2.3. Содержание понятия «международная торговая сделка»
Осуществление международных операций требует применения определенных правовых форм и использования конкретных методов их проведения.
Правовой формой, опосредующей международные коммерческие операции, является международная торговая сделка, обязательное условие которой - заключение ее с иностранным контрагентом.
Под международной торговой сделкой понимается договор (соглашение) между двумя или несколькими сторонами, находящимися в разных странах, по поставке установленных количества и качества товарных единиц и (или) оказание услуг в соответствии с согласованными сторонами условиями.
Международный характер договора вытекает из того, что его субъектами (сторонами) являются коммерческие предприятия (фирмы), находящиеся в разных странах.
Договор не будет считаться международным, если он заключен между сторонами разной государственной (национальной) принадлежности, коммерческие предприятия (фирмы) которых находятся на территории одного государства (например, между филиалами и дочерними компаниями фирм разных стран, находящихся на территории одной страны). В то же время договор признается международным, если он заключен между сторонами одной государственной (национальной) принадлежности, если их коммерческие предприятия находятся на территории разных государств.
Такое толкование договора содержится в Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Венская конвенция 1980 г.) и в Новой Гаагской конвенции о праве, применяемом к договорам международной купли-продажи (1985 г.).
Под торговой сделкой понимаются все сделки, связанные с обменом товарами в материальной форме и предоставлением услуг как основных, так и обеспечивающих международный товарооборот.
Признание за сделкой торгового характера подчиняет ее не только общим нормам гражданского права, но и специальным нормам торгового права, определяющим правила их заключения и исполнения.
Стороны в торговой сделке относятся к особой категории предпринимателей, именуемых коммерсантами, деятельность которых подчиняется во многом также специальному правовому режиму. Следует отметить, что этот режим ослабляет формализм заключения сделок, в частности, коммерсанты освобождаются от ряда сложностей в доказательстве принятия договора. Это позволяет рассматривать сделку, представленную не только в письменной форме, но и устно (по телефону, телетайпу).
Под товарными единицами понимаются отдельные количества товаров одного вида, которые признаются в течение определенного периода предметом фактической или возможной торговой сделки. Партия состоит из одной или более товарных единиц, предназначенных для совместной перевозки из оговоренного пункта отправления в установленное покупателем место поставки. Перевозка партии может осуществляться последовательно в несколько этапов.
В международной коммерческой практике взаимное волеизъявление может облекаться в форму договора купли-продажи, лицензионного, арендного договора, договора страхования, перевозки, хранения и др. Взаимосогласованное волеизъявление, предусматривающее поставку товаров в материальной форме, сопровождаемую перечисленными выше обеспечивающими услугами, а также сопутствующими услугами (инжиниринговыми, лицензионными и др.), может облекаться в форму договора купли-продажи, заказа, тендера.
Особенности международных торговых сделок в современных условиях отражают связи, складывающиеся в материальном производстве и научно-техническом международном сотрудничестве.
Они характеризуются следующими важнейшими чертами:
значительное расширение номенклатуры и изменение характера продукции, поступающей в международный товарооборот, обновление и частая смена изделий; увеличение ассортимента; расширение поставок промежуточной продукции. Усложнение продукции, поступающей в международный товарооборот (комплектные предприятия, судовое оборудование, самолеты и пр.) требует удлинения сроков исполнения контрактов;
комплексный характер сделок на поставку оборудования для целых предприятий (комплектного оборудования). Такие сделки предусматривают поставку машин, оборудования и материалов в комплексе с технологией и сопутствующими услугами, оказываемыми как до подписания основного контракта, так и после него. К таким сопутствующим услугам относятся: инженерно-консультационное обслуживание, строительные работы по созданию самого предприятия, услуги по развитию инфраструктуры, обеспечивающей нормальное функционирование предприятия;
рост масштабов сделок. Во многих случаях это уже не отдельные контракты купли-продажи, а крупные соглашения по экономическому сотрудничеству, включающие в себя как поставку оборудования и материалов и предоставление сопутствующих услуг, так и сложный комплекс обязательств по финансированию, страхованию, различным формам расчетов;
расширение практики поставок «под ключ», когда продавец берет на себя обязательство на весь комплекс работ по строительству предприятия - от разработки проектной документации до ввода в эксплуатацию предприятия и достижения им всех намеченных показателей. Особенно высок удельный вес таких поставок в развивающиеся страны в связи с их отставанием в уровне индустриального развития, неподготовленностью инфраструктуры, нехваткой квалифицированной рабочей силы. Применение этой формы продажи оборудования в развитые страны связано с уникальностью поставляемой техники и технологии, что делает закупку «под ключ» более эффективной, чем обычный импорт;
осуществление крупномасштабных сделок совместно компаниями разных стран путем создания консорциумов. Стороной в таких сделках выступает головная компания, которая довольно часто является инжиниринговой фирмой. Увеличение масштабности соглашений о поставках оборудования для целых предприятий, расширение его «системного вывоза» (производство материалов, отдельных компонентов оборудования, его поставка и монтаж, пуск в эксплуатацию, сопровождаемые проведением проектных, строительных работ и оказанием широкого круга технических и прочих услуг) объективно ведут к тому, что экспорт предприятий становится не под силу отдельным даже крупным поставщикам и их объединениям в одной стране. К тому же на рынке такого оборудования действует тенденция специализации экспортеров по видам не только оборудования, но и предоставляемых услуг. Обострение конкурентной борьбы на этом рынке приводит к необходимости поиска временных, а иногда и долгосрочных межфирменных альянсов.
