.
Для многих товаров характерна «многослойная» упаковка. Например, при экспорте хрустальных ваз каждое изделие заворачивается и вкладывается в малую коробочку (соответственно размеру изделия), несколько таких коробочек помещаются в короба большего размера, а затем несколько коробов упаковываются в наружную тару.
Некоторые виды тары (бочки, бутыли, а также поддоны, контейнеры) годятся для многократного использования. В таких случаях стороны контракта договариваются, является ли такая тара возвратной, т.е. подлежит ли она возврату покупателю. Тогда следует уточнить обязанности продавца по возврату тары покупателю, указав в контракте способ и сроки возврата тары, порядок оплаты транспортных расходов и др.
ГК РФ содержит определенные указания относительно способа упаковки (ст. 481 ГК РФ). Как общее правило, требования к таре и упаковке определяются в договоре купли-продажи. Но если такое условие в договоре не предусмотрено, товар должен быть затарен и (или) упакован обычным для такого товара способом, а при отсутствии такового — способом, обеспечивающим сохранность товара при обычных условиях хранения и транспортировки.
Обычно продавец обязан передать покупателю товар в таре и (или) упаковке, за исключением товара, который по своему характеру не требует затаривания и (или) упаковки. Но покупатель может и сам упаковать товар либо предоставить упаковочные материалы продавцу, если это предусмотрено договором купли-продажи или вытекает из существа обстоятельства.
В определенных случаях обязательные требования к таре (упаковке) устанавливаются законом. Тогда продавец обязан передать покупателю товар в такой таре (упаковке), которая соответствует обязательным требованиям.
ГК предусматривает также последствия передачи товара без тары (упаковки) либо в ненадлежащей таре (упаковке). В случаях, когда подлежащий затариванию (упаковке) товар передается покупателю без тары (упаковки) либо в ненадлежащей таре (упаковке), покупатель вправе потребовать от продавца затарить (упаковать) товар либо заменить ненадлежащую тару (упаковку), если иное не вытекает из существа обстоятельства или характера товара. Вместо этих требований покупатель имеет право предъявить продавцу требования, вытекающие из передачи товара ненадлежащего качества.
Инкотермс-2000 предусматривает обязанность продавца обеспечить упаковку товара, необходимую для его перевозки, за исключением случаев, когда в данной отрасли торговли принято отправлять товар без упаковки. Продавец осуществляет упаковку в той мере, в какой ему известны обстоятельства, относящиеся к транспортировке (например, способы перевозки, место назначения, требования к упаковке в стране покупателя).
Все же продавцу целесообразно выяснить и по возможности учесть разумные дополнительные требования покупателя в отношении упаковки поставляемого товара, особенно если это вытекает из сложившихся традиций, устоявшихся вкусов в стране назначения. А если продавец заинтересован постоянно сбывать данный товар этому покупателю, желательно удовлетворять запросы покупателя по характеру упаковки в максимальном объеме.
С учетом существующих в России суровых климатических условий, дальних расстояний и достаточно жестких требований отечественных перевозчиков российские покупатели нередко добивались от иностранных продавцов повышения прочности упаковки против общепринятой.
Так, при закупках в Индии некоторых видов пищевкусового сырья по требованию наших импортеров индийские продавцы обеспечивали упаковку черного перца в двойные мешки (обычно этот товар поставляется в одинарных мешках), а фанерные ящики с чайным сырьем, обтянутые металлическими полосами, дополнительно обшивались мешковиной.
При закупках продовольствия, непродовольственных товаров длительного пользования, хрупких изделий и ряда других товаров целесообразно включать в контракт положение о том, что обнаруженные дефекты или нарушения упаковки считаются дефектом всего товара, и соответственно предусматривать обязанность продавца незамедлительно устранять выявленные дефекты упаковки или заменять поврежденные места с применением соответствующих штрафных санкций в порядке возмещения покупателю понесенных убытков.
Относительно маркировки товара во Внешнеэкономическом толковом словаре указано следующее: «Маркировка — текст, условные обозначения и рисунки на упаковке и (или) продукции; объекты маркировки — товарный знак, торговая марка, фирменное наименование, данные о товаре, почтовый адрес производителя и т.п.».
Правильное нанесение на тару, в которую упакован груз, необходимой информации о пункте назначения, получателе, допустимых условиях обращения с грузом во время транспортировки и погрузочно-разгрузочных работ, а также о хранении гарантирует своевременную и надежную доставку груза потребителю. Чтобы обеспечить оперативную обработку грузов, на упаковку наносят маршрутные знаки, которые помещают в строго определенных местах. Составная часть маркировки — манипуляционные знаки — условные графические изображения правил обращения с грузом, центра тяжести, места захвата погрузчиком и стропами.
В связи с обострением проблемы зашиты окружающей среды возрастает роль экомаркировки; в ФРГ, например, — это знак «Голубой ангел», которым маркируются экологически чистые (безопасные) продукты (общим числом значительно более 5 тыс.). Намечается тенденция создания единой системы экомаркировки в Европе и в других частях мира.
В РФ нанесение маркировки и манипуляционных знаков производится в соответствии с требованиями ГОСТа 14192-77 «Маркировка грузов».
Маркировка наносится на внешнюю упаковку товара. Как и сама упаковка товара, маркировка несет многофункциональную нагрузку. Во-первых, она содержит информацию о данном грузовом месте: наименование товара, вес брутто (нетто), номер места и общее количество мест в этой партии товара (обычно указываются в виде дроби: в числителе — порядковый номер места, а в знаменателе — число мест в данной партии). В некоторых случаях указывается также изготовитель товара (продавец), его товарный знак, номер контракта, объем грузового места и др.
Вторая, не менее важная функция — обозначение транспортных реквизитов, необходимых для правильной доставки товара в пункт назначения. Обычно указывается страна назначения и конкретный пункт назначения — станция, город или иной населенный пункт, а также получатель груза. При импорте оборудования указывается еще номер транса (маршрута транспортировки).
Остальные функции имеют специальное назначение. В частности, как отмечалось выше, маркировка может содержать указания по обращению с грузом (иначе называемая предупредительной маркировкой в виде надписей «осторожно», «не кантовать», «стекло», «верх», а также графических изображений зонтика, рюмки и т.д.), информацию о соблюдении экологических требований, а также преследовать рекламные цели.
При заключении внешнеторгового контракта целесообразно предусмотреть точное содержание маркировки, на каком языке она наносится (на языке страны покупателя или на одном из наиболее распространенных языков), на каких сторонах грузовых мест (на верхней стороне ящика, одной или двух торцевых сторонах), и оговорить, что она наносится несмываемой краской. При этом необходимо соблюдать требования транспортных организаций и условия международных соглашений в отношении маркировки тех или иных грузов.
