logo search
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ М ДОГ ОТНОШЕНИЯ для студентов

17.3. Авиаперевозка грузов.

Специфика таможенного контроля и таможенного оформления товаров, перевозимых авиатранспортом

Все пребывающие в Россию и отправляемые из нее за границу воздушные суда, перевозимые на них грузы, а также багаж и ручная кладь пассажиров и членов экипажей подлежат таможенному контролю, который осуществляется в местах ввоза (вывоза)54 по технологической схеме, разрабатываемой таможенными органами совместно с другими заинтересованными органами и ведомствами в соответствии с нормами действующего российского законодательства.

Порядок осуществления таможенного контроля воздушных судов регламентируется также и Конвенцией о международной гражданской авиации (Чикаго, 7 декабря 1944 г.)55, согласно положениям которой договаривающиеся государства имеют право производить досмотр воздушных судов других договаривающихся государств по их прибытии или убытии, проверять удостоверения и другие предусмотренные Конвенцией документы, а именно: свидетельства на каждого члена экипажа, список пассажиров с указанием пунктов отправления и назначения, манифест и подробные декларации на груз, бортовой журнал и разрешение на бортовую радиостанцию.

Основным документом приема и отправления воздушного судна является генеральная декларация, содержащая данные об экипаже воздушного судна, числе пассажиров, а также о находящихся на воздушном судне грузах и почте.

Таможенное оформление товаров, ввозимых авиатранспортом в соответствии с таможенным режимом выпуска для свободного обращения (кроме подакцизных товаров, подлежащих маркировке), производится в таможнях, расположенных в местах ввоза (в аэропорту прибытия). Таможенное оформление товаров, ввозимых авиатранспортом в соответствии с другими таможенными режимами, производится в соответствии с общими правилами (с использованием процедуры доставки под таможенным контролем и пр.).

При прилете командир воздушного судна представляет в таможенный орган следующие документы:

– два экземпляра генеральной декларации;

– два экземпляра пассажирской ведомости, содержащей список пассажиров, составленный в порядке мест их высадки;

– два экземпляра грузовой ведомости, содержащей список выгружаемого груза и несопровождаемого багажа, составленный в порядке мест их выгрузки;

– грузовые накладные и относящиеся к ним фактуры, спецификации и счета, почтовые накладные и прочие документы на перевозимые грузы56.

При прибытии из-за границы воздушного судна, следующего с посадками в промежуточных аэропортах, таможенный орган первоначальной посадки на территории России осуществляет:

– досмотр пассажирского салона воздушного судна и помещения членов экипажа;

– досмотр и выпуск ручной клади пассажиров и членов экипажа;

– выпуск багажа лиц, освобожденных от таможенного досмотра;

– досмотр и выпуск ручной клади и багажа пассажиров, следующих до данного пункта, а также грузов, подлежащих выгрузке в данном аэропорту;

– оформление ввозимых пассажирами и членами экипажа валюты и валютных ценностей.

Далее сотрудник таможенного органа проставляет в двух экземплярах генеральной декларации штамп установленного образца о произведенном таможенном оформлении воздушного судна, а также указывает в пассажирской ведомости, выписанной до пункта последней посадки воздушного судна, к каким категориям относятся находящиеся на борту судна пассажиры и грузы, заверяя эти отметки своей подписью и оттиском личной номерной печати.

В пункте последней посадки таможенный орган осуществляет:

– досмотр грузовых отсеков и в необходимых случаях также пассажирского салона воздушного судна, осуществляя тем самым контроль за поступившими на борт грузами, несопровождаемым багажом и международными почтовыми отправлениями;

– досмотр и выпуск ручной клади и багажа прибывших пассажиров с учетом ранее произведенных отметок в пассажирской ведомости.

В пункте последней посадки воздушного судна на территории Российской Федерации с учетом отметок в пассажирской ведомости сотрудники таможенных органов досматривают и выпускают ручную кладь пассажиров и членов экипажа, осуществляют контроль за вывозом валюты и валютных ценностей, а также досмотр пассажирского салона и помещений членов экипажа.

Воздушные суда, совершающие транзитный перелет через территорию Российской Федерации с одной или несколькими посадками в аэропортах, где имеются таможенные органы, находятся под таможенным контролем в течение всего времени стоянки в аэропортах. Если в каком-либо аэропорту ни один пассажир не покидает воздушного судна, а также там не производится выгрузка грузов, международных почтовых отправлений или несопровождаемого багажа, командир судна передает таможенному органу только генеральную декларацию с соответствующей отметкой о том, что груз, багаж и почта не выгружаются.

Таможенный досмотр всех помещений воздушного судна может производиться как до начала посадки пассажиров и погрузки багажа, так и после высадки пассажиров и выгрузки багажа. Досмотр в обязательном порядке должен производиться в присутствии представителя экипажа. В том случае, если вылет досмотренного самолета по каким-либо причинам был отложен на следующие сутки, досмотр самолета должен быть произведен вторично.

При необходимости осуществления дополнительного контроля за использованием воздушных судов таможенные органы вправе производить сверку заявленных для таможенных целей сведений с бортовым журналом, заданием на полет, лицензией Департамента воздушного транспорта на использование воздушного судна и другими документами, находящимися на борту воздушного судна.

Иностранные или арендованные иностранными лицами воздушные суда, временно ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации с целью их технического обслуживания, указанного в полетном задании, помещаются под таможенный режим временного ввоза. Если техническое обслуживание производится без замены узлов, агрегатов и деталей, а также если срок временного ввоза не превышает двух суток, таможенное оформление воздушного судна производится без представления в таможенный орган грузовой таможенной декларации и без взимания таможенных платежей, согласно полетному заданию.

В том случае, если прибытие или отправление воздушных судов происходит вне расписания, а также в случаях задержки прибытия или отправления рейсовых воздушных судов администрация аэропорта обязана поставить в известность об этом таможенные органы не позднее, чем за час до прибытия или отправления такого судна.

В случае аварии, явной угрозы безопасности полета или непринятия воздушных судов в надлежащем порту из-за неблагоприятных метеорологических условий разрешается посадка воздушных судов вне мест расположения таможенных органов. При этом командир воздушного судна обязан в кратчайшие сроки известить ближайший к месту посадки аэропорт, где имеются таможенные органы, о происшествии и принять все необходимые меры к обеспечению сохранности грузов, багажа и ручной клади пассажиров, находящихся на воздушном судне.

Воздушные суда военно-транспортной авиации выполняют полеты в государства ближнего и дальнего зарубежья только с аэродромов, открытых для международных полетов. При этом все прибывающие в Россию и убывающие из нее самолеты военно-транспортной авиации, перевозимые на них воинские грузы, почта, а также багаж и ручная кладь пассажиров и членов экипажей в обязательном порядке подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю. В ряде случаев, при выполнении срочных оперативных заданий таким самолетам разрешено пересекать таможенную границу без таможенного досмотра, но с обязательным уведомлением об этом таможенных органов. Боевые самолеты и самолеты военно-транспортной авиации, выполняющие по специальному заданию Министерства обороны РФ задания военно-оперативного характера, таможенному досмотру вообще не подлежат.