logo search
teper_tochno_vse_otvety (1)

5.1 Внешнеэкономические связи Японии

Конец ХХ - начало XXI в. Япония сменила важнейшие ориентиры ВЭД.

США: В 80-е и 90-е годы США были крупнейшим внешнеторговым партнером Японии - до 30% экспорта и 24% импорта. НО ослабление экспортного потенциала привело к развитию связей с азиатскими рынками (Китай, Ю. Корея, Тайвань, Индонезия и др.).

Китай: После 2001-2002 гг. - крупнейший партнер Японии, 32% объема импорта: одежда, трикотаж, шелковые ткани, продовольствие, уголь, черные и цветные металлы. До 60% экспорта: машины и оборудование, информационные технологии, синтетические материалы, автозапчасти.

Импортная политика: попытки сократить долю топлива, энергии и сырья в связи с ростом мировых цен на энергоносители. Японцы придают большое значение научно-техническим разработкам в области поиска возобновляемых источников энергии. Нефтедобывающие страны Персидского залива – снижение доли импорта, возрастание доли России – более дешевое энергосырье (Сахалин). Выросло в последние годы значение растущих рынков Азии и Западной Европы.

Экспортная политика: Япония - экспортер наукоемкой и трудоемкой продукции с высокой добавленной стоимостью. Высокий уровень инвестиций. По уровню конкурентоспособности Япония не входит в первую мировую пятерку стран. По уровню развития высоких технологий она теперь не входит и в первую мировую десятку стран. Сегодня экспорт - не столько товары, сколько рабочие места.

Большой удельный вес Японии в мировой экономике в немалой мере определяет темпы и формы глобализации как магистральной тенденции развития в 21 веке. Японские специалисты отмечают, что задачи глобализации хозяйственных внешних связей Японии потребуют включения крупнейших компаний страны в состав транснациональных корпораций, способных к конкуренции на рынках всемирных масштабов.