Стороны внешнеторговой сделки обязательно калькулируют стоимость упаковки и маркировки, а в контракте указывается, включены расходы по упаковке и маркировке в цену товара или оплачиваются дополнительно по согласованным ставкам в абсолютной величине или в процентах от цены товара.
Гарантии качества товара
Гарантии являются неотъемлемым компонентом всего комплекса условий качества, особенно в контрактах на поставку машин и оборудования. Поэтому условия о гарантиях нередко выделяются в отдельную статью внешнеторгового контракта, порой значительную по объему (целая страница и более).
В современной международной торговле продавцы стремятся вызвать интерес к покупке своих товаров не только их высоким качеством, но и предоставлением определенных гарантий в отношении потребительских свойств соответствующих товаров. Гарантии предоставляются в обязательном порядке на все технические изделия и на многие другие товары, включая продовольственные и непродовольственные потребительские товары относительно их пригодности к употреблению, сроков использования, хранения и т.п.
Естественно, покупатель заинтересован получить от продавца гарантии по качеству товара в возможно большем объеме. Поэтому во внешнеторговых контрактах предмет гарантии обычно излагается весьма широко. В частности, оговаривается не только высокое качество самого изделия, отсутствие видимых и скрытых дефектов, но и надежность применяемых для изготовления материалов, надлежащая обработка, конструктивное исполнение, необходимые технологические свойства и т.д.
Покупатель нередко стремится увеличить гарантийный срок, а продавец — по возможности сократить его. Однако если гарантийный срок существенно увеличивается против обычного, это может повлечь удорожание цены товара. К этому следует добавить, что при импорте сложного комплектного оборудования важно соблюдать предусмотренные сроки выполнения строительно-монтажных работ и ввода оборудования в эксплуатацию; иначе не удастся уложиться и в увеличенные гарантийные сроки.
Существенно указать в контракте, с какого момента исчисляется гарантийный срок. Для большинства пищевых продуктов, включая консервированную продукцию, этот срок начинается с даты изготовления. Поэтому до заключения контракта надо проверить, когда была изготовлена закупаемая партия товара. Если окажется, что срок годности (хранения) продукции уже истекает, такую партию закупать не следует.
Если позволяет специфика товара, российскому покупателю выгодно, чтобы отсчет гарантийного срока начинался с даты реализации товара на внутреннем рынке (для потребительских товаров) либо с даты пуска в эксплуатацию (для машинотехнических изделий). Приемлемо для покупателя исчисление гарантийного срока с момента получения товара. Во многих случаях гарантийный срок отсчитывается с даты поставки товара, определяемой базисом поставки. Для транспортных средств срок действия гарантии обычно исчисляется в километраже пробега.
Гарантийный период для оборудования может определяться в контракте двояким путем: указывается гарантированный срок эксплуатации (например, 24 месяца), но не более предельного срока с даты поставки (соответственно 36 месяцев). Такой порядок определения гарантийного периода имеет существенное значение, когда продавец опасается, что покупатель не обеспечит своевременный монтаж, наладку и пуск оборудования в эксплуатацию.
Как объем гарантийных обязательств, так и срок гарантии входят в ряд важных факторов повышения конкурентоспособности товара.
Например, ВО «Автоэкспорт» при реализации отечественных автомобилей через смешанные общества в западноевропейских странах увеличивало гарантийный срок до 30 тыс. км пробега (против обычных 20 тыс. км), обеспечивая высокий уровень бесплатного техобслуживания в течение этого срока и добиваясь при этом удержания цен на уровне конкурентов.
Продавец предоставляет покупателю все необходимые инструкции по монтажу, установке, наладке, эксплуатации оборудования, надлежащему использованию и хранению других товаров, обеспечивая перевод соответствующих инструкций на язык страны покупателя, что совершенно обязательно для товаров массового потребления.
Одновременно продавец требует от покупателя неукоснительного соблюдения предоставленных инструкций в течение всего гарантийного периода. В случае несоблюдения покупателем или конечными потребителями (пользователями) инструкций продавца последний вправе отказаться от ответственности за произошедшие повреждения или порчу товара.
Уместно в контракте предусмотреть порядок устранения дефектов, выявленных в течение гарантийного периода, который наиболее устраивал бы российского покупателя и конечных потребителей закупленного товара, а также оплату расходов, связанных с устранением дефектов, и применение штрафных санкций за дефектность (некомплектность) поставленного товара. К дефектам самого товара может приравниваться и дефектность технической документации, а также нарушение патентных прав третьих лиц, допущенных иностранным продавцом.
Конкретное содержание статьи «Гарантии» можно проиллюстрировать примером из контракта на импорт комплектных индукционных тигельных печей, заключенного отечественной внешнеторговой организацией с крупной японской компанией.
Продавец гарантирует:
поставляемое оборудование соответствует наивысшим достижениям мировой науки и техники, которые существуют на данный вид оборудования на момент исполнения контракта;
высокое качество материалов, применяемых для изготовления оборудования, безупречную обработку и высокое качество технического исполнения и монтажа, обеспечивающие обычную для поставляемого вида оборудования долговечность;
поставляемое оборудование изготовлено в полном соответствии с описанием, техническими условиями, спецификацией и условиями контракта; испытано, обеспечивает предусмотренную производительность и качество выпускаемой продукции при условии эксплуатации и обслуживания оборудования в соответствии с инструкциями продавца;
доброкачественность, полноту и комплектность технической документации и чертежей, предусмотренных контрактом;
срок гарантии нормальной и бесперебойной работы оборудования устанавливается в 12 месяцев с даты пуска его в эксплуатацию, но не более 18 месяцев с даты поставки последней части оборудования, без которой оборудование не может быть пущено в эксплуатацию. Эти сроки соответственно продлеваются, если имела место задержка в пуске оборудования в эксплуатацию или эксплуатация была приостановлена не по вине покупателя. Указанный срок гарантии не распространяется на быстроизнашивающиеся части;
датой пуска оборудования в эксплуатацию считается дата подписания «Протокола о проведении окончательных испытаний и сдачи оборудования в эксплуатацию»;
если в период пуска и (или) окончательных испытаний и (или) в течение сроков гарантии выявятся недостатки, неполнота и (или) некомплектность оборудования и (или) технической документации полностью или частично, то независимо от того, могло ли это быть установлено при испытании на заводах продавца или субпоставщиков, продавец обязуется незамедлительно за свой счет устранить все обнаруженные дефекты путем исправления либо замены дефектного оборудования или его частей новым доброкачественным оборудованием.