Важной чертой международных торговых сделок применительно к продукции производственного назначения является их целенаправленный характер. Целенаправленность деятельности означает ориентацию на конкретного потребителя - как национального, так и иностранного. Это вызывает необходимость установления непосредственных (прямых) связей с потребителем, осуществляемых на основе предварительно получаемых заказов или заранее согласованных поставок (по сложным видам оборудования, комплектному оборудованию). В результате экономия производителя на посреднических услугах составляет обычно до 30% стоимости поставок.
Ориентация на определенного потребителя требует установления непосредственных и долговременных связей производителя с поставщиками сырья, материалов, компонентов, чтобы заранее обеспечить производство нужными ресурсами. Это предполагает необходимость заблаговременно распределять капиталовложения по отраслям и видам производства.
В объем поставки на комплектное оборудование, как правило, входит проектирование этого оборудования (подготовка технической документации), поставка самого оборудования и предоставление технических услуг в связи с монтажом, наладкой и пуском оборудования в эксплуатацию. Поставка комплектного и другого сложного оборудования предполагает установление длительных отношений между продавцом и покупателем на основе заключаемого между ними договора, носящего характер разового соглашения с длительным сроком поставки. Такой способ предусматривает оплату покупателем определенной части стоимости заказа до начала изготовления продукта, т.е. внесение определенного авансового платежа. Этот авансовый платеж, с одной стороны, выступает как форма кредитования экспортера, а с другой - служит средством обеспечения обязательств, принятых на себя покупателем по размещаемому заказу.
Другая особенность поставок комплектного оборудования - предоставление экспортером кредита импортеру, который может погашаться как в денежной, так и в товарной форме, т.е. поставками продукции построенного комплектного предприятия. В контракте на поставку комплектного оборудования может оговариваться доля продукции, производимой на построенном предприятии, которая будет направляться экспортеру оборудования (как правило, в размере 20 - 40%).
Обычно в производстве комплектного оборудования принимают участие не только дочерние компании ТНК, выступающие в качестве генерального подрядчика, но и большое число формально независимых фирм разных стран. При этом генеральный подрядчик организует комплектацию поставки и несет ответственность перед покупателем за ее своевременность и качественность.
С другой стороны, он осуществляет непосредственные контакты с субпоставщиками, размещая у них заказы и контролируя своевременность их выполнения, а также соответствие требованиям спецификаций.
Таким образом, использование непосредственных связей при поставках сложного и комплектного оборудования влечет за собой формирование целой системы связей между фирмами, участвующими в поставке, причем тесные и устойчивые кооперационные связи могут устанавливаться на стадии научно-исследовательских и проектных работ. Получила развитие тенденция, когда метод непосредственных связей при поставках комплектного оборудования распространяется не только на иностранные фирмы, но также и на фирмы, находящиеся в стране импортера. Такая практика обеспечивает еще более тесные контакты между экспортером и импортером в процессе создания объекта, согласованность и координацию их действий по вводу его в эксплуатацию. Она получила широкое распространение в развитых странах, а в последнее время активно применяется при покупке оборудования развивающимися странами, прежде всего такими, как Индия, Бразилия, Аргентина, Мексика и др.
В современном мире широко реализуются различные формы межфирменных связей: совместная научная деятельность; технические консультации потребителей; участие заказчиков в качестве инициаторов процесса нововведений и разработчиков новых видов изделий и их образцов; производственное кооперирование крупных и мелких фирм путем приобретения крупными фирмами лицензий на новую продукцию, разработанную мелкими фирмами-новаторами, новых технологий, прошедших рыночное тестирование.
