logo search
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ М ДОГ ОТНОШЕНИЯ для студентов

4. Другие условия контрактов

Помимо вышерассмотренных условий во многие внешнеторговые контракты при необходимости включаются другие статьи (пункты), в ча­стности, о транспортных условиях, страховании, техническом обслужи­вании, снабжении запасными частями, командировании и обучении спе­циалистов, конфиденциальности информации и документации, защите патентных прав, переуступке прав и обязательств (цессии), экспортных (или импортных) лицензиях либо иных разрешениях государственных органов, запрещении перепродажи и реэкспорта в третьи страны и т.д.

В одном из последних разделов «Рекомендаций», названном «Про­чие условия и обстоятельства сделки», указано, что «в специальных пунктах или разделах контракта оговариваются другие условия и обстоятельства сделки (гарантийные обязательства, лицензионные пла­тежи, техническая помощь, сборка, наладка и монтаж оборудования, обучение персонала, информационные и другие услуги)».

Такого рода условия могут излагаться в отдельных статьях либо в целом ряде статей контракта.

Нередко в реальных контрактах содержится статья, называемая «Прочие условия» или «Общие условия (общие положения)», вклю­чающая ряд условий, не вошедших в предыдущие статьи, например:

В последнее время в ряде контрактов дополнительно указывается, что данный контракт и его содержание являются конфиденциальными и не подлежат разглашению или использованию в каких бы то ни было неразрешенных целях.

В заключительной части (статье) внешнеторгового контракта при­водятся юридические адреса сторон. Здесь повторяются наименования сторон контракта и указываются точные и полные юридические адреса каждой стороны.

Первый вариант выгоден продавцу, а второй (указано в скобках) — покупателю.

При этом адреса юридических лиц должны строго соответствовать тому, что указано в их учредительных документах, а физических лиц — в документах о регистрации (аренде помещения). Не следует ограничи­ваться указанием «а/я», «п/я» и иных подобных данных, не позволяю­щих установить реальное местонахождение продавца или покупателя.

Далее указываются точные названия банков каждой стороны конт­ракта, через которые будут осуществляться расчеты, и подробные бан­ковские реквизиты.

Завершается контракт подписями должностных или уполномочен­ных лиц от имени каждой стороны. При этом российской стороне не­обходимо указывать должность, фамилию и инициалы лиц, подписы­вающих контракт.

Выводы

  1. При заключении внешнеторговых сделок стороны подписывают конт­ракт, являющийся основным коммерческим документом. Составление и подписание контракта— весьма ответственный этап внешнеторговой операции.

  2. Целесообразно следовать разработанным общим рекомендациям по содержанию и форме внешнеторговых контрактов. Следует руководствоваться как российскими нормативными требованиями, так и положениями двусторонних и многосторонних ОУП, а также рекомендациями МТП и других международных организаций.

  3. Вместе с тем каждый контракт достаточно индивидуален, что определяет­ся спецификой товара и особенностями его поставки.

  4. Контрактные условия обычно являются результатом компромисса, достигнутого сторонами сделки исходя из соблюдения принципа взаимовыгод­ности. Но при этом необходимо в максимальной степени учитывать и защищать интересы российской стороны в зависимости от того, выступает она в качестве продавца либо покупателя.

  5. Среди условий внешнеторгового контракта нередко выделяют наиболее существенные и остальные. Однако следует иметь в виду, что любое условие контракта может приобрести существенное значение в процессе исполнения сделки.

  6. Необходимо тщательно прорабатывать все условия внешнеторгового контракта, начиная с исходных реквизитов и вплоть до юридических адресов сторон и их расчетно-банковских реквизитов. Наибольшее внимание следует уделять четкому формулированию предмета контракта, условий количества и качества товара, цены и платежа.