logo
сравнит мен пивоваров учебник

7.1. Модели экономического развития и роль государства в экономике стран Европейского союза

В соответствии с теорией хозяйственных порядков фрайбургской шкоды, которая была разработана немецким ученым Вальтером Ойкеном, существующие социаль­но-экономические системы можно распределить по линейной шкале, двумя край­ними границами которой будут являться «чистые формы» хозяйственных по­рядков — централизованно управляемая экономика и рыночное хозяйство типа laissez-faire. В первом случае государство берет под свой непосредственный конт­роль всю предпринимательскую деятельность в экономике, директивно планирует и руководит всеми народно-хозяйственными процессами из единого центра. Прн-этом государство концентрирует в своих руках практически всю собственность и все финансовые активы общества, неся за свою чрезмерную активность и соот­ветствующие весьма значительные расходы по содержанию всей общественной" инфраструктуры. Хотя, по Ойкену, «чистые формы» хозяйственных порядков и яв­ляются научной абстракцией, но наибольшее приближение к централизованно управляемой экономике было достигнуто при сталинском социализме в СССР и гитлеровском национал-социализме в Третьем рейхе.

В экономике типа laissez-faire государству, напротив, отведена весьма скромная роль, характеризующаяся практически полным невмешательством в действие рыночных механизмов. Направлять социально-экономические процессы должна «невидимая рука» А. Смита, в связи с чем ситуацию свободной и полной конку­ренции более правомерно считать анархичной и чреватой отрицательными по­следствиями из-за несовершенства рыночных механизмов саморегуляции. Клас­сическим примером несовершенства экономики laissez-faire можно считать Веймарскую республику в Германии (1919-1932 гг.), когда слабое правительство канцлера Г. Брюнинга в 1930-1932 гг., отрицая необходимость государственного вмешательства в экономику для принятия срочных антикризисных мер, не суме­ло справиться с последствиями масштабного экономического кризиса. Это при­вело к падению веймарской демократии и становлению национал-социалистиче­ского тоталитаризма.

В реальной жизни различные страны пытаются комбинировать в своей модели социально-экономического развития лучшие черты «чистых форм» хозяйствова­ния, минимизируя при этом их негативные стороны. Так, в послевоенный период в странах Западной Европы преимущественное развитие получила концепция активного государства, вмешивающегося в рыночные процессы для преодоления негативных последствий бесконтрольного развития частного бизнеса. Кроме того, вступив в идеологическое и экономическое противостояние с советской со­циалистической системой, странам Запада пришлось дополнить свой капитали­стический строй расширенными программами социального обеспечения, гаран­тирующими стабильность и устойчивость общества.

Представление о характере экономического порядка в ключевых странах Евро­пейского союза (группировка ЕС-15) в настоящий период времени дает табл. 7.1. Стоит отметить, что в большей степени ориентирована на ценности рыночной эко­номики лишь треть «старых» государств — членов Евросоюза, в то время как две трети из них в своей форме хозяйственных порядков стремятся занять «золотую середину», используя преимущества организованности и предсказуемости плано­вой экономики и принцип конкуренции рыночной системы.

Таблица 7.1. Модели хозяйственных порядков и страны Европейского союза (группа ЕС-15)

Централизованно управляемая экономика (административно-командная система)

«Третий путь» — социальная рыночная экономика

Рыночное хозяйство свободной конкуренции

(laissez-faire)

«Абсолютный порядок», поддерживаемый исключительно государством

Сочетание преимуществ рыночной системы и социальной политики государства,государственное регулирование рыночных отношений

Анархия и «невидимая рука» как основной экономический регулятор

Максимальное

государственное

регулирование

Оптимальное вмешательство государства в экономику

Минимальное государственное вмешательство в экономику

Австрия, Бельгия, Германия, Дания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Финляндия, Франция, Швеция

Великобритания, Ирландия, Испания, Греция, Португалия

Изначально традиционное для капиталистических государств рыночное хо­зяйство свободной конкуренции в XX в. претерпело серьезные изменения. Фак­тически в период 1930-1970-х гг. в условиях экономических кризисов, войн и послевоенного восстановления народного хозяйства наметилась тенденция к ого­сударствлению экономики практически во всем капиталистическом мире. Госу­дарство обзавелось значительной собственностью, стало активным хозяйствую­щим субъектом, увлеклось не только задачей макроэкономической стабилизации, но и полномасштабным вмешательством в экономику. Возврат к неизменным кон­сервативным ценностям капитализма наметился только в начале 1980-х гг. и был связан с «тэтчеризмом» в Великобритании и «рейганомикой» в США.

В ходе неоконсервативной революции 1980-х гг. Великобритании удалось воз­родить дух частного предпринимательства и преодолеть иждивенческие настрое­ния части своих граждан. Уже в 1990-е гг. к неоконсервативным ценностям при­общилась Ирландия. Однако ни британская, ни ирландская экономика не являются системой laissez-faire, в которой частному бизнесу позволено все. Тем не менее их хозяйственные системы более либеральны, чем в следующей группе стран, где распространение получило социальное рыночное хозяйство, функции государства в экономике еще шире и оно перераспределяет еще ббльшую часть ВВП (за основной критерий классификации стран ЕС-15 мы примем степень го­сударственного участия в перераспределении ВВП, в том числе показатель уров­ня налогового бремени (табл. 7.2)).