Наличие прямых межфирменных связей с потребителями позволяет промышленным компаниям налаживать более тесные контакты с рынком, лучше изучать спрос и потребности покупателей и быстрее приспосабливать свои производственные программы к требованиям конкретного потребителя. Это приобрело особо важное значение в современных условиях обострения конкурентной борьбы на мировом рынке.
Мировая торговля в значительной мере регулируется конвенциями о договорах международной купли-продажи товаров. Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров была принята на конференции, созванной в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1978 г. Конференция проходила в Вене, соответственно Конвенция получила название Венской. В конференции участвовали 62 государства, в том числе 22 промышленно развитых, 29 развивающихся, а также восточноеврепейские страны, СССР, Югославия, КНР.
Участниками Конвенции являются 30 стран, среди которых многие являются торговыми партнерами нашей страны.
СССР присоединился к Конвенции в 1990 г. на основе Постановления Верховного Совета СССР. Для Советского Союза юридическое значение присоединения к Венской конвенции заключалось в том, что ее положения заменили соответствующие нормы советского гражданского права, применявшиеся к внешнеторговой поставке товаров. Однако положения Конвенции о заключении договора, противоречащие действующему в нашей стране совершения внешнеторговых сделок, не применяются к договорам российской организации, для которой этот порядок обязателен.
Положения Конвенции, касающиеся содержания прав и обязанностей сторон договора купли-продажи, применяются к взаимоотношениям конкретных заключивших такой договор партнеров в том случае, если они в этом договоре не урегулировали свои взаимоотношения каким-либо иным образом, чем это зафиксировано в Конвенции.
Конвенция, таким образом, предоставляет участникам договора широкие возможности для формулирования условий сделки в соответствии с их взаимными интересами и с учетом особенностей ее содержания, используя сложившиеся международные обычаи, а также обыкновения, свойственные определенной отрасли торговли, к которой можно отнести эту сделку. Если вопрос взаимоотношений партнеров не урегулирован в заключенном между ними контракте, применяются положения Конвенции.
Венская конвенция ООН о договорах международной купли-продажи содержит унифицированные правила, регулирующие международную куплю-продажу товаров, которые могут быть приемлемыми для большинства стран с различными общественными, экономическими и правовыми системами и способствуют устранению правовых барьеров в международной торговле.
Конвенция не затрагивает действия любого другого международного соглашения, которое уже заключено или может быть заключено, и содержит положения по вопросам, являющимся предметом регулирования Конвенции.
Характер Конвенции - нормативный, т.е. содержащиеся в ней положения являются нормами права, которые, однако, носят диспозитивный характер. Это означает, что стороны могут в договоре отступить от любого положения Конвенции или изменить его действие.
Конвенция применяется только к договорам, которые имеют международный характер, и определяет четкий критерий международности таких договоров: договор признается международным, если коммерческие предприятия его сторон находятся в разных государствах.
Цель Венской конвенции - содействовать унификации национальных законодательств, регулирующих международную куплю-продажу товаров. Положения Конвенции могут использоваться в международной практике при формулировании условий договора в той мере, в какой они не противоречат нормам применимого национального законодательства. Эти нормы применяются не только к договорам международной купли-продажи товаров, стороны которых находятся на территории государств - участников Конвенции, но и при определенных в Конвенции условиях к договорам сторон из других государств вне зависимости от того, принимают такие государства участие в Конвенции или нет.
Венская конвенция о международном договоре купли-продажи товаров:
содержит единообразное регулирование заключения и использования договоров международной купли-продажи товаров и в основном позволяет устранить существенные расхождения в национальных законодательствах;
способствует ускорению, облегчению и удешевлению коммерческих переговоров, поскольку отпадает необходимость в изучении иностранного законодательства и практики его применения;
создает предпосылки для однозначного понимания сторонами договора их прав и обязанностей;
содействует устранению возможности навязывания более сильным партнером более слабому односторонних выгодных условий договора, что имеет существенное значение для ликвидации неравноправных дискриминационных отношений в международной торговле;
определяет основные обязательства продавца и покупателя по договору;
регулирует отношения по субъектам (сторонам договора) и объектам (предмету) договора в случае возникновения споров между сторонами, относящимися к государствам, не участвующим в Конвенции;
устанавливает перечень объектов договора купли-продажи, на которые не распространяется ее действие;
определяет признаки договора купли-продажи, к которым Конвенция не применяется.
Венская конвенция состоит из 4 частей, включающих 101 статью:
Часть I. Сфера применения и общие положения.
Часть II. Заключение договора.
Часть III. Купля-продажа товара.
Часть IV. Заключительные положения.
