logo
сравнит мен пивоваров учебник

14.1. Общая характеристика

Территория Китайской Народной Республики (КНР) составляет 9,6 млн. кв. км, а население — около 1,3 млрд. человек (2005 г.). ВВП КНР в 2004 г. по паритету покупательной способности составил около $7,3 трлн., и по этому показателю Китай занял второе место в мировой экономике вслед за США. Показатель ВВП на душу населения (около $5,6 тыс. в 2004 г.), впрочем, не слишком высок, хотя Китай делает определенные успехи в данном направлении, с каждым годом со­кращая свое отставание в относительных показателях от ведущих стран мира. В частности, существенным успехом Китая можно считать то, что за последние два года КНР удалось сократить число бедных в стране на 200 млн. человек.

Называя страну Китай, следует помнить, что фактически Большой Китай со­стоит из трех частей. Во-первых, это КНР, которую мы коротко охарактеризова­ли. Затем это Гонконг, ставший частью КНР с лета 1997 г., но сохраняющий в те­чение 50 лет с момента объединения с КНР автономный статус и собственное законодательство. И наконец, это Тайвань, суверенитет которого Пекин не при­знает, а долгосрочная политика КНР направлена на возвращение в состав комму­нистического Китая мятежного Тайваня. В рамках данной главы, говоря о Китае, мы будем иметь в виду именно КНР.

КНР — одна из великих мировых держав. Страна входит в ядерный клуб, за­пускает космические аппараты (в том числе пилотируемые), является постоян­ным членом Совета Безопасности ООН. Китай обеспечен огромными ресурсами. По численности населения страна не имеет себе равных, поскольку каждый пя­тый житель Земли — китаец. Существенны также земельные ресурсы и запасы полезных ископаемых. Китай является крупнейшим в мире производителем зер­на, мяса, овощей и фруктов, олова, угля, хлопка. Кроме того. КНР входит в пятер­ку крупнейших мировых производителей свинца, цинка, алюминия, никеля и древесины. Древняя китайская цивилизация обладает богатейшим культурным наследием.

Китай еще в древние времена был ведущей державой мира по степени разви­тия науки и техники. История изобретений, сделанных китайцами, в частности, включает такие немаловажные вплоть до настоящего времени изобретения, как:

• компас (I в. до н. э.);

• бумага (I в. н. э.);

• процесс производства железа (IV в.);

• бумажные деньги (X в.);

• ракеты (XI—XII вв.) и т. д.

Китайские технологии переменили мир еще в 600-1500-е гг., когда Китай пред­ставлял самую передовую в техническом плане страну мира. И до сих пор Китай сохраняет значительный потенциал производства технологий мирового класса, обладая передовыми учеными и крупными исследовательскими центрами. При­знанием научно-технического потенциала КНР служит тот факт, что в ноябре 1998 г. в Пекине был создан исследовательский центр компании Microsoft един­ственный за пределами США. По признанию руководителей компании, лучшего места в мире было просто не найти. Кроме того, Китай является одной из трех стран мира (наряду с США и Россией), запускающих пилотируемые космичес­кие корабли.

Экономическая система КНР своеобразна тем, что представляет собой рыноч­ные отношения под контролем коммунистической партии. Такую систему Китай начал вводить с 1978 г. Несмотря на коммунистическую идеологию, Китай явля­ется одним из мировых лидеров по темпам экономического роста, а в 2010 г. он должен по замыслу Коммунистической партии Китая (КПК), догнать США по совокупному объему ВВП. Тем не менее называть Китай сверхдержавой пока преждевременно. КНР испытывает серьезные трудности в своем развитии, кото­рые в первую очередь связаны с нехваткой собственных технических и финансо­вых возможностей для модернизации национальной экономики.

Модель экономического развития КНР

Характерными чертами модели экономического развития КНР вплоть до конца 1990-х гг. являлись две особенности:

1. Высокие темпы развития.

2. Преимущественно экстенсивный характер экономического роста.

Высокие темпы развития. Китай — крупнейшая в мире аграрно-нндустриаль-ная держава, поэтому главной стратегической целью КНР стал выход на первые позиции в мире по уровню промышленного производства. Для ликвидации от­сталости, для повышения уровня ВВП, как совокупного, так и в расчете на душу населения, Китаю необходимо поддерживать достаточно высокие темпы своего развития. Не случайно средние темпы роста экономики КНР в 1990-е гг. достигли почти 10%, а в начале XXI в. Китай оказался одной из немногих стран мира, спо­собной поддерживать рост ВВП на уровне 9% в год (в 2004 г. темпы роста ВВП составили 9,1%).