В этом случае покупатель вправе потребовать от продавца уплаты штрафа как за просрочку в поставке, считая с даты заявления претензии по день устранения дефекта или по дате поставки нового оборудования взамен забракованного;
8) замененная дефектная техническая документация, оборудование и (или) части возвращаются продавцу по его требованию и за его счет в срок, согласованный сторонами. Все транспортные и другие расходы, связанные с возвратом или заменой дефектных предметов, как на территории страны покупателя и страны транзита, так и на территории страны продавца, несет продавец.
Указанный выше срок гарантии в отношении нового оборудования, машин, аппаратов или частей, поставленных взамен дефектных, начинается снова с момента ввода их в эксплуатацию;
9) если продавец по требованию покупателя без промедления не устранит заявленные дефекты, то покупатель вправе устранить их сам за счет продавца без ущерба для своих прав по гарантии, причем продавец обязан оплатить ремонт в сумме фактических расходов, нормальных для данного рода операций. Мелкие недостатки, не терпящие отсрочки и не требующие участия продавца в их устранении, исправляются покупателем с отнесением на продавца фактических расходов;
если обе стороны признают обнаруженные дефекты неустранимыми или на их устранение требуется более четырех месяцев, то покупатель вправе отказаться от контракта. В этом случае продавец возвращает покупателю стоимость поставленного оборудования, уплачивает штраф в размере 8% цены контракта и возмещает покупателю понесенные им в связи с этим убытки;
в случае если покупатель не воспользуется своим правом аннулировать контракт, то продавец обязан без промедления за свой счет устранить все дефекты и уплатить покупателю штраф в размере 8% стоимости оборудования;
продавец обязуется по требованию покупателя направить своих специалистов для осуществления шефмонтажа и пуска в эксплуатацию оборудования, поставленного по контракту;
продавец гарантирует покупателю, что продавец обладает в необходимом объеме правами на все соответствующие патенты и изобретения на поставляемое оборудование и что оборудование, поставленное по контракту, может быть использовано покупателем без каких- либо претензий со стороны третьих лиц и без нарушения каким-либо образом их прав.
В случае если покупателю или его клиентам в стране покупателя будут предъявлены со стороны третьих лиц какие-либо претензии, связанные с нарушением их патентных прав, продавец обязуется в таком случае возместить покупателю все расходы и убытки причиненные ему или его клиентам, связанные с нарушением этих прав.
Покупатель по получении каких-либо претензий со стороны третьих лиц, адресованных ему или его клиентам и основанных на таком нарушении, немедленно извещает об этом продавца, и продавец должен за свой счет и риск принять меры к урегулированию заявленных претензий третьих лиц.
Завершив характеристику основных вопросов, касающихся качества товара, перейдем к следующему важному условию — цене и сумме контракта.
Установление цены и суммы контракта
Наряду с качеством товара цена является ключевым условием внешнеторгового контракта. Правильное формулирование в контракте условия цены во многом предопределяет эффективность проведения всей внешнеторговой операции. Именно цена чаще всего становится предметом уторговывания в ходе коммерческих переговоров. И не зря цену называют «поэзией коммерции», имея в виду весь комплекс действий по установлению цены, начиная с калькуляции ее составляющих и вплоть до окончательного согласования уровня контрактной цены с внешнеторговым партнером. Умение убеждать контрагента в обоснованности названной цены, аргументировать свою позицию является важным признаком профессионализма внешнеторгового работника!
Вспомним, что говорится в «Рекомендациях» относительно цены и суммы контракта: указывается общая сумма контракта и цена за единицу товара в валюте цены с приведением краткого наименования базиса поставки в соответствии с международными правилами толкования стандартных формулировок условий поставки товара (Инкотермс), наименование и код валюты, в которой оценен товар в соответствии с классификатором валют, используемых для целей таможенного оформления.
В случаях, когда цена за единицу товара и сумма контракта не могут быть точно установлены на дату подписания контракта, приводится подробная формула цены либо условия ее определения с таким расчетом, чтобы при реализации всех оговоренных условий можно было однозначно установить цену товара и сумму контракта.
В целом это условие контракта предполагает решение нескольких вопросов:
установления валюты цены;
согласования с иностранным контрагентом уровня цены за количественную единицу товара определенного качества, причем цена должна быть привязана к определенному базису поставки (это не исключает возможности указать в контракте альтернативные варианты базисных условий поставки);
определения структуры контрактной цены, а именно: какие расходы включаются в цену товара или подлежат дополнительной оплате;
если товар неоднороден, а состоит из определенного товарного ассортимента, устанавливается общая усредненная цена на всю партию или цены определяются по позициям на каждый вид, сорт изделия;
выбора способа фиксации цены с учетом специфики поставляемого товара, оказываемых услуг, выполняемых работ;
целесообразности включения оговорок о возможном пересмотре цены в период после заключения контракта до поставки товара;
применения целевых скидок и надбавок к цене;
расчета итоговой суммы контракта.
Валюта цены определяется с учетом сложившейся коммерческой практики на данном товарном рынке. На большинство товаров цены устанавливаются в основных международных расчетных валютах — долларах США и евро, реже — в английских фунтах стерлингов и японских иенах. Однако возможно установление цен в денежных единицах других валют, в том числе в российских рублях, как упоминалось ранее. С некоторыми развивающимися странами традиционно расчеты ведутся в их национальной валюте, например с Индией — в индийских рупиях. В торговле с Китаем в середине прошлого века в качестве расчетной валюты была принята устойчивая валюта «нейтральной» страны — швейцарский франк.
Российскому продавцу выгоднее устанавливать цену (и платеж) в более твердой валюте, тогда как для покупателя желательно использование менее устойчивой (слабой) валюты, курс которой может понизиться к моменту исполнения сделки.
При определении уровня контрактной цены продавец стремится достигнуть максимальной величины из того диапазона мировых цен, которые складываются на более дорогих рынках (обычно это рынки стран-импортеров). В свою очередь, покупатель ориентируется на более дешевые рынки, где сосредоточено мировое производство данного товара. При этом принимаются во внимание прогнозы дальнейшего развития этого товарного рынка, ожидаемые тенденции движения цен до момента исполнения контракта.
После проведенной либерализации ВЭД в 90-е гг. весьма актуальной стала проблема координации выступлений на внешних рынках российских экспортеров, в частности в рамках их отраслевых объединений, чтобы оптимизировать ценовые условия контрактов, не допускать необоснованного занижения экспортных цен и не давать поводов для обвинений российских экспортеров в продаже товаров по «демпинговым» ценам. Сходная проблема обозначилась и в отношении импортных операций, ибо отмечалось немало случаев необоснованных закупок товаров за границей по явно завышенным ценам.