Условно к странам с рыночной формой хозяйственного порядка могут быть от­несены и южноевропейские государства — Греция, Испания и Португалия. В дан­ном случае основным критерием их классификации будет не только доля государ­ственных расходов в ВВП, но и низкий уровень финансирования социальных программ, характерный для традиционной рыночной экономики типа laissez-faire.

Большинство же стран Евросоюза (ЕС-15) относится к государствам социаль­ной рыночной экономики. Особая форма экономического"порядка — социальное рыночное хозяйство как «золотая середина» и «третий путь» развития по отно­шению к капитализму возникла после окончания Второй мировой войны в ФРГ на основе синтеза идей представителей фрайбургской школы, неолнбералов гу­манистических традиций и социал-либералов, ориентированных на католическое социальное учение.1

Таблица 7.2. Доля государственных расходов в ВВП и уровень налогового бремени в странах Европейского союза (группа ЕС-15)

Страна

Доля государственных расходов в ВВП,%

Уровень налогового бремени (доля налогов в ВВП, %)

1998 г.

2003 г.

2000 г.

АНГЛОСАКСОНСКИЕ ЭКОНОМИКИ

1

Великобритания

39,8

42,2

37,4

2

Ирландия

35,0

35,2

31,1

ЮЖНОЕВРОПЕЙСКИЕ ЭКОНОМИКИ

3

Греция

47,8

47,2

37,8

4

Испания

41,4

39,5

35,2

5

Португалия

44,1

47,9

34,5

СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЭКОНОМИКИ

6

Австрия

54,0

51,2

43,7

7

Бельгия

50,7

51,4

45,6

8

Германия

48,8

48,9

37,9

9

Дания

57,6

56,1

48,8

10

Италия

49,9

48,9

42,0

11

Люксембург

42,0

46,9

41,7

12

Нидерланды

47,2

48,9

41,4

13

Финляндия

52,8

50,6

46,9

14

Франция

53,7

54,5

45,3

15

Швеция

60,7

58,2

54,2

В среднем для ЕС-15

48,4

48,5

41,6

Составлено по: www.oecd.org/dataoecd/5/51/2483816.xls; OECD in Figures: Statistics in the Member Countries. Paris, 2003. P. 38-39.

Концепция социального рыночного хозяйства как «третьего пути» развития по­мимо ФРГ была также реализована во Франции, Австрии, Италии, государствах Бенилюкса, Скандинавии и Финляндии. В каждой из вышеназванных стран суще­ствовала своя специфика в путях построения социальной рыночной экономики.

Так, германское социальное рыночное хозяйство зиждется на малом и среднем предпринимательстве как основе всей системы, а государству в период до 1967 г. отводилась преимущественно нейтральная роль в процессе предприниматель­ской активности. Начиная с 1967 г. немецкое социальное рыночное хозяйство под влиянием политики социал-демократического правительства постепенно превра­тилось в так называемую экономику благоденствия, в рамках которой механизмы социальной защиты населения стали сдерживать предпринимательскую актив­ность и конкурентоспособность национального хозяйства. Близка к немецкой модели развития и Австрия.

Скандинавские страны исторически ориентировались на социал-демократиче­ские ценности, на партнерство бизнеса и общества, на перераспределение доходов в пользу малообеспеченных граждан, поэтому там социальное рыночное хозяйство изначально было «экономикой благоденствия». Аналогичная Скандинавии соци­альная рыночная система существует в странах Бенилюкса и в Финляндии.

Франция, в свою очередь, традиционно тяготела к государственному предприни­мательству, в ней достаточно сильны были антикапиталистические настроения и стремления к «свободе, равенству и братству». Поэтому социальное рыночное хо­зяйство в его французском варианте означает значительную опеку государства над экономикой, высокий уровень социальных гарантий многочисленным государ­ственным служащим и ограниченную поддержку частного предпринимательства.

«Третий путь» развития Италии еще более своеобразен: исключительная кон­курентоспособность малых и средних предприятий (преимущественно семейных) и полная неэффективность коррумпированной государственной системы, называ­емой из-за частой смены правительств «стабильной нестабильностью». Вместе с тем степень социальной защиты населения в Италии тоже достаточно высока.

Поскольку основу Европейского экономического сообщества (ЕЭС) — прооб­раза современного Евросоюза в 1957 г. составили страны, которые тяготели к со­циально-рыночной модели развития, то концепция социального рыночного хозяй­ства стала основой западноевропейской интеграции. Сильная социальная политика, защита общечеловеческих ценностей и всемерная поддержка рыночных механизмов, открытость экономики (отмена таможенных границ и прочих барье­ров на пути движения товаров, услуг, капиталов и граждан) — эти принципы по­следовательно реализовались в ЕЭС и продолжают реализовываться в Евросоюзе.