«Мотором» экономического роста КНР служат внутреннее потребление и внутренний спрос колоссального и быстро увеличивающегося населения страны. Основными источниками роста являются:

• трудовые ресурсы;

• природные ресурсы;

• формирование устойчивого накопительного инвестиционного механизма, в основе которого лежат высокие нормы накопления и инвестирования (в структуре ВВП страны инвестиции составляют около трети, что более чем вдвое превышает аналогичный показатель США).

Высокие темпы роста КНР наблюдаются наряду с преобразованиями всей экономической системы, для которой характерны такие изменения, как:

• переход к многоукладной экономики при сохранении ведущей роли обще­ственной собственности;

• превращение натуральной и полунатуральной экономики в товарно-денеж­ную;

• реформирование товарного и денежного обращения, ценообразования, бан­ковской системы.

В целом же реформы не нарушают сложившийся государственный и коопера­тивный статус экономической системы.

На экономический рост оказывает существенное влияние политика открыто­сти национальной экономики КНР. Китай в очень высокой степени интегрирован в систему мирохозяйственных связей. В 2002 г. он занимал пятое место в мире по экспорту товаров (при этом в рейтинге ведущих мировых экспортеров това­ров одиннадцатую строчку занимал Гонконг) и шестое место как импортер то­варов (Гонконг — десятое). На долю Китая приходится почти 40% всех прямых зарубежных инвестиций, сделанных в развивающиеся страны. При этом в 2003 г. КНР являлась мировым лидером по объему привлеченных ПЗИ ($53 млрд.). Столь высокая доля Китая на мировом рынке инвестиций, впрочем, объясняется довольно своеобразно. Почти 80% иностранных инвесторов в экономику КНР — это этнические китайцы (хуацяо), проживающие за рубежом. При этом хуацяо контролируют свыше половины всей экономической деятельности в странах Юго-Восточной Азии.

Значительное воздействие на НТП оказывает импорт технологий, позволяю­щий развивать такие прогрессивные сектора экономики, как производство про­граммного обеспечения, новых материалов, телекоммуникационную индустрию, биотехнологии, здравоохранение. В «Китайскую Силиконовую долину», распо­ложенную в районе Хайдиан, севернее Пекина (Haidian Area), и насчитывающую большое число исследовательских центров и университетов, уже устремляются самые передовые в технологическом плане компании ведущих стран мира. С бу­дущим КНР связана подготовка одаренной молодежи, обучающейся в ведущих странах мира. Китайцы отличаются своей отличной математической подготов­кой, способностями к изучению иностранных языков (в первую очередь — анг­лийского). По мнению многих западных специалистов, уровень исследований, проводимых китайскими учеными на теоретическом и прикладном уровнях, про­сто фантастический.

Удельный вес расходов на НИОКР в КНР составлял в начале XXI в. уже 1,1% от ВВП, тогда как в середине 1990-х гг. этот показатель равнялся 0,6% ВВП. При этом 40% китайских инвестиций в НИОКР пришлось на долю государства, 60% — на долю китайских и иностранных частных фирм. В 2003 г. Китай нахо­дился на третьем месте в мире по масштабам ассигнований на научные исследо­вания и опытно-конструкторские разработки. По этому показателю Китай усту­пает только США и Японии. Только на образование и НИОКР в области фундаментальных исследований и медицины правительством было выделено $10 млрд. При этом по числу инженеров и ученых, которых готовит китайская система образования. КНР уже сравнялась с США. Это отражает и достаточно высокую степень государственной поддержки науки и технологияй, и особую си­стему ценностной ориентации стран Юго-Восточной Азии, которые значитель­ную часть государственных и личных расходов вкладывают в науку, образование и современные технологии.

Зарубежные инвестиции и технологии оказывают существенное влияние на качественный рост экономики КНР. Постепенно меняется тип воспроизводства населения, все больше становится высококвалифицированных специалистов. Структурные изменения происходят в национальном хозяйстве страны: осуще­ствляется химизация сельского хозяйства, реконструкция промышленности, бы­стрыми темпами развиваются отрасли высоких технологий (информационные технологии, электроника, аэрокосмическая промышленность и т. п.). Современ­ные информационные технологии все активнее проникают в быт китайцев, а по развитию сети Интернет Китай сопоставим с уровнем ведущих стран мира, и в 2006 г. он должен стать первой в мире державой по числу пользователей гло­бальной компьютерной паутины (около 155 млн. человек).