В структуру контрактной цены, нередко входит не только стоимость самого товара, но и стоимость упаковки и маркировки товара, а также транспортные и иные расходы, обусловленные конкретным базисом поставки. При базисе ФОБ в цену могут включаться дополнительные расходы по укладке груза в трюмы судна (стивидорные работы), стоимость сепарационных и крепежных материалов, необходимых для размещения и укрепления груза в трюмах, а также расходы по перемещению груза на причале, доковые, портовые и крановые сборы, стоимость лихтеровки (при погрузке/выгрузке товара не на береговом причале порта, а на рейде, если осадка судна превышает глубину мелководного причала в данном порту).
Если продавец предоставляет дополнительные услуги, связанные с поставкой товара и его использованием в стране покупателя, требуется оговорить в контракте, включается стоимость этих услуг в контрактную цену или подлежит оплате отдельно.
Во многих контрактах предусматривается, что все расходы и сборы, которые могут возникнуть в связи с исполнением контракта, на территории страны продавца оплачиваются за счет продавца, а на территории страны покупателя — за счет покупателя. Если товар перевозится по территории третьих стран (транзитом), целесообразно предусмотреть еще, кем оплачиваются возможные расходы на транзитной территории.
При поставке неоднородного товара рекомендуется цены устанавливать на каждую позицию — вид, сорт, марку, типоразмер -— в отдельности. Это особенно целесообразно, когда продавец не гарантирует поставку товара в строгом соответствии с намеченным ассортиментом.
В контрактах на Комплектное оборудование применяется один из двух вариантов определения цены: либо указывается окончательная цена на полный комплект оборудования, либо в прилагаемой к контракту спецификации комплектующих изделий указываются цены на каждое из них в отдельности.
В торговле рядом сырьевых товаров допускается поставка товара с определенными отклонениями по качеству от основного показателя (сорта), принятого за базисный. В таких случаях согласовывается цена на базисный показатель качества (сорт) и шкала скидок и надбавок за качество ниже или выше базисного в пределах допустимых отклонений. Надбавка за повышенное качество называется «бонификацией», а скидка за пониженное качество — «рефакцией».
При выполнении проектных, изыскательских, строительных и иных видов подрядных работ нередко используются весьма сложные способы расчета цены и окончательной суммы контракта. При этом не всегда возможно определить точную стоимость отдельных работ, тем более их общую сумму заблаговременно. В частности, стороны могут предусмотреть возмещение фактических расходов на те или иные материалы по мере их использования, на отдельные виды работ по мере их выполнения. Вполне применима повременная форма оплаты определенных видов работ по согласованным ставкам. Кроме того, продавец (подрядчик) заинтересован в получении премиального вознаграждения за выполнение работ качественно и в срок.
Существует несколько способов (методов) установления (фиксации) цены в контрактах: цена может быть зафиксирована как твердая (определенная, неизменная) или скользящая (плавающая, подвижная, т.е. изменяющаяся в процессе исполнения сделки) либо предусмотрена последующая фиксация цены (цена определяется после заключения сделки).
Если стороны контракта устанавливают твердую цену, она не подлежит изменению впоследствии в течение всего периода действия контракта независимо от сроков поставки товара. При указании в контракте твердой цены не возникают трудности подсчитать общую сумму контракта.
В условиях госмонополии ВЭД почти во всех внешнеторговых контрактах фиксировались твердые цены. Даже в контрактах на экспорт нефти и газа указывались твердые цены на ограниченный период поставки (квартал, полугодие). Это вытекало из требований существовавшей планово-отчетной системы13 . Теперь твердые цены во внешнеторговых контрактах встречаются реже, в основном при поставках наличного товара.
Твердые цены применимы при достаточно стабильной рыночной ситуации, когда поставка товара осуществляется вскоре после заключения сделки. Для продавца может оказаться целесообразным зафиксировать твердую цену, если не прогнозируется повышение цены на данном товарном рынке или возможно ее снижение к моменту исполнения сделки. Покупателю же выгодна твердая цена, когда он не опасается снижения рыночных цен, а рассчитывает на их повышение. И в том, и в другом случае соответствующая сторона не заинтересована включать в контракт какие-либо оговорки о возможном пересмотре цены.
Если прогнозы развития рынка, на которые ориентировался тот или иной участник ВТД, оправдаются, то избранный способ фиксации цены окажется удачным. При снижении цен на рынке выручка продавца по заключенному контракту не уменьшится, зато покупатель упустит свою выгоду. А в случае повышения рыночных цен выиграет покупатель, но проиграет продавец.
Поэтому весьма важно отслеживать возможные изменения рыночных цен, особенно при заключении сделок на биржевые товары и длительных сроках исполнения заказа. Поскольку каждая из сторон контракта не гарантирована от рисков понести убытки либо упустить ожидаемую выгоду, они вправе избегать установления в контракте твердой цены.
Порядок определения скользящей цены обычно таков. В своем предложении фирма указывает цену на дату предложения (базисная цена), порядок разделения этой цены на составляющие ее элементы, а также условия перехода от базисной цены к цене платежа на дату поставки. В процессе переговоров между поставщиком и заказчиком уровень базисной цены и другие коммерческие условия могут быть изменены против исходного предложения. В контракте окончательно фиксируются согласованные в переговорах: базисная цена и удельные веса составляющих ее элементов (расходы на материалы, стоимость рабочей силы и неизменная часть цены; цена материалов и ставки заработной платы (или отражающие их индексы) к моменту заключения сделки, т.е. базисные цены и ставки; условия скольжения.
Под условиями скольжения подразумеваются условия перерасчета базисной цены в цену окончательную, по которой заказчик расплачивается с поставщиком. Эти условия включают так называемые периоды скольжения, в течение которых определяются: цены на материалы (или индексы цен) и ставки заработной платы (или индексы ставок) во время выполнения заказа в соответствии с условиями контракта, а также порядок определения этих величин для установленных периодов; источники, на основе которых выявляются изменения цен материалов и ставок заработной платы или соответствующих индексов.
Всегда следует указывать в контракте источники, на основании которых будут учитываться изменения цен на материалы и ставок заработной платы в период изготовления машин, оборудования, других заказанных объектов.