Однако для реализации роли государства в социальном рыночном хозяйстве требуются более существенные финансовые ресурсы, чем в рамках традиционной либеральной капиталистической экономики. Доля государственных расходов в ВВП для стран с социальным рыночным хозяйством даже после неоконсерва­тивных преобразований в их экономике, проведенных в 1980-1990-е гг., достигает 47-56% ВВП (см. табл. 7.2). При этом значительную часть расходов (свыше поло­вины) составляет финансирование социальных программ. А основой расходов го­сударства на социальные цели служат в первую очередь налоговые поступления, дополняемые еще и взносами предпринимателей и трудящихся в специальные социальные фонды, что тоже по своей сути является налогом. Вот почему для стран, которые тяготеют к «третьему пути» развития, характерны более высокая доля налогов в ВВП (41,4-48,8%, табл. 7.2) и высокий уровень налогообложения, особенно в части индивидуальных подоходных налогов (величина максимальных ставок индивидуального подоходного налога составляет 56% в Швеции, 53 — в Финляндии, 48% — во Франции).

Если рассматривать функции государства в современной экономике (табл. 7.3), то вновь можно сделать вывод о том, что в странах, тяготеющих к рыночной форме хозяйственного порядка, реализуются преимущественно минимальные функции и функции средней степени сложности. Определенные исключения, касающиеся координации деятельности частных структур, существуют, впрочем, в странах Южной Европы, в то время как в Великобритании и Ирландии от них отказались.

В странах социального рыночного хозяйства, напротив, присутствуют все три функции, в том числе перераспределение активов во имя обеспечения социаль­ной справедливости через механизм налогообложения высоких доходов высоки­ми налоговыми ставками.

Итак, отталкиваясь от классификации форм хозяйственных порядков В. Ой-кена, можно предложить следующую группировку стран ЕС по моделям их соци­ально-экономического развития: страны с либерально-рыночной экономикой (англосаксонского типа), страны Южной Европы, тяготеющие к рыночной фор­ме порядка, и страны социально-рыночной ориентации. От разных регулирую­щих функций государства в рамках каждой из этих моделей и разной степени со­циальной защиты населения зависит и уровень налогового бремени, и величина

Таблица 7.3. Функции государства в современной экономике

Там, где рыночная система не работает

В области обеспечения социальной справедливости

Минимальные функции

Предоставление элементарных общественных благ. оборона, законность и правопорядок, гарантии прав собственности, макроэкономическое управление, государственная система здравоохранения

Защита бедных:

программы по борьбе

с нищетой, помощь

пострадавшим

от различных бедствий

Функции средней степени сложности

Преодоление

экстернальных

эффектов:

начальное

образование;

охрана

окружающей

среды

Регулирование

монополий:

регулирование

коммунальной

среды,

антимонопольная политика

Преодоление эффектов несовершенной информации: страхование (здоровье, жизнь, пенсионное обеспечение), финансовое регулирование; защита прав потребителей

Обеспечение социального страхования: пенсионное обеспечение для бедных, пособие на членов семьи, страхование от безработицы

Функции активного вмешательства

Координация деятельности частных структур: содействие рынкам, координация инициатив

Перераспределение: перераспределение активов

Источник: Отчего мировом развитии 1997: Государство в меняющемся мире. М.. 1997. С. 33.

налоговых ставок. Основные модели экономического развития стран ЕС резюми­рует табл. 7.4, в том числе с учетом роли налогов в системе рассматриваемого хо­зяйственного порядка.

Таблица 7.4. Основные модели экономического развития стран Европейского союза (ЕС-15)

Англосаксонская (неолиберальная) модель рыночной экономики

Южноевропейская модель рыночной экономики

Континентальная европейская модель социального рыночного хозяйства

Доля государственных расходов в ВВП — 35-42%; незначительное вмешательство государства в экономику (концепция "Эффективного правительства»); оптимально допустимые социальная инфраструктура и финансирование социальных программ

Доля государственных расходов в ВВП — 39,5-48%; сочетание государственного патернализма по отношению к частному бизнесу и незначительного финансирования социальных программ; слабость развития социальной инфраструктуры и высокая доля неформального сектора экономики

Доля государственных расходов в ВВП — 47-58%; активная роль государства в регулировании социально-экономических процессов; высоко­развитая социальная инфраструктура и масштабное финансирование социальных программ

Умеренные расходы государства — невысокий уровень налогового бремени (31-37,5% ВВП); реализация концепции экономики предложения в сфере налогообложения: преимущество регулирующей и стимулирующей роли налогов(реализация принципа экономической эффективности)

Умеренные расходы государства (исключая Грецию) и невысокий уровень налогового бремени (34,5-38% ВВП) дополняются высокими ставками определенных налогов (традиционное уклонение граждан и компаний от налогообложения компенсируется высоким уровнем действующих налоговых ставок и акцентом на косвенное налогообложение)

Высокие расходы государства — высокий уровень налогового бремени (выше 38% ВВП); существенно большая фискальная ориентация налоговой системы, перераспределительный характер налогов (реализация принципа социальной справедливости)

Страны-представители:

Великобритания, Ирландия

Страны-представители: Греция, Испания, Португалия

Страны-представители: Австрия, Бельгия, Дания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Финляндия, Франция, ФРГ, Швеция