logo search
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ М ДОГ ОТНОШЕНИЯ для студентов

Глава 6 исполнение внешнеторговых сделок

Сразу после заключения внешнеторгового контракта, а в опреде­ленных случаях еще накануне его заключения начинается завершающая стадия внешнеторговой операции — исполнение сделки. Это — весьма ответственная часть всей внешнеторговой операции. Ведь хорошо под­готовить сделку и заключить на выгодных условиях контракт — это предпосылка, залог успешного проведения внешнеторговой операции. Но конечный результат операции зависит от четкого исполнения за­ключенной сделки. И не следует полагаться на то, что внешнеторговый контракт будет выполнен автоматически. Каждая из сторон контракта должна проделать большой объем работы по исполнению сделки.

Российским участникам ВТД — продавцам экспортных товаров и покупателям импортных товаров — необходимо установить четкий контроль за ходом исполнения каждой сделки, иметь постоянную ин­формацию о том, что происходит с товаром на всех этапах исполнения сделки, начиная с процесса его изготовления и подготовки к отгрузке и вплоть до принятия покупателем.

Во внешнеэкономических организациях были заведены специаль­ные информационные банки (картотеки) учета выполнения контрак­тов. По каждому экспортному и импортному контракту фиксировался ход его выполнения, а именно: отмечались даты заключения контрак­та, проведения испытаний или предварительного осмотра товара до его отгрузки (если предусмотрено контрактом), готовности товара к отгрузке, отгрузки товара с предприятия-изготовителя, завоза в порт отправления, отгрузки из порта (или перехода государственной грани­цы нашей страны при перевозках наземными видами транспорта), прибытия товара покупателю (или сдачи-приемки товара), выписки счета продавцом и оплаты его покупателем, а также сведения о рекла­мациях, существенных нарушениях контрактных условий и др.

Такой первичный учет, как и всю работу по исполнению сделок, обеспечивают специализированные (оперативные) фирмы, входящие в состав внешнеэкономического объединения (ВО). Учет выполнения контрактов входит в круг обязанностей конкретных работников фирмы — обычно экспертов, экономистов в объединениях сырьевого про­филя или инокорреспондентов в машинно-технических объединени­ях. Общее руководство этой работой осуществляет директор фирмы (у него имеется заместитель, если штатная численность фирмы превы­шает 10 чел.).

Сводные данные по внешнеторговому объединению в целом кон­центрируются в планово-экономическом отделе (в некоторых ВО этот отдел теперь называется планово-аналитический или планово-стати­стический) и включаются в общие отчеты о хозяйственно-финансовой деятельности этой организации (ежемесячные, квартальные, годовые или разовые отчеты для организации-учредителя и соответствующих государственных органов). В необходимых случаях этот отдел контро­лирует соответствие наименования товара, его количества и страны контрагента в заключаемых сделках директивным или индикативным плановым показателям.

Другие функциональные отделы ВО контролируют и консультиру­ют оперативные фирмы в процессе исполнения сделок (как и при их подготовке) по разным направлениям, в частности:

отдел качества и стандартов курирует фирмы по вопросам качест­ва, технических условий, стандартизации и сертификации экспортных и импортных товаров;

конъюнктурный отдел (отдел маркетинга) отвечает за всю ценовую работу, включая расчет и обоснование цен внешнеторговых сделок, и координирует информационную работу по фирмам;

бухгалтерия, а также отдел коммерческих расчетов (ОКР) обеспечи­вает расчеты с иностранными контрагентами, российскими организа­циями, проведение всех платежных, кредитных и иных финансовых операций, проверяет расчетно-платежные реквизиты отечественных и иностранных заказчиков и поставщиков, контролирует соотношение внутренних и внешнеторговых цен, эффективность внешнеторговых операций, ведет учет дебиторской и кредиторской задолженности;

валютно-финансовый отдел отрабатывает валютно-финансовые условия сделок, включая установление валюты, способа платежа и других условий платежа;

транспортный отдел отрабатывает наиболее выгодные базисные условия поставки и другие транспортные условия сделок, включая обеспечение грузов транспортными средствами, проверяет реальность контрактных сроков поставки, занимается общими вопросами транс­портировки внешнеторговых грузов и работой с транспортно-экспедиторскими организациями, а в ряде случаев еще страховыми и таможенными операциями (в некоторых ВО имеется самостоятельный от­дел таможенных операций);

отдел информационного обслуживания (информационно-техническо­го обслуживания или информационно-вычислительный центр) ведает компьютерным обеспечением и использованием информацион­но-коммуникационных технологий;

отдел выставок и рекламы (в некоторых организациях функции этого отдела переданы отделу маркетинга) обеспечивает проведение выставок и рекламных мероприятий для расширения экспорта;

протокольный отдел (группа) занимается организацией встреч, де­ловых бесед и переговоров с иностранными фирмами;

юридический отдел занимается всеми правовыми вопросами, орга­низацией претензионной и арбитражной работы.

В ряде ВО имеются и другие функциональные подразделения, наде­ленные определенными функциями в соответствии с характером дея­тельности соответствующих организаций, например группа экспертов при руководстве ВО, отделы по кооперации, по работе с посредниками (агентами), биржевых операций, организации техобслуживания, коор­динации закупок и продаж, АСУ, канцелярия, инобюро, хозяйственный отдел, камера образцов и т.д. Кроме того, практически во всех ВО суще­ствует секретариат, отдел кадров, экспедиция, архив (последние могут входить в состав канцелярии) и некоторые другие подразделения.

Функции каждого отдела отражены в Положении об этом отделе, утвержденном руководством ВО, а должностные права и обязанности отдельных категорий работников подразделений — в их должностных инструкциях.

Каждая из сторон внешнеторговой сделки заинтересована в пер­вую очередь в том, чтобы другая сторона совершила вполне определен­ные действия, предусмотренные контрактом, а именно: осуществила бы поставку товара, уплату цены (суммы контракта), принятие постав­ки, т.е. такие действия, которые обеспечивают приобретение опреде­ленного товара в установленный срок или его сбыт в обмен на получе­ние валютной выручки и в конечном итоге — намеченной прибыли.

Но для этого необходимо четко ориентироваться в полном объеме прав и обязанностей каждой стороны контракта и предвидеть возмож­ности использования той и другой стороной определенных средств правовой защиты.

Как считают опытные коммерсанты и правоведы, каждая сторона сделки должна уметь исчерпывающим образом оценивать правовые последствия воз­можного неисполнения контрагентом своих обязательств.

Для потерпевшей стороны контракта (пострадавшего кредитора) важно использовать все способы правовой защиты, включая применение штрафных санкций, возмещение убытков, исполнение обязательств натурой и др. А нарушителю контракта (неисправному должнику) следует не допускать, чтобы потерпевший субъективно оценивал размер понесенного им ущерба и предъяв­лял завышенные требования к нарушителю.

После заключения сделки российской стороне важно стремиться продолжать поддерживать тесный контакт с иностранным контраген­том и активно взаимодействовать с соответствующими контролирую­щими, таможенными, транспортно-экспедиторскими, страховыми, банковскими организациями в нашей стране, а при необходимости и с зарубежными. Следует своевременно направлять иностранному контр­агенту и другим соответствующим организациям необходимые извеще­ния, запросы, поручения, инструкции и оперативно реагировать на все непредвиденные обстоятельства, возникающие в процессе исполнения сделки.

Учитывая существующую специфику в характере работы по испол­нению экспортных и импортных сделок, охарактеризуем особенности этой работы по каждому из указанных видов сделок в отдельности.