Таким образом, скользящая цена устанавливается в контракте путем определения ее исходного (базисного) уровня, структуры, т.е. доли отдельных составляющих ее элементов, входящих в постоянную часть (прибыль, накладные расходы и др.) и переменную часть (расходы на материалы, сырье, электроэнергию, оплату труда), и метода изменения составляющих элементов переменных расходов. Метод установления скользящей цены применяется в торговле судами, промышленным оборудованием с длительным сроком изготовления, а также при строительстве крупных объектов.
Обычно в контракте приводится согласованная формула расчета скользящей цены, метод расчета по этой формуле и указываются документы, которые продавец должен представить покупателю в подтверждение увеличения конкретных расходов в период исполнения заказа. За дату установления окончательной цены может быть принята дата выполнения продавцом основных обязательств (дата поставки), дата ввода оборудования или объекта в эксплуатацию или дата платежа. В контракте может быть оговорен лимит скольжения — предельная величина изменения цены по сравнению с базисным уровнем.
Разновидностью скользящей цены можно считать подвижную цену. Способ установления такой цены заключается в следующем: в контракте указывается конкретная цена и допускается возможность ее пересмотра в случае изменения рыночной цены к моменту поставки товара. Такая возможность пересмотра цены обычно оформляется в виде оговорки о повышении (англ. hausse) или понижении (англ. baisse) цены. Иногда применяется оговорка только о повышении или только о понижении цены. При этом может быть оговорена минимальная величина отклонения рыночной цены от контрактной (не менее 2% или 5%), в пределах которой контрактная цена не подлежит пересмотру. Следует указать в контракте и конкретный источник, служащий основанием для определения уровня рыночной цены.
Последующая фиксация цены не предусматривает указания в контракте какого-либо исходного уровня, но требуется определить конкретный период либо точную дату, когда цена должна быть зафиксирована (например, в любой момент до согласованной даты или в день поставки, или как среднеарифметическая за несколько последовательных дней). Применение метода последующей фиксации цены, как и скользящей, подвижной цены, предполагает указание в контракте, на основании какого источника информации определяется контрактная цена (наименование определенного официального бюллетеня, прейскуранта или иной публикации), причем к публикуемой цене могут применяться согласованные поправки по качественным показателям и коммерческим условиям данного контракта. В некоторых случаях также уточняется, какая из сторон контракта имеет право выбора (опцион) момента фиксации цены.
Возможны и более сложные способы фиксации цен, в частности в торговле специфическими товарами, услугами, при выполнении особых работ. Не только при фиксации твердой цены, но и при любом ином способе установления цены необходимо обстоятельно анализировать состояние данного товарного рынка и прогнозировать перспективы его развития.
Включение в контракт оговорок о возможном пересмотре цены после заключения контракта возможно не только при использовании метода подвижной цены, но и в других случаях, когда прогнозируется возможность неблагоприятного существенного изменения рыночной цены.
Упомянем о практике применения скидок с цен и надбавок к ценам при заключении внешнеторговых контрактов. Вполне естественно, что покупатель заинтересован получить ту или иную скидку с цены, предложенной продавцом. Но и продавец в ряде случаев вправе рассчитывать на надбавку к цене. Представляется существенным не абстрактное название различных видов скидок (простая, сложная, прогрессивная и т.д.), на чем акцентируется внимание в ряде публикаций, а целевое назначение конкретных скидок.
Так, продавец нередко предоставляет скидки своим традиционным клиентам, рассчитывая поддерживать и укреплять их заинтересованность в продолжении деловых отношений и по возможности в их расширении. Конкретные скидки могут предоставляться покупателю за увеличение объема заказа, за повторный заказ, за авансовый платеж (предоплату), оплату наличными, проведение рекламы нового товара и др.
В деловых отношениях известных друг другу партнеров практикуется применение конфиденциальных скидок, называемых «бонусными». Такого рода скидки указываются не в основном тексте контракта, а в особом соглашении конфиденциального характера. Нередко выплата такой скидки обособляется от основного платежа и осуществляется путем перевода на особый счет, возможно, в банк третьей страны.
Приведем конкретный пример получения отечественной внешнеторговой организацией скидок при импортных закупках зеленого кофе. В 60-е гг. XX в. начала функционировать Международная организация по кофе, в которую вошли многие страны-экспортеры (Бразилия, Колумбия, другие страны Латинской Америки, Западной и Восточной Африки) и страны-импортеры (в том числе крупнейший импортер кофе — США и ряд стран Европы, включая СССР). По условиям Международного соглашения по этому товару странам-экспортерам устанавливались определенные экспортные квоты, которые менялись в зависимости от движения рыночных цен. Однако эти экспортные ограничения не затрагивали продаж кофе на «новые рынки», к которым относились страны с низким уровнем потребления, включая СССР. Внимательно отслеживая рыночную ситуацию и используя заинтересованность экспортеров в реализации своих излишков кофе в периоды перепроизводства, наши внешнеторговые работники добивались получения больших скидок с рыночных цен при заключении контрактов на импорт этого товара. По одной из партий кофе, закупленного в восточно-африканской стране, величина скидки составила почти половину рыночной цены, существовавшей на момент закупки.
Продавец, в свою очередь, может добиваться от покупателя получения надбавок за повышенное качество товара, специальную упаковку и маркировку, срочную поставку, предоставление рассрочки платежа, а также за предоставление дополнительных услуг по желанию покупателя, например по оформлению тех или иных документов, страхованию от дополнительных рисков и т.д.
Итоговая сумма контракта указывается в самом тексте контракта, если эту сумму возможно точно определить в момент заключения сделки. Но в некоторых случаях при заключении сделки стороны не имеют возможности согласовать все позиции, полный ассортимент поставляемого товара или скалькулировать цену на те или иные позиции. При осуществлении некоторых подрядных работ их окончательная стоимость определяется после выполнения заказа. Аналогичным образом при заключении контракта не представляется возможным определить окончательный уровень цены с последующей фиксацией или скользящей цены. В подобных случаях в контракте может быть указана ориентировочная сумма и по возможности определены допустимые отклонения от указанной величины.
Определение срока поставки
Согласно Венской конвенции допускается возможность заключения внешнеторгового контракта без конкретизации срока поставки. Из ст. 33 Венской конвенции вытекает, что продавец должен поставить товар в разумный срок, если контракт не устанавливает (не позволяет определить) дату поставки или период времени для поставки товара. Однако в такой формулировке таится опасность разного понимания «разумности» сторонами контракта, и потому ее нельзя признать достаточно определенной.
Кроме того, в российской внешнеторговой практике в контракте обычно не устанавливается конкретная дата поставки. И датой поставки считается тот день, в который произведена фактическая поставка товара в счет выполнения обязательств по заключенному контракту, подтверждаемая транспортными или иными документами.