Преимущественно экстенсивный характер экономического роста в КНР. Проблема перехода КНР к интенсивному типу воспроизводства экономики за­ключается прежде всего в огромной численности населения страны. Большая численность населения в свое время стимулировала развитие широкомасштабно­го мелкотоварного производства, кустарной промышленности. Не случайно в стране возникла огромная масса мелких и технически отсталых предприятий, на которых трудились ремесленники, портные, обувщики и т. п. Вследствие раз­вития кустарной промышленности произошло значительное распыление матери­альных и финансовых ресурсов страны, вызвав нерациональную структуру про­изводства, слабое использование производственных мощностей (особенно — в обрабатывающей промышленности), хронический дефицит сырьевых, энерге­тических, земельных и водных ресурсов. Китайская модель отличалась очень низ­ким уровнем производительности труда, широкомасштабным применением руч­ного труда. Популярные в свое время анекдоты (про запуск ракеты, двигатель китайской подводной лодки, производство электроэнергии и т. п.) очень точно уловили данную отличительную черту китайской модели развития, предполагав­шей достижение результатов за счет своего главного стратегического ресурса — избыточной массы малоквалифицированных трудовых ресурсов.

В результате экстенсивный путь развития КНР характеризовали следующие особенности:

• обвальное падение эффективности производства;

• увеличение числа убыточных предприятий и размеров убытков, низкая эф­фективность государственных предприятий;

• рост неплатежей и государственного долга;

• увеличение числа безработных;

• отрицательное воздействие на окружающую среду, существенное загрязне­ние среды обитания.

Кризис экстенсивной модели роста наиболее ярко проявился в 1992-1996 гг., когда стало очевидно, что сверхвысокие темпы роста экономики КНР имеют сугубо разрушительный характер. Поэтому начиная с середины 1990-х гг. и уче­ные-экономисты, и руководство КНР пришли к выводу, что экстенсивная мо­дель развития, затратный характер экономического роста не смогут обеспечи­вать решение неотложных проблем развития страны. Был выработан прогноз экономического и социального развития КНР на 1996-2010 гг., который утверж­ден сессией ВСНП в марте 1996 г.

Стратегией дальнейшего макроэкономического развития Китая стала концеп­ция «двух стратегических переходов»:

1. От традиционной плановой экономики к системе социалистической рыноч­ной экономики.

2. От экстенсивной формы роста к интенсивной.

При этом первый «стратегический переход» должен был служить основой для второго. Данная концепция заложила фундамент экономического развития КНР в XXI в.

Концепция развития экономики КНР и обеспечения ее безопасности расстав­ляет следующие по степени значимости приоритеты отраслей и сфер народного хозяйства страны:

сельское хозяйство, развитие которого служит первой предпосылкой социаль­ной и политической стабильности общества. Предполагается всемерное разви­тие и укрепление сельского хозяйства как основы жизнеобеспечения гигант­ского населения страны и экономического развития вообще. Трансформация сельскохозяйственного производства началась в Китае еще с 1978 г., однако до сих пор половина из почти 700 млн. рабочих страны занята в аграрном секторе;

базовые отрасли экономики: энергетика, транспорт (инфраструктура); ме­таллургия, химическая промышленность (тяжелая индустрия);

опорные отрасли: машиностроение, автомобилестроение, электроника, тек­стильная, пищевая промышленность.

Исключительно важное значение приобретает развитие высокотехнологичных отраслей, таких как электронная, аэрокосмическая промышленность, новейшие технологии. Изменения в структурной политике влекут за собой изменения в сфере инвестирования, направляя капиталовложения преимущественно в при­оритетные отрасли национального хозяйства.

В настоящее время в КНР уже созданы условия перехода на новую модель эко­номического роста:

• заложены основы современного производства;

• формируются высококвалифицированные кадры;

• быстрыми темпами развивается сфера НИОКР;

• создан благоприятный инвестиционный климат, практически отсутствует внешняя угроза безопасности страны.

Переход на интенсивную модель развития КНР осуществляется под четким руководством Коммунистической партии и правительства. В так называемой Программе 2010 четко сформулированы основные принципы управления пере­ходным процессом: макроэкономическое регулирование, единое государственное планирование (в модифицированной форме), нормативное рыночное регулирование. Предусмотрено широкое использование правовых и административно-политических методов управления. Конкретные экономические показатели и темпы роста прогнозируются достаточно осторожно, поскольку считается, что переход будет связан с усилением социально-политической напряженности в обществе, возможны различные конфликты, которые смогут повлиять на реали­зацию планов.

В случае развития событий по благоприятному сценарию Китай в 2010 г. смо­жет догнать США по общему объему ВВП (количественному показателю), хотя при этом качественные показатели ВВП КНР (структура ВВП, его технический уровень, величина ВВП на душу населения) будут заметно уступать американ­ским. Тем не менее прогресс развития Китая очевиден, а качественные показате­ли страны будут со временем улучшаться.

Основными проблемами и трудностями переходного периода в КНР остаются:

перенаселенность страны, которая вызывает избыток трудовых ресурсов (особенно в части малоквалифицированной рабочей силы) и трудности с обеспечением полной занятости;

• распыленная, слабо специализированная и интегрированная структура эко­номики, в которой возникает дефицит энергии, сырья, материалов, пресной воды, продовольствия;

региональные диспропорции развития, значительное отставание внутренних провинций страны от приморских (географически в КНР можно выделить развитые юг и юго-восток, а также слаборазвитый север);

заниженный курс национальной валюты, искусственным образом повышаю­щий экспортную конкурентоспособность КНР;

экология: невозможность удовлетворения потребностей быстрорастущего населения за счет имеющихся природных ресурсов.

Несмотря на имеющиеся проблемы, курс развития КНР направлен на созда­ние социалистической рыночной экономики, сочетание в ней различных эконо­мических укладов при сохранении ведущей роли социалистической собственно­сти. Для такой модели по-прежнему актуально государственное регулирование (особенно — в сфере регулирования цен), но все активнее проявляют себя рыноч­ные механизмы. Уникальность экономической модели КНР как раз и заключает­ся в развитии рыночной экономики при ведущей роли государственного сектора и идеологическом контроле коммунистической партии.

Благодаря валовым показателям своего социально-экономического развития, к середине XXI в. Китай вполне может стать самым мощным государством мира. Уже сейчас КНР является самым благоприятным регионом для выгодных инве­стиций, а по мере развития страны ее инвестиционный и экономический потен­циалы будут возрастать. В развитии КНР интересно и то, что многомиллионный Китай, проводя реформы, преподносит миру великий эксперимент управления страной со столь многочисленным населением, не допуская при этом серьезных социальных волнений. Коллективное партийное руководство страны успешно преодолевает трудности, а главный урок развития КНР заключается в том, что китайцы начали с либерализации экономики и лишь постепенно переходят к ли­берализации политической системы.

Оценка эффективности китайской модели экономики

На первый взгляд Китай развивается успешно и последовательно. Тем не менее вполне резонно встает вопрос: а так ли на самом деле эффективна модель развития Китая? Может ли быть подлинная рыночная демократия в условиях коммунисти­ческого правления? Связаны ли надежды на процветание страны с массирован­ным притоком иностранных инвестиций? Не является ли внешне благоприятная китайская модель развития очередным мифом, который тоже может вот-вот лоп­нуть как мыльный пузырь? Попытаемся ответить на данные вопросы.

Главной проблемой экономики КНР, впрочем, как и любой другой, где домини­рует государственный сектор, является неэффективность государственных пред­приятий. Столь высоким темпам своего роста Китай обязан прежде всего частно­му сектору, как собственному, так и созданному на базе иностранных инвестиций. Частный сектор постепенно превращается в доминирующий по своему экономи­ческому потенциалу, на него приходится (по разным оценкам) от 43,5 до 53% всей экономики страны. Позиции государственного сектора наиболее сильны в произ­водстве алкогольных напитков (96,9%), нефтепереработке (84,9%), электроэнер­гетике (75,3%), металлургии (70,8%). Все данные отрасли национального хозяй­ства отличаются своей значительной ресурсоемкостью и экстенсивностью производственных процессов. Государственный сектор экономики в целом доми­нирует в экспортной индустрии страны, хотя его позиции в экспорте отдельных услуг уже не столь значительны, как в середине 1990-х гг.

Целесообразно также уточнить особенность частных предприятий с иностран­ными инвестициями в КНР. Действительно, компании с иностранными инве­стициями вносят значительный вклад в развитие национальной экономики стра­ны. Они дают около 13% налоговых поступлений в бюджет КНР, создают 18% добавленной стоимости в китайской промышленности, обеспечивают работой около 10% городского населения. Вместе тем прямые зарубежные инвестиции составляют всего одну седьмую часть всех инвестиций в экономику страны (око­ло 5% ВВП), причем примерно половина из так называемого иностранного капи­тала на деле представляет внутренний капитал КНР, возвращающийся в страну через Гонконг. Правительство страны целенаправленно ограждает деятельность иностранных компаний, сдерживая их доступ на внутренний рынок (особенно на финансовый и рынок телекоммуникаций), ориентируя предприятия с ино­странными инвестициями на экспортное производство. КНР заинтересована в иностранных инвесторах прежде всего для формирования мощных валютных резервов страны, которые в конце 2004 г. (с учетом резервов Гонконга) составили около $600 млрд.

Несмотря на свою высокую эффективность, китайские частные компании ис­пытывают много проблем из-за регулирующей роли государства, особенно каса­ющейся развития банковской и финансовой системы страны. До 80% всех бан­ковских займов получают государственные предприятия, а число небанковских финансовых учреждений в стране неуклонно снижается. Очень немногие част­ные компании имеют доступ к финансовым ресурсам. Как и для предприятий с иностранными инвестициями, многие сегменты внутреннего рынка закрыты так­же и для частных компаний, поскольку там господствуют предприятия госсекто­ра, огражденные от конкурентов.

Перемены в подходе руководства Китая к проблемам развития страны предпо­лагают усиление частного сектора. Рост числа предприятий частного сектора в основных отраслях национальной экономики уже привел к тому, что к концу 1990-х гг. порядка 75% всей занятости в сельском хозяйстве уже приходилось на частный сектор. Свыше половины ВВП промышленности также находится под контролем частного бизнеса. И только в сфере услуг позиции частного сектора пока весьма скромны. Лишь около 37% общего выпуска сферы услуг создается частными предприятиями. В целом же на частный сектор приходится менее 40% ВВП, что говорит пока о слабости частной экономики в КНР.

Особое внимание государства к сфере нематериального производства наносит свой отпечаток на прогрессивность развития страны. В частности, государство в КНР довольно жестко контролирует средства массовой информации, включая электронные СМИ. Своеобразно развивается китайский Интернет. Специальные службы своевременно предотвращают доступ пользователей Сети к материалам, способным разложить «высокие моральные устои» граждан. В частности, полно­стью закрыт доступ к сайтам правозащитных организаций, прессе на китайском языке, выходящей за рубежом, порнографическим сайтам. «Бамбуковый» зана­вес, ограждающий КНР от влияния западной цивилизации, по-прежнему продол­жает успешно существовать в сфере идеологии, коммунистические устои кото­рой остаются незыблемыми.

Проблемы, связанные с неэффективностью экономики из-за давно назревшей модернизации промышленности, роста производительности труда, государство пытается решить сразу по нескольким направлениям. Во-первых, «Программа 2010» предполагает серьезное обновление производственных мощностей, созда­ние высокоэффективных производств, для чего привлекается как собственный, так и иностранный капитал. Осуществление реформы уже можно проследить на примере модернизации текстильной промышленности. В текстильной индуст­рии только в 1998 г. произошло сокращение численности работающих почти на 660 тыс. человек, часть рабочих при этом была направлена на пенсию. Новое об­орудование позволяет вести производственный процесс без потерь, связанных с сокращением численности работников, а производительность труда при этом за­метно растет.

Во-вторых, КНР рассчитывает на заметный приток экспортной выручки бла­годаря не только конкурентоспособной на мировом рынке продукции предприя­тий с иностранными инвестициями, но и использованию эффекта заниженного курса национальной валюты. Многие экономисты полагают, что курс юаня зани­жен примерно в восемь раз, в связи с чем средняя дневная заработная плата в КНР эквивалентна всего $2,4. Вполне понятно, что при столь низкой стоимости рабочей силы КНР еще долгое время будет более конкурентоспособной по срав­нению с другими странами Юго-Восточной Азии.

Итак, китайская модель экономики нуждается в следующих изменениях:

• более активном внедрении рыночных механизмов во все сферы хозяйствен­ной деятельности;

• отказе государства от своей монополии в ряде ведущих секторов экономики, которые способны эффективно развиваться при участии частного сектора;

• реструктуризации финансовой и банковской системы страны;

• внесении коррективов во внешнеэкономическую политику (поддержание благоприятных торгово-экономических отношений с основными торговыми партнерами из стран Запада, переход к определению курса юаня на основе рыночных методов);

• преодолении региональных диспропорций развития;

• применении принципов устойчивого развития экономики с учетом экологи­ческих последствий продолжающегося экономического роста.

В результате успешного решения вышеназванных проблем экономическая си­стема КНР могла бы стать еще сильнее.