logo search
teper_tochno_vse_otvety (1)

37.1 Сша в мирохозяйственных отношениях

В системе внешнеэкономических отношений США занимали и занимают по сию пору лидирующее место в мире.

Американская экономика полностью зависит от внешнего рынка, поскольку велика роль импорта. Импорт намного превышает экспорт (в 2007 г. почти на 600 млрд. долл.). Дефицит торгового баланса – явление давнее и закономерное. Оно обнаружило себя еще с середины 80-х годов ХХ века. Доля США в мировой торговле неуклонно сокращается, хотя в отдельные периоды она возрастает, как это было, например, в период 1990-2000.

В экспорте США основную роль играют поставки наукоемкой продукции (информационная технология, средства связи, электротехнические изделия, продукция высокомолекулярной химии, биотехнология и т.д.), вооружение и военно-техническая продукция, а также сельскохозяйственная продукция (прежде всего зерно).

В импорте США следует выделить топливно-энергетическую продукцию (это при том, что энергетические запасы США весьма велики). Далее следует упомянуть продукцию практически всех основных товарных групп. Она закупается за рубежом потому, что она дешевле продукции, изготовленной в самих США. В течение последних лет (2000-2008 гг.) в США наблюдается тенденция к сокращению собственного производства, основанного на ресурсах США. Американские компании стремятся разместить производство той или иной продукции за рубежом, там, где дешевле рабочая сила и материальные ресурсы.

Для США внешнеэкономические связи были и остаются важным фактором экономического роста, фактором активной глобализации американской экономики и фактором усиления внешнеполитического лидерства. США борются за сохранение ведущей линии специализации в мировом экспорте как поставщика наукоемкой, инновационной продукции. Данная линия представлена в деятельности ТНК США, которые действуют по всему миру.

Ведущую роль США продолжают играть на мировом рынке капиталов. За 1995-2005 гг. рост экспорта прямых иностранных инвестиций (ПИИ) из США вырос почти в 3 раза. Основными странами, принимающими американские инвестиции, являются Великобритания, Канада, Китай. Основными странами, направляющими свои капиталы в США являются Великобритания, Япония, Китай, Германия, страны Юго-Восточной Азии. Движение капитальных ресурсов, осуществляемое американскими ТНК по всему миру, усиливает включенность экономики США в мировое хозяйство.

Американские корпорации прочно удерживают первенство в мире по таким направлениям НТП, как производство самолетов и космических аппаратов, сверхмощных компьютеров и их программного обеспечения, полупроводников и новейших мощных интегральных схем, лазерной техники, средств связи, разработка биотехнологий.

Платежный баланс в США в 2005-2006 гг. сводился с дефицитом. Это характеризовало падение уровня конкурентоспособности американских товаров и ослабление доллара как наиболее привлекательного и устойчивого финансового актива. Ослабление позиций американского доллара знаменует ослабление позиций США в мировом хозяйстве.

Наряду с участием в традиционных интеграционных процессах большое значение придается Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА), выводу в Мексику таких производств, которые благодаря применению дешевой рабочей силы позволяют США успешно конкурировать с другими развитыми странами и обеспечивать продолжение экономического роста и укрепление своих позиций на международной арене.

    1. Организация международных перевозок. Международные соглашения и конвенции о регулировании международных перевозок

Процесс транспортировки грузов, которые перемещаются на основе заключенных внешнеторговых контрактов, состоит из трех участков движения. Первый участок движения – транспортировка груза по территории страны-отправителя. От пункта отгрузки товара до границы. Второй участок движения – транспортировка груза по территориям другой страны. От границы страны – отправителя груза к границе страны – получателя груза. Этот участок называют транзитным. Такого варианта может не быть в случае, когда внешнеторговыми контрагентами выступают страны-соседи, имеющие общую границу друг с другом. В этом случае транзитный участок отсутствует. Третий участок движения – транспортировка груза по территории страны – получателя. От границы до пункта назначение груза.

В международном судоходстве сложились две основные формы организации перевозок: линейная (регулярная) и трамповая (нерегулярная). Линейная организация обеспечивает транспортными средствами перевозки на основных, крупных географических направлениях международной торговли. Суда закрепляются за определенными маршрутами на длительное время (3-5 лет). Линейные перевозчики предоставляют клиентам полный набор перевозочных услуг, включая не только доставку в порт назначения, но погрузку и выгрузку товаров, перевалку грузов, хранение, перегрузку на транзитные линии. Все это обусловливает определенную экономию на транспортных затратах. Линейная перевозка оформляется морским коносаментом. Этот документ юридически оформляет право распоряжения грузом во время перевозки перевозчиком и является подтверждением факта отгрузки экспортируемого товара. Коносамент рассматривается в качестве основного товаротранспортного документа, который передает право распоряжения грузом перевозчику и может рассматриваться как платежное средство или средство залога (гарантии) выполнения обязательств.

