12.2. Особенности послевоенного развития Японии
Ключ к пониманию успехов в современном экономическом развитии Японии можно обнаружить в особенностях ее послевоенного развития. Япония — достаточно консервативная страна, в современной истории она менялась лишь дважды. Первый раз — в ходе буржуазной революции Мэйдзи, ознаменовавшей переход средневековой Японии к капитализму. Вторая перемена была связана с поражением Японии во Второй мировой войне, когда для выхода экономики страны из коллапса появилась жесткая вертикаль современного администрирования, украшенная декоративным демократизмом. Послевоенные преобразования в Японии отнюдь не были добровольным и осознанным выбором страны, они проводились иод давлением внутренних и внешних факторов.
Условия, в которых проводились реформы 1940-х гг., были очень тяжелыми. Послевоенную ситуацию в Японии никак нельзя было считать благоприятной для преобразований: примерно треть своего промышленного потенциала страна потеряла в результате военных действий, уровень безработицы был достаточно высок, поток беженцев захлестнул практически всю территорию государства, свирепствовали голод и инфляция, существовал тотальный дефицит практически всего. Была сломлена даже национальная гордость японцев: страна потерпела поражение в войне, на нее были сброшены атомные бомбы, введены оккупационные войска Соединенных Штатов.
Экономика Японии после окончания Второй мировой войны очень сильно напоминала тоталитарную систему сталинизма, для нее были характерны:
• централизованное планирование и распределение основных продуктов;
• фиксированная оплата труда и регулируемые цены;
• жесткая привязка производителей, поставщиков и потребителей;
• карточная система;
• монополизация и милитаризация, наличие огромных концернов, большинство из которых представляли военно-промышленный комплекс.
Принципиальным отличием Японии от СССР можно было считать наличие института частной собственности, практически не пострадавшего от милитаризованной экономики.
Стартовые условия превращения Японии в Страну восходящего солнца были тяжелыми и их никак нельзя было считать уникальными: в принципе, аналогичным образом поднималась из руин Германия, примерно такие же трудности переживал и Советский Союз. Тем не менее для Японии оказалась справедлива традиционная российская поговорка: «Чем хуже — тем лучше». Каким же образом Японии удалось справиться со своими проблемами и превратиться в одну из самых экономически мощных держав мира? Ответ не столь прост. Беусловно, традиционный восточный менталитет и трудолюбие японцев сыграли свою роль, но нельзя принижать и заслугу оккупационных властей, которые, по сути дела, и запустили механизм японских реформ.
Фактически японские реформы разрабатывались ведущими американскими профессорами-экономистами и практическими специалистами, а на месте реформы проводил (по директивам из Вашингтона) знаменитый генерал Дуглас Ма-картур. Американский журнал «Management Review* (Vol. 87, No. 10, November 1998), кстати сказать, поставил решение Макартура по восстановлению послевоенной японской экономики на 49-е место среди 75 лучших управленческих решений, когда бы то ни было сделанных в истории человечества.
Естественно, американцы отнюдь не стремились стать благодетелями, их в первую очередь занимали весьма практические цели, отвечающие геополитическим интересам США. Соединенные Штаты стремились покончить с военной мощью Японии, их задачей стало уничтожение военного потенциала потенциального агрессора в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Тем не менее реформы, проведенные в послевоенной Японии с подачи США, были системными, комплексными, они учитывали возможные негативные последствия и корректировались в ходе исполнения. Реформы включали в себя следующие составляющие:
• денежную реформу;
• мероприятия по выводу экономики из коллапса;
• реформу трудовых отношений;
• демонополизацию экономики;
• конверсию военных предприятий;
• бюджетную реформу;
• стабилизацию денежного обращения и валютного курса;
• налоговую реформу.
Цель реформ — построение в Японии модели демократического капитализма, разооружение бывшего агрессора.