Важную роль в унификации порядка заключения и исполнения договора международной купли-продажи призвана также сыграть Конвенция о праве, применимом к договорам международной купли-продажи (именуемая также Гаагской конвенцией).
Новая Гаагская конвенция была представлена и открыта для подписания на чрезвычайной сессии Гаагской конференции международного частного права (ГКМЧП), состоявшейся в октябре 1985 г.
В работе сессии принимали участие 62 государства, в том числе СССР, все восточноевропейские страны, СФРЮ и КНР, практически все экономически развитые страны и 30 развивающихся государств Азии, Африки и Латинской Америки.
Гаагская конвенция 1985 г. имела целью пересмотр уже устаревшей Гаагской конвенции 1955 г. Последняя действовала только в 9 странах, и в ней нашли отражения Конвенции стран англо-саксонской системы права. Кроме того, Гаагская конвенция 1955 г. предусматривала ее применение к любой купле-продаже движимых вещей, «имеющей международный характер», без какого-либо указания на содержание признака «международный характер», квалификация которого, таким образом, была оставлена на усмотрение суда или арбитража.
Новая Гаагская конвенция преследовала в первую очередь цели в дополнение к принятой в 1980 г. Венской конвенции разработать Положение об унификации коллизионных правил, определяющих право, применимое к вопросам, которые не урегулированы либо не полностью урегулированы единообразными материально-правовыми правилами.
Новая Гаагская конвенция носит универсальный характер, т.е. может применяться в государствах-участниках и в тех случаях, когда одна или даже обе стороны в договоре международной купли-продажи принадлежат к государствам-неучастникам. В ней нашли отражение определенные положения, уже существующие в праве многих стран - торговых партнеров России (знание и умелое использование установленных в ней правовых норм может обеспечить защиту интересов отечественных внешнеэкономических организаций), партнеров зарубежных фирм.
Основные положения Гаагской конвенции:
определение международного характера договора купли-продажи товаров аналогично Венской конвенции с некоторыми несущественными добавлениями;
исключение из сферы применения отдельных видов товаров международной купли-продажи (товары личного потребления);
включение (в отличие от Венской конвенции) аукционных и биржевых товаров, судов, электроэнергии;
определение применимого права, регулирующего договор.
Последнее сформулировано следующим образом: «Договор купли-продажи регулируется правом, выбранным сторонами. Соглашение сторон об этом выборе должно быть прямо выраженным или ясно демонстрируемым условиями договора и поведением сторон, рассматриваемыми в их совокупности». При этом стороны могут подчинить отдельные части договора различным правопорядкам, равно как изменить в последующем свое первоначальное соглашение о применимом праве. В Конвенции установлено общее правило, что если стороны не выбрали применимое право, то договор купли-продажи регулируется правом государства, в котором продавец имеет свое коммерческое предприятие в момент заключения договора. В отношении применения права страны покупателя предусматриваются следующие случаи:
переговоры велись и договор был заключен присутствующими сторонами в стране покупателя;
договор прямо предусматривает, что продавец должен исполнить свое обязательство по поставке товара в стране покупателя;
договор был заключен в результате объявления покупателем торгов.
Однако в Конвенции оговорено, что «в порядке исключения, если в свете всех обстоятельств, взятых в целом, например, деловых отношений между сторонами, договор купли-продажи имеет явно более тесную связь с правом иным, чем то, которое было бы применено к договору, договор купли-продажи регулируется этим иным правом».
Право, применимое к договору купли-продажи, регулирует согласно Гаагской конвенции следующие условия:
толкование договора;
права и обязанности сторон и исполнение договора;
момент, с которого покупатель получает право на плоды и доходы от товаров;
момент, с которого покупатель несет риск в отношении товаров;
действительность и последствия для сторон оговорок о сохранении права собственности;
последствия неисполнения договора;
способы погашения обязательств;
исковую давность и последствия недействительности договора;
неприменение Конвенции в отношении договора купли-продажи между сторонами, принадлежащими государствам - участникам других международных соглашений, устанавливающих коллизионные нормы для таких договоров.
- Введение Мировой рынок и международная торговля
- Сущность и виды международной торговой политики
- Глава 1.