Обратимся к «Рекомендациям», содержащим раздел «Срок поставки», в котором указано, что во внешнеторговом контракте «приводится порядок поставки товаров, т.е. дата завершения поставок и (или) график поставок конкретных партий с указанием срока действия контракта, в течение которого должны быть завершены поставки товаров и взаимные расчеты по контракту».
Сроку поставки может быть посвящена отдельная статья, хотя бы и весьма лаконичная.
При определении срока поставки продавец исходит прежде всего из того, имеется уже в наличии готовый товар или потребуется определенное время для его изготовления, а также для оформления необходимой экспортной документации и доставки товара в пункт сдачи покупателю. Если продается наличный товар, находящийся на определенном складе, поставка может быть произведена в течение нескольких дней после заключения контракта. Однако не рекомендуется указывать в контракте «немедленная поставка», поскольку этот термин может пониматься сторонами контракта неодинаково, причем для иностранного контрагента это будет зависеть от сложившейся в его стране торговой практики, существующих торговых обычаев, которые могут быть неизвестны российской стороне. Все же в некоторых случаях допустимо предусматривать немедленную поставку, например, когда товар поставляется с консигнационного склада, со стенда выставки.
Для Покупателя первостепенное значение имеет не срок отгрузки товара продавцом, а ожидаемая дата поступления товара в место назначения. Поэтому важно рассчитать реальный разрыв во времени между датой поставки товара продавцом и прибытием его к получателю. При морской транспортировке товара из-за границы необходимо учитывать продолжительность морской перевозки, возможные задержки в перевалочных пунктах, время доставки железнодорожным или автомобильным транспортом от порта выгрузки до склада покупателя. В связи с этим вспомним об определенных выгодах базисного условия «DDU склад покупателя».
Продавцу во многих случаях предпочтительно определять срок поставки достаточно продолжительным периодом времени (в течение полугодия, квартала, месяца) и (или) предельной датой завершения поставки. С учетом взаимных интересов сторон возможно указать в контракте график поставок отдельных партий.
Продавцу бывает выгодно обусловить срок поставки какими-либо действиями покупателя, например, переводом авансового платежа, открытием аккредитива, предоставлением платежной (банковской) гарантии. В случае необходимости получения экспортной лицензии это следует также соотнести со сроком поставки (или вступлением контракта в силу).
С учетом особенностей поставки Продавец в некоторых случаях предлагает специфические способы определения срока поставки: «по открытии навигации» (например, при поставке лесотоваров из северных портов, замерзающих в холодное время года) или «после сбора урожая» (для сельскохозяйственных культур, урожай которых собирается в определенный сезон, но представляется затруднительным заранее определить с точностью до недели или месяца срок готовности товара к отгрузке).
Покупатель же нередко заинтересован указать в контракте более конкретный и сжатый срок поставки, поскольку он ориентируется на прибытие импортного товара в пункт назначения к определенному времени исходя из необходимости подготовки складских помещений, выполнения соответствующих заказов конечных потребителей и т.д. Если покупателю желательно получить товар срочно, ему выгодно предусмотреть поставку сразу же после заключения контракта, дать согласие продавцу на досрочную поставку и при необходимости оговорить надбавку к цене за срочную поставку товара.
В некоторых случаях для покупателя срок поставки является настолько существенным условием, что несоблюдение его продавцом может повлечь автоматическое расторжение контракта покупателем (в контрактах на срок). В связи с этим в интересах продавца возможно предусмотреть некоторые льготы по срокам поставки, например, предоставить продавцу для завершения поставок льготные 30 или 45 дней после окончания срока поставки, указанного в контракте.
Если по контракту предусматривается периодическая поставка товара, целесообразно конкретизировать, будет ли она производиться равномерно в течение согласованного периода, определенными частями помесячно, поквартально или с иной периодичностью.
Существенным может оказаться вопрос о досрочной поставке товара. Если это не отрегулировано в контракте, покупатель вправе не принимать досрочную поставку и не оплачивать стоимость досрочно поставленного товара. При заинтересованности покупателя в более позднем сроке получения товара ему не следует давать согласие продавцу на досрочную поставку товара, продавец же зачастую бывает заинтересован зарезервировать свое право осуществить поставку ранее предусмотренного срока, что должно быть зафиксировано в контракте. Что касается последствий просрочки поставки, этот вопрос обычно излагается в другой статье контракта — «Санкции».
В статье контракта о сроке поставки обычно указывается еще дата поставки, т.е. день (момент) выполнения продавцом своих обязательств по поставке товара и его передаче в распоряжение покупателя. Она может определяться базисом поставки, а также условиями сдачи-приемки товара. Во избежание возникновения последующих разногласий по этому поводу в процессе исполнения сделки целесообразно в контракте четко обозначить, что признается датой поставки товара и каким документом она подтверждается.
Известны различные варианты определения даты поставки:
дата транспортного документа (накладной, коносамента), свидетельствующего об отправке товара в адрес покупателя или указанного им лица;
дата приемо-сдаточного акта, подписанного представителями продавца и покупателя;
дата прибытия товара в погранпункт, согласованный сторонами контракта;
дата прибытия товара в согласованный пункт назначения;
дата извещения продавца о предоставлении товара в распоряжение покупателя в определенном пункте;
• дата расписки транспортно-экспедиторской организации, подтверждающей принятие товара для отправки в адрес покупателя;
• дата складского свидетельства, подтверждающего передачу товара в распоряжение покупателя на определенном складе.
При поставках машин и оборудования несколькими партиями датой поставки считается дата осуществления поставки последней части машины или оборудования, без которой все оборудование не может быть пущено в эксплуатацию.
К данной статье контракта примыкают и другие вопросы, связанные с поставкой товара, в частности порядок взаимных извещений продавца и покупателя о готовности товара к отгрузке, о сроках подачи транспортного средства, о произведенной отгрузке и т.д. Некоторые из них (когда таковых немного) могут быть изложены в этой же статье контракта.
Если же требуется детализация условий перевозки, особенно при использовании морского транспорта, перевозках в смешанном сообщении, массовых поставках крупных партий товара, а также при поставках специальных (скоропортящихся, негабаритных, опасных) грузов целесообразно такие условия выделить в отдельную статью «Транспортные условия».
Сдача-приемка товара по количеству и качеству
Условия сдачи-приемки товара включают несколько блоков вопросов, в том числе:
способы (методы) проверки количества/качества товара,
где (в каком пункте), кем (какой организацией) и
когда осуществляется сдача-приемка товара,
какими документами подтверждаются ее результаты,
участие сторон контракта
в процессе сдачи-приемки товара и другие обстоятельства, которые стороны контракта сочтут необходимым оговорить при заключении сделки.
