12.3. Информационные технологии в Японии
В Японии с января 2001 г. вступил в силу Основной закон о формировании информационного общества. На основании данного закона осуществляется государственная программа «Электронная Япония», задача которой — превращение страны в ведущую мировую информационную державу. Среди приоритетов программы «Электронная Япония» можно выделить:
• всеобщую компьютерную грамотность населения и возможность эффективного и безопасного обмена информацией;
• создание эффективной информационной инфраструктуры страны на основе свободной и честной конкуренции на рынке телекоммуникаций (антимонопольная политика);
• привлечение в Японию лучших в мире специалистов в области информационных технологий.
На пути реализации данной программы уже достигнуты определенные успехи. В частности, 14% населения страны имеют доступ к высокоскоростному Интернету со скоростью передачи данных в 26 Мбитов в секунду (самый скоростной в мире Интернет), успешно разрабатывается законодательство в области электронной коммерции, с апреля 2003 г. действует единая информационная сеть государственных административных органов WAN Касумигасэки, а к 2005 г. правительство привлекло в Японию из-за рубежа не менее 30 тыс. специалистов в информационной области.
Особый интерес также представляет опыт Министерства внешней торговли и промышленности Японии, объединившего программирование и стимулирование производства и экспорта продукции высоких технологий. Для развития приоритетных отраслей Управление экономического планирования сообщало отраслевым ассоциациям количественные показатели роста производства, оказывало финансовую помощь при осуществлении целевых программ путем снижения процентов по ссудам и предоставления налоговых льгот. Создание консультативных советов позволило государству обеспечить консенсус с предпринимателями и в дальнейшем избежать административного вмешательства в развитие информационной экономики. Для становления ее важнейших отраслей министерство непосредственно координировало политику крупных корпораций, что привело к существенным успехам Японии в производстве целого ряда высокотехнологичных продуктов, базирующихся на информационно-коммуникационных технологиях.2
Уже в 1994 г. Япония обогнала США по производительности труда в таких отраслях, как производство транспортных средств (в том числе автомобилей), электротехника и металлообработка, но при этом по-прежнему существенно отстает в производительности труда в бумажной, текстильной, легкой и пищевой промышленности. В ряде новых отраслей интернет-экономики из-за более низкого уровня развития фундаментальной науки Япония так и не смогла приблизиться к США.3
Восстановление международной конкурентоспособности Японии в начале XXI в. связывается с развитием Интернета и общей либерализацией экономики. В стране приняты новые методы расчета ВВП, более полно учитывающие вклад компьютерного обеспечения, новых технологий, услуг здравоохранения, инфраструктуры и т. д. Новые законы ликвидировали систему пожизненного найма, либерализовали финансовый рынок, усилили самостоятельность малого бизнеса, личные права работников. С помощью специальных государственных программ намечено превратить страну в ведущую интернет-державу мира.4
Государственными программами предусмотрены дальнейшие инвестиции в создание сетей с высокой пропускной способностью, НИОКР и производство сетевого оборудования, перевод в Интернет услуг всех государственных учреждений, повышение квалификации кадров. Развитие законодательства об электронной торговле и защите интеллектуальной собственности потребует пересмотра 124 законов и 733 правительственных актов.5 Вместе с 47 правительствами других стран Япония намерена развивать консорциум Eutelsat, которому принадлежит более 20 спутников, в том числе первый орбитальный передатчик специально для интернет-трафика.
- Сравнительный менеджмент
- Глава 1 Возникновение и эволюция сравнительного менеджмента
- 1.1. Сравнительный менеджмент как учебная дисциплина и раздел теории и практики менеджмента на Западе
- 1.2. Предмет курса «Сравнительный менеджмент»
- 1.3. Возникновение сравнительного менеджмента в России
- Глава 2 Культура в сравнительном менеджменте
- 2.1. Теории культуры
- 2.2. Классификации деловых культур
- 2.3. Исследования г. Хофстеде
- 2.4. Измерение культуры ф. Тромпенаарсом
- 2.5. Кластеризация культур
- 2.6. Конвергенция и дивергенция
- Глава 3 Культура и стили руководства
- 3.1. Теоретические модели управления
- 3.2. Факторы формирования стиля руководства
- 3.3. Стиль принятия решений
- Глава 4 Управление мотивацией в сравнительном менеджменте
- 4.1. Мотивационная дифференциация в мультннациональном коллективе
- 4.2. Влияние культурно-странового контекста на мотивационные изменения
- 4.3. Практика стимулирования труда в различных странах
- Глава 5 Коммуникации в системе сравнительного менеджмента
- 5.1. Коммуникация как процесс
- 5.2. Межкультурная коммуникация
- 5.3. Стили коммуникации
- 5.4. Коммуникационные потоки
- 5.5. Каналы коммуникации и современные информационно-коммуникационные технологии
- 5.6. Культурные шумы в коммуникационном процессе
- 5.7. Коммуникация и языковые барьеры
- 5.8. Невербальная коммуникация
- 5.9. Управление кросс-культурной коммуникацией
- 5.10. Способы преодоления языковых барьеров в международном бизнесе
- Глава 6 Менеджмент сша
- 6.1. Экономико-географическая характеристика
- 6.2. Теория конкурентоспособности наций м. Портера
- Глава 7 Менеджмент в Европе
- 7.1. Модели экономического развития и роль государства в экономике стран Европейского союза
- 7.2. Многообразие деловых культур и менеджмент в Европе
- 7.3. Концепция евроменеджмента
- 7.4. Профиль евроменеджера
- Глава 8 Немецкая модель менеджмента
- 8.1. Общая характеристика экономики Германии
- 8.2. Немецкая деловая культура и стиль управления
- 8.3. Модель менеджмента
- Глава 9 Французская модель менеджмента
- 9.1. Экономика Франции
- 9.2. Французская модель менеджмента
- Глава 10 Менеджмент в Великобритании
- 10.1. Общая характеристика страны
- 10.2. Модель менеджмента
- Глава 11 Шведская модель менеджмента
- 11.1. Скандинавская модель экономики
- 11.2. Шведская модель менеджмента
- Глава 12 Японская модель менеджмента
- 12.1. Экономико-географическая характеристика и национальная специфика развития
- 12.2. Особенности послевоенного развития Японии
- 12.3. Информационные технологии в Японии
- 12.4. Японская модель менеджмента
- 12.5. Экономическая ситуация в Японии на рубеже XX-XXI вв. И кризис японской модели экономики и управления
- Глава 13 Менеджмент Кореи
- 13.1. Общая характеристика экономики Республики Корея
- 13.2. Корейский менеджмент
- Глава 14 Китайский менеджмент
- 14.1. Общая характеристика
- 14.2. Китайский менеджмент