- 1.1. Роль и место договорных отношений в системе мирохозяйственных связей
- 1.2. Межгосударственное и международное регулирование мирохозяйственных связей
- 1.3. Особенности договорных отношений в области международных коммерческих операций
- Глава 2 Международные коммерческие операции: сущность и содержание
- 2.1. Содержание понятий «международное коммерческое дело» и «международные коммерческие операции»
- 2.2. Виды международных коммерческих операций
- 2.3. Содержание понятия «международная торговая сделка»
- 2.4. Классификация контрагентов как субъектов международных коммерческих операций
- Глава 3. Внешнеторговые сделки купли-продажи
- 3.1. Внешнеторговые сделки купли-продажи
- 3.2. Контракт. Основное содержание и порядок оформления
- 3.3. Базисные условия контракта. «Инкотермс»
- Как применять инкотермс при заключении внешнеторгового контракта
- Глава 4 внешнеторговые операции и сделки: содержание, признаки, виды лекция 4
- 1. Содержание внешнеторговых операций и сделок
- Внешнеторговые операции —основные и обеспечивающие
- Сделки и договоры
- Сущность внешнеторговой сделки
- 2. Виды внешнеторговых сделок и соответствующих операций
- Объекты внешнеторговых сделок
- Направление товарных поставок
- Срок действия и периодичность поставок
- 3. Методы выхода на внешний рынок
- Лекция 5
- Агентские соглашения
- Дистрибьюторский договор
- Договор комиссии
- Договор консигнации
- Договор поручения
- Договор коммерческой концессии (франчайзинг)
- Международные соглашения по договорам коммерческого представительства
- Лекция 6 Сделки, совершаемые на международных товарных биржах.
- Объекты биржевой торговли
- Общая характеристика биржевых операций
- Техника совершения биржевых сделок
- Изменение характера биржевой торговли в конце XX в.
- Товарные биржи в России
- Лекция 7 Торговые операции на международных аукционах
- Объекты аукционной торговли и ее географическое размещение
- Организация и техника аукционной торговли
- Размещение заказов через международные торги
- Глава 4
- Лекция 8
- Лекция 9
- Глава 4
- 1.Общие рекомендации по содержанию и форме контракта
- Определение предмета контракта и количества товара
- Выбор базиса поставки
- 1. Общие рекомендации по содержанию и форме контракта
- 2. Определение предмета контракта и количества товара
- 3. Выбор базиса поставки
- Себестоимость продукции
- Себестоимость продукции
- Лекция 9 Характеристика качества товара
- Лекция 10
- Лекция 11
- Международные банковские операции
- Банк импортера
- Банк экспортера
- Банковские гарантии
- Возможности мошенничества в сделке или документах.
- Основные цели договаривающихся сторон
- Позиции сторон при платеже
- Банковские гарантии
- Лекция 12
- 1.Претензии. Санкции
- 2. Форс-мажор (обстоятельства непреодолимой силы)
- 3. Порядок разрешения споров. Арбитраж.
- 4. Другие условия контрактов
- Контрольные вопросы
- Глава 6 исполнение внешнеторговых сделок
- 1. Работа по исполнению экспортных сделок
- Расчеты с иностранным покупателем за поставленный товар
- Работа с претензиями по экспортной сделке
- 2. Особенности исполнения импортных сделок
- Контроль за качеством и отгрузкой импортного товара
- Транспортировка товара из-за границы и ввоза в Россию
- Таможенное оформление ввозимого товара
- Расчеты за импортный товар
- Претензионная работа по импорту
- Контрольные вопросы
- I. Содержание дисциплины
- Глава 1.
- 1.1. Роль и место договорных отношений в системе мирохозяйственных связей
- 1.2. Межгосударственное и международное регулирование мирохозяйственных связей
- 1.3. Особенности договорных отношений в области международных коммерческих операций
- Глава 2 Международные коммерческие операции: сущность и содержание
- Глава 3. Внешнеторговые сделки купли-продажи
- 3.3.1.Как применять инкотермс при заключении внешнеторгового контракта
- Глава 4 внешнеторговые операции и сделки: содержание, признаки, виды лекция 4
- Лекция 5
- Лекция 6
- Лекция 7
- Глава 5
- Лекция 8
- Лекция 9
- Глава 6
- Международные банковские операции
- Банк импортера
- Банк экспортера
- Банковские гарантии
- 16. Страхование экспорта
- 17. Экспортная перевозка
- 17.1. Морская перевозка грузов.
- Договор морской перевозки.
- 1. Перевозка груза морским транспортом
- 1.1. Основные положения договора морской перевозки груза
- 1.2. Подача судна и погрузка груза
- 1.3. Исполнение договора морской перевозки
- 1.4. Прекращение обязательств по договору морской перевозки груза
- 1.5. Выгрузка и выдача груза
- 1.6. Ответственность перевозчика, отправителя и фрахтователя
- 17.3. Авиаперевозка грузов.
- 17.4. Наземная перевозка грузов.
- 18. Разрешение международных коммерческих споров