Сдача-приемка товара по количеству и качеству может не совпадать по времени и оформляться разными документами. Поэтому условия сдачи-приемки товара по количеству (проверка поставленного количества мест, веса, объема или других единиц измерения) и по качеству (соответствие показателей качества поставленного товара условиям контракта) могут быть изложены в контракте обособленно. В контракте рекомендуется конкретизировать и порядок проверки количества/качества товара, в частности проводится сплошная или выборочная проверка, от какого процента мест и каким методом осуществляется отбор проб для анализов и т.д.
Немаловажное значение имеет еще четкое разграничение между предварительной проверкой (осмотром, инспектированием, испытанием) товара и его окончательной приемкой.
Условие сдачи-приемки корреспондируется с другими разделами контракта, в частности с базисными условиями поставки. Во многих случаях именно базисом поставки определяется момент сдачи товара продавцом и приемки его покупателем. Однако в отечественной практике широко применяется толкование условий сдачи-приемки, отличное от Инкотермс и существенно расширенное по ряду параметров.
По ряду элементов условия сдачи-приемки товара существенно влияют на отработку формулировок условий платежа, что будет показано далее. Поэтому достаточно логично излагать в контракте сначала условия сдачи-приемки товара, а затем условия платежа.
В «Рекомендациях» содержится весьма лаконичный раздел об условиях приемки товара по качеству и количеству, в котором говорится, что во внешнеторговом контракте «указываются место и сроки проведения инспекции качества и количества товара, наименование независимой экспертной организации, порядок предъявления рекламаций».
В порядке комментария к приведенному положению «Рекомендаций» отметим как его положительную сторону, что на первый план поставлена приемка (инспекция) качества товара. Этим подчеркивается приоритетное значение проверки именно качества товара, ибо если качество поставленной партии товара окажется неудовлетворительным, то вопрос о проверке ее количества утрачивает актуальность.
Однако помимо места и сроков инспекции существенно указать, в каких документах должны быть отражены ее результаты. Заметим, что инспекция проводится обычно в отношении качества товара, а количество проверяется иными способами. Не вполне удачно приемка товара сведена к проведению инспекции. Следовало бы разграничить предварительную проверку и окончательную приемку товара по качеству/количеству. Инспекция может проводиться не только независимой экспертной организацией, но и самими сторонами контракта. Кроме того, в интересах российской стороны условия приемки при экспортных и импортных операциях могут существенно отличаться.
Наконец, предъявление рекламаций (претензий) возможно не только в отношении качества и количества товара, но и по другим основаниям. Поэтому последний вопрос логично перенести в другую статью контракта, излагающую гораздо шире весь комплекс вопросов, касающихся претензий.
Российским участникам ВТД следует стремиться отразить в контракте наиболее выгодные для себя условия сдачи-приемки. К сожалению, во многих контрактах, заключаемых в последние годы, не указывается, где, когда, на основании каких документов товар считается сданным продавцом и принятым покупателем, а порой совсем отсутствует статья об условиях сдачи-приемки.
Во всех случаях, даже если это не оговорено в контракте, продавец обязан проверять качество товара, включая проведение необходимого внешнего осмотра и испытаний, предусмотренных контрактом, а также состояние тары, упаковки и правильность нанесенной маркировки. Такая проверка может начинаться в процессе изготовления товара в цехах предприятия и завершаться на складе готовой продукции непосредственно перед отгрузкой товара.
Проверка количества товара (а в некоторых случаях и его качества) может производиться и в ином пункте отправления на территории страны продавца — в порту отгрузки, на складе железнодорожной станции отправления, в месте сдачи товара организации воздушного транспорта, а также на границе — пограничной железнодорожной станции, в частности при перевалке груза с нашей широкой железнодорожной колеи на узкую колею иностранных железных дорог (или наоборот) либо в пограничном пункте на шоссейной трассе при перевозках автомобильным транспортом.
Российскому продавцу наиболее выгодно предусмотреть в контракте, что товар считается сданным продавцом и принятым покупателем по качеству (по возможности окончательно) на основании сертификата качества (сертификата соответствия), выданного предприятием-изготовителем или другой организацией в России. Покупатель может направить своего представителя для участия в проверке соответствия качества товара условиям контракта, правильности упаковки и маркировки, причем его участие в такой проверке следует зафиксировать в контракте. В случае обнаружения дефектов обычно предусматривается обязанность продавца без промедления устранить их или заменить дефектную партию товара.
Что касается сдачи-приемки товара по количеству, российский экспортер заинтересован в том, чтобы товар считался сданным продавцом и принятым покупателем по количеству мест и весу, указанному в транспортном документе, свидетельствующем об отгрузке товара в адрес покупателя. При такой ситуации продавцу не требуется оформлять какие-либо дополнительные документы.
Во многих случаях иностранный покупатель настаивает на проведении проверки качества/количества товара в пункте назначения. Тогда российскому продавцу целесообразно оговорить в контракте право на участие своего представителя в такой проверке либо проведение проверки незаинтересованной компетентной контрольной организацией, которой продавец вполне доверяет.
Если сдача товара производится на основании документа, выданного до отгрузки, продавец обязан позаботиться о полной сохранности товара до момента его отгрузки (вывоза).
Покупатель заинтересован в тщательной проверке импортируемого товара, особенно его качества, и чтобы проверка товара осуществлялась по возможности с участием его представителей в несколько этапов: в процессе изготовления товара, перед отгрузкой из-за границы, а затем по прибытии товара в страну покупателя. Проверка товара (осмотр, инспектирование, испытания, проведение анализов) в стране продавца может носить предварительный характер с целью установить, соответствует ли подготавливаемый к отгрузке товар качественным и техническим характеристикам контракта, своевременно устранить выявленные дефекты и предотвратить отгрузку некачественного товара.
Инспектирование и испытания относятся, прежде всего к поставкам из-за границы комплектного оборудования, на чем подробнее остановимся ниже. Вместе с тем проведение предварительного осмотра, инспектирования товара до отгрузки из-за границы целесообразно при импорте крупных партий любых товаров. При невозможности направить в страну продавца инспекторов-приемщиков покупателя проверка импортного товара, включая проведение анализов, испытаний, может быть поручена надежной контрольной организации.
В интересах покупателя предусмотреть в контракте окончательную сдачу-приемку товара по количеству и качеству в стране назначения, например во входном порту, сухопутном погранпункте, но лучше в конечном пункте назначения — на складе получателя, на строительной площадке, в месте реализации товара. По импортному оборудованию покупателю целесообразно предусмотреть окончательную приемку после ввода оборудования в эксплуатацию и достижения контрактных технических показателей. В целях соблюдения принципа взаимности покупателю не следует возражать против участия представителей продавца в окончательной сдаче-приемке товара на территории страны покупателя. При этом возможно совместное подписание сторонами контракта соответствующего протокола или акта сдачи-приемки.
Альтернативно окончательная сдача — приемка товара по качеству/количеству в стране покупателя может оформляться на основании акта, составленного авторитетной нейтральной организацией, каковой в нашей стране является группа «СОЭКС» с многочисленными входящими в ее состав организациями и представительствами. Но и в этом случае не исключается присутствие иностранного продавца или его представителя при окончательной приемке товара. По желанию продавца приемо-сдаточные документы составляются на одном из иностранных языков.
Еще один важный вопрос — какие последствия влечет выявление некачественного товара при его окончательной приемке. Исходя из интересов покупателя возможны следующие действия:
аннулирование контракта с возвратом забракованного товара продавцу и возмещением им транспортных расходов и убытков, понесенных покупателем;
замена забракованного товара доброкачественным в установленный срок с применением санкций в случае просрочки поставки;
принятие товара покупателем с соответствующей уценкой, если выявленные дефекты не причинят вреда потребителям;
устранение дефектов на месте представителями продавца;
устранение дефектов силами покупателя за счет продавца.
Покупатель может оговорить в контракте свое право выбора использовать тот или иной вариант действий по результатам окончательной приемки товара.
- Введение Мировой рынок и международная торговля
- Сущность и виды международной торговой политики
- Глава 1.
- 1.1. Роль и место договорных отношений в системе мирохозяйственных связей
- 1.2. Межгосударственное и международное регулирование мирохозяйственных связей
- 1.3. Особенности договорных отношений в области международных коммерческих операций
- Глава 2 Международные коммерческие операции: сущность и содержание
- 2.1. Содержание понятий «международное коммерческое дело» и «международные коммерческие операции»
- 2.2. Виды международных коммерческих операций
- 2.3. Содержание понятия «международная торговая сделка»
- 2.4. Классификация контрагентов как субъектов международных коммерческих операций
- Глава 3. Внешнеторговые сделки купли-продажи
- 3.1. Внешнеторговые сделки купли-продажи
- 3.2. Контракт. Основное содержание и порядок оформления
- 3.3. Базисные условия контракта. «Инкотермс»
- Как применять инкотермс при заключении внешнеторгового контракта
- Глава 4 внешнеторговые операции и сделки: содержание, признаки, виды лекция 4
- 1. Содержание внешнеторговых операций и сделок
- Внешнеторговые операции —основные и обеспечивающие
- Сделки и договоры
- Сущность внешнеторговой сделки
- 2. Виды внешнеторговых сделок и соответствующих операций
- Объекты внешнеторговых сделок
- Направление товарных поставок
- Срок действия и периодичность поставок
- 3. Методы выхода на внешний рынок
- Лекция 5
- Агентские соглашения
- Дистрибьюторский договор
- Договор комиссии
- Договор консигнации
- Договор поручения
- Договор коммерческой концессии (франчайзинг)
- Международные соглашения по договорам коммерческого представительства
- Лекция 6 Сделки, совершаемые на международных товарных биржах.
- Объекты биржевой торговли
- Общая характеристика биржевых операций
- Техника совершения биржевых сделок
- Изменение характера биржевой торговли в конце XX в.
- Товарные биржи в России
- Лекция 7 Торговые операции на международных аукционах
- Объекты аукционной торговли и ее географическое размещение
- Организация и техника аукционной торговли
- Размещение заказов через международные торги
- Глава 4
- Лекция 8
- Лекция 9
- Глава 4
- 1.Общие рекомендации по содержанию и форме контракта
- Определение предмета контракта и количества товара
- Выбор базиса поставки
- 1. Общие рекомендации по содержанию и форме контракта
- 2. Определение предмета контракта и количества товара
- 3. Выбор базиса поставки
- Себестоимость продукции
- Себестоимость продукции
- Лекция 9 Характеристика качества товара
- Лекция 10
- Лекция 11
- Международные банковские операции
- Банк импортера
- Банк экспортера
- Банковские гарантии
- Возможности мошенничества в сделке или документах.
- Основные цели договаривающихся сторон
- Позиции сторон при платеже
- Банковские гарантии
- Лекция 12
- 1.Претензии. Санкции
- 2. Форс-мажор (обстоятельства непреодолимой силы)
- 3. Порядок разрешения споров. Арбитраж.
- 4. Другие условия контрактов
- Контрольные вопросы
- Глава 6 исполнение внешнеторговых сделок
- 1. Работа по исполнению экспортных сделок
- Расчеты с иностранным покупателем за поставленный товар
- Работа с претензиями по экспортной сделке
- 2. Особенности исполнения импортных сделок
- Контроль за качеством и отгрузкой импортного товара
- Транспортировка товара из-за границы и ввоза в Россию
- Таможенное оформление ввозимого товара
- Расчеты за импортный товар
- Претензионная работа по импорту
- Контрольные вопросы
- I. Содержание дисциплины
- Глава 1.
- 1.1. Роль и место договорных отношений в системе мирохозяйственных связей
- 1.2. Межгосударственное и международное регулирование мирохозяйственных связей
- 1.3. Особенности договорных отношений в области международных коммерческих операций
- Глава 2 Международные коммерческие операции: сущность и содержание
- Глава 3. Внешнеторговые сделки купли-продажи
- 3.3.1.Как применять инкотермс при заключении внешнеторгового контракта
- Глава 4 внешнеторговые операции и сделки: содержание, признаки, виды лекция 4
- Лекция 5
- Лекция 6
- Лекция 7
- Глава 5
- Лекция 8
- Лекция 9
- Глава 6
- Международные банковские операции
- Банк импортера
- Банк экспортера
- Банковские гарантии
- 16. Страхование экспорта
- 17. Экспортная перевозка
- 17.1. Морская перевозка грузов.
- Договор морской перевозки.
- 1. Перевозка груза морским транспортом
- 1.1. Основные положения договора морской перевозки груза
- 1.2. Подача судна и погрузка груза
- 1.3. Исполнение договора морской перевозки
- 1.4. Прекращение обязательств по договору морской перевозки груза
- 1.5. Выгрузка и выдача груза
- 1.6. Ответственность перевозчика, отправителя и фрахтователя
- 17.3. Авиаперевозка грузов.
- 17.4. Наземная перевозка грузов.
- 18. Разрешение международных коммерческих споров