Трамповое судоходство развивается на неосновных морских магистралях. Здесь суда не закрепляются за определенными маршрутами. В отличии от линейной организации здесь менее стабильны тарифы перевозки, которые колеблются в зависимости от спроса и предложения на фрахтовом рынке. Здесь действуют исключительно фрахтовые посредники, предлагая на условиях аренды суда для перевозки грузов. Перевозка внешнеторговых грузов в трамповом судоходстве, как правило, осуществляется посредством использования фрахта морских судов, которые предлагаются посредническими компаниями. Договор морской перевозки имеет форму чартера (краткосрочной аренды).

В процессе выработки и реализации Версальского мирного договора, было обращено внимание на необходимость создать общие стандартизированные правила морских перевозок. Так родилось соглашение, получившее название Гаагские правила перевозок по морю 1921 г. Здесь четко определились параметры ответственности сторон грузоотправителей, перевозчиков и грузополучателей. В Брюссельской конвенции 1924 г. о коносаменте впервые были определены значение коносамента и его основополагающая роль как документа, выражающего правоотношения сторон в процессе передачи транспортируемого груза, фиксирующего ответственность перевозчика за сохранность груза во время перевозки.

В 60-80 гг. ХХ в. под эгидой ООН была проведена большая работа по обновлению и совершенствованию многих международно-правовых актов, регламентирующих перевозочный процесс. В 1978 г. была принята международная Конвенция, получившая название Гамбургские правила. Она вступила в силу в 1992 г. после того, как тот документ ратифицировали представители более чем 80 государств. Это основной международно-правовой документ, который в современных условиях обусловливает принципы участия стран в морских перевозках. Еще ранее в 1974 г. была подписана Афинская декларация о перевозках по морю пассажиров, ратифицированная в 1987 г.

В 1984 г. принята Конвенция о кодексе поведения линейных конференций. Главной международной организацией, которая координирует деятельность в сфере морских сообщений является Международная морская организация, действующая в 1958 г. и объединяющая более 130 стран мира.

Первая международная конвенция, регулировавшая условия внешнеторговых перевозок по железной дороге была подписана в Берне в 1896 г. шестью европейскими государствами. В дальнейшем положения этой конвенции пересматривались, к ней присоединились в первой половине 20 в. практически все европейские государства. В рамках ООН в 70-е годы была разработана на базе бернского соглашения Международная конвенция о международных железнодорожных перевозках, принятая в 1980 г. (КОТИФ). Эта конвенция закрепила правоотношения участников смешанных сообщений, сформировала единую систему учета ответственности перевозчика, утвердила и унифицировала порядок погрузки и перевалки грузов в контейнерах, утвердила новую единую форму транспортного документа (СТ – document), который в экономическом и правовом отношении соответствует коносаменту. Международную координацию перевозочной деятельности на железных дорогах осуществляют Международный союз железных дорог и Международная ассоциация железнодорожных конгрессов.

Перевозка внешнеторговых грузов автомобильным транспортом регулируется подписанной в Женеве 19 мая 1956 г. Конвенцией о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом (КДРГ), В начале 90-х годов в ней участвовали практически все европейские страны, а также азиатские государства (Турция, Ливан, Саудовская Аравия). Кроме того, ряд других государств участвуют на правах ассоциированного членства. Общую координацию действий в автомобильных перевозках берет на себя Международный союз автомобильного транспорта.

Первое соглашение международного характера о правилах перевозок пассажиров авиационным транспортом было подписано в Варшаве в 1929 г. Варшавское соглашение было дополнено Гаагским протоколом об усилении ответственности за жизнь и здоровье пассажиров, а также за сохранность транспортируемых грузов. По мере существенного возрастания роли авиационного транспорта была подписана в 1961 г. Гвадалахарская конвенция о чартерных сообщениях. Наконец, в 1975 г. в Монреале была принята универсальная конвенция, регулирующая в масштабах мирового хозяйства как пассажироперевозки, так и грузоперевозки.