Своеобразие японских реформ заключалось в том, что оккупационные власти обеспечивали политическую стабильность в обществе, в их функции входили полицейские обязанности, судебная система, здравоохранение, образование, защита конкуренции. Американская армия по сути ломала сопротивление старой японской элиты, саботировавшей реформы, обеспечивала внешнее прикрытие реформам, координировала процесс проведения преобразований. Исполнительная роль отводилась самим японцам. Японское правительство занималось бюджетным планированием, финансами, организацией денежного обращения. Вероятнее всего, именно здесь кроются и истоки знаменитого японского менеджмента, который очень силен административно, но уступает другим моделям управления по генерированию идей. Фактически американцы определили направление, в котором следовало двигаться японской экономике, дали исходный толчок и проконтролировали первую стадию развития, а затем японцы сами стали пользоваться заданным алгоритмом.
В первую очередь в Японии была проведена финансовая стабилизация, в рамках которой оказывалась американская финансовая помощь, поставлялись горючее, продовольствие и медикаменты. Все гуманитарные товары продавались населению за деньги, а полученная выручка шла на целевое финансирование сельского хозяйства (не будем забывать, что одной из первоочередных задач было обеспечение населения продовольствием). Воровство и разбазаривание полученных средств пресекались оккупационными властями. Интересно, что уже через 10 лет Япония смогла полностью расплатиться с США за оказанную помощь.
Другой особенностью японских экономических реформ стало то, что в качестве приоритета сознательно была выбрана не стабилизация денежного обращения, а за основу был взят рост объемов производства. Основой производственного потенциала Японии стала гражданская промышленность. Для ликвидации военной мощи страны была проведена конверсия военной промышленности. На каждое предприятие ВПК Японии было послано подразделение американских морских пехотинцев, под контролем которых произошли демонтаж и уничтожение оборудования, предназначенного для производства вооружения. Все военное производство Японии было в одночасье остановлено, а охранять конверсионные заводы были поставлены американские солдаты. Конверсия была также оформлена законодательно: согласно Конституции Японии, не разрешается иметь военные расходы свыше 1% ВВП, запрещается также иметь, ввозить и хранить ядерное оружие. Подобные запреты в немалой степени способствовали лидерству Японии в гражданских технологиях и гражданской промышленности: в то время когда сверхдержавы подрывали свой экономический потенциал гонкой вооружений, Япония занимала нишу за нишей на мировом рынке гражданской продукции.
Далее в японской экономике был преодолен хозяйственный коллапс, который проявлялся в закрытии военных заводов, распаде системы военных заказов, сокращении поставок сырья, бюджетно-финансовом кризисе (высокий уровень инфляции), изолированности от внешнего мира, неплатежеспособности предприятий, репатриации иностранных рабочих (главным образом корейских шахтеров). Для предотвращения коллапса были проведены следующие мероприятия, за которые отвечала команда американских университетских профессоров:
• введена процедура банкротства, реорганизации и ликвидации компаний;
• восстановлен контроль над ключевыми отраслями экономики;
• заморажены цены и заработная плата;
• осуществлен возврат к централизованному снабжению предприятий.
Данные мероприятия проводились в условиях жесткой дисциплины, по сути дела диктатуры: к саботажникам применялись самые строгие меры, такие как конфискация имущества, штрафы и тюремное заключение. Одновременно началась и структурная перестройка экономики: загружались производственные мощности конверсионных предприятий, запускались заводы, остановленные в ходе войны и в послевоенный период.
Уникальна по своему масштабу и последствиям и земельная реформа, проведенная в Японии. Около 80% всех земель были отобраны у бывших владельцев-помещиков, которые не занимались производственным использованием своих сельскохозяйственных ресурсов, и проданы крестьянам по достаточно низким ценам. Таким образом, было основано массовое фермерское производство, и уже через два года после начала реформы в стране был преодолен продовольственный кризис. Новые собственники земли в кратчайшие сроки сумели решить проблему голода.
Не менее радикальной реформой стала для Японии демонополизация экономики, в ходе которой был создан массовый класс собственников путем продажи акций предприятий-монополистов населению. Всего за два года была проведена крупнейшая в мировой истории операция по перераспределению прав собственности: 70% акций перешло во владение граждан. Именно здесь кроются причины своеобразных трудовых отношений в Японии, олицетворение работников своей компании как семьи, заинтересованность в делах фирмы, В личном вкладе в деятельность своей компании.
В ходе демонополизации были также распущены концерны, холдинговые компании. Не были затронуты только банки, на которых до недавнего времени покоилось могущество японской экономики. Был введен в действие и антимонопольный закон, специально написанный для Японии в Соединенных Штатах.
И в самую последнюю очередь, когда американская оккупация Японии уже подходила к концу, в стране была проведена так называемая шоковая терапия Доджа (по имени автора — Джорджа Доджа, управляющего Детройтского банка: Дж. Додж известен также разработкой проекта денежной реформы в послевоенной Западной Германии). «Шоковая терапия», как и все японские реформы, была комплексной программой. Она включала в себя:
• бюджетную реформу, основой которой стали баланс государственных доходов и расходов по всем статьям, отмена субсидий убыточным предприятиям, сокращение расходов на управление, фиксация государственного аппарата;
• новую кредитную политику, направленную на предотвращение кредитной экспансии, выдачу ничем не обеспеченных кредитов;
• ценовую реформу, которая заключалась в отмене фиксированных цен;
• валютную реформу, установившую фиксированный курс японской йены по отношению к американскому доллару на уровне 360 йен за доллар.
Интересно, что в результате проведенной ценовой реформы после отмены фиксированных цен рыночные цены установились между уровнем цен «черного» рынка и бывшими фиксированными цепами, чему способствовали рост производства в японской экономике и даже некоторое перепроизводство на внутреннем рынке. Что же касается валютной реформы, то курс 360 йен на доллар был выведен американскими аналитиками, рассчитывающими на стабилизацию денежного обращения в Японии. Тем не менее курс японской валюты был явно завышен и на первых порах тормозил рост экспорта.
Самым важным результатом «шоковой терапии» по-японски стало то, что стране удалось избежать инфляции после отмены фиксированных цен. Напротив, Д. Макартур проводил в Японии дефляционную политику: денежная эмиссия была сведена к нулю, было достигнуто долговременное стабильное положительное сальдо государственного бюджета, уровень процентных ставок был зафиксирован на очень низком уровне. Отмена контроля над частной предпринимательской деятельностью привела к жесткой рыночной дисциплине, которую в немалой степени диктовала стабильная йена. Тем не менее, возникла проблема финансовой базы: многие японские предприятия нуждались в значительных инвестициях. Для решения данной проблемы американцы предложили Японии провести налоговую реформу.
Налоговая реформа для Японии была разработана профессором Колумбийского университета Шоуиом, она состояла из следующих основных положений:
• был снижен до 35% максимальный уровень налогового бремени;
• были упорядочены амортизационные отчисления компаний, сформированы резервные фонды нераспределенной прибыли корпораций, произошла переоценка балансовой стоимости имущества предприятий и земли по реальному рыночному уровню цен.
Основной результат налоговой реформы Шоупа — создание стимулов к накоплению капитала, а Япония, как известно, до сих пор отличается высокой нормой накопления и мощным инвестиционным потенциалом.
После реформы Доджа всю экономическую политику оккупационные власти полностью передали японскому правительству. США перестали оказывать Японии финансовую и консультационную помощь, а от Д. Макартура потребовали снятия Японии с американского иждивения.
Японские реформы 1940-х гг. стали примером одних из самых удачных реформ XX в. Они характеризуются прежде всего комплексностью и постепенностью. Их главная особенность в том, что проводились они насильственным путем: оккупационные власти выступали в роли либеральных реформаторов, а японские власти претворяли реформы в жизнь под жестким государственным контролем. Именно послевоенные реформы заложили основу современной процветающей Японии, трансформировали японскую экономику из военно-феодального капитализма в рыночную систему.
Модель развития японской экономики
Итак, после демилитаризации и ухода из страны оккупационной армии Япония получает в свое распоряжение преобразованную экономику, которая начинает постепенно отвоевывать себе место под солнцем в системе мирохозяйственных связей. До 1970-х гг. для Японии была характерна экстенсивная модель роста, особенностью которой стали:
1. Ориентация на вертикальные формы участия в международном разделении труда. Япония, не обладавшая собственными ресурсами полезных ископаемых, фактически превратилась в страну — фабрику по переработке импортного сырья. На территории Японии происходила комплексная переработка сырья в готовую продукцию, был размещен практически весь производственный цикл традиционных тяжелых отраслей промышленности (сталелитейная, нефтеперерабатывающая, химическая индустрии). Готовая продукция предназначалась главным образом для экспорта в развитые страны.
2. Максимальное использование «эффекта масштаба производства» в целях экономии на производственных издержках. Япония достигла значительной концентрации производств в основных промышленных областях страны. Гигантские заводы наращивали объемы выпуска продукции, а издержки в расчете на единицу выпускаемой продукции снижались.
3. Заимствование и освоение передового научно-технического опыта.
В первые послевоенные годы у Японии практически отсутствовала собственная научно-техническая база в гражданской промышленности, поэтому передовые технологии приходилось импортировать. Постепенно заимствованные технологии улучшались и совершенствовались, стали появляться и собственные разработки, в ряде случаев не уступающие лучшим мировым аналогам.
4. Доминирующая роль государства в рамках системы государственного регулирования экономики. Господствовавшая кейнсианская доктрина регулирования совокупного спроса поставила ведущие отрасли японской экономики (особенно банковскую сферу) под контроль государства, которое само выбирало приоритеты в своей промышленной политике. Для экономики была характерна система государственных заказов, а в сфере кредитно-денежной политики приоритетом стал контроль над уровнем процентных ставок.
Экстенсивная модель дала Японии самые высокие среди развитых стран мира темпы экономического роста. За период 1960-1973 гг. средние темпы роста составили 14%, что позволило говорить о японском экономическом чуде, и Японию стали называть не иначе как Страной восходящего солнца. Для японской экономики периода 1960-х — начала1970-х гг. были характерны такие черты, как:
• интенсивный инвестиционный процесс, строительный бум, техническая модернизация промышленности;
• бурное развитие металлургии и машиностроения;
• ориентация на экспортное сырье в необработанном виде (нефть, железные руды и т. п.);
• энерго-, материале- и трудоемкость производства;
• рост экспорта.
Япония успешно решила стоявшую перед ней первоочередную задачу ликвидации отставания от других развитых стран. Структура производства и экспорта сместилась в пользу отраслей тяжелой промышленности. Было достигнуто положительное сальдо платежного баланса. Обеспечена полная занятость рабочей силы.
Тем не менее у японской сверхиндустриализации были и определенные негативные последствия. Так, бурный рост отраслей тяжелой промышленности привел к сильному загрязнению окружающей среды. В 1970-е гг. Япония считалась самой грязной в экологическом плане страной мира. Ввиду ограниченности ресурсов стали сказываться пределы дальнейшего расширения производства. В условиях полной занятости проявил себя дефицит трудовых ресурсов, особенно ощутимой стала нехватка молодежи на рынке труда. Наблюдались диспропорции в размещении производства: чрезмерная концентрация промышленности была характерна для центральной части страны, в то время как север страны оставался депрессивной областью.
Первая половина 1970-х гг. поставила под сомнение дальнейшее развитие Японии по экстенсивному пути. «Нефтяной шок» 1973-1974 гг. показал уязвимость экономики Японии от поставок импортных энергоресурсов. Экономический кризис 1974-1975 гг. поставил под вопрос и японский экспорт ввиду падения мирового спроса на готовые изделия. Таким образом, экспортноориентированная модель развития экономики Японии стала нуждаться в серьезных корректировках. Стало сказываться и технологическое отставание Японии, импортировавшей в ту пору передовые технологии из других стран мира. Япония нуждалась в смене стратегии развития, в переходе на новую, интенсивную модель экономического роста.
Курс на такую модель был взят в середине 1970-х гг. Характерными чертами новой модели развития Японии стали:
1. Интенсификация использования производственных ресурсов. Были снижены издержки производства за счет экономии на расходах сырья и материалов, более эффективно стали использоваться трудовые ресурсы.
2. Изменения в отраслевой структуре производства и занятости. На первый план выходят наукоемкие отрасли, такие как машиностроение, электроника, новые материалы, телекоммуникации. Была повышена доля сферы нематериального производства, прежде всего стоит отметить развитие торговли, финансовых услуг, логистики (вспомним знаменитую японскую систему поставок just-in-time), маркетинга, рекламы.
3. Резкое усиление роли НТП в экономике. Было значительно увеличено финансирование сферы НИОКР (по такому показателю, как доля расходов на НИОКР в ВВП, Япония находится на одном уровне с США, Германией и Израилем — порядка 3%). Результаты не замедлили проявиться: Япония начала производить собственные технологии помимо заимствованных. Отставая по ряду позиций в фундаментальных исследованиях, Япония лидирует в прикладных разработках (гражданские технологии).
4. Изменение внешнеэкономической стратегии. Осуществлен переход от ориентации на экспорт товаров к экспорту капиталов. Япония стала осуществлять широкомасштабные инвестиции (прямые и портфельные) за рубежом. Была сделана ставка на рынки Юго-Восточной Азии и США. Позднее в сферу интересов японских инвесторов вошла Западная Европа.
5. Смена приоритетов в системе государственного регулирования экономики. Изменение касалось перехода от административно-финансового регулирования (контроль за процентной ставкой, кредитная экспансия, государственное предпринимательство) к косвенным методам государственного вмешательства в экономику (подавление инфляции, контроль денежной массы, обеспечение стабильности курса национальной валюты). Основной целью новой макроэкономической политики государства стало создание рыночного механизма формирования такой политики.
В 1980-е гг. в Японии была проведена администативно-финансовая реформа, в ходе которой был денационализирован ряд предприятий, произошла корректировка кредитно-денежной политики, сократились социальные расходы государства. Новая налоговая реформа увеличила роль косвенных налогов в экономике: с 3 до 5% был повышен налог с оборота.
Результатом перехода на интенсивную модель развития стало повышение эффективности японской экономики, превращение Японии в один из главных центров мировой экономики, лидерство Японии в прикладных НИОКР, усиление роли японской йены как мировой валюты.
Успехи новой японской модели экономики были очень тесно связаны также с н и жеследу ю щи м и факторам и:
• Наличие высококвалифицированной рабочей силы. В послевоенный период Япония совершила настоящий рывок в сфере образования, куда были сделаны значительные инвестиции; нации был привит культ образования (традиционная японская школа с жесткой директивной моделью обучения, большой продолжительностью учебного дня, знаменитой зубрежкой сыграли немаловажную роль в данном процессе). В итоге почти 90% японских рабочих имеют уровень знаний, соответствующий степени бакалавра. Вполне естественно, что данный фактор представляет весьма значительный потенциал для дальнейшего развития Японии.
• Благоприятная внешняя среда. Если Вторая мировая война отнюдь не способствовала укреплению экономических и политических связей Японии с мировым сообществом, то демилитаризация страны в конце 1940-х гг. очень быстро вызвала благоприятное расположение внешнего окружения. Положительно повлияла на внешнеэкономические связи и эпоха холодной войны. Япония пользовалась благосклонностью США и стран Западной Европы, импортировала передовые дешевые технологии, проводила реконструкцию промышленности на базе закупок зарубежного высокотехнологичного оборудования. Японский экспорт, который стал конкурентоспособным ввиду своей дешевизны из-за низких издержек вследствие эффекта масштаба, шел в США, Европу и страны Азии, ставшие основными внешнеторговыми партнерами Японии.
• Кооперация государства и бизнеса. Одно из принципиальных отличий японской экономики заключается в своеобразном партнерстве государства и бизнеса. Государство разрабатывает стратегию промышленного развития, создает условия для определенных отраслей и меняет свои приоритеты в зависимости от решения запланированных задач. Наглядно представить данную модель развития можно в виде таблицы, демонстрирующей «лесенку», по которой Япония поднялась из послевоенной разрухи к вершине успеха (табл. 12.1). В первые послевоенные годы у Японии был в наличии всего один ресурс — дешевая избыточная рабочая сила. Страна не располагала ни природными ресурсами, ни запасом капитала. Соответственно в промышленной политике 1950-х — первой половины 1960-х гг. государством был выбран курс на развитие текстильной промышленности и отраслей, связанных с производством дешевых (и невысокого качества) товаров потребительского назначения. Трудоемкие отрасли быстро решили проблему занятости и доходов населения, а зарабатываемая прибыль шла на финансирование развития базовых отраслей экономики (тяжелой и химической промышленности). Государство строго контролировало инвестиционный процесс, направляя средства в адрес приоритетных на данный момент отраслей. По мере развития в конце 1950-х— начале 1970-х гг. тяжелой и химической промышленности инвестиции направлялись в группу отраслей, связанных с поточным производством (автомобилестроение, бытовая и промышленная электроника и электротехника, станкостроение), а с укреплением позиций и этих отраслей (к началу 1970-х гг.) государство стало поддерживать отрасли высоких технологий. Таким образом, начав фактически с пустого места, с ручного труда на «фанерном» оборудовании, Япония к настоящему времени и обзавелась собственной мощной научно-технической базой, и стала ведущим мировым экспортером капитала. Тесное партнерство государства и бизнеса в Японии продолжается до сих пор. Доля компаний так называемого третьего сектора, совместно финансируемых государством и частными собственниками, в экономике страны немалая. В 1996 г. насчитывалось 9344 таких компаний, в которых трудилось свыше 210 тыс. человек. Акционерный капитал компаний данного типа соответствует 3,8 трлн. йен (около $32 млрд.). Впрочем, практически все компании «третьего сектора» являются убыточными, что усугубляет ситуацию в сфере государственных финансов страны. Система организации и управления бизнесом. Здесь следует сделать акцент на таких особенностях, как сетевая система организации фирм и модель управления производством.
Таблица 12.1. Эволюция структуры промышленности Японии в послевоенный период
Отрасли | Этапы развития | ||||
Приоритет отраслей | I 1950-1965 гг. | II Конец 1950-х— начало 1970-х гг. | III Конец 1960-х гг.— настоящее время | IV С начала 1980-х гг. по настоящее время | |
Отрасли высоких технологий |
| Биотехнологии, оптоэлектроника, новые материалы, полупроводники | |||
Поточное производство |
| Автомобилестроение, электроника, станкостроение | |||
Тяжелая и химическая промышленность |
| Черная металлургия, судостроение, нефтехимия |
|
| |
Трудоемкие отрасли | Текстильная промышленность и производство несложных потребительских товаров |
|
|
Широко известная сетевая система организации компаний кейретсу заключается в том, что практически все японские фирмы взаимосвязаны друг с другом через систему участий либо через особые доверительные отношения между клиентами и поставщиками. На практике это означает кооперацию между производителями и потребителями, финансирование различных проектов на основе взаимного доверия и круговой поруки. Такая система создает особую атмосферу всеобщей заинтересованности и взаимозависимости друг от друга, ведет к стабильным долговременным связям и снижает фактор неопределенности в бизнесе. Японская модель управления производством .нацелена на быструю адаптацию к потребностям клиентов, в ее основе лежит приоритет спроса, ее отличает чрезвычайно высокая степень гибкости.1 Классический пример — модель управления корпорации Toyota, в" свое время выигравшей в конкурентной борьбе с не отвечающей нуждам потребителей моделью управления производством компании Ford. Организация международного производства, горизонтальная форма интеграции японских ТНК, финансово-промышленных групп, коллективный труд (контроль на рабочем месте, кружки качества, пожизненный найм), система оптимизации поставок и снижения издержек канбан — все это отличительные черты японской системы управления бизнесом. Используя теорию конкурентных преимуществ наций Майкла Портера, можно с уверенностью утверждать, что скудные природные богатства Японии, традиционное трудолюбие, желание сбросить комплекс неполноценности и обиды от проигрыша во Второй мировой войне, разумная государственная экономическая политика и стратегия развития компаний, привередливость японских потребителей и быстрая адаптация к ней японских фирм, благосклонность внешних факторов (не будем забывать о Дугласе Макартуре и американских профессорах, реформировавших японскую экономику) в итоге привели к наличию у Японии устойчивых конкурентных преимуществ в целом спектре отраслей. Начав со стадии, движимой единственным фактором — дешевой неквалифицированной рабочей силой, Япония в кратчайшие сроки (и это уникальный пример в мировой истории) достигла стадии, движимой инновациями, и задает тон в мировом научно-техническом прогрессе.
- Сравнительный менеджмент
- Глава 1 Возникновение и эволюция сравнительного менеджмента
- 1.1. Сравнительный менеджмент как учебная дисциплина и раздел теории и практики менеджмента на Западе
- 1.2. Предмет курса «Сравнительный менеджмент»
- 1.3. Возникновение сравнительного менеджмента в России
- Глава 2 Культура в сравнительном менеджменте
- 2.1. Теории культуры
- 2.2. Классификации деловых культур
- 2.3. Исследования г. Хофстеде
- 2.4. Измерение культуры ф. Тромпенаарсом
- 2.5. Кластеризация культур
- 2.6. Конвергенция и дивергенция
- Глава 3 Культура и стили руководства
- 3.1. Теоретические модели управления
- 3.2. Факторы формирования стиля руководства
- 3.3. Стиль принятия решений
- Глава 4 Управление мотивацией в сравнительном менеджменте
- 4.1. Мотивационная дифференциация в мультннациональном коллективе
- 4.2. Влияние культурно-странового контекста на мотивационные изменения
- 4.3. Практика стимулирования труда в различных странах
- Глава 5 Коммуникации в системе сравнительного менеджмента
- 5.1. Коммуникация как процесс
- 5.2. Межкультурная коммуникация
- 5.3. Стили коммуникации
- 5.4. Коммуникационные потоки
- 5.5. Каналы коммуникации и современные информационно-коммуникационные технологии
- 5.6. Культурные шумы в коммуникационном процессе
- 5.7. Коммуникация и языковые барьеры
- 5.8. Невербальная коммуникация
- 5.9. Управление кросс-культурной коммуникацией
- 5.10. Способы преодоления языковых барьеров в международном бизнесе
- Глава 6 Менеджмент сша
- 6.1. Экономико-географическая характеристика
- 6.2. Теория конкурентоспособности наций м. Портера
- Глава 7 Менеджмент в Европе
- 7.1. Модели экономического развития и роль государства в экономике стран Европейского союза
- 7.2. Многообразие деловых культур и менеджмент в Европе
- 7.3. Концепция евроменеджмента
- 7.4. Профиль евроменеджера
- Глава 8 Немецкая модель менеджмента
- 8.1. Общая характеристика экономики Германии
- 8.2. Немецкая деловая культура и стиль управления
- 8.3. Модель менеджмента
- Глава 9 Французская модель менеджмента
- 9.1. Экономика Франции
- 9.2. Французская модель менеджмента
- Глава 10 Менеджмент в Великобритании
- 10.1. Общая характеристика страны
- 10.2. Модель менеджмента
- Глава 11 Шведская модель менеджмента
- 11.1. Скандинавская модель экономики
- 11.2. Шведская модель менеджмента
- Глава 12 Японская модель менеджмента
- 12.1. Экономико-географическая характеристика и национальная специфика развития
- 12.2. Особенности послевоенного развития Японии
- 12.3. Информационные технологии в Японии
- 12.4. Японская модель менеджмента
- 12.5. Экономическая ситуация в Японии на рубеже XX-XXI вв. И кризис японской модели экономики и управления
- Глава 13 Менеджмент Кореи
- 13.1. Общая характеристика экономики Республики Корея
- 13.2. Корейский менеджмент
- Глава 14 Китайский менеджмент
- 14.1. Общая характеристика
- 14.2. Китайский менеджмент