logo search
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ М ДОГ ОТНОШЕНИЯ для студентов

Введение Мировой рынок и международная торговля

Необходимость возникновения и развития системы отноше­ний по международному обмену товаров и услуг обусловлена множеством причин. Одной из них является то, что практически ни одна страна не располагает количеством и набором ресурсов, необходимых для полного удовлетворения всей системы потреб­ностей. Каждая страна обладает ограниченным количеством труда и капитала, позволяющим ей производить различные то­вары, входящие в состав ВВП. Если для производства отдельных товаров в стране имеются наилучшие условия и связанные с этим издержки минимальны, то это позволяет ей, увеличивая производство данного товара и продавая его другим странам, покупать товары, которые невозможно произвести внутри стра­ны или производство их обходится слишком дорого. Поэтому всегда причинами существования внешнеторговых отношений, а, следовательно, и современного мирового рынка остаются меж­дународное разделение труда и взаимовыгодность обмена.

Для того, чтобы страна могла торговать на мировом рынке, ей необходимо иметь экспортные ресурсы, т.е. запасы конкуренто­способных товаров и услуг, пользующихся спросом на мировом рынке, валютные средства или иные средства оплаты импорта, а также развитую внешнеторговую инфраструктуру: транспортные средства, складские помещения, средства связи и пр. Расчеты по внешнеторговым операциям производятся банками, а страховой бизнес страны осуществляет страхование перевозок и грузов. Ко­нечно, при необходимости можно воспользоваться услугами инфраструктуры других стран, но, как правило, это очень дорогие услуги, и каждая страна, задействованная на мировом рынке, стремится создать собственную инфраструктуру.

Два встречных потока товаров и услуг образуют экспорт и импорт каждой страны. Экспорт — это продажа и вывоз товара за границу, импорт — покупка и ввоз товаров из-за рубежа. Раз­ность стоимостных оценок экспорта и импорта образует торго­вое сальдо, а сумма этих оценок — внешнеторговый оборот.

На мировом рынке, как и на любом рынке, формируются спрос и предложение и поддерживается стремление к рыночно­му равновесию. Для того, чтобы понять, как это происходит, рассмотрим условный пример. Предположим, две страны вы­пускают и потребляют один и тот же товар, но ресурсы для его производства и потребности в нем различны. Соответственно, на внутреннем рынке будут складываться разные рыночные це­ны ч разные условия равновесия.

Но горизонтальной оси располагаем объемы производства товара, а по вертикальной — цены. Для страны Х спрос будет показан кривой D\D\, а предложение — кривой S\S\. Соответ­ственно для страны У спрос отразится кривой D^D^, а предло­жение — кривой iS'2^'2. В этом случае внутреннее рыночное рав­новесие будут отражать соответственно точки Ех и Еу, а равно­весные цены — рх и Ру. Поскольку Ру больше Р, данный товар дешевле в стране X. Его выгоднее производить больше, чем внутренний спрос на него, и по более высоким ценам прода­вать в страну У. Стране У выгодно его покупать у страны Х по любым ценам ниже Ру, и страны договариваются о торговле данными товарами.

Равновесная цена, существующая на рынке страны X, го­ворит о том, что спрос равен предложению, и избытка пред­ложения, который можно предложить для экспорта, не суще­ствует. Увеличить объем предложения можно только при воз­растании цены. Поэтому цена Р служит нижней границей, при которой экспорт невозможен. В стране У равновесная цена Ру также говорит о равенстве спроса и предложения и о * том, что в данных условиях импорт не нужен. Но если цена снизится, то возникнет избыточный спрос, который по дан­ным ценам можно удовлетворить только за счет импорта. Та­ким образом, цена Ру служит верхней границей, определяю­щей объем импорта в страну У.

В этих границах устанавливается точка равновесия, при ко­торой избыточное предложение страны Х равно избыточному спросу в стране У

Мировой спрос и мировое предложение — соответственно показаны на графике кривыми DD и SS. Таким образом, на мировом рынке всегда балансируются спрос и предложение на экспортируемые и импортируемые товары, а мировая цена на­ходится между минимальной и максимальной внутренними рав­новесными ценами.

Мировой рынок всегда представляет собой арену жесточай­шей конкурентной борьбы, поэтому удержаться на нем значи­тельно сложнее, чем на внутреннем рынке. Помимо конкурен­ции на положение отдельных субъектов мирового рынка оказы­вает влияние и изменение структуры международного товаро­оборота под воздействием различных факторов.

Долговременные структурные сдвиги возникают, как прави­ло, под воздействием изменений в условиях производства, и прежде всего под влиянием научно-технического прогресса. В современных условиях значительно уменьшился удельный вес сырьевых товаров и возросла доля продукции обрабатывающей промышленности. Современная технология, технические знания и другая информация превратились в специфический товар, спрос на который постоянно растет, так же как и на продукцию электротехнической и электронной промышленности. В то же время существует ряд стран, традиционно торгующих сырьевы­ми и энергетическими